Интеллектуальные способности
|
|
|
Рис. 1.4. Модель психологического устройства интеллекта, иллюстрирующая
особенности его структурной организации с точки зрения
состава и строения ментального опыта субъекта
времени); 2) оригинальность (возможность производить редкие идеи, отличающиеся от общепринятых познавательных стандартов); 3) восприимчивость (чувствительность к деталям, противоречиям, неопределенности); 4) метафоричность (возможность создавать фантастические идеи при сохранении, тем не менее, определенной связи с исходной проблемной ситуацией, умением в простом видеть сложное, а в сложном – простое и т.д.)
Обучаемость – способность к приобретению и освоению знаний, может быть имплицитной и эксплицитной.
К познавательным стилям относятся: когнитивные (стили восприятия и переработки информации: импульсивность – рефлексивность, полезависимость – поленезависимость, аналитичность – синтетичность, высокая-низкая дифференциация, высокая-низкая ассоциативность и др.); интеллектуальные (стили представления и решения проблем: синтетический, идеалистический, прагматический, аналитический, реалистический); эпистемологические (стили формирования индивидуальной картины мира: эмпирический, рационалистический, метаморфический).
Интеллектуальные стили (стили мышления по А.А. Алексееву /2/) – это особого рода интеллектуальные способности, проявляющиеся на уровне постановки и решения проблем. Личность, у которой доминирует соответствующий интеллектуальный стиль, называют синтезатором, идеалистом, прагматиком, аналитиком или реалистом.
Эпистемологические стили – это индивидуально-своеобразные способы познавательного отношения к происходящему, проявляющиеся в индивидуальной «картине мира».
Интеллектуальный контроль, или метакогнитивные способности, предполагает возможности человека произвольно управлять своими когнитивными ресурсами. При этом под метакогнитивной осведомленностью понимается знание личностью своих сильных и слабых сторон, осмысление протекания своей собственной умственной деятельности, а также сознательное применение приемов настройки и стимулирования собственного интеллекта. Регулятивные процессы осуществляют координацию различных форм познавательной активности – смену стратегий переработки информации, сдерживание или полное прекращение тех или иных интеллектуальных операций, предсказание, планирование.
Интеллектуальные критерии, или интеллектуальные интенции, характеризуются предпочтениями в выборе определенной профессиональной (предметной) деятельности, наличием особого чувства направления поиска, наличием особого рода убеждений, связанных с появлением чувства необходимости, верой в существование определенных принципов, которым подчиняется природа изучаемого объекта, изначальная вера в истинность
определенного взгляда на вещи.
Когнитивный опыт характеризуется способами кодирования
информации, когнитивными схемами, семантическими, психическими понятийными и архетипическими структурами. При этом: способы кодирования информации– это способности представлять информацию на разных языках (чувственно-сенсорном, визуально-пространственном, речемыслительном) и переводить ее с одного языка на другой;
когнитивные схемы – это обобщенная и стереотипизированная форма хранения прошлого опыта относительно строго определенной предметной области (знакомых объектов, известных ситуаций и т.д.). Они отвечают за прием, сбор, преобразование информации в соответствии с требованиями воспроизведения устойчивых, типичных характеристик происходящего;
семантические структуры– это индивидуальная система значений слов, понятий, определений;
психические понятийные структуры – интегральные психические образования, включающие компоненты: словесно-речевой, визуально-пространственный, чувственно-сенсорный, мнемический (память), операционно-логический и аттенционный (внимание) /138, с. 178– 191/ .
«Собственно-интеллектуальная одаренность – это, безусловно, не дар (как, впрочем, и не продукт социализации), а результат длительного процесса выстраивания и роста и индивидуальных когнитивных ресурсов личности, направление которого определяется специфическими формами организации познавательного опыта человека, характеризующими уникальность склада его ума», отмечает М.А. Холодная /138/.
Связи, установленные между подструктурами интеллекта и психологическими концепциями обучения, представленные на рис.1.3, позволяют сделать следующие выводы.
1. Развитие различных составляющих интеллектуальных способностей может осуществляться за счет реализации в учебном процессе соответствующих психологических концепций обучения, и в первую очередь обучения на основе «принципа высокого уровня трудности», а также:
уровневых свойств интеллектапосредством развития психических познавательных процессов – восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, в том числе при общении;
комбинаторных– при развитии образного, пространственного, дедуктивно-индуктивного мышления, в процессе установления связей между различными понятиями, представлениями, элементами знания; при нахождении заданных, формировании новых, необычных связей;
процессуальных– при решении различных задач, разрешении проблемных ситуаций, составлении программ деятельности и пр.;
2. Эффективное развитие познавательной активности студентов может быть обеспечено при крупноблочном представлении учебной информации, при применении методов обучения наиболее соответствующих стилям их
индивидуальной познавательной деятельности.
Креативность–творческие способности, в большей степени развиваются
при проблемном обучении, формировании системы знаний, решении задач повышенной сложности, комплексных, проблемных, соответствующих будущей профессиональной деятельности студентов.
В целом в развитии интеллектуальных способностей студентов большую роль играют не только применяемые преподавателями эффективные технологии, методы обучения и формы организации познавательной деятельности учащихся, но и их активная самостоятельная индивидуальная и совместная деятельность по осмыслению и освоению учебной информации. Для того чтобы процесс усвоения этой информации осуществлялся студентами с меньшими энергетическими и временными затратами и одновременным развитием их интеллекта и психики,
учебная информация должна быть соответствующим образом обобщена
и структурирована. При этом особое внимание должно уделяться возможности перевода студентами информации с языка образов на язык знаков, символов (О–З) и наоборот (З–О), что соответствует структуре мышления человека.
Интеллектуальные критерии, по нашему мнению, связаны с профессиональной направленностью личности и могут активно развиваться при обучении профессии, соответствующей склонностям студента, в процессе его общения и взаимодействия с преподавателями и сокурсниками в учебном процессе и исследовательской деятельности.
Для развития интеллектуального контроля или метакогнитивных способностей студентов им, прежде всего, необходимо познание своих собственных индивидуально-психологических особенностей, в том числе интеллектуальных, и способностей к самоорганизации и саморегуляции своей познавательной деятельности и общения.