На основе смешения военного и романтического стилей
Курсовая работа по дисциплине
«Основы теории и методологии дизайн-проектирования»
Выполнил(а)
студент(ка) Дкб 101
Иванова А. А.
______________________
Научный руководитель
доцент Першукевич Г. В.
_____________________
Омск 2015
Приложение В
Пример оформления аннотации
АННОТАЦИЯ
Курсовая работа, посвященная теме: «Совмещение концепций европейского и мусульманского костюма», состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении обоснован выбор темы с точки зрения ее актуальности, выделен объект и предмет исследования, а также цели и задачи работы, выбраны методы исследования и выполнен обзор литературы.
Основная часть состоит из двух глав: научно-исследовательской, проектно-композиционной, разделенных на параграфы.
Заключение содержит основные выводы по теоретической и практической части работы.
Библиографический список включает перечень использованной литературы и источников в количестве 53 штук, в алфавитном порядке.
Приложение в количестве 4 штук, объемом 19 страниц, состоит из визуального материала в соответствии с содержанием частей, творческих и технических эскизов коллекции, раскладки лекал, конфекционной карты.
Общий объем пояснительной записки составляет 57 страниц.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Примеры оформления оглавления курсовой работы
Тема «Стиль милитари в современной моде»
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………... | |
1 История происхождения стиля милитари……... | |
1.1 Возникновение и развитие камуфляжа……………………… | |
1.2 Камуфляж в дизайне костюма………………………………... | |
1.3 Выставка канадского военного музея в Оттаве……………... | |
2 Стиль милитари в моде………………………………… | |
2.1 Современные направления стиля…………………………….. | |
2.2 Стиль милитари в коллекциях весна-лето 2015…………….. | |
2.3 Аксессуары в стиле милитари………………………………... | |
3 Разработка авторской коллекции…………………. | |
Заключение…………………………………………………….. | |
Список использованных источников……………… | |
Приложение А. Сбор материала………………………………….. | |
Приложение Б. Конфекционная карта……………………………. | |
Приложение В. Эскизы коллекции……………………………….. |
Окончание приложения Г
Тема «Совмещение концепций мусульманского и
европейского костюма»
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………… | ….6 |
1 НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ…………………… | ….9 |
1.1 Актуальность темы и ее место в современном дизайне……….. | ….9 |
1.2 Шариат и хиджаб. Традиционный гардероб. Цветовая символика в костюме……………………………………………………….. | …11 |
1.3 Развитие традиционных форм мусульманского костюма…...… | ...20 |
1.4 Применение мусульманского костюма в европейском дизайне | ...24 |
1.5 Анализ принципов построения мусульманского и европейского костюма…………………………………………………………….. | ...28 |
1.6 Авторские разработки путей развития творческого источника. | ...32 |
2 ПРОЕКТНО-КОМПОЗИЦИОННАЯ ЧАСТЬ…………….………. | ...37 |
2.1 Концепция проектируемой коллекции………………………….. | ...37 |
2.2 Описание проектируемых моделей……………………….…...... | ...41 |
2.3 Разработка головных уборов ……………………………............. | ...47 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….……… | ...49 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………...……………………………….. | ...50 |
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Сбор материала………………………………… | ...52 |
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Эскизы коллекции…………………………........ | ...55 |
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Технический эскиз...……………………….…... | …56 |
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Конфекционная карта………………………….. | ...57 |
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Пример оформления введения к работе
ВВЕДЕНИЕ
Модная индустрия постоянно находится в поиске новых идей и способов их воплощения с учетом современных реалий и потребностей общества. Проходя определенные циклы, она меняется кардинально: от вычурности и перегруженности к минимализму и чистоте, от обнаженности и откровенности к закрытости и нравственности. В последнее время в дизайне наблюдается постепенный отказ от чрезмерной обнаженности и раскрепощенности и возврат к традиционным моральным ценностям. Одним из путей воплощения этих ценностей является работа с мусульманским костюмом, не утратившим за прошедшие века своих позиций.
Создание гармоничного диффузного образа на основе двух столь противоположных начал невозможно без глубокого изучения, структурирования первоисточника, а также поиска и разработки новых путей решения и воплощения принципов и характерных особенностей данного костюма, что и является сутью данной выпускной квалификационной работы (ВКР).
