Аксиома - положение, принимаемое без логического в силу непосредственной убедительности; истинное исходное положение теории.

Подберите правильное значение пропущенного слова:

1. доказательства; 4) анализа;

2. вывода; 5) определения;

3. предположения; 6) рассуждения.

5. Основным, исходным положением какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения является (подчеркните правильный ответ):

1. синтез; 4) анализ;

2. принцип; 5) аспект;

3. гипотеза; 6) проблема.

6. Методология научного познания - это (подчеркните правильное значение):

1. система взглядов на что-либо;

2. система конкретных приемов или способов осуществления какого-либо исследования;

3. способ применения старого знания для получения нового знания;

4. учение о принципах, формах и способах научно-исследовательской деятельности;

5. разработка плана проведения научных работ;

6. учение об основах научно-исследовательской деятельности.

Научный метод служит получению и обоснованию объективного знания. Различают методы общие и специфические. Общими называются методы, которые применяются в человеческом познании в целом, а специфическими - те, которыми пользуется только

Подберите пропущенное слово:

1. метафизика; 4) эксперимент;

2. наука; 5) глобалистика;

3. практика; 6) методология.

Литература:

1. Кузнецов И.Н. Основы научных исследований. Учебное пособие для бакалавров. — М.: «Дашков и К°», 2013. — 283 с.

2. Основы научных исследований. Учебное пособие для бакалавров / М. Ф. Шкляр. - 4 е изд. — М.: «Дашков и К°», 2012. — 244 с.

3. Основы научных исследований: учебное пособие / Герасимов Б. И., Дробышева В. В., Злобина Н. В., Нижегородов Е. В., Терехова Г. И. – М.: Форум, 2009. – 236 с.

4. Основы научных исследований: Курс лекций для студентов / Черныш А. Я., Михайленко Т. Д., Багмет Н. П., Глазунова И. В., Смир­нов А. В.– М.: РИО РТА, 2008.- 268.

Тема № 5. Планирование научно-исследовательской работы (дневная форма обучения – 4 ч., заочная - - ч).

Цель занятия: формирование навыков планирования научных исследований, освоение технику составления проблемно-тематического плана, программы и методики исследования.

Вопросы к семинарскому занятию:

1. Формулирование темы научного исследования.

2. Критерии, предъявляемые к теме научного исследования.

3. Постановка проблемы исследования, ее этапы.

4. Определение цели и задач исследования.

5. Планирование научного исследования.

6. Рабочая программа и ее структура.

7. Субъект и объект научного исследования.

8. Интерпретация основных понятий.

9. План и его виды.

10. Формулирование выводов.

Весь ход научного исследования условно можно проиллюстрировать в виде условной логической схемы, приведенной на рис. 1.

Аксиома - положение, принимаемое без логического в силу непосредственной убедительности; истинное исходное положение теории. - student2.ru

Рис. 1. Логическая схема научного исследования

Темы докладов, рефератов и презентаций

1. Прогнозирование научного исследования.

2. Выбор темы научного исследования.

3. Технико-экономическое обоснование темы научного исследования.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие этапы выделяются в научной деятельности?

2. Можно ли выделить среди этапов научной деятельности наиболее важный? Объясните почему.

3. В чем заключается сущность этапа сбора фактического материала?

4. Для чего необходима формулировка цели, задач и гипотезы исследования?

5. Возникают ли трудности при формулировке проблемы исследования? Если да то, какие.

Контрольные тесты

1. Выбор темы исследования определяется…

– актуальностью

– отражением темы в литературе

– интересами исследователя

2. Формулировка цели исследования предполагает ответ на вопрос…

– что исследуется?

– для чего исследуется?

– кем исследуется?

3. Задачи представляют собой этапы работы…

– по достижению поставленной цели

– дополняющие цель

– для дальнейших изысканий

4. Как соотносятся объект и предмет исследования:

– не связаны друг с другом

– объект содержит в себе предмет исследования

– объект входит в состав предмета исследования

5. Часть объекта, непосредственно изучаемая в исследовании – это…

– предмет исследования

– актуальность исследования

– цель исследования

– задачи исследования

– научный аппарат исследования

6. Дословное воспроизведение в рабочем журнале наиболее важных мест изучаемого произведения, характерных фактов – это…

– реферат

– тезисы

– выписка

– аннотация

– план

7. Краткая характеристика работы, отвечающая на вопросы, о чем говорится в работе – это…

– введение

– аннотация

– содержание

– заключение

8. Запись, являющаяся краткой оценкой прочитанного произведения, сосредотачивающая внимание на основных результатах исследования – это…

– план

– выписка

– тезисы

– аннотация

– резюме

9. В содержании работы указываются…

– названия всех заголовков, имеющихся в работе, с указанием страницы, с которой они на-чинаются

– названия всех заголовков, имеющихся в работе, с указанием интервала страниц от и до

– названия заголовков только разделов с указанием интервала страниц от и до

10. Выводы содержат…

– только конечные результаты без доказательств

– результаты с обоснованием и аргументацией

– кратко повторяют весь ход работы

11. Вненаучное знание о тайных природных силах и отношенияx, скрывающихся за обыч-ными явлениями, происходящими в пространстве и во времени – это…

– паранаучное знание

– псевдонаучное знание

– девиантное знание

– обыденно-практическое знание

– антинаучное знание

Литература:

1. Кузнецов И.Н. Основы научных исследований. Учебное пособие для бакалавров. — М.: «Дашков и К°», 2013. — 283 с.

2. Основы научных исследований. Учебное пособие для бакалавров / М. Ф. Шкляр. - 4 е изд. — М.: «Дашков и К°», 2012. — 244 с.

3. Основы научных исследований: учебное пособие / Герасимов Б. И., Дробышева В. В., Злобина Н. В., Нижегородов Е. В., Терехова Г. И. – М.: Форум, 2009. – 236 с.

4. Основы научных исследований: Курс лекций для студентов / Черныш А. Я., Михайленко Т. Д., Багмет Н. П., Глазунова И. В., Смир­нов А. В.– М.: РИО РТА, 2008.- 268.

Тема № 6. Научная информация: поиск, накопление, обработка (дневная форма обучения – 4 ч., заочная - - ч).

Цель занятия: привитие навыков накопления научной информации и оформления научного отчета, рукописи научной статьи и представления их для публикации, изучение требований, изложенных в государственных стандартах по оформлению научного отчета, подготовке и оформлению научной статьи для публикации.

Вопросы к семинарскому занятию:

1. Основные источники научной информации.

2. Виды научных изданий.

3. Виды учебных изданий.

4. Систематизация и анализ научной и учебной информации.

5. Методика чтения научной литературы.

6. Виды чтения специальной литературы (просмотровое, ознакомительное, поисковое, изучающее).

7. Формы регистрации научной информации.

Наши рекомендации