Виды и классификация ощущений
По известным еще древним грекам пяти органам чувств выделяют следующие виды ощущений: зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, осязательные (тактильные). Кроме того, существуют промежуточные ощущения между тактильными и слуховыми – вибрационные.
Есть и сложные ощущения, состоящие из нескольких самостоятельных анализаторных систем: н-р:
· - осязание – это тактильные и мышечно-суставные ощущения;
· - кожные ощущения включают в себя тактильные, температурные и болевые.
· - ощущения органические (голод, жажда, тошнота);
· - статические
· - ощущения равновесия, отражающие положение тела в пространстве.
Выделяют следующие критерии и классификации ощущений:
1. По месту расположения рецепторов:
А). Рецепторы экстероцептивных ощущений расположены на поверхности тела и принимают раздражения из внешнего мира
Б). Рецепторы интероцептивных (органических) ощущений расположены во внутренних органах и сигнализируют о функционировании последних. Эти ощущения образуют органическое чувство (самочувствие) человека.
В). Интеромодальные (вибрация костей, рук, черепа, грудного резонатора при пении). При интеромодальных ощущениях нередко происходит замещение одного вида ощущений другим.
Г). Неспецифические ощущения: при сильном, ярком свете или звуке, возникают болевые ощущения. Это шестое чувство слепых, кожная свето-чувствительность.
2. По наличию или отсутствию непосредственного контакта с раздражителем, вызывающим ощущения, экстероцептивные ощущения делятся на:
А). Контактные ощущения предполагают непосредственное взаимодействие с раздражителем. К ним относятся: вкусовые, кожные, болевые, температурные и др.
Б). Дистантные ощущения обеспечивают ориентировку в ближайшей среде – это зрительные, слуховые и обонятельные ощущения.
В). Особым подклассом интероцептивных ощущений являются ощущения проприоцептивные, рецепторы которых расположены в связках, мышцах и сухожилиях и получают раздражения из опорно-двигательного аппарата. Эти ощущения также свидетельствуют о положении тела в пространстве.
Г). Ощущения имеют ряд характеристик и закономерностей, проявляющихся в каждом виде чувствительности. Можно выделить три группы закономерностей ощущений:
· Временные соотношения между началом (концом) действия раздражителя и возникновением (исчезновением) ощущений:
-начало действия раздражителя и возникновение ощущений не совпадают – ощущение возникает несколько позже начала действия раздражителя, поскольку нервному импульсу необходимо некоторое время для того, чтобы доставить информацию в корковый отдел анализатора, а после произведенного в нем анализа и синтеза – обратно к рабочему органу. Это так называемый скрытый (латентный) период реакции;
- ощущения исчезают не сразу с концом действия раздражителя, иллюстрацией чему могут служить последовательные образы – положительные и отрицательные. Физиологический механизм возникновения последовательного образа связан с явлениями последствия раздражителя не вызывает мгновенного прекращения процесса раздражения в рецепторе и возбуждения в корковых частях анализатора.
Д). Соотношение ощущений и интенсивности раздражителя. Не всякая сила раздражителя способна вызвать ощущение – оно возникает при воздействии раздражителя известной интенсивности. Принято различать порог абсолютной чувствительности и порог чувствительности к различению. Минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности. Между чувствительностью и силой раздражителя существует обратная зависимость: чем большая сила нужна для возникновения ощущения, тем ниже чувствительность. Могут быть и пороговые раздражители, которые не вызывают ощущений, поскольку сигналы о них не передаются в головной мозг. Раздражители, имеющие силу менее пороговой, не вызывают ощущений. Они называются подпороговыми и не осознаются, однако могут проникать в подсознание, определяя поведение человека, а также составляя основу его сновидений, интуиции, неосознанных влечений. Исследования психологов показывают, что подсознание человека может реагировать на очень слабые или очень короткие раздражители, которые не воспринимаются сознанием.
