Педагогически целесообразных отношений
В любой образовательной системе в структуре учебной деятельности, как деятельности–взаимодействия участников образовательного процесса, самым высшим уровнем, оказывающим значительное влияние на другие ее четыре подструктуры, является уровень отношений: между учителем и учеником, учеником и родителями, учеником и одноклассниками, преподавателем и студентом, студентом и сокурсниками. Оптимальное функционирование этой подструктуры может быть обеспечено за счет соответствующей психолого-педагогической технологии установления педагогически целесообразных отношений. Основой при разработке этой технологии являются знания педагога об индивидуально-психологических особенностях студентов; закономерностях психологии общения; межличностных и внутриличностных конфликтах и т.д.
Принимая во внимание, что успех любой деятельности определяется активностью личности и ее оптимальным психическим состоянием, отметим, что активность бывает (в зависимости от индивидуальных особенностей личности) внешняя и внутренняя, что в общении активизируются психические познавательные процессы и познавательная деятельность в целом, а оптимальному психическому (эмоциональному) состоянию способствуют отношения доверия, взаимопонимания и сотрудничества.
Прежде чем ответить на вопрос «как обеспечить педагогически- целесообразные отношения»?, проанализируем, что дает преподавателю знание индивидуально-психологических особенностей студентов? Анализ проведен в табличной форме, представленной ниже.
Индивидуально - психологическая особенность | Значение знания этой особенности для педагога при взаимодействии со студентами |
ТЕМПЕРАМЕНТ – проявление на психологическом уровне (общения, деятельности) свойств нервной системы, особенностей высшей нервной деятельности (ВНД) | Знание активности личности, ее эмоциональ- ной устойчивости или неустойчивости, а также об особенностях восприятия и переработки информации в зависимости от типа ВНД, об особенностях индивидуального стиля деятельности и (частично) об особенностях когнитивных стилей – стилей индивидуальной познавательной деятельности, стилей восприятия и переработки информации |
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИММЕТРИЯ–АСИММЕТРИЯ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА | Знание о выраженности у студента смешанного – художественно-мыслительного, мыслительно - художественного, художественного или мыслительного типа личности и связанных с этим различиях в восприятии и переработке информации, мыслительной деятельности, в особенностях памяти и когнитивных стилей, особенностях принятия решений, рационализме или иррационализме |
ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ ТЕМПЕРАМЕНТА | Знание об эргичности (активности, напряженно сти), пластичности, темпе, эмоциональности личности в индивидуальной или предметной деятельности и при взаимодействии с социальной средой |
ВЫБОР ОСНОВНЫХ РАБОЧИХ ЦВЕТОВ (красного, зеленого или желтого) | Знание о проявлении личностью интереса к окружающей среде или к себе, ее активности или пассивности, потребности действовать и добиваться успеха, в самоутверждении или смотреть вперед и надеяться, силе воли, гибкости воли, спонтанности в действиях |
АЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА | Знание об акцентуациях характера по демонстративному, циклоидному, лабильному – чувствительному, гипертимному, астениче- скому, эпитимному – сложно-противоречивому беспокойно-тревожному, психастеническому, аутистическому – творческому, неустойчивому типам и самооценке |
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ общего интеллекта (вербального и невербального), психических познавательных процессов (аналитических и интегральных), творческих способностей | Знание об интеллектуальном развитии личности, уровне сформированности психических познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти – логической, объема кратковременной, мышления (образного, логического, пространственного), воображения, речи, способностей к целепола- ганию, программированию, прогнозированию, антиципации (предвосхищению), технических и эстетических, творческих способностях |
СКЛОННОСТИ К ПРЕДМЕТНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | Знание о склонностях студентов, технического вуза к инженерно-технической или инженерно-гуманитарной профессиональной деятельности: инженера-конструктора, проектировщика, исследователя-разработчика, технолога, оператора, эколога, экономиста, менеджера, инженера-педагога, социолога |
А теперь ответим на вопрос: какими должны быть отношения преподавателя со студентами, обладающими теми или иными особенностями, чтобы они способствовали активизации и эффективности их познавательной деятельности?
