От самопознания к самореализации
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
И.Ю. Соколова, Л.Б. Гиль
ОТ САМОПОЗНАНИЯ К САМОРЕАЛИЗАЦИИ
И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ
Рекомендовано в качестве учебного пособия
Редакционно-издательским советом
Томского политехнического университета
Издательство
Томского политехнического университета
УДК
ББК Ч 481. 20
Соколова И.Ю., Гиль Л.Б... От самопознания к самореализации и здоровьесбережению. Учебно-методическое пособие для студентов, магистрантов, аспирантов, кураторов, педагогов (электронный вариант). Томск: ТПУ, 2010. 100 с.
Учебно-методическое пособие, предназначенное для студентов, магистрантов, аспирантов, кураторов, педагогов, содержит тесты и информацию, необходимую личности для самопознания, последующего самовоспитания, саморазвития и самореализации, самоактуализации, что неизбежно оказывает влияние на активность, эмоциональное состояние человека и состояние его здоровья.
Пособие может быть полезно всем занимающимся проблемами воспитания, самовоспитания, саморазвития и здоровьесбережения личности.
Рецензенты:
Доктор психологических наук, профессор Сибирского государственного медицинского университета Л.Ф. Алексеева,
Доктор педагогических наук, профессор «Томского государственного педагогического университета Э.Г, Гельфман.
Ó Томский политехнический университет, 2010
Ó И.Ю.Соколова, Л.Б. Гиль 2010
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………… ………. 4 1. Опросник Г. Айзенка (взрослый вариант)………………………………………..14 2. Диагностика функциональной симметрии-асимметрии полушарий головного мозга (ФСА)………………………………………………15 3. Психогеометрический тест (Сьюзенн Деллингер)……………………………….16 4. Конструктивный рисунок человека (Эн Махони)………………………….. …...17 5. О талантах, как их узнать (А.Де Ханн, Г. Кафк)…………………………………17 6. Вопросник профессиональных предпочтений (Д. Голланд) ……………………19 7. Тест «Творческий потенциал» (В.И. Андреев)…………………………………..20 8. Общая характеристика интеллекта (Р.Кеттелл) …………………………………21 |
9. Логичность мышления" (10 минут) тест НИИКСИ при С.ПбГУ ..…………….22 10. Уровень развития образного мышления (Р. Амтхауэр)……………..…………22 11. Уровень развития пространственного мышления (тест «Квадратов»..……….24 тест «Ломаная линия»). …………………………………………………………..25 12. Стили мышления (А.А.Алексеев, Л.А.Громова) ……………………………….27 13. Тип мышления…………………………………………………………………….30 |
14. Тест «Направленность вашего ума» …………………………………………….34 15. Есть ли у вас фантазия…………………………………………………………….35 16. Характер (акцентуации)" (Э.И. Мещерякова)…………………………………..35 17."Самооценка"……………………………………………………………………... 37 18. "Уровень притязаний" ……………………………………………………………37 19. Тест «готовность к саморазвитию»………………………………………………38 20. "Мотивации" (В.К. Гербачевский) ………………………………………………38 |
21. Типы межличностных отношений (Т. Лири)……………………………………39 22.Определения интенсивности познавательных интересов (В.С.Юркевич)……..41 23. Тест опросник самоотношения (Б.А. Федоришин)……………………………..43 24. Тест диагностики коммуникативных и организаторских способностей (В.В. Столин и С.Р. Пантелеева)…………………………………………………43 25. Гибкость – ригидность ……………………………………………………. …….45 |
26. Самоактуализационный тест (Ю.В. Алешина, Л.Я. Гозман).………….……...46 |
27. Диагностика саморазвития в педагогич. деятельности (Л.В. Бережнова)……53 28. Способность к самоуправлению (В.И. Андреев) ………………………………55 29.Оценка способности к саморазвитию, самообразованию (В.И.Андреев)……. 57 30.Оценка уровня конкурентоспособности личности (В.И.Андреев)…………… 59 31.Как планировать деловую карьеру ………………………………………………61 32. Спросите себя о состоянии здоровья и самочувствия …………………………62 33. Имеете ли склонность попадать в зависимость ………………………………..63 34. Ценностные ориентации (М. Рокич)…………………………………………….64 |
Ключи к тестам…………………………………………………………………… 65
Аннотации к тестам ……………………………………………………………….79
Литература………………………………………………………………………….99
Введение
