Излагайте материал своими словами, используя историческую терминологию. Делайте выводы.

5. Делай доклад по плану или тезисам, а не просто читай написанное.

Пользуйся иллюстративным материалом.

7. Заранее напиши тему и план доклада на доске, активизируя внимание слушателей.

Речь докладчика должна быть правильной, четкой, внятной, достаточно громкой и звучать убедительно.

Оценка доклада

Оценка доклада производиться по результатам защиты.

Процедура защиты включает:

-сообщение студента по теме;

-вопросы, задаваемые студенту;

-выставление оценки;

Доклад оценивается по следующим критериям:

- необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной информации;

- умение студента свободно излагать основные идеи, отраженные в докладе, четко и внятно давать развернутый ответ на заданную тему, излагая материал своими словами.

По учебному плану на семинарские занятия предусмотрено для студентов дневной формы обучения 36, заочной - 6 часов.

Содержание и объем семинарских занятий студента по темам

Семинар № 1. Наука как система (дневная форма обучения – 4 ч., заочная - 1 ч).

Цель занятия: Изучить основные подходы к определению понятий «наука», «научное знание», выявить отличительные признаки науки. Проанализировать процесс развития науки, выделить основные цель и задачи, субъект и объект науки.

Вопросы к семинарскому занятию:

1. Понятие «наука» и классификация наук.

2. Многозначность понятия «наука».

3. Научное исследование как форма существования и развития науки.

4. Наука и философия.

5. Философия науки.

6. Великие имена в истории науки.

7. Основные концепции современной науки.

8. Роль науки в развитии общества.

9. Главные функции науки в обществе (познавательная, мировоззренческая, производственная, культурная, образовательная).

Темы докладов, рефератов и презентаций

1.История науки.

2. Сущность научного метода познания.

3. Эмпирический и теоретический уровни познания.

4. Приемы познания. Гипотетико-дедуктивная модель познания.

5. Этапы исследования. Формирование задачи исследования. Определение состояния проблемы.

6. Методы выполнения научного исследования (краткая характеристика).

7. Диалектическая логика как способ познания объективной истины.

Вопросы для самоконтроля

1. Как развивалась наука и в чем состоит характерная особенность нашего времени?

2. Что такое эвристика? Какие изобретения были первыми?

3. Какова связь между наукой и уровнем развития экономики?

4. Как вы представляете свою роль в качестве экономиста в развитии техники и науки?

5. Какова связь между наукой и производством?

6. В чем заключается роль экономики в развитии НТП?

7. В чем заключается цель и задачи данного курса?

Контрольные тесты для блиц-опроса:

1. Наука — это:

1) Совокупность знаний об окружающем мире

2) Система исследований для получения новых знаний

3) Специфические организации и учреждения

4) Все вышеперечисленное

2. Образование предполагает:

1) Получение знаний об окружающем мире, обществе, человеке

2) Создание новых знаний

3) Усвоение этических норм и ценностей

4) Изучение чужого опыта

3. Общественной наукой не является:

1) политология

2) биология

3) психология

4) философия

4. Определите метод исследования, используемый в общественных науках:

1) наблюдение

2) измерение

3) опрос

4) эксперимент

Верно ли утверждение?

Науки делятся на точные, технические, гуманитарные и общественные.

1) нет 2) да

6. Научные представления о мире зародились:

1) в Древнем мире

2) в Средние века

3) в первобытном обществе

4) в современном мире

7. В РФ является обязательным:

1) общее образование

2) профессиональное образование

3) высшее образование

4) дошкольное образование

8. К естественным наукам относится:

1) математика

2) история

3) химия

4) психология

9. Определите метод исследования, не используемый в естественных науках:

1) наблюдение

2) измерение

3) опрос

4) эксперимент

Верно ли утверждение?

Науки делятся на естественные и гуманитарные.

1) нет 2) да

Литература:

1. Кузнецов И.Н. Основы научных исследований. Учебное пособие для бакалавров. — М.: «Дашков и К°», 2013. — 283 с.

2. Основы научных исследований. Учебное пособие для бакалавров / М. Ф. Шкляр. - 4 е изд. — М.: «Дашков и К°», 2012. — 244 с.

3. Основы научных исследований: учебное пособие / Герасимов Б. И., Дробышева В. В., Злобина Н. В., Нижегородов Е. В., Терехова Г. И. – М.: Форум, 2009. – 236 с.

4. Основы научных исследований: Курс лекций для студентов / Черныш А. Я., Михайленко Т. Д., Багмет Н. П., Глазунова И. В., Смирнов А. В.– М.: РИО РТА, 2008.- 268.

Тема № 2. Организационная структура науки в Российской Федерации (дневная форма обучения – 2 ч., заочная - 1ч).

Цель занятия:изучить организационную структуру науки, познакомится со структурой Министерства образования и науки РФ, его функциями в сфере вузовской науки. Выделить основные задачи Высшей аттестационной комиссии.

Вопросы к семинарскому занятию:

1. Управление наукой и ее организационная структура.

2. Министерство образования и науки РФ, его функции в сфере вузовской науки.

3. Основные задачи Высшей аттестационной комиссии (ВАК).

4. Российская академия наук (РАН) как высшее научное учреждение РФ.

5. Научная деятельность в высшем учебном заведении.

6. Научно-исследовательская работа студентов.

7. Магистратура.

8. Организация подготовки научных и научно-педагогических работников в РФ.

9. Аспирантура и докторантура.

10. Ученые степени и ученые звания

Наши рекомендации