Основы теории и методологии дизайн-проектирования
Основы теории и методологии дизайн-проектирования
ПОДГОТОВКА КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Методические указания
Омск 2015
УДК 687.01. ***
ББК 30.18я73
П 26
Рецензент
профессор каф. дизайна костюма Л. В. Медведь
(Омский государственный институт сервиса)
Ответственный за выпуск –
профессор, зав. каф. дизайна костюма Г. В. Толмачева
(Омский государственный институт сервиса)
Першукевич, Г. В.
П 26Основы теории и методологии дизайн-проектирования. Подготовка курсовой работы : методические указания / Г. В. Першукевич. – Омск : Омский государственный институт сервиса, 2015. – 60 с.
Методические указания разработаны для оказания помощи студентам при выполнении и оформлении курсовой работы, предназначены для студентов художественно-технологического факультета очной формы обучения по направлению 072500 «Дизайн», профилю подготовки 072500.62 «Дизайн костюма». Квалификация выпускника – бакалавр.
Соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту. Содержат сведения о целях и задачах курсовой работы, порядке ее выполнения и защиты. Даются материалы по подготовке и обработке материалов для освещения темы, написанию текста, языку и стилю научной работы. Кроме того, методические указания содержат рекомендации по грамотному оформлению пояснительной записки работы, примеры выполнения и оформления индивидуальных заданий и прочие материалы в помощь студенту.
УДК 687.01
ББК 30.18я73
© Першукевич Г. В., 2015
© Омский государственный
институт сервиса, 2015
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ.. 4
1. Общие требования, порядок выполнения и защи-ты курсовой работы... 7
1.1. Примерная тематика курсовых работ по дисциплине «Основы тео-рии и методологии дизайн-проектирования». 9
1.2. Этапы выполнения курсовой работы.. 11
2. Требования к структурным элементам курсовой работы 14
3. Методические указания к оформлению КУРСОВОЙ РАБОТЫ 19
3.1. Общие требования к оформлению работы.. 19
3.2. Оформление наименований и нумерация структурных элементов. 20
3.3. Оформление перечислений. 21
3.4. Оформление рисунков. 21
3.5. Оформление таблиц. 22
3.6. Правила оформления ссылок. 23
3.7. Оформление списка использованных источников. 24
3.8. Правила оформления приложений. 26
4. Язык и стиль курсовой работы... 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 32
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Темы курсовых работ в 2012–2013 гг. 33
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Оформление титульного листа курсовой работы.. 34
Приложение В. Пример оформления аннотации. 35
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Примеры оформления оглавления курсовой работы.. 36
ПРИЛОЖЕНИЕ Д. Пример оформления введения к работе. 37
ПРИЛОЖЕНИЕ Е. Пример оформления проектно-композиционной гла-
вы работы.. 40
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж. Пример оформления заключения к работе. 47
ПРИЛОЖЕНИЕ И. Примерная форма акта о внедрении научно-техни-
ческого мероприятия в производство. 49
ПРИЛОЖЕНИЕ К. Оформление иллюстраций. 50
ВВЕДЕНИЕ
Методические указания предназначены для студентов профиля подготовки 072500.62 «Дизайн костюма». Квалификация выпускника – бакалавр. В данном издании рассмотрены требования к выполнению курсовой работы по дисциплине «Основы теории и методологии дизайн-проектирования».
Рассмотрены особенности выполнения работы с необходимыми пояснениями и рекомендациями, методические материалы для ее выполнения. Методические указания содержат рекомендации по грамотному оформлению курсовой работы в соответствии с государственными стандартами, примеры выполнения индивидуальных заданий и оформления графических работ, прочие материалы в помощь студенту. Методические указания рекомендованы для самостоятельной работы студентов.
Методические указания написаны доцентом кафедры дизайна костюма ОГИС, членом Союза Дизайнеров РФ Галиной Викторовной Першукевич в результате обобщения многолетнего опыта руководства курсовыми работами. Данная работа опирается на наиболее ценные научные разработки, учебные издания и публикации, а также большой практический опыт, творческие и научные поиски автора.
Курсовая работа – это форма учебно-исследовательской работы. Выполнение курсовой работы представляет собой проведение исследования по одному из вопросов, изучаемых в составе дисциплины.
Основной целью выполнения курсовой работы является расширение, углубление знаний студента и формирование у него навыков научно-исследовательской деятельности.
Задачи курсовой работы состоят:
− в систематизации научных знаний;
− углублении уровня и расширении объема профессионально значимых знаний, умений и навыков;
− формировании умений и навыков самостоятельной организации научно-исследовательской работы;
− овладении современными методами поиска, обработки и использования информации.