Исследования индивидуально-психологических особенностей субъектов образовательного процесса (школьников и учителей, студентов и педагогов), проводимые нами на протяжении более 20 лет показали, что подрастающее поколение и те, кто "сеет разумное доброе вечное" обладают большими потенциальными, творческими возможностями. Это проявляется, прежде всего, в том, что почти в каждом из них сочетается "мыслитель" и "художник", т.е. среди учащихся и педагогов преобладают смешанные "мыслительно-художественные" (50-30%) и "художественно-мыслительные" (50-70%) типы личности, причем все возрастает процент последних. Наряду с этим, увеличивается количество обучающихся с эмоционально-неустойчивой нервной системой (60-70 % среди студентов и старшеклассников), из которых более 30% составляют группу риска (высокий уровень эмоциональной неустойчивости (20 и более из 24), в сочетании с художественно-мыслительным или художественным типом личности, для которых свойственна повышенная чувствительность, впечатлительность, ранимость). Все возрастающий процент студентов, входящих в группу риска, требует, с одной стороны, коррекции отношений между "старшим и младшим" участниками образовательного процесса – между студентами и преподавателями, между сверстниками, а с другой – создания в образовательном процессе вуза творческой и здоровьесберегающей образовательной среды, способствующих сохранению здоровья, развитию личностного потенциала, самореализации и самоактуализации студентов и преподавателей.
Процесс самовоспитания, саморазвития, самореализации начинается, как известно, с самопознания. С этой точки зрения, одной из основных задач психологической службы вуза является диагностика индивидуально-психологических (личностных и интеллектуальных) особенностей всех субъектов образовательного процесса, ориентация педагогов на организацию учебного процесса с учетом таких индивидуальных особенностей студентов, как особенности высшей нервной деятельности – свойств нервной системы (темперамента), функциональной симметрии-асимметрии полушарий головного мозга (ФСА), когнитивных стилей, поскольку эти особенности определяют различия в восприятии и переработке информации студентами и, следовательно, эффективность образовательного процесса.
Организация учебного процесса, познавательной деятельности студентов без учета их индивидуально-психофизиологических особенностей является одной из главных причин недостаточного качества обучения и качества подготовки специалистов в вузе.
Другими, не менее важными причинами недостаточного качества обучения являются: направленность учебных программ и учебного процесса по разным предметам на развитие «мыслителя» – функций левого полушария (чтение, счет, речь, логическое, дискретное мышление) без одновременного развития «художника» – функций правого полушария (зрительное, образное, пространственное представление, воображение, музыка, целостное восприятие, видение мира, объектов, предметов, аналоговое мышление), а также выполнение заданий-задач без перевода информации с чувственно-сенсорного языка, языка образов, на язык знаков, символов и наоборот.
Прелагаемое методическое пособие поможет психологам и педагогам организовывать учебный процесс с учетом индивидуальных особенностей студентов, что, безусловно, будет способствовать развитию их потенциальных возможностей, более благоприятному эмоциональному состоянию и здоровью.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ САМОВОСПИТАНИЯ, САМОРАЗВИТИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА
Одним из основных условий подготовки высококвалифицированных, конкурентоспособных, нравственно и физически здоровых специалистов является формирование направленности студентов на самовоспитание, саморазвитие, самоактуализацию и здоровьесбережение.
Но, прежде чем выявлять психолого-педагогические условия, способствующие формированию этих профессионально важных качеств личности, остановимся на краткой характеристики каждого из этих качеств.
Самовоспитание – сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию себя как личности, на совершенствование своих положительных качеств и преодоление отрицательных. Базируясь на активизации механизмов саморегуляции, оно предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, личностных смыслов.
Это качество начинает формироваться еще в дошкольном возрасте. Наиболее отчетливо потребность в самопознании, самоанализе, самооценке и самоконтроле проявляется в подростковом возрасте. В студенческом возрасте в процессе формирования мировоззрения и профессионального самоопределения появляется потребность в самовоспитании интеллектуальных, нравственных и физических качеств личности в соответствии с идеалами и ценностями, которые свойственны данному обществу, ближайшему окружению. Одно из средств самовоспитания – самообразование.