Темперамент является значимой характеристикой личности, несмотря на некоторую условность его деления на четыре типа. Особенности темперамента, как свидетельствует проведенные исследования, могут проявляться и оказывать влияние на функционирование всех подструктур учебной деятельности. Они проявляются на уровнях:
· отношений, – в коммуникативных способностях – высоких у экстравертов, особенно сангвиников, и низких, ниже среднего у интровертов–флегматиков и меланхоликов;
· поведения, – в хорошей самоорганизации и саморегуляции интровертов (флегматиков и меланхоликов) и недостаточной самоорганизации экстравертов, особенно сангвиников;
· познавательной деятельности, – в особенностях стилей деятельности – планировании, систематичности, переключении на другую деятельность только после завершения предыдущей – у интровертов (флегматиков и меланхоликов), быстрой переключаемости с одного вида деятельности на другой, зачастую отсутствие систематичности – у экстравертов (более свойственной сангвиникам), спонтанность действий у холериков; в особенностях когнитивных стилей – чаще импульсивного у экстравертов, особенно у холериков, и обычно рефлексивного у интровертов – флегматиков и меланхоликов; в особенностях мнемических процессов, в высоком уровне предметной и социальной пластичности, предметного и социального темпа у экстравертов и низкого значения аналогичных свойств у интровертов и т.д.;
· психических состояний, – в эмоциональной устойчивости флегматиков и сангвиников и эмоциональной неустойчивости меланхоликов и холериков;
· физиологического обеспечения, – в высокой, внешне проявляемой активности экстравертов – холериков и сангвиников, и некоторой пассивности, внутренне проявляемой активности интровертов (флегматиков, меланхоликов).
Принимая во внимание сказанное выше и полагая, что педагогически
целесообразные отношения преподавателя со студентами способствуют активизации и эффективности познавательной деятельности учащихся, их хорошему эмоциональному состоянию и формированию мотивации к учебно-познавательной деятельности, считаем необходимыми следующие рекомендации к установлению таких взаимоотношений.
1. Внимательное отношение со стороны преподавателя, безусловно, необходимо к личности-индивидуальности каждого студента, но особенного внимания требуют студенты с высоким уровнем нейротизма, с высоким уровнем эмоциональной неустойчивости – интроверты и экстраверты, т.е. меланхолики и холерики. И те и другие эмоционально сильно реагируют, переживают, если не получилось задуманное, если результат не соответствует предполагаемому, запланированному, и на то, как их оценивают окружающие. Для меланхоликов ситуации зачетов и экзаменов, различных проверок являются стрессовыми. Эти же ситуации на холериков действуют возбуждающе и часто усиливают их импульсивность, которая в большинстве случаев оказывает неблагоприятное влияние на успешность их познавательной деятельности, как и заниженная самооценка, присущая большинству холериков и довольно часто проявляющаяся у меланхоликов. Заниженная самооценка, как правило, оказывает неблагоприятное воздействие на эмоциональное состояние и успешность учебной деятельности школьников и студентов. Поэтому для формирования адекватной, правильной самооценки у обладателей заниженной самооценки им необходимо подчеркивать те «плюсы», которые имеются у каждого из них, выражать уверенность в том, что при активной самостоятельной и систематической работе, при поддержке и консультации преподавателя может быть обеспечена успешность их учебной деятельности, а следовательно, и развитие способностей и интеллекта.
2. Эмоционально устойчивым и неустойчивым интровертам (флегматикам и меланхоликам), способным к рефлексии, планированию и самоорганизации, следует помочь установить цели (на весь период изучения какого-либо предмета), обеспечить их необходимым методическим материалом, выдать задачи-задания, указать необходимую литературу и по возможности перевести на индивидуальный план обучения. Причем сдержанных, часто сомневающихся и неуверенных в себе меланхоликов необходимо чаще хвалить, вселять в них уверенность, что у них все получится, что по особенностям своей высшей нервной деятельности они больше мыслители и им больше свойственно заниматься умственной деятельностью, но при этом следует делать перерывы, чтобы избежать перенапряжения нервной системы. Им, как и обладателям холерического темперамента, рейтинговая система контроля может скорее принести вред, чем пользу, так как установленные ими самими сроки выполнения тех или иных заданий могут не совпадать со сроками рейтингового контроля, а боязнь сделать что-то не в срок окажет неблагоприятное влияние на их психику, формируя беспокойство, тревогу, неуверенность в своих силах и даже неврозы.