Обращение к мусульманской философии костюма позволяет расширить границы европейского эстетического восприятия и на практике воплотить в образе человека такие принципы как духовность, нравственность, чистота и сделать человека привлекательным, но без сексуального аспекта.
В условиях глобализации современных политических, экономических, культурных сфер жизни взаимодействие и интеграция национальных традиций костюма является необходимым, естественным процессом. Обращение дизайнеров к теме Востока обуславливает выбор темы: «Совмещение концепций европейского и мусульманского костюма в современном дизайне».
Мусульманские страны привлекают дизайнеров уже не только как источник вдохновения, но и как один из наиболее перспективных рынков с точки зрения развития бизнеса: экспансию на Восток еще несколько лет назад начали самые крупные дома моды. Отчасти именно этим и объясняется то, что в последнее время многие дизайнеры начали завоевывать принципиально новую аудиторию – представительниц мусульманских стран, представляя отдельные модели и даже специальные коллекции именно мусульманской одежды. В западной моде очевиден переход от непосредственного использования исламской одежды к более тонкому заимствованию – адаптации орнаментов, кроя. На сегодняшний день рынок мусульманской одежды имеет большие перспективы. А законодателями этой fashion индустрии являются Дамаск и Каир. Потенциал европейского рынка исламской одежды – от $960 млн. до 1,5 млрд. Все это обуславливает актуальность выбора темы.
Объектом исследования служат традиционный ассортимент и принципы формирования системы мусульманского костюма. Предметом является возможность совмещения концепций европейского и мусульманского костюма.
Окончание приложения Д
Целью работы является изучение концепции мусульманского костюма, возможности ее совмещения с принципами европейского костюма для дальнейшей интеграции в современную индустрию дизайна, а также разработка и практическое воплощение авторской концепции.
Задачи работы:
− изучение ассортимента и принципов построения и комплектования мусульманского костюма, основанных на требованиях шариата, цветовой символики;
− изучение развития традиционных форм костюма в современном мире;
− изучение роли и места традиционных форм мусульманского костюма в европейском дизайне, его актуальности, рассмотрение дизайнеров и Домов мод, работающих с элементами данного костюма;
− анализ принципов построения мусульманского костюма и актуальности его применения в современном дизайне;
− совмещение и интеграция концепций мусульманского и европейского костюма в рамках разработки авторской коллекции;
− описание концепции проектируемой коллекции;
− разработка моделей, развитие логических рядов, выполнение технических эскизов, проектирование головных уборов и аксессуаров;
− разработка конструкторского решения, анализ пакета материалов, составление технологической последовательности сборки, выбор методов обработки узлов и рекомендуемого оборудования для конкретной модели;
− описание рыночной конъюнктуры, выбор рыночного сегмента, расчет технико-экономических показателей выбранной модели;
− практическая реализация разработанной авторской коллекции в материале.
Основными методами научного исследования являются теоретические: сбор, систематизация, анализ традиционных форм и принципов построения мусульманского костюма, его места в современном дизайне, направлений развития, обобщение материала по теме, синтез полученных сведений и эмпирические – разработка коллекции на основе творческого источника.
В работе использована следующая литература: Крэйг Г. Психология развития; Льюис Р. Османская Турция: быт, религия, культура; Шютт П. Поездка в Иран; Степанянц М. Т. Мусульманские концепции в философии и политике; Ферсман А. Е. Очерки по истории камня; Пиотровский М. Б. О мусульманском искусстве; Гоникман Э. Ваш талисман; Брилев Д. В. Религии мира. Ислам; Зелинг Ш. Мода. Век модельеров; Ермилова В. В., Ермилова Д. Ю. Моделирование и художественное оформление одежды; Козлова Т. В. Моделирование и художественное оформление одежды; Савостицкий Н. А., Амирова Э. К. Материаловедение швейного производства; Першина Л. Ф., Петрова С. В. Технология швейного производства; Бабаджанов С. Г., Доможиров Ю. А. Экономика предприятий швейной промышленности; ОСТы; нормативные акты; учебные пособия; методические указания; периодическая литература; интернет – источники и сайты дизайнеров.
ПРИЛОЖЕНИЕ Е
Пример оформления проектно-композиционной главы работы
2 ПРОЕКТНО-КОМПОЗИЦИОННАЯ ГЛАВА
2.1 Концепция проектируемой коллекции
Лейтмотивом коллекции является совмещение дуальных концепций, а именно – европейской и мусульманской. Основной проблемой в разработке авторского стиля является противоположность идейного, символического и религиозного наполнения в системе костюма данных источников, рождающая столкновение таких противоположных характеристик как: нагота и закрытость, духовность и секулярность и т.д. Таким образом, основной задачей является объединение и гармоничное взаимодействие двух начал.