Самоконтроль – сознательная регуляция человеком собственных состояний, побуждений и действий на основе сопоставления их с некоторыми нормами и представлениями. Его появление и развитие определяется требованиями общества к поведению человека. Формирование произвольной саморегуляции предполагает возможность человека осознать и контролировать ситуацию, процесс. Волевая регуляция основана на самоконтроле как компоненте саморегуляции; но и самоконтроль может быть объектом волевой регуляции,
например, в стресссовых ситуациях.
Саморегуляция –целесообразное функционирование живых систем разных
уровней организации и сложности.
Саморегуляция психическая – один из уровней регуляции активности этих систем, выражающий специфику реализующих ее психических средств отражения и моделирования действительности, в том числе рефлексии. Она осуществляется в единстве своих энергетических, динамических и
содержательно-смысловых аспектов.
Самообладание– способность осуществлять деятельность в дезорганизующих ее ситуациях, влияющих на эмоциональтную сферу. В нем проявляется сознательно-волевая организация психических процессов, регулирующих эту деятельность. Самообладание – показатель эмоциональной и социальной зрелости личности.
Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности – она важный регулятор поведения. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым она влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности. Она тесно связана с уровнем притязаний человека – степенью трудностью целей, кои он себе ставит. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным – возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и проблемы со здоровьем.
Самооценка внешне выражается в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других (например, принижает их при завышенной самооценке).
Самопознание –познание себя – одна самых сложных и самых субъективно важных задач. Ее сложность вызвана многими причинами:
1) Человек для развития своих познавательных способностей должен накопить соответствующие средства, а потом уже применять их к самопознанию;
2) Человек должен кем-то или чем-то стать, для этого необходим материал для самопознания, притом он непрерывно развивается, и самопознание постоянно отстает от своего объекта; 3) всякое получение знаний о себе меняет субъекта, т.к. узнав о себе нечто, он уже становится иным, именно поэтому задача самопознания столь субъективно значима – ведь всякое продвижение в ней – шаг в саморазвитии, самосовершенствовании.
Самосовершенствование –начинается в подростковом возрасте, когда настает пора формирования «идеального Я» - осознанного личного идеала, сопоставление с коим часто вызывает недовольство собой и стремление себя изменить. Происходит выработка такого идеала, соотнесение с ним своих целей, поступков – «движение сознания по вертикали» в пространстве собственных мотивов личности; этот процесс сопровождается особыми переживаниями относительно себя и своих поступков: угрызениями совести, недовольством собой, оценками и переоценками себя.
Саморазвитие –целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе саморазвития – интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением информации.
Самосознание – осознание, оценка человеком самого себя как субъекта
практической и познавательной деятельности, как личности, т.е. своего нравственного облика и интересов, ценностей, идеалов и мотивов поведения. Самосознание – как высший уровень развития сознания – основа формирования умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях и действиях. Коротко самосознание можно определить как образ себя и отношение к себе. Эти образ и отношение неразрывно связаны со стремлением к самоизсенению и самосовершенствованию. И одна из высших форм работы самосознания – попытка найти смысл собственной деятельности, что нередко вырастает в поиск смысла жизни. Итак, главные функции самосознания – это познание себя, усовершенствование себя и поиск смысла жизни (самосовершенствование, самоосмысление). Хотя, конечно, этим не исчерпываются все формы работы самосознания.
Особенности и единство трех «Я» человека: индивид, личность и индивидуальность, представленные на рис. 1, помогут студентам лучше понять, осознать себя и поставить цели их дальнейшей жизнедеятельности.
Самостоятельность – обобщенное свойство личности, которое проявляется в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение. Она проявляется в ответственном отношении человека к своим поступкам, способности действовать сознательно в любых условиях, принимать нетрадиционные решения. Самостоятельность формируется по мере взросления ребенка и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности. Развитие самостоятельности наиболее осложняется в подростковом возрасте, когда подростки воспринимают свою самостоятельность как независимость от мнения взрослых (родителей, педагогов), но легко подчиняются авторитету сверстников, стандартам детской и молодежной субкультуры. В целях воспитания гармонически развитой личности необходимо с максимальным педагогическим тактом поощрять положительную направленность самостоятельной деятельности подростков.
Самостоятельность личности связана с активной работой мысли, чувств и воли. Эта связь двусторонняя: 1) развитие мыслительных и эмоционально-волевых процессов – необходимая предпосылка самостоятельных суждений и действий; 2) складывающие в ходе самостоятельной деятельности суждения и действия укрепляют и формируют способность не только принимать сознательно мотивированные действия, но и добиваться успешного выполнения принятых решений вопреки трудностям.
