К определенной профессиональной деятельности
Операторы – эмоционально-устойчивые экстраверты (сангвиники) с выраженным предприимчивым, практическим и социальным типами личности; со средним уровнем предметной эргичности и пластичности, социального темпа; при более высоком уровне социальной эргичности и предметного темпа, с уровнем несколько выше среднего предметной и социальной эмоциональности. У операторов доминирует акцентуация характера по демонстративному и эпитимному типам и выражена акцентуация характера по циклоидному и лабильному типам. У них доминирует образное мышление, выше среднего уровень логического мышления и общего интеллекта. Для операторов характерно доминирование право-левой асимметрии полушарий
головного мозга.
Экологи– в большей степени, эмоционально неустойчивые и, в меньшей степени, эмоционально устойчивые интроверты, т.е. меланхолики и флегматики с выраженным конвенциональным, практическим и эстетическим типами личности. У них ниже среднего уровень предметной и социальной эргичности, предметной и социальной пластичности, социального темпа, предметной и социальной эмоциональности, ниже, чем у всех других профессий, индекс общий и социальной активности и индекс адаптивности. У экологов выражена акцентуация характера по сензитивному, астеническому и аутистическому типам, выше среднего уровень логического и образного мышления, общего интеллекта, у них преобладает художественно-мыслительный тип.
Технологи – обычно эмоционально неустойчивые интроверты (меланхолики) с доминирующим конвенциональным и выраженным интеллектуальным и практическим типами личности. Им свойственны акцентуации характера по демонстративному, психастеническому и аутистическому типам, у них низкий уровень предметной эргичности, социальной пластичности, предметной и социальной эмоциональности и средний уровень социальной эргичности, предметной пластичности, предметного и социального темпа, индекса общей, социальной активности и индекса адаптируемости. У технологов более высокий уровень развития логического, чем образного мышления, выше среднего уровень развития общего интеллекта, у них чаще доминирует мыслительный тип.
Конструкторы (проектировщики)– обычно интроверты, чаще эмоционально неустойчивые (меланхолики) и реже эмоционально устойчивые (флегматики) с выраженным практическим и доминирующим эстетическим типами личности. У них проявляются акцентуации характера по демонстративному, лабильному, эпитимному, психастеническому и аутистическому типам; выше среднего уровень предметной и социальной эргичности, предметной пластичности, предметного и социального темпа, социальной и общей эмоциональности, достаточно высокий уровень общей и социальной активности и адаптивности. У конструкторов уровень развития образного мышления выше, чем логического, выше среднего уровень развития общего интеллекта, у них доминирует обычно художественно-мыслительный тип личности.
Разработчики-исследователи– эмоционально неустойчивые экстраверты (холерики) и эмоционально устойчивые интроверты (активные флегматики) с выраженным практическим, эстетическим и доминирующим предприимчивым типами личности. У них преобладают акцентуации характера по демонстративному, эпитимному и аутистическому типам, выше среднего уровень предметной и социальной эргичности, предметной пластичности и темпа, средний уровень предметной и социальной эмоциональности, достаточно высокий уровень общей и социальной активности и адаптивности. У разработчиков-исследователей выше среднего уровень логического мышления и высокий уровень развития образного мышления и общего интеллекта, у них обычно выражена право-левая асимметрия полушарий головного мозга.
Менеджеры– эмоционально устойчивые экстраверты (сангвиники) с доминирующим предприимчивым и с выраженными конвенциональным и практическим типами личности. У них проявляются акцентуации характера по демонстративному и эптимному типам и самый высокий уровень предметной и социальной эргичности, предметной пластичности, предметного и социального темпа, индекса общей и социальной активности и адаптивности при низком уровне предметной и социальной эмоциональности. У менеджеров средний уровень развития логического мышления и выше среднего уровень развития образного мышления и общего интеллекта, у них чаще выражена лево-правая асимметрия полушарий головного мозга.
Психологи, социологи, педагоги– чаще эмоционально неустойчивые интроверты (меланхолики), реже эмоционально устойчивые интроверты (флегматики) и экстраверты (холерики) У них доминирует социальный тип личности, выражен конвенциональный, интеллектуальный и эстетический типы личности. Для них характерен средний уровень предметной и социальной эргичности, предметной и социальной пластичности, выше среднего уровень предметного и социального темпа, предметной и социальной эмоциональности, общей и социальной активности и адаптивности. У будущих специалистов сферы «человек–человек» средний уровень развития логического мышления и высокий уровень развития образного мышления и общего интеллекта, у них выражены акцентуации характера по демонстративному, циклоидному, сензитивному, астеническому и аутистическому типам, чаще право-левая, реже лево-правая асимметрия полушарий головного мозга.
При сопоставлении индивидуально-психологических особенностей этой группы с контрольной группой педагогов выявилось больше общего, чем различий.