При создании авторского стиля был взят за основу метод аналогии с системой построения и комплектации мусульманского костюма с добавлением узнаваемых конструктивных элементов европейского костюма, послуживших основой для формообразования и разработки формы, как основного способа выражения стиля и концепции.
Обращение к Восточной философии костюма позволяет заново открыть и переосмыслить главные человеческие ценности в условиях современного мира. Мусульманский костюм, как незыблемый хранитель традиций, позволяет привнести в современную моду:
– новое духовное начало;
– новую образность и глубокий символизм;
– более тонкое и бережное отношение к телу человека, при работе с открытыми и закрытыми частями;
– возврат костюма к традиционной морали и ценностям, когда выразительность модели не требует отсутствия одежды или отдельных ее частей как таковых.
Главной практической задачей проектирования является разработка и внедрение жизнеспособных моделей в авторском стиле.
Общим для коллекции являются многослойность, обусловленная выбором творческого источника, сочетание элементов европейского и мусульманского костюма, их взаимодействие, отсутствие ярко выраженной линии талии, бедер, облегания, минимизация конструктивных швов, приведение форм к прямому или бочкообразному силуэту.
Единицей художественной системы коллекции является комплект, как наиболее удовлетворяющая задачам проектирования система.
Актуальность коллекции обусловлена общим интересом к мусульманской культуре и костюму в современном дизайне. Принципы, взятые за основу для создания моделей, позволяют использовать их как для мусульманской, так и для европейской аудитории, что делает разработку более рентабельной и функциональной. Разнообразие элементов и вариантов комплектов, объединенных общей
Продолжение приложения Е
концепцией, позволяет охватить большую возрастную, конфессиональную аудиторию и решить задачи проектирования.
Проектируемая коллекция построена на постепенном, нюансном развитии базовой формы и декора материалов.
Модели объединены общностью стиля, силуэта, конструктивным решением, дополнениями, завершающими процесс формирования образа.
Комплекты относятся к романтическому стилю, смешанному с этностилем и микростилем new age.
Преобладание контрастного сочетания европейских и традиционных мусульманских форм костюма и превалирующее положение последних обусловлены выбором темы работы, творческим источником и подчиненными ему задачами проектирования.
Основными отправными пунктами при проектировании моделей служат:
– соблюдение целостности композиции;
– нюанс и подобие;
– базовые силуэты (О-образный, трапециевидный, прямой);
– мягкие объемные, читаемые геометрические формы;
– пропорционирование;
– максимально возможная симметричность деталей;
– минимизация конструктивных, конструктивно-декоративных, декоративных членений;
– преобладание вертикальных членений;
– зрительное удлинение фигуры за счет силуэта, формы, членений;
– локальные пятна «чистых» цветов в сочетании с геометрическим рисунком и полосами.
Конструктивное развитие коллекции выражено в постепенном удлинении плечевых изделий при неизменной максимальной длине поясных. Кроме того – увеличение объемности моделей при переходе к более «легкому» ассортименту.
Коллекция строится на абсолютном преобладании вертикальных членений формы, имеющиеся горизонтальные членения находятся в подчиненном, по отношению к ним, положении.
Основой коллекции является максимально возможная симметрия членений, местоположения деталей, форм, конструктивных элементов.
Композиционный центр в коллекции концентрируется на плечевом поясеи линии груди за счет сочетания активных вертикальных членений, подрезов, укрупненных деталей.
В коллекции использованы следующие средства композиции:
– сочетание контрастных пропорций длин изделий в комплекте,
– симметричность конструктивных линий, подрезов, деталей,
– модели построены на контрастном сочетании европейского и мусульманского костюма, сочетании разнородных орнаментов в одной модели.
Принципами гармонизации являются:
– единство и монохромность цветовой гаммы;
– работа на нюансах цвета;
Продолжение приложения Е
– использование сближенных фактур, орнаментов при проектировании комплектов[6].
Цветовое развитие коллекции строится на цветовом выражении явления дисперсии света.