Самоактуализация – стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, потенциалов.
Согласно А. Маслоу, самоактуализация – желание человека стать всем, чем возможно; потребность в самосовершенствовании, в реализации своего потенциала. Ее путь труден и связан с переживанием страха неизвестности и ответственности, но он – путь к полноценной, внутренне богатой жизни.
Согласно К. Роджерсу, самоактуализация – обозначение той силы, что заставляет человека развиваться на самых различных уровнях – от овладения моторными навыками до высших творческих взлетов. Самоактуализирующийся человек – «полностью функционирующая личность; его свойства во многом напоминают свойства ребенка, что естественно: ведь человек как бы возвращается к самостоятельной оценке мира, характерной для ребенка до его переориентации на условия получения одобрения.
Анализ понятий и возрастных особенностей развития таких личностных
качеств как: самовоспитание, самоконтроль и саморегуляция, самооценка, саморазвитие, самосовершенствование, самостоятельность, самореализация и здоровьесбережение позволяет сделать следующие выводы:
· в основе развития всех этих качеств личности лежит самопознание и самоосознание;
· наиболее интенсивное развитие этих качеств происходит в подростковом возрасте;
· студенческий возраст (18 – 25лет), как известно, является сензитивным периодом развития личности, ее различных, в том числе, интеллектуальных способностей и периодом дальнейшего развития таких важных для любой профессии качеств, как самостоятельность, самоконтроль, саморегуляция, самосовершенствование, самореализация, здоровьесбережение;
Для эффективного развития у студентов всех этих качеств и способностей в образовательном процессе вуза необходимо создать соответствующие психолого-педагогические условия. К ним относятся:
· реализация в учебном процессе основного принципы гуманизации образования – обращение к личности, индивидуальности студентов, выявление и создание условий для развития их потенциала – гностического, аксеологического, творческого, коммуникативного, художественного;
· формирование общей культуры студентов, их психологической культуры и культуры здоровья (физической, психологической, духовной) в процессе освоения соответствующих гуманитарных дисциплин, различных оздоровительных практик, разработки индивидуальной программы здоровья;
· проведение диагностики индивидуально-психологических (личностных и
интеллектуальных) особенностей студентов с целью самопознания, которое
неизбежно способствует самовоспитанию и саморазвитию, а также определение
склонностей студентов к инженерно-технической (конструктор, проектировщик, исследователь-разработчик, технолог, оператор, программист) или инженерно-гуманитарной (эколог, менеджер, инженер-педагог, социолог) деятельности. Это способствует мотивации познавательной и будущей профессиональной деятельности личности;
· обеспечение активизации и эффективности познавательной деятельности
студентов посредством: 1) изменения функций субъектов образовательного процесса, когда педагог становится направляющим познавательной деятельности студентов, а последние превращаются в активных преобразователей учебной и прочей информации; 2) формирования мотивации на основе обучении в соответствии со склонностью студентов к определенной профессиональной деятельности; 3) обобщения, систематизации и структуризации учебной информации и представления ее по дедуктивному принципу; 4) применения активных методов и форм обучения 5) совместной деятельности студентов при освоении учебной информации;
· обеспечение развития интеллектуальных, профессиональных и творческих способностей студентов при применении методов обучения – проблемного, конкретных ситуаций, моделирования, компьютерных, модульных и ТРИЗ технологий обучения;
Рис.1. Образовательные среды, созданные в разные исторические эпохи
· создание педагогами творческой образовательной среды в предметных областях знаний, где личность активна и ей предоставляется свобода действий и деятельности при освоении соответствующей учебной и другой информации, на основе разработки дидактического, в том числе контролирующего инструментария, учебно-методических пособий и компьютерных комплексов;
· развитие творческого потенциала студентов и педагогов, их саморазвитие и самореализация, формирование профессиональной культуры и культуры здоровья в Центре творчества и здоровья, структура которого представлена на рис.2.
Цель создания такого центра – развитие творческого потенциала студентов, педагогов и сотрудников университета в разных сферах технического и эстетического творчества, а также сохранение и укрепление их здоровья, т.к. в процессе активной творческой деятельности в ЦТО реализуются выявленные нами (и обоснованные) принципы здоровьесбережения, представленные ниже.
