Склонностью к разным сферам профессиональной деятельности
Различные характеристики ОСТ В.М. Русалова для групп с разной профессиональной направленностью представлены на рис. 3–5.
Как видим, самый высокий уровень предметной эргичности у менеджеров и операторов, высокий – у разработчиков и преподавателей, а самый низкий – у экологов.
Социальная эргичность самая высокая у менеджеров, высокая – у разработчиков и операторов и самая низкая – у экологов.
Пластичность предметная наиболее высокая у менеджеров, разработчиков,
технологов, самая низкая – у экологов.
Социальная пластичность более высокая у технологов, экологов,
Темп предметный более высокий у менеджеров, разработчиков, операторов, средний – у других профессий, самый низкий – у экологов.
Социальный темп наиболее высокий – у менеджеров и конструкторов, ниже у психологов и преподавателей, самый низкий у экологов.
Эмоциональность предметная более высокая у операторов, достаточно высокая у психологов и преподавателей, самая низкая – у технологов.
Эмоциональность социальная самая высокая у преподавателей и
операторов, наиболее низкая – у экологов и технологов.
Рис. 3.5. Уровень выраженности характеристик ОСТ у лиц со склонностью к разным сферам профессиональной деятельности
ОСТ-контроль наиболее высокий у преподавателей, высокий у конструкторов и разработчиков, самый низкий у экологов.
Индекс общей активности самый высокий у менеджеров, высокий у операторов и разработчиков, достаточно высокий у преподавателей, конструкторов, самый низкий у экологов (рис. 3.5а).
Индекс социальной активности самый высокий у менеджеров, высокий у операторов, преподавателей, психологов, конструкторов, ниже у разработчиков и экологов.
Индекс адаптивности высокий у менеджеров и операторов, достаточно высокий у разработчиков, преподавателей и конструкторов, самый низкий у экологов.
Рис. 3.5а. Уровень выраженности характеристик ОСТ у лиц со склонностью к разным сферам профессиональной деятельности
Результаты корреляционного анализа, выполненного на выборке в 242 человека, из них 215 студентов (возраст 17–27 лет) и 27 преподавателей (возраст 27–57 лет), свидетельствуют о следующем (рис. 3.6). Возраст положительно коррелирует с уровнем развития логического мышления (0,49), интеллектуальным типом личности (0,16) социальной эмоциональностью (0,15) и отрицательно коррелирует с экстраверсией (0,26), предметной пластичностью (0,15), акцентуацией характера по демонстративному типу (0,17). Это доказательство того, что у преподавателей высокий уровень логического мышления, у них выражена склонность к интеллектуальной деятельности, они эмоционально чувствительны к оценке со стороны окружающей среды. Среди них преобладают интроверты (личности более углубленные в свой внутренний мир). С возрастом несколько снижается уровень предметной пластичности, т.е. способности изменять программу своей деятельности, поведения при соответствующем изменении ситуации в индивидуальной сфере деятельности.
Экстраверсия положительно коррелирует с предприимчивым типом личности (0,46), с предметной (0,50) и социальной пластичностью (0,31), с предметным (0,43) и социальным (0,50) темпом, с социальной эргичностью (0,68), с акцентуациями характера по демонстративному (0,54), гипертимному (0,25), эпитимному (0,23) и неустойчивому (0,46) типам. Экстраверсия отрицательно коррелирует с интеллектуальным (–0,21) и практическим (–0,20) типами личности, с возрастом (–0,26), с акцентуацией характера по сензитивному типу (–0,28) и ОСТ-контролем. Отмеченное позволяет сделать вывод о том, что предприимчивый тип личности (склонности быть менеджером–организатором, руководителем какого-либо дела, производства) обычно свойствен экстравертам, а интеллектуальный и практический типы личности наиболее присущи интровертам.
У экстравертов более высокий уровень предметной и социальной пластичности, предметного и социального темпа, они обладают высоким уровнем активности в социальных контактах. У экстравертов обычно выражены акцентуации характера по демонстративному, гипертимному, эпитимному и неустойчивому типам, им не свойственна акцентуация характера по сензитивному типу, которая присуща интровертам. Отрицательная корреляция с ОСТ-контролем свидетельствует о том, что экстраверты стремятся показать себя с лучшей стороны.
Нейротизм положительно коррелирует с предметной (0,49) и социальной (0,57) эмоциональностью, гипертимным (0,25), астеническим (0,36), психастеническим (0,35) и сензитивным (0,32) акцентуациями характера и отрицательно коррелирует с предприимчивым типом личности (–0,24), предметной пластичностью (0,23), социальной эргичностью (–0,24).
С экстраверсией и нейротизмом положительно коррелирует гипертимный характер и отрицательно – сензитивный.
Предприимчивый тип личности положительно коррелирует с экстраверсией (0,46) и отрицательно с нейротизмом (–0,24). Это подтверждает,
что предприимчивый тип личности, т.е. склонность быть менеджером, наиболее присуща эмоционально устойчивым экстравертам, по классической терминологии – сангвиникам.