Максимальная величина раздражителя, которую способен адекватно воспринять анализатор (иными словами, при которой еще сохраняется ощущение данного вида), называется верхним абсолютным порогом чувствительности. Меняет сам характер ощущений (чаще всего – на болевой). Например, при постепенном увеличении температуры воды. Человек начинает воспринимать не тепло, а уже боль. Тоже самое происходит при сильном звуке или давлении на кожу.
Интервал между нижним и верхним порогами называется диапазоном чувствительности. Установлено, что диапазоном чувствительности цвета являются колебания электромагнитных волн частотой от 390 (фиолетовый) до 780 (красный) миллимикрон, а звука – колебания звуковых волн от 20 до 20 000 Герц. Свервысокие по интенсивности раздражители вместо ощущений определенного вида вызывают боль.
Порог чувствительности к различению (дифференциальный) – это минимальное различие между двумя раздражителями, которое вызывает едва заметное различие ощущений. Другими словами, это наименьшая величина, на которую надо изменить (увеличить или уменьшить) интенсивность раздражителя, чтобы возникло изменение ощущения. Немецкие ученые – физиолог Э.Вебер и физик Г Фехнер – сформулировали закон, справедливый для раздражителей средней силы: отношение добавочного раздражителя к основному есть величина постоянная. Эта величина для каждого вида ощущений является определенной: для зрительных – 1/1000, для слуховых – 1/10, для тактильных – 1/30 от первоначальной величины раздражителя.
3. Изменение чувствительности анализатора. Это изменение можно проиллюстрировать на примере таких закономерностей ощущений. Как адаптация, сенсибилизация и взаимодействие:
А). Адаптация ( от лат приспосабливать, прилаживать, привыкать) – это изменение чувствительности под влиянием постоянно действующего раздражителя. Адаптация зависит от условий окружающей среды. Общая закономерность такова: при переходе от сильных раздражителей к слабым. Чувствительность повышается, и наоборот, при переходе от слабых к сильным – снижается. Биологическая целесообразность этого механизма очевидна: когда раздражители сильны, тонкая чувствительность не нужна, когда же они слабы, то важна способность улавливать их.
Различают:
· Позитивная (повышенная, положительная, темновая) адаптация связана с повышением чувствительности под влиянием слабого раздражителя. Так. При переходе из света в темноту площадь зрачка увеличивается в 17 раз, происходит переход от колбочкового зрения к палочковому, но в основном увеличение чувствительности происходит за счет условно-рефлекторной работы центральных механизмов анализатора
· Негативная (пониженная, отрицательная, световая) адаптация может проявляться как понижение чувствительности под действием сильного раздражителя и как полное исчезновение ощущений в процессе длительного действия раздражителя.
· Взаимодействие анализаторов (полное исчезновение ощущений в результате длительного воздействия раздражителя), которое проявляется в изменении чувствительности одной анализаторной системы под влиянием деятельности другой. Общая закономерность взаимодействия ощущений может быть выражена в такой формулировке: слабые по интенсивности раздражения одного анализатора повышают чувствительность другого, а сильные раздражения – повышают (н-р: через 1—2 минуты человек перестает ощущать какой-то запах в помещении).
Б). Сенсибилизация – повышение чувствительности. Это обострение чувствительности в следствие изменения внутреннего состояния условий организма. Она может проявляться в двух сферах:
- в результате упражнений органов чувств, тренированности;
- как необходимость компенсации сенсорных дефектов. Дефект работы одного анализатора обычно компенсируется усиленной работой и совершенствованием другого (н-р: у дошкольника острота зрения в игровой ситуации в 1,5 раза выше, чем без игры; цифры в темноте различаются раньше, чем не оформленные пятна).