Рис. 2. Структура центра творчества и здоровья в техническом вузе
ПРИНЦИПЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ
1. Принципследования основным законам развития природы, мироздания,в соответствии с которыми в процессе активной жизнедеятельности человека происходит развитие его потенциальных, творческих возможностей и которые являются средством достижения целей в жизни человека. Для достижения цели организм включает функциональные системы, работающие также по единым законам, обеспечивая постоянство внутренней среды, мобилизуя
все обменные процессы в нем в соответствии с поставленной задачей
2. Принцип гармонии с окружающей средой. Опираясь на мнение А.А.Чижевского о том, что жизнь в значительно большей степени есть явление космическое, чем земное, что космические факторы, врываясь в физические и химические процессы происходящие в планетарной оболочке, вызывают соответствующие изменения в физико-химических, физиологических отправлениях организма, отражаясь на его психическом и социальном поведении, можно предположить, что причиной заболеваний является нарушение взаимодействия человеческого организма с планетой Земля, всеми ее царствами природы, со всей Вселенной, насыщенной постоянно движущейся энергией, что болезнь следует рассматривать как нарушение потока энергии.
3. Принципгармонии телесной, душевной и духовной природы человека,в соответствии с которым болезнь можно рассматривать как подавленную жизнь Души и нереализованные в течение жизни способности человека, а здоровье – это не только постоянное поддержание равновесия души и тела, но жизнь в согласии с природой, это максимально возможное раскрытие духовности, что является самой важной жизненной задачей любого человека, и от того, насколько он выполнит эту задачу, зависит его здоровье.
4. Принциппоисковой активностиявляется основным компонентом поведения, обеспечивающим устойчивость организма к разнообразным вредным воздействиям и, следовательно, здоровьесбережению. Низкая поисковая активность, по мнению В.С. Ротенберга [26], не только делает жизнь пресной и бесполезной, но и не гарантирует здоровья и долголетия.
5. Принципаксиологический.В процессе жизнедеятельности у каждого человека формируется система ценностных ориентаций, являющихся аксиологической функцией сознания, которые определяют его поведение. Интегральной аксиологической функцией сознания является цель и смысл жизни человека. Высшие ценностные ориентиры, став осознанными, являются источником здоровья человека.
6. Принципсамоактуализации, самореализации проявляетсявстремлении человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей и является высшей потребностью человека.
По мнению Б.Ф. Ломова, жизнь для самоактуализирующейся личности – это
процесс постоянного выбора: продвижение вперед, преодоление препятствий,
неизбежно возникающих на пути к высокой цели, или отступление, отказ от
борьбы и сдача позиций.
По К. Роджерсу, самоактуализация – та сила, что заставляет человека развиваться на самых различных уровнях – от овладения моторными навыками
до высших творческих взлетов.
Таким образом, самоактуализация как саморазвитие и реализация собственного потенциала – это полноценная жизнь и здоровье, а недостаточная (по тем или иным причинам) самореализация неизбежно вызывает заболевания.
7. Принципсамоидентификациисвязан с соответствующей потребностью человека в самоиндентификации – сохранении самого себя, своей индивидуально-
сти, невзирая на обстоятельства, в сохранении представления о самом себе, желании оставаться в согласии с самим собой. Эта потребность является стержнем, вокруг которого строится все поведение человека. Неудовлетворенная в силу тех или иных обстоятельств потребность в самоидентификации часто может стать причиной неврозов, так как по мнению В.С. Ротенберга, любые невротизирующие ситуации неизбежно затрагивают глубокие пласты личности и так или иначе связаны с представлением человека о самом себе [26].
Все эти принципы, на наш взгляд, являются основополагающими в культуре здоровья личности, и следование этим принципам способствует сохранению здоровья человека в процессе его жизнедеятельности. Кроме того, эти принципы являются значимым теоретическим основанием организации образовательного процесса (как процесса обучения и воспитания), направленного на развитие личности и сохранение ее здоровья в любой образовательной системе. Так, сам человек может реализовывать в жизни первые три принципа, если у него в процессе воспитания и обучения будут сформированы соответствующего уровня сознание и мировоззрение. Четыре других принципа могут реализовываться в процессе познавательной и любой другой деятельности личности, если эта деятельность проектно-исследовательская, в целом творческая, что подтверждает необходимость создания творческой образовательной среды, как в предметных областях знания, так и в Центрах творчества и здоровья, в образовательных системах в целом.
