Специалистов в техническом вузе
В связи с тем, что представленная нами структура качества обучения является многокомпонентной, повышение качества связано с повышением уровня каждой его составляющей. Это можно обеспечить, если знать структуру каждого компонента качества и применять соответствующие технологии обучения. Эффективность таких психолого-педагогических технологий обучения – технологий исследования индивидуально-психологических особенностей студентов (школьников), технологий психолого-педагогического проектирования и организации учебного процесса может быть достигнута, если эти технологии реализуют в учебном процессе принципы гуманизации образования, развития и саморазвития личности, индивидуальности студента; основные психологические концепции обучения и концепцию формирования психологической системы деятельности. Сущность этой концепции наглядно представлена (в сокращенном варианте) на рис. 1.1, а более подробно на рис. 1.2. Поясним его содержание. Качество обучения, качество подготовки специалистов, безусловно, связано с эффективностью и успешностью учебной деятельности обучающихся. В то же время, успешность любой деятельности, как известно, определяется активностью личности и ее опти
мальным психическим состоянием. Следовательно, чтобы повысить качество обучения и подготовки специалистов необходимо активизировать познавательную деятельность школьников, студентов обеспечить ее эффективность и такие условия жизнедеятельности, при которых различные психические функции находились бы в оптимуме или близком к нему состоянии. Этому способствует реализация в учебном процессе основного принципа гуманизации образования – обращение к личности, индивидуальности обучающегося и создание условий для наиболее полной реализации его потенциальных возможностей. Такие условия обеспечиваются при индивидуализации обучения, личностно-ориентированном обучении, которое понимается нами как обучение с учетом индивидуально-психологических особенностей учащихся, студентов и их склонностей к определенной профессиональной деятельности. Именно поэтому индивидуализация обучения способствует формированию направленности к будущей профессиональной деятельности. Это, в свою очередь, обеспечивает самоорганизацию и саморазвитие личности обучающегося, успешность его познавательной деятельности.
Индивидуализация обучения активизирует познавательную деятельность студентов и вызывает (в большой степени) положительные эмоции. То и другое обеспечивает развитие способностей, формирование системы знаний, и следовательно, развитие общего интеллекта и формирование психологической готовности к деятельности в последующей образовательной системе или в производственных условиях – значимых составляющих качества обучения, качества подготовки специалистов в любой образовательной системе.
Гуманитаризация образования и применение психологии в учебном процессе способствуют формированию общей и психологической культуры студентов, что оказывает большое влияние на эффективность их учебно-познавательной деятельности, качество обучения и качество подготовки в техническом вузе.
Реализация психологических концепций обучения в учебном процессе через технологии, методы и формы обучения так же способствует эффективности учебно-познавательной деятельности студентов, развитию их
интеллекта, формированию психологической готовности к будущей профессиональной деятельности, что в целом приводит к повышению качества обучения, качества подготовки специалистов в вузе.
Следует отметить, что на эффективность и успешность учебно-познавательной деятельности студентов большое влияние оказывает профессионализм личности и деятельности педагога.
Как же обеспечить реализацию концепции повышения качества подготовки специалистов в системе высшего образования?
На наш взгляд, осуществить это возможно следующим образом.
1. При индивидуализации обучения, личностно-ориентированном и личностно-развивающем обучении, т.е. при обучении студентов с учетом их индивидуально-психологических особенностей, в частности когнитивных стилей и склонностей к определенной профессиональной деятельности.
2. Обучение осуществляется в основном по индивидуальным планам, составленным для студентов в соответствии с их склонностями к будущей профессиональной деятельности, на основании учебных планов по той основной специальности, по которой студенты учатся в вузе.
При составлении индивидуальных планов обучения предполагается одинаковая теоретическая подготовка студентов (по различным дисциплинам) с последующим освоением теоретических знаний при выполнении заданий-задач, проектов, соответствующих профессиональной направленности студентов и способствующих развитию общего, технического интеллекта и формированию психологической готовности к профессиональной деятельности.
3. Предполагается два варианта обучения по индивидуальным планам:
1) активная самостоятельная познавательная деятельность студентов с консультациями преподавателей по различным дисциплинам;
2) познавательная деятельность обучающихся при сочетании фронтальной, дифференцированной и индивидуальной форм обучения.
4. В учебном процессе по различным дисциплинам применяются разрабатываемые педагогами технологии, методы обучения, учитывающие индивидуально-психологические особенности студентов в частности особенности когнитивных стилей (импульсивность – рефлексивность, аналитичность – синтетичность, полезависимость – поленезависимость и др.), и реализующие основные психологические концепции и дидактические принципы обучения, концепцию формирования психологической системы деятельности.
5. Учебный процесс направлен не только на формирование системы знаний, умений и навыков, но и на развитие интеллектуального и творческого потенциала личности студентов и сохранение их здоровья.
6. Развитие интеллекта студентов в процессе обучения осуществляется в ориентации на структуру интеллекта, предложенную М.А. Холодной /138/. При этом интенсивное развитие отдельных составляющих этой структуры может обеспечиваться при реализации в учебном процессе (посредством соответствующих технологии обучения) основных психологических концепций обучения в условиях оптимального функционирования подструктур учебной деятельности – уровней отношений, поведения, познавательной деятельности, психических состояний и физиологического обеспечения.
7. Формирование психологической системы деятельности у студентов при подготовке их в вузе, в частности техническом, может осуществляться в соответствии с концепцией В.Д. Шадрикова /143/. Согласно этой концепции, в процессе обучения у студентов формируются такие составляющие психологической системы деятельности, как мотивация, цели, программа деятельности, информационная база деятельности (знания), блок принятия решений, профессионально-важные качества, включающие самоконтроль.
Гуманизация образования и индивидуализация обучения, личностно-развивающее обучение, высокий уровень общей и психологической культуры участников образовательного процесса, профессионализм педагогов, создание творческой образовательной среды – основные условия реализации концепции повышения качества подготовки специалистов в вузе.
1.1.2. Структура качества подготовки специалистов в вузе, его