В). Синестезия – частный случай взаимодействия ощущений, при которой происходит совместная работа органов чувств; при этом качества ощущений одного вида переносятся на другой вид ощущений и возникают соощущения. Изменение чувствительности к ощущениям, вплоть до появления другого ощущения. В обычной жизни синестезии используются очень часто: «бархатный голос», «кричащий цвет», «сладкие звуки», «холодный тон», «острый вкус» и т.п. (Цветной слух – композитор Скрябин, Римский-Корсаков обладали цветным слухом. Музыка вызывала у них цвет).
Свойства ощущений
Ощущениям присущи определенные свойства: адаптация, контраст, пороги ощущений, сенсибилизация, последовательные образы:
1. Адаптация – повышение или понижение чувствительности анализаторов в результате непрерывного или длительного воздействия раздражителей. Так происходит изменение чувствительности зрительных рецепторов при привыкании человека к яркому свету или темноте.
2. Контраст – слабые раздражители увеличивают чувствительность к другим одновременно действующим раздражителям, а сильные уменьшают эту чувствительность.
3. Пороги ощущений.
4. Сенсибилизация – может быть двух видов: как результат компенсации сенсорных дефектов – улучшение слуха у слепых людей; как результат профессиональной деформации (н-р: обычный человек различает просвет 0, 05 – 0, 1 мм, а опытный шлифовальщик – 0, 0005 мм).
5. Последовательные образы – выражаются в продолжении ощущения, когда действие раздражителя уже прекратилось. При ощущении рецептор того или иного органа чувств некоторое время находится в состоянии возбуждения. После прекращения воздействия раздражителя, возбуждение в рецепторе пропадает не сразу (н-р: после выключения телевизора человек еще продолжает видеть изображение, после выключения звука он еще несколько мгновений звучит в сознании).
ВОСПРИЯТИЕ
Понятие восприятия
В процессе познавательной деятельности человек имеет дело с отдельными свойствами предметов и явлений. Обычно предмет выступает в совокупности различных свойств и частей. Цвет, форма , величина, запах, издаваемые звуки, вес предмета одновременно вызывают различные ощущения, находящиеся в тесной связи друг с другом. На основе взаимосвязи и взаимозависимости различных ощущений совершается процесс восприятия. Такие формы отражения, как ощущения и восприятие – звенья единого процесса чувственного познания.
Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предмета (холодное, шероховатое, зеленое), то восприятие дает целостный образ предмета. Восприятие предполагает наличие разнообразных ощущений, оно невозможно без ощущений, а ощущения - составная часть восприятия, но восприятие - не простая сумма ощущений, получаемых от того или иного предмета, а качественно и количественно новая ступень чувственного познания, включает и прошлый опыт человека в виде представлений и знаний.
Восприятие – это сложный познавательный процесс, связанный с отражением предметов и явлений окружающей действительности в целостности и совокупности их частей и свойств, при непосредственном воздействии на органы чувств.
Процесс восприятия протекает в тесной связи с другими психическими процессами: мышлением, речью, памятью, вниманием, волей, направляется мотиваций, имеет аффективно-эмоциональную окраску. Восприятие – более сложный процесс, чем ощущения, не пассивное копирование мгновенного воздействия, а живой, творческий процесс познания, сложная деятельность, важной частью которой являются движения.
Выделяются четыре уровня перцептивного действия:
1. Обнаружение (есть ли стимул?).
2. Различие (формирование перцептивного образа эталона) – эти два действия относятся к перцептивным.
3. Идентификация – отождествление воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти.
4. Опознание – отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее; последние два действия относятся к опознавательным.
Восприятие представляет собой систему перцептивных действий, овладение которыми требует специального обучения и практики. Сам процесс восприятия во многом зависит от апперцепции (прежний опыт), т.е процесс восприятия базируется на прежнем опыте, на апперцепции.
В жизни человека восприятие имеет огромное значение – это основа ориентации в окружающем мире, в обществе, необходимый компонент общественных отношений, восприятия человека человеком, так как общение начинается с перцептивной стороны.