Творческий потенциал
Инструкция: Выберите и отметьте один из предложенных вариантов ответов.
1. Считаете ли вы, что окружающий мир может быть улучшен: а) да; б) нет,
он и так достаточно хорош; в) да, но только кое в чем.
2. Думаете ли вы, что сами можете участвовать в значительных изменениях
окружающего мира: а) да, в большинстве случаев; б) нет; в) да, в
некоторых случаях.
3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесли бы значительный
прогресс в той сфере деятельности, в которой вы работаете: а) да; б) да,
при благоприятных обстоятельствах; в) лишь в некоторой степени.
4. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что
сможете что-то принципиально изменить: а) да, наверняка; б) это маловероятно; в) да, часто.
5. Когда вы решаете предпринять какие-то действия, думаете ли вы, что
осуществите свое начинание: а) да, б) часто думаете, что нет; в) да, часто.
5. Испытываете ли вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете: а) да, неизвестное вас привлекает; б) неизвестное вас не интересует; в) все зависит от характера этого дела.
7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы
желание добиться в нем совершенства: а) да; б) удовлетворяетесь тем, чего успели добиться; в) да, но только вам это нравится.
8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать о нем
все: а) да; б) нет, вы хотите научиться только самому основному; в) нет,
вы хотите удовлетворять свое любопытство.
9. Когда вы терпите неудачу, то: а) какое-то время, упорствуете вопреки
здравому смыслу; б) махнете рукою на эту затею, так как понимаете что
она не реальна; в) продолжаете делать свое дело, даже когда становится
очевидно, что препятствия непреодолимы.
10. По-вашему профессию надо выбирать, исходя из: а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя; б) стабильности, значимости, нужности профессии, потребности в ней; в) преимуществ, которые она обеспечит.
11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться в маршруте, по которому прошли: а) да; б) нет, боитесь сбиться с пути; в) да, но только там, где местность понравилась, запомнилась.
12.Сразу же после какой-то беседы сможете ли вы вспомнить все, что
говорилось: а) да, без труда; б) всего вспомнить не можете; в) запоминаете
только то, что вас интересует.
13. Когда вы слышите слово на незнакомом вам языке, то можете повторить
его по слогам, без ошибок, даже не зная его значения: а) да, без затруднений; б) да, если это слово легко запомнить; в) повторите, но не совсем правильно.
14. В свободное время вы предпочитаете: а) остаться наедине, поразмыслить; б) находиться в компании; в)вам безразлично, будете ли вы один или в компании.
15. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие только когда: а) дело закончено и кажется вам отлично выполненным; б) вы более-менее довольны; в) вам еще не все удалось сделать.
16. Когда вы один: а) любите мечтать о каких-то, даже, может быть, абстрактных вещах; б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие; в) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашей работой.
17. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станете думать о ней:
а) независимо от того, где и с кем вы находитесь; б) вы можете делать
это только наедине; в) только там, где будет не слишком шумно.
18. Когда вы отстаиваете какую-то идею: а) можете отказаться от нее, если
выслушаете убедительные аргументы оппонентов; б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушали; в) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.
Образное мышление
Какой из пронумерованных кубиков 137, 138, 139 … 156 соответствует
какому из кубиков, обозначенных буквами а, б, в, г, д ?
11 а . «Тест квадратов» каждую фигуру разделить прямой линией на две части так, чтобы из них сложить квадрат.
Всего..
1) о том, как кому-то удалось разрешить личную или социальную
проблему
2) посвящена дискуссионному, политическому или социальному вопросу
3) сообщением о научном или историческом исследовании
4) об интересном, забавном человеке или событии
5) точным, без доли вымысла, сообщением о чьем-то интересном
жизненном опыте.
И. Когда я читаю отчет о работе, я обращаю больше всего внимания на…
1)справедливость выводов к моему личному опыту
2) возможность выполнения данных рекомендаций
3)надежность и обоснованность результатов фактическими данными
4)понимание автором целей и задач работы
5)интерпретацию данных
К. Когда передо мной поставлена задача, первое, что я хочу узнать, это…
Типы мышления
Инструкция. Выберите, пожалуйста, из трех одно утверждение, которое подходит вам в наибольшей степени, и зафиксируйте это в специальном бланке.
1. а) Я обычно хорошо вспоминаю только то, что когда-то специально изучал;
б) у меня хорошая память на детали и факты;
в) я не нахожу никаких различий в моих способностях в этих областях.