Диспе́рсия све́та (разложение света) – это явление, обусловленное зависимостью абсолютного показателя преломления вещества от частоты (или длины волны) света (частотная дисперсия), или, то же самое, зависимость фазовой скорости света в веществе от длины волны (или частоты).
В цветовом построении коллекции данную идею наиболее полно отражает белый свет, который является составным и разлагается в спектр при прохождении через призму Ньютона. Наглядным примером дисперсии служит радуга.
Таким образом, цветовое решение коллекции построено на ахроматическом белом с постепенным добавлением все большего количества спектральных цветов при параллельном усложнении и увеличении рисунка.
Основным ассортиментом коллекции являются прямые и О-образные куртки европейского кроя в сочетании с вариациями бурки, абайи, джалабии, шалвар, гхарары, чуридар, жилетов, тюрбана, бони, аль-амиры, никаба, чадры, шейлы для повседневной носки, которые можно использовать как элементы современного дресс-кода в одежде делового назначения.
Комплекты ориентированы на младшую и среднюю возрастную группу, 2 и 3 полнотную группу, рост 164–176 см.
Комплекты возможно легко трансформировать в течение дня, в зависимости от ситуации, учитывая их многослойный характер, дополнять сменными аксессуарами.
Для проектирования моделей рекомендуется сочетание натуральных шелковых, хлопковых, шерстяных материалов. Рекомендуется сложное сочетание родственно-контрастной и контрастной цветовой гаммы, в сочетании с активной декорировкой.
Для построения коллекции и окончательного оформления моделей используются аксессуары: кожаные перчатки, составные головные уборы, открытая обувь на танкетке, макияж при создании образа сводится к nuid-look, что обусловлено выбором творческого источника, задачами проектирования, целевой аудиторией [22].
Разработанная коллекция рекомендуется для внедрения в индивидуальное или мелкосерийное производство. Для индивидуального производства рекомендуется разработка авторских орнаментов и вышивок на тканях, разработка методов обработки, для создания уникальных комплектов, ориентированных на конкретного потребителя. Для внедрения в мелкосерийное производство рекомендуется стандартизация и унификация методов обработки и приведение моделей к нескольким ведущим базовым конструкциям, сокращение видов материалов для увеличения рентабельности и сокращению себестоимости.
В перспективе возможно дальнейшее развитие коллекции, углубление в авторский стиль, дальнейшая структуризация и уточнение комплектов, расширение проектируемого ассортимента.
Продолжение приложения Е
2.2 Описание проектируемых моделей
В ходе процесса проектирования с учетом задач и целей разрабатываются логические ряды, включающие в себя направления для дальнейшего проектирования. На данном этапе наиболее логична отрисовка различного ассортиментного ряда в следующих вариантах:
– костюм, полностью соответствующий нормам хиджаба;
– ассортиментное смешение;
– диффузия ассортимента и деталей костюма.
Логические ряды представлены в приложении (рис. П.Б.1 – 20).
После анализа выполненных разработок, выбирается вариант синкретического костюма, строящегося на принципах гармоничного совмещения и интеграции концепций мусульманского и европейского костюма в соответствии с авторской концепцией.
Проводится отбор проектируемого ассортимента, в основу которого вошли:
– верхняя одежда, представленная в виде курток и ветровок различной длины;
– платья различной длины;
– поясная одежда в виде брюк и юбок.
На основе выбранных моделей производится окончательная доработка проектируемых и рекомендуемых к практическому воплощению моделей.
Помимо ассортиментного ряда особое внимание уделено принципам ношения и комплектования, цветовому, фактурному и орнаментальному решению моделей в развитии проектируемой линейки.
Модели коллекции:
Первый комплект состоит из куртки прямого силуэта умеренного объема, платья-майки, брюк, расклешенных от линии талии.
Конструкция куртки решена подрезами с разводкой в области плеча, рукавом мягкой формы. Спинка цельная без среднего шва, полочка с центральной застежкой на пришивные кнопки и отходящей цельновыкроенной планкой высотой 5 см., застегивающейся на пуговицу.
Рукав двухшовный комбинированный: цельновыкроенный в верхней части спинки и переда, втачной в нижней части проймы спинки и полочки, форма рукава слегка заужена книзу, задняя верхняя половинка рукава имеет членение на уровне 3/4 длины. Пройма дополнительно углублена на 7 см.
Длина куртки – на 5 см. выше линии талии.
