Аксиома - положение, принимаемое без логического в силу непосредственной убедительности; истинное исходное положение теории.
Подберите правильное значение пропущенного слова:
1. доказательства; 4) анализа;
2. вывода; 5) определения;
3. предположения; 6) рассуждения.
5. Основным, исходным положением какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения является (подчеркните правильный ответ):
1. синтез; 4) анализ;
2. принцип; 5) аспект;
3. гипотеза; 6) проблема.
6. Методология научного познания - это (подчеркните правильное значение):
1. система взглядов на что-либо;
2. система конкретных приемов или способов осуществления какого-либо исследования;
3. способ применения старого знания для получения нового знания;
4. учение о принципах, формах и способах научно-исследовательской деятельности;
5. разработка плана проведения научных работ;
6. учение об основах научно-исследовательской деятельности.
Научный метод служит получению и обоснованию объективного знания. Различают методы общие и специфические. Общими называются методы, которые применяются в человеческом познании в целом, а специфическими - те, которыми пользуется только
Подберите пропущенное слово:
1. метафизика; 4) эксперимент;
2. наука; 5) глобалистика;
3. практика; 6) методология.
Литература:
1. Кузнецов И.Н. Основы научных исследований. Учебное пособие для бакалавров. — М.: «Дашков и К°», 2013. — 283 с.
2. Основы научных исследований. Учебное пособие для бакалавров / М. Ф. Шкляр. - 4 е изд. — М.: «Дашков и К°», 2012. — 244 с.
3. Основы научных исследований: учебное пособие / Герасимов Б. И., Дробышева В. В., Злобина Н. В., Нижегородов Е. В., Терехова Г. И. – М.: Форум, 2009. – 236 с.
4. Основы научных исследований: Курс лекций для студентов / Черныш А. Я., Михайленко Т. Д., Багмет Н. П., Глазунова И. В., Смирнов А. В.– М.: РИО РТА, 2008.- 268.
Тема № 5. Планирование научно-исследовательской работы (дневная форма обучения – 4 ч., заочная - - ч).
Цель занятия: формирование навыков планирования научных исследований, освоение технику составления проблемно-тематического плана, программы и методики исследования.
Вопросы к семинарскому занятию:
1. Формулирование темы научного исследования.
2. Критерии, предъявляемые к теме научного исследования.
3. Постановка проблемы исследования, ее этапы.
4. Определение цели и задач исследования.
5. Планирование научного исследования.
6. Рабочая программа и ее структура.
7. Субъект и объект научного исследования.
8. Интерпретация основных понятий.
9. План и его виды.
10. Формулирование выводов.
Весь ход научного исследования условно можно проиллюстрировать в виде условной логической схемы, приведенной на рис. 1.
Рис. 1. Логическая схема научного исследования
Темы докладов, рефератов и презентаций
1. Прогнозирование научного исследования.
2. Выбор темы научного исследования.
3. Технико-экономическое обоснование темы научного исследования.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие этапы выделяются в научной деятельности?
2. Можно ли выделить среди этапов научной деятельности наиболее важный? Объясните почему.
3. В чем заключается сущность этапа сбора фактического материала?
4. Для чего необходима формулировка цели, задач и гипотезы исследования?
5. Возникают ли трудности при формулировке проблемы исследования? Если да то, какие.
Контрольные тесты
1. Выбор темы исследования определяется…
– актуальностью
– отражением темы в литературе
– интересами исследователя
2. Формулировка цели исследования предполагает ответ на вопрос…
– что исследуется?
– для чего исследуется?
– кем исследуется?
3. Задачи представляют собой этапы работы…
– по достижению поставленной цели
– дополняющие цель
– для дальнейших изысканий
4. Как соотносятся объект и предмет исследования:
– не связаны друг с другом
– объект содержит в себе предмет исследования
– объект входит в состав предмета исследования
5. Часть объекта, непосредственно изучаемая в исследовании – это…
– предмет исследования
– актуальность исследования
– цель исследования
– задачи исследования
– научный аппарат исследования
6. Дословное воспроизведение в рабочем журнале наиболее важных мест изучаемого произведения, характерных фактов – это…
– реферат
– тезисы
– выписка
– аннотация
– план
7. Краткая характеристика работы, отвечающая на вопросы, о чем говорится в работе – это…
– введение
– аннотация
– содержание
– заключение
8. Запись, являющаяся краткой оценкой прочитанного произведения, сосредотачивающая внимание на основных результатах исследования – это…
– план
– выписка
– тезисы
– аннотация
– резюме
9. В содержании работы указываются…
– названия всех заголовков, имеющихся в работе, с указанием страницы, с которой они на-чинаются
– названия всех заголовков, имеющихся в работе, с указанием интервала страниц от и до
– названия заголовков только разделов с указанием интервала страниц от и до
10. Выводы содержат…
– только конечные результаты без доказательств
– результаты с обоснованием и аргументацией
– кратко повторяют весь ход работы
11. Вненаучное знание о тайных природных силах и отношенияx, скрывающихся за обыч-ными явлениями, происходящими в пространстве и во времени – это…
– паранаучное знание
– псевдонаучное знание
– девиантное знание
– обыденно-практическое знание
– антинаучное знание
Литература:
1. Кузнецов И.Н. Основы научных исследований. Учебное пособие для бакалавров. — М.: «Дашков и К°», 2013. — 283 с.
2. Основы научных исследований. Учебное пособие для бакалавров / М. Ф. Шкляр. - 4 е изд. — М.: «Дашков и К°», 2012. — 244 с.
3. Основы научных исследований: учебное пособие / Герасимов Б. И., Дробышева В. В., Злобина Н. В., Нижегородов Е. В., Терехова Г. И. – М.: Форум, 2009. – 236 с.
4. Основы научных исследований: Курс лекций для студентов / Черныш А. Я., Михайленко Т. Д., Багмет Н. П., Глазунова И. В., Смирнов А. В.– М.: РИО РТА, 2008.- 268.
Тема № 6. Научная информация: поиск, накопление, обработка (дневная форма обучения – 4 ч., заочная - - ч).
Цель занятия: привитие навыков накопления научной информации и оформления научного отчета, рукописи научной статьи и представления их для публикации, изучение требований, изложенных в государственных стандартах по оформлению научного отчета, подготовке и оформлению научной статьи для публикации.
Вопросы к семинарскому занятию:
1. Основные источники научной информации.
2. Виды научных изданий.
3. Виды учебных изданий.
4. Систематизация и анализ научной и учебной информации.
5. Методика чтения научной литературы.
6. Виды чтения специальной литературы (просмотровое, ознакомительное, поисковое, изучающее).
7. Формы регистрации научной информации.