С нашей точки зрения, рейтинговый контроль и оценка знаний наиболее подходит для эмоционально устойчивых экстравертов – сангвиников, которые, при наиболее благоприятном (по сравнению с другими темпераментами) сочетании свойств нервной системы (силе, подвижности и уравновешенности), но при недостаточном воспитании и самовоспитании, обладают неудовлетворительной для успешной учебной деятельности самоорганизацией. В этом случае рейтинг может способствовать формированию лучшей самоорганизации и успешности познавательной и учебной деятельности студентов с сангвиническим темпераментом. В соответствии с отмеченным, внимание к сангвиникам должно быть требовательным, обеспечивающим у них чувство ответственности, стремление к самоорганизации, саморегуляции своей деятельности, поведения и общения.
Активизировать познавательную деятельность флегматика можно за счет постановки далекой и значимой для него цели, а также хваля его за тщательно и правильно сделанную работу, предоставляя ему возможность что-то объяснять, показывать свои умения другим.
3. Авторитаризм недопустим по отношению к обладателям любого темперамента, ибо эмоционально неустойчивых меланхоликов и флегматиков он будет затормаживать, а на холериков и сангвиников оказывать возбуждающее воздействие.
4. При установлении педагогически целесообразных отношений и организации познавательной деятельности школьников, студентов педагогам следует ориентироваться на результаты проведенного автором корреляционного анализа, позволившего установить корреляционные связи между экстраверсией, нейротизмом и характеристиками ОСТ В.М. Русалова. Эти результаты описаны в 4.1 и представлены на рис. 3.6, в соответствии с чем, экстравертам – сангвиникам и холерикам – присущи высокие уровни предметной и социальной пластичности, предметного и социального темпа, социальной эргичности, а низкие значения аналогичных свойств выражены у интровертов – флегматиков и меланхоликов.
5. Согласно результатам корреляционного анализа с экстраверсией положительно коррелируют акцентуации характера по демонстративному, гипертимному, эпитимному и неустойчивому типам, а с нейротизмом положительно коррелируют акцентуации характера по астеническому и психастеническому типам, которые наиболее часто бывают выражены у меланхоликов и холериков.
Педагогам необходимо больше внимания уделять студентам с акцентуацией характера по демонстративному типу, тогда они активно работают даже без особого контроля со стороны преподавателя, причем в их присутствии не следует хвалить кого-либо другого.
Особое внимание преподавателям следует уделять учащимся с акцентуацией характера по эпитимному (сложному-противоречивому) типу, у которого доброта сочетается со злостью, доброжелательность с агрессией, склонностью к лидерству и власти, основанной на «силе кулака». Активность таких личностей, направленная в нужное русло, будет использована на благо их самих и общества. Но, к сожалению, возможен и противоположный результат.
Требуют внимания студенты с акцентуацией характера по астеническому
и психастеническому типам. Для активной познавательной деятельности им необходима спокойная обстановка, перерывы в умственной деятельности, чтобы нервная система не перенапрягалась, исключение, по возможности, ситуаций, порождающих беспокойство и тревогу, нахождение возможностей для формирования у них адекватной самооценки, так как заниженная самооценка способствует порождению беспокойства, тревоги, неуверенности в себе, снижению активности.
Педагогу следует иметь в виду, что у обучающихся с акцентуацией характера по циклоидному типу (часто выраженному у холериков и меланхоликов) бывают довольно длительные периоды пониженного настроения и, соответственно, работоспособности, тогда как в период повышенного настроения их работоспособность высокая.
Личности с акцентуацией характера по сензитивному типу очень ранимы от несправедливости и в то же время требовательны к себе и другим, постоянно стремятся стать лучше, чем они есть, чрезвычайно совестливы за себя и других. По отношению к этим студентам особенно не следует допускать несправедливости, что может оказать очень неблагоприятное влияние на их эмоциональное состояние.
Студентам с акцентуацией характера по аутистическому (творческому)
типу более присущи познавательная активность и успешность учебной деятельности, высокий уровень развития интеллекта. С ними желательны отношения взаимопонимания и творческого сотрудничества, предоставление возможности самостоятельного решения сложных задач, проблем.