Платье-майка прямого силуэта, умеренного объема с боковыми швами, застроченными до линии талии, нижняя часть с подрезом, низ изделия замкнутый с узлом, пройма щелевидная, углубленная на 4 см. Длина платья – на 10 см. выше линии колен.
Брюки, расклешенные от талии, большого объема с шаговыми швами и швом сидения, боковые срезы с запахом, пояс комбинированный, высотой 4см., сзади собран на резинку, спереди решен через завязки. Брюки длиной в пол.
Продолжение приложения Е
Проектируемые материалы: куртка – кашемир (основная ткань), натуральный шелк (подклад), платье-майка – смесовая (хлопок и шелк), брюки – хлопок.
Цветовое решение модели строится на ахроматах с преобладанием белого, небольшими включениями красного цвета (пуговица и горизонтальные членения на задней половинке рукавов куртки, платье-майка). Дополнительные варианты комплектации данной модели также представлены в приложении, отличие их в ширине брюк и замене платья-майки на спортивную майку.
Вторая модель состоит из ветровки прямого силуэта умеренного объема, майки, спортивных брюк со стрелками, зауженных к низу.
Конструкция ветровки решена с цельновыкроенным рукавом на узкой (1 см.) манжете с подрезом, складками по нижнему шву в области локтя, рукав заужен к низу. Спинка цельная без среднего шва, полочка с центральной застежкой на пробивные кнопки, плосколежащей отрезной стойкой, высотой 1,5 см. со смещенной застежкой. Пройма дополнительно углублена практически до линии талии. Длина модели – до линии талии.
Майка спортивного стиля прямого силуэта, умеренного объема с боковыми швами, на лямках, длина – линия бедер. Брюки умеренного объема с шаговыми, боковыми швами и швом сидения, стрелками на передней и задней половинке, дополнительно застроченными на 0,1 см. Верхний срез обработан обтачкой, застежка на брючную тесьму-молнию в боковом шве, длина брюк – чуть ниже щиколотки. Проектируемые материалы: ветровка – натуральный шелк, майка – хлопок, брюки – смесовая ткань (хлопок и шелк). Цветовое решение модели строится на ахроматах с преобладанием белого, более активным включением включениями оранжевого цвета (ветровка).
Третья модель представляет собой платье приталенного силуэта умеренного объема с цельновыкроенным рукавом. Формообразование изделия достигается за счёт перевода нагрудной и плечевой вытачки в коническое расширение юбки, боковых швов и пояса. Спинка и полочка цельная без среднего шва, на уровне талии полочка имеет 2 защипа с закреплеными в них деталями пояса, шириной 3 см. Линия талии на естественном уровне. Боковой шов проходит посредине проймы. Расширение изделия внизу равномерное умеренной величины. Низ изделия – прямой. Плечевой пояс решен с сохранением естественного направления и пропорций. Пройма дополнительно углублена на 7 см. У-образная горловина заканчивается на 7 см. выше линии груди, дополнительно оформляется плосколежащей стойкой. Длина платья – в пол. Проектируемые материалы: платье и воротник – натуральный шелк. Цветовое решение модели строится на преобладании голубого цвета с включением ахроматов.
Четвертый комплект состоит из платья-халата, брюк и жилета. Платье приталенного силуэта умеренного объёма с рукавом мягкой формы.
Формообразование изделия достигается за счёт перевода нагрудной и плечевой вытачки в коническое расширение юбки, боковых швов и пояса. Спинка цельная без среднего шва, полочки с запахом шириной 10 см., скрепленным по линии та-
лии притачным поясом шириной 3 см. Линия талии на естественном уровне. Боковой шов проходит посредине проймы. Расширение изделия внизу равномерное
Продолжение приложения Е
умеренной величины. Низ изделия – прямой. Плечевой пояс решен с сохранением естественного направления и пропорций. Рукав двухшовный комбинированный: цельновыкроенный в верхней части спинки и переда, втачной в нижней части проймы спинки и полочки, форма рукава слегка заужена книзу, длина 3/4. Пройма дополнительно углублена на 7 см. У-образная горловина заканчивается на 2,5 см. выше линии груди. Длина платья – в пол.
Брюки плотно облегающие. Линия талии на естественном уровне. Верхний срез брюк обработан обтачкой. Застежка в боковом шве на тесьму-молнию. Длина брюк – чуть ниже щиколотки.