Таким образом, применяемые методики взаимно коррелируют и позволяют диагностировать личностные и интеллектуальные особенности студентов, а также установить склонности студентов к определенной инженерно-технической или инженерно-гуманитарной профессиональной деятельности.
Факторный анализ позволил выделить четыре фактора, каждый из которых получил соответствующее название.
1. Фактор экстраверсии, в котором экстраверсия положительно коррелирует с социальной эргичностью, с предметной и социальной пластичностью, с предметным и социальным темпом, с акцентуациями
характера по гипертимному и неустойчивому типам, с предприимчивым типом
личности.
2.Фактор эмоциональной ранимости, в котором сензитиность положительно коррелирует с высоким уровнем нейротизма, предметной и социальной эмоциональностью, астеничностью и интроверсией.
3. Фактор рефлексии, в котором ложь-искренность положительно коррелирует с образным мышлением, с самооценкой, ОСТ - контролем, интеллектуальным типом личности и отрицательно с предприимчивым типом личности, предметной энергичностью.
4. Фактор социальный, в котором социальный тип личности положительно коррелирует с предметной эргичностью, аутистичностью, акцентуацией характера по психастеническому типу, интеллектуальным и конвенциональным типом личности.
На основании сказанного выше можно сделать следующие выводы.
1. В группе испытуемых по результатам факторного анализа выделено 4 подгруппы (соответственно, факторы F1, F2, F3, F4). При этом подгруппа 1 – это эмоционально устойчивые экстраверты (по классической терминологии – сангвиники), подгруппа 2 – эмоционально неустойчивые интроверты с невысоким уровнем активности и адаптивности, подгруппа 3 – эмоционально неустойчивые интроверты и экстраверты с достаточно высоким уровнем активности и адаптивности, подгруппа 4 – эмоционально устойчивые и неустойчивые интроверты и частично экстраверты, склонные работать в сфере «человек – человек».
2. Корреляционные связи между экстраверсией, нейротизмом и характеристиками ОСТ свидетельствуют о значимости последних при оценке потенциальных (динамических) особенностей личности, обладающей тем или иным темпераментом.
3. Корреляционные связи между экстраверсией, нейротизмом и типами личности позволяют ориентировочно прогнозировать склонности личности к той или иной профессиональной деятельности в зависимости от их темперамента.
4. Корреляционные связи между экстраверсией, нейротизмом и типами личности, а также между характеристиками ОСТ и типами личности свидетельствуют о взаимосвязи индивидуально-психологических особенностей личности с ее профессиональными склонностями.
5. Диагностику склонностей личности к инженерно-технической или инженерно-гуманитарной деятельности, их профессиональную направленность можно осуществлять на базе трех взаимно коррелирующих методик: теста
Г. Айзенка, опросника структуры темперамента В.М. Русалова и вопросника профессиональных предпочтений Д. Голланда, а также используя тесты, позволяющие определить уровень развития общего интеллекта, логического и образного мышления. При этом первые два теста определяют динамические особенности психики студентов, а другие – ее содержательную
сторону.
Рис. 3.6. Корреляционные связи свойств нервной системы с акцентуациями характера, характеристиками ОСТ Русалова,
типами личности по д. Голланду
6. При диагностике индивидуально-психологических особенностей студентов целесообразно принимать за базовые методики тест Г. Айзенка и ОСТ В.М. Русалова, тест по оценке функциональной симметрии–асимметрии полушарий головного мозга – ФСА (выраженности мыслительного, художественного или смешанного типов личности), а также использовать экспересс-диагностику Э.И.Мещеряковой для выявления характерологических особенностей студентов. Все эти особенности педагогу необходимо учитывать как при организации учебного процесса, так и при взаимодействии с учащимися. Недоучет особенностей темперамента, доминирования право-левой, лево-правой, преимущественно правой или левой симметрии–асимметрии полушарий головного мозга и акцентуаций характера, может привести не только к снижению эффективности и успешности учебной деятельности, но и к психическим и соматическим заболеваниям школьников, студентов.
7. Результаты проведенных исследований позволили составить психологические характеристики личности со склонностью к инженерно-технической или инженерно-гуманитарной профессиональной деятельности (инженера-конструктора, проектировщика, технолога, оператора, менеджера, экономиста, программиста) и разработать методику диагностики профессиональной направленности личности. Сущность этой методики в том, что, определив такие особенности личности как: темперамент, характеристики ОСТ Русалова, функциональную симметрию–асимметрию полушарий головного мозга, доминирующие склонности личности, можно, ориентируясь на составленные нами психологические характеристики, установить склонности личности к соответствующей инженерно-технической или инженерно-гуманитарной деятельности.
Следует заметить, что установленные нами особенности личности, соответствующие той или иной профессиональной направленности, согласуются с результатами исследований психофизиологов /86, 119/ о соотношении индивидуальных особенностей и склонностей.