Довольно часто студенты, которые не определили свою профессиональную направленность, имеют выраженную акцентуацию характера по неустойчивому типу, что не всегда связано только с этим. Взаимодействие с ними следует направить в первую очередь на выяснение причин их пассивного отношения к познавательной деятельности и формирования мотивации к ней.
6. При установлении педагогически целесообразных отношений преподавателю немаловажно знать выраженность у студентов функциональной симметрии – симметрии полушарием головного мозга. Причем личности, у которых преобладают «правополушарные» или «право-левополушарные» функции, – более художественные, впечатлительные, ранимые и иррациональные натуры, им трудно принимать решения, т.к. перед его принятием они обычно анализируют различные варианты и стремятся выбрать наиболее оптимальный, с более благоприятными последствиями в будущем. Студенты с выраженными «левополушарными», «лево-правополушарными» функциями – больше мыслители, рационалисты, им легче принимать решения, т.к. при принятии решения они более опираются на логику и оценивают целесообразность тех или иных действий, деятельности в целом, чаще – применительно к существующей ситуации.
Преобладание или сочетание «правополушарных» и «левополушарных»
функций определяет различия в восприятии и переработке информации, мыслительной деятельности студентов, что необходимо учитывать при организации их познавательной деятельности, о чем будет сказано ниже, в
разделе 5.2.
Тест М. Люшера позволяет за минимально короткий срок (7 минут) получить представление об эмоциональном состоянии обучающегося и установить на основе анализа причины негативного эмоционального состояния с целью его коррекции.
В целом сказанное выше является рекомендациями, которые помогут преподавателям устанавливать со студентами педагогически целесообразные отношения, способствующие их благоприятному эмоциональному состоянию и познавательной активности. В то же время, недоучет педагогом индивидуально-психологических особенностей студентов в процессе взаимодействия с ними может не только снизить их активность, но и привести к нездоровью (психическому или физическому, соматическому).
Индивидуально-психологические особенности школьников, студентов необходимо учитывать и при организации педагогом учебного процесса по любой дисциплине, о чем будет сказано ниже.
5.2. Технология организации познавательной деятельности студентов с учетом их индивидуально-психологических особенностей
Одним из главных условий, обеспечивающих эффективность и успешность учебно-познавательной деятельности студентов, является организация учебного процесса с учетом особенностей стилей их познавательной деятельности. Среди этих особенностей особого внимания заслуживают межполушарные различия в восприятии, переработке информации, мыслительных процессах, памяти и т.д. При этом для правополушарных «художников» характерно целостное восприятие предметов, явлений, образно-пространственное мышление, синтез информации, хорошо развитая образная память, в большей степени дедуктивность мышления и его симультанность – возможность одномоментного схватывания многочисленных свойств объекта в их взаимосвязи друг с другом и взаимодействии со свойствами других объектов, что обеспечивает целостность восприятия», отмечается в психологическом словаре /1990, с. 27/.
«Правополушарные» предпочитают гештальт, синтез, музыку, искусства», – подчеркивает Бетти лу Ливер /156, с. 49/.
Для левополушарных «мыслителей» более свойственно восприятие элементов, деталей целого, дискретность и аналитичность мышления, с помощью которого «осуществляется ряд последовательных операций, обеспечивающих логически непротиворечивый анализ предметов и явлений по определенному числу признаков» /1990, с. 27/. «Левополушарные» предпочитают детали, анализ, словесность, науку /156, с. 49/. Им, видимо, более свойственно индуктивное мышление.
Наряду с отмеченным, преподавателям при организации учебно-познавате-
льной деятельности студентов с учетом их индивидуально-психологических особенностей необходимо иметь в виду следующее.
В процессе обучения у человека развивается и логическое, и образное
мышление, в связи с чем у «правополушарных» и «право-левополушарных», при преобладающем образном мышлении может быть высокоразвитым логическое мышление и синтез последнего с образным – пространственное мышление, а у «левополушарных» и «лево-правополушарных», при преобладании абстрактного мышления, может быть развито и образное мышление. Доказательством этого могут служить результаты диагностики образного и логического мышления у первокурсников, показывающие, что у большинства студентов высокий и выше среднего уровень развития образного мышления, средний и выше среднего уровень развития логического мышления. Что касается пространственного мышления, то его высокий уровень присущ, к сожалению, лишь некоторым (2–3) студентам в группе, обычно успешно занимающихся по различным дисциплинам.