Жилет состоит из конически разведенных деталей спинки и полочки, без застежки. Модель имеет боковые швы. Пройма углублена до линии талии. Горловина оформлена лацканом. Пройма расширена в сторону спинки и полочки, плечевой срез сокращен до 3 см. Низ удлинен в сторону спинки, плечевой пояс решен через вставку оплечья, являющегося конструктивной деталью модели, спускающегося сзади отдельными жгутами различной длины.
Проектируемые материалы: платье, жилет – натуральный шелк, брюки – смесовая (шерсть с эластаном). Цветовое решение модели строится на абсолютном преобладании сиреневого и фиолетового. Дополнительные варианты комплектации данной модели также представлены в приложении, отличие их в вариантах решения жилета.
Пятая модель является квинтэссенцией авторского стиля и состоит из фрака и платья. Фрак умеренного объема, мягкой формы решен с боковыми швами. Полочка с переводом нагрудной вытачки в подрез горловины и линию нагрудного кармана, мягкими лацканами, спинка с рельефными швами, визуальной имитацией шлицы. Рукав мягкой формы, комбинированный (с подрезом в нижней части проймы). Длина рукава – 3/4. Низ изделия решен с резким удлинением и острым окончанием пол спинки.
Платье трапециевидной формы с диагональными подрезами по линии груди, переходящими в У-образную горловину. Конструкция решена с использованием боковых швов. Проектируемые материалы: платье – хлопок, фрак – смесовый трикотаж (шерсть с эластаном).
Цветовое решение модели строится на абсолютном преобладании белого, с включением всех спектральных цветов. Цветовое решение модели объединяет коллекцию и логически завершает ее развитие возвращением к белому цвету, включающему и объединяющими в себя остальные цвета спектра.
В качестве дополнений предлагаются кожаные перчатки различной длины, гетры, колготы, носки. Дополнительно проектируются головные уборы и оплечья, завершающие процесс проектирования, детальная разработка которых представлена в следующей главе.
Эскизы моделей представлены в приложении (рис. Б.21 – Б.34).
Разработанные модели полностью отвечают задачам и целям проектирования, отражают авторское видение стиля, являясь оригинальными и перспективными для практического воплощения.
Окончание приложения Е
Развитие модельного ряда через силуэтное решение, развитие объема и конструктивных элементов, изменение степени насыщения цветом представляет собой гармоничный процесс, позволяющий не только наглядно отразить концептуальное, но конструкторское решение коллекции. Кроме того, комплекты выполнены с использованием единых методов и режимов обработки.
2.3 Разработка головных уборов
В ходе изучения творческого источника получено представление об ассортименте и разнообразии головных уборов, основные черты, выделенные автором и служащие отправной точкой для дальнейшей разработки следующие:
– многосоставность и многоэлементность внутри общей формы;
– обязательное покрытие волос;
– декоративность.
Основным ассортиментом для работы послужили: тюрбан, никаб, чадра, шейла, бони, аль-амира как наиболее характерные, концептуально, конструктивно и технологически обоснованные в рамках процесса проектирования.
Основной проектируемой формой является шапочка с верхним швом на основе конструкции капюшона-шлема, с удлиненной затылочной и продленной височной частью, также проектируется второй вариант на основе принципа наматывания тюрбана, состоящий из длинной полосы ткани, уложенной по форме головы и частично скрепленной между собой, оба варианта выполнены в белом цвете из трикотажного полотна.
Дополнительно добавлены цветные бисерные шнуры, имитирующие варианты драпировки традиционных головных уборов.
Для усиления художественной выразительности были использованы дополнительные элементы в виде височных колец. Височное кольцо – бронзовое, серебряное, золотое женское украшение, укреплявшееся обычно возле висков. Их носили по одному или по нескольку пар сразу. Форма представляет собой прямой треугольник, меньшей частью обращенный к затылку, состоящий в свою очередь из 3 заостренных с одной стороны овалов. Проектируемый материал – прозрачный пластик. Таким образом, сформированы два варианта комплектации авторского составного головного убора: шапочка-шлем в сочетании с височными кольцами и драпировкой из бисера, а также тюрбан в комплекте с височными кольцами и бисерными шнурами.
Помимо головных уборов, в моделях планируется применение оплечий из бисерного шнура, являющихся как конструктивной, так и декоративной частью костюма. Оплечья состоят из параллельных, частично скрепленных рядов шнура с застежкой в области плеча. Выполняются в цветах модели или белыми. Эскизы головных уборов и аксессуаров представлены в приложении (рис. Б.1 – Б.34).