2. а) Я люблю читать фантастические рассказы;
б) я люблю читать реалистические рассказы;
в) я не отдаю предпочтения ни первым, ни вторым.
3. а) Мне нравится как мечтать, так и строить реальные планы;
б) мне больше нравится мечтать;
в) мне больше нравится строить реальные планы.
4. а) Во время чтения или изучения предмета я обычно слушаю радио;
б) для чтения или занятий мне нужна полная тишина;
в) Я слушаю музыку во время чтения только в том случае, если я не
занимаюсь, а читаю для развлечения.
5. а) Я хотел бы писать художественные произведения;
б) мне хотелось бы писать нехудожественные произведения;
в) я не могу предпочесть первое или второе.
6. а) Если у меня возникает сложное душевное состояние, и я испытываю
потребность в понимании и совете, я предпочитаю быть в группе (среди
людей), чтобы поделиться своими чувствами с другими;
б) если мне потребуется совет, я предпочту получить его конфиденциально
у того, кто, на мой взгляд, компетентен его дать;
в) у меня нет предпочтения первому или второму.
7. а) Я люблю создавать мои собственные образы и идеи:
б) я люблю копировать и отрабатывать детали;
в) я люблю заниматься как первым, так и вторым.
8. а) Я считаю, что меня можно легко загипнотизировать;
б) я считаю, что меня можно загипнотизировать, но это будет непросто;
в) я не думаю, что меня можно загипнотизировать.
9. а) Я не могу сказать, что романы-тайны мне нравятся больше, чем романы-
действия;
б) мне больше нравятся романы-действия;
в) мне больше нравятся романы-тайны.
10. а) Я не предпочитаю алгебру геометрии;
б) я предпочитаю алгебру;
в) я предпочитаю геометрию.
11. а) Я люблю организовывать вещи по порядку;
б) я люблю организовывать вещи так, чтобы была видна связь между ними;
в) у меня нет предпочтения какому-то одному способу.
12.а) Я хорошо запоминаю устный материал;
б) у меня хорошая музыкальная память;
в) у меня одинаково развиты оба вида памяти.
13. а) Я легко организовываю свою личную активность в определенных
временных рамках;
б) я трачу много времени на то, чтобы организовать себя и свою
деятельность;
в) мне трудно построить свою деятельность в определенных временных
рамках.
14. а) У меня часто меняется настроение;
б) у меня редко меняется настроение;
в) я стабилен, у меня нет скачков настроения.
15. а) У меня великолепно развиты навыки общения с животными;
б) я достаточно хорошо умею общаться с животными:
в) я совсем не могу общаться с животными.
16. а) Я не могу сказать, что кошки мне нравятся больше, чем собаки;
б) мне больше нравятся кошки;
в) мне больше нравятся собаки.
17. а) Я люблю изображать из себя клоуна;
б) в зависимости от ситуации я могу быть клоуном или серьезным;
в) я не люблю изображать из себя клоуна.
18. а) Я часто бываю рассеянным;
б) я иногда бываю рассеянным;
в) я почти никогда не бываю рассеянным.
19. а) Когда я смотрю на рекламу, на меня чаще всего воздействуют яркие знаки, приятные сцены и чувственные полутона;
б) меня больше всего привлекает информация, сравнивающая несколько товаров и показывающая тот, который работает лучше;
в) реклама воздействует на меня только в том случае, если в ней сообщается о качестве товаров.
20. а) Я предпочитаю демонстрацию (показ) словесному объяснению; б) я предпочитаю демонстрацию;
в) я предпочитаю устные инструкции.
21. а) В равной степени важно как обсудить теорию, так и привести примеры;
б) гораздо важнее обсудить теорию;
в) гораздо важнее привести примеры.
22. а) Важно как рассказать историю, так и представить ее в лицах;
б) более важно рассказать историю;
в) более важно представить историю в лицах.
23. а) Я наслаждаюсь как ритмическими движениями, так и подбором рифм;
б) мне больше нравится двигаться ритмически;
в) мне больше нравится подбирать рифмы.
24. а) Я хотел бы заняться экспромтом выразительного танца;
б) я хотел бы заняться бальными танцами;
в) я не предпочитаю одно, другому.
25.а) Я люблю активно взаимодействовать с окружающими;
б) я люблю интерпретировать проявления чувств други<