Создание головных уборов и аксессуаров, подбор дополнений позволяют завершить процесс создания гармоничного образа и наиболее полно отразить суть авторского решения коллекции. Проектируемые разработки полностью отвечают задачам проектирования и концепции основных изделий и выполняются с использованием аналогичных конструкторских и технологических приемов.
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж
Пример оформления заключения к работе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе выполнения работы был изучен объект исследования – традиционный ассортимент и принципы формирования системы мусульманского костюма, предмет – возможность совмещения концепций европейского и мусульманского костюма, описана актуальность исследования с дизайнерской и экономической точки зрения.
Кроме того, достигнута цель работы: изучена концепция мусульманского костюма, возможности ее совмещения с принципами европейского костюма для дальнейшей интеграции в современную индустрию дизайна, и, соответственно решены ее задачи.
Выбраны методы научного исследования, позволяющие в полной мере раскрыть теоретическую, аналитическую часть работы, применить полученные результаты в практической части при разработке, анализе и описании проектируемой коллекции. При этом основными методами научного исследования являются теоретические: сбор, систематизация, анализ традиционных форм и принципов построения мусульманского костюма, его места в современном дизайне, направлений развития, обобщение материала по теме, синтез полученных сведений и эмпирические – разработка коллекции на основе творческого источника.
В научно-исследовательской части основной акцент сделан на анализ актуальности темы; изучен традиционный гардероб и принципы построения костюма; направления развития костюма в историческом контексте; изучение места и значимости мусульманского костюма в современном дизайне, в частности, в стиле new age; предложен авторский вариант работы с творческим источником, определены направления для дальнейшей практической разработки.
Проектно-композиционная часть детально описывает и обосновывает общую идею разработанной коллекции; принципы построения, развития и воплощения в материале; содержит разработанные эскизы коллекции, аксессуаров; детальное описание проектируемых моделей.
В результате разработана авторская концепция работы с творческим источником, основанная на столкновении противоположных по своей сути (идейно, символически и религиозно) концепций и подходов к формированию и построению костюма, поиске способов гармоничного совмещения, интеграции концепций европейского и мусульманского костюма. В результате был получен идейно синкретический образ, послуживший основой уникального авторского стиля, сочетающего в себе целомудренность, духовность, высокие моральные ценности мусульманского костюма с практичностью, удобством (в современных условиях), конструктивным и декоративным минимализмом европейского костюма.
В процессе проектирования коллекции учены, прежде всего, формообразование и силуэт (трапециевидный, О-образный), способ ношения (многослойность, комплектность), основной ассортимент (плечевая свободная, объемная одежда, юбки и сочетание юбок с брюками).
Окончание приложения Ж
Превалирование мусульманского костюма выражено в характерной гамме «чистых» цветов, доминанте в моделях белого цвета, характерных элементах: головных уборах, вариантах комплектации.
Важность данной работы состоит не только в создании современных дизайнерских решений с использованием мусульманского костюма в качестве творческого источника; адаптации мусульманского традиционного костюма в соответствии с общеевропейскими нормами, современными условиями и ритмом жизни; его вхождении на общемировой рынок и интеграции в модную индустрию, но и как считает британский специалист по социальной антропологии и автор книги «Очевидные мусульманки» Эмма Тарло: «Одна из целей новой мусульманской моды – противостоять через стиль в одежде враждебному восприятию ислама». Это становится особенно актуально в условиях глобализации, активной миграции мусульманского населения в Европу наряду с возрастанием межнациональной неприязни, ограничении религиозной дискриминации через законодательные акты на государственном уровне.
Кроме того, работа в направлении совмещения и интеграции концепций мусульманского и европейского костюма является экономически перспективной, в связи с наличием относительно свободного рыночного сегмента, объем которого на сегодняшний день составляет по различным оценкам от 960 млн. до 1,5 млрд. долларов. Эти данные наглядно показывают, что в результате курсового проектирования создан не только эстетически и духовно ценный, но и экономически выгодный продукт дизайна, что в свою очередь является весьма важным в условиях огромной конкуренции на рынке швейной промышлености.
ПРИЛОЖЕНИЕ И
Примерная форма акта о внедрении
научно-технического мероприятия в производство
АКТ