Компетенции студента, формируемые в результате выполнения курсовой работы по дисциплине
В результате успешного написания курсовой работы студент должен приобрести следующие компетенции:
Студент должен знать:
− теорию и методологию проектирования в дизайне;
− содержание процессов проектной деятельности в области дизайна костюма;
− понятия о структуре формы и формообразовании;
− свойства формы как объемно-пространственной структуры;
− возможности работы с ассортиментом одежды и художественными системами моделирования;
− творческие методы поиска, основные логические методы и способы научного исследования в дизайне;
− структуру и функции моды, закономерности ее развития и прогнозирования;
− особенности и роль концептуального дизайн-проекта в общей системе дизайн-проектирования;
− цели, методы и средства дизайнерской художественно-проектной деятельности;
− приемы гармонизации костюма.
Студент должен уметь:
− решать основные типы проектных задач;
− создавать художественный образ;
− создавать оригинальный проект, промышленный образец, серию;
− проектировать различный ассортимент одежды сезонного, половозрастного, культурного назначения, используя новейшие методы и принципы проектирования костюма;
− пользоваться различными творческими методиками в области проектирования костюма;
− определять набор последовательных проектных действий в зависимости от ситуационных задач или проектных исследований;
− выдвигать и разрабатывать концептуальные, экспериментальные и инновационные идеи;
− выбирать необходимые методы исследования и творческого исполнения;
− формулировать требования к проекту на этапе предпроектного анализа, провести предпроектное исследование, осуществлять сбор материала для формирования проектной идеи, анализировать аналоги и прототипы;
− находить возможные варианты проектных решений, выбирать оптимальный вариант;
− разрабатывать объекты на основе функциональной целесообразности;
− формулировать концепцию проекта;
− вести научно-исследовательскую и творческую деятельность в области дизайна, использовать исторический и современный опыт.
Студент должен владеть:
− методами и приемами предпроектного (составление дизайн-концепции) и проектного (корректировка и гармонизация предметно-пространственных решений) анализа предложений;
− приемами применения критериев оценки эффективности дизайн-продукта;
− навыками комплексного анализа дизайн-продукта;
− методами современного дизайн-проектирования;
− навыками выбора последовательных проектных действий в зависимости от ситуационных задач или проектных исследований;
− навыками использования творческих методов;
− логикой и аргументацией при презентации своих проектов;
− способностью использовать современные научные знания в своей профессиональной деятельности.
Успешное выполнение курсовой работы способствует формированию следующих обязательных компетенций:
− анализирует и определяет требования к дизайн-проекту; составляет подробную спецификацию требований к дизайн-проекту; способен синтезировать набор возможных решений задачи или подходов к выполнению дизайн-проекта; научно обосновать свои предложения;
− разрабатывает проектную идею, основанную на концептуальном, творческом подходе к решению дизайнерской задачи; возможные приемы гармонизации форм, структур, комплексов и систем; комплекс функциональных, композиционных решений;
− способен к конструированию предметов, товаров, промышленных образцов, коллекций, комплексов, сооружений, объектов, способен подготовить полный набор документации по дизайн-проекту для его реализации, осуществлять основные экономические расчеты проекта;
− осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности.
1. Общие требования, порядок выполнения
и защиты курсовой работы
Курсовая работа является одной из важнейших форм учебной работы и выполняется студентом в соответствии с учебным планом. На выполнение курсовой работы планируется 32 часа.
График написания, сдачи и защиты курсовой работы составляется и утверждается кафедрой.
Выполнение курсовой работы должно способствовать углубленному усвоению лекционного курса «Основы теории и методологии дизайн-проектирования» и приобретению навыков в области решения производственных вопросов задач и ситуаций.
Она базируется на изучении законов, постановлений правительства, нормативных и методических материалов, литературных источников, а также на практическом материале предприятий, экспериментальных, статических данных, сборе творческого материала и авторских работах.
Выполнение работы требует от студента не только знаний общей и специальной литературы по теме, но и умение проводить анализ источника, экспертные исследования, увязывать вопросы теории проектирования костюма с практикой, делать обобщения, формировать цели и задачи проектирования.
Тематика курсовых работ по дисциплине подразумевает анализ и обоснование концепции разработки коллекции моделей одежды, так как раскрытие именно этой темы подразумевает наиболее полное отражение в работе знаний и умений, навыков, соответствующих полному усвоению лекционного курса.
Студентам предоставляется право выбора коллекции, которая является авторской. Студент может предложить свою тему с обоснованием целесообразности ее исследования.
Студент совместно с руководителем уточняет круг вопросов, подлежащих изучению и анализу, составляет план исследования; определяет структуру работ; определяет необходимую литературу и другие материалы.
Структурными элементами курсовой работы являются:
− титульный лист;
− аннотация;
− оглавление;
− введение;
− основная часть;
− заключение;
− список использованных источников;
− приложение.
Все части курсовой работы должны быть изложены в строгой логической последовательности и взаимосвязи.
Содержание работы следует иллюстрировать схемами, таблицами, фотографиями, рисунками и т.д.
Общий объем работы должен быть в пределах 30 страниц рукописного текста (без приложений).
При оценке работы учитывается содержание работы, ее актуальность, степень самостоятельности, оригинальность выводов и предложений, качество используемого материала, а также уровень грамотности (общий и специальный).
Выполненная работа проверяется в срок до 10 дней преподавателем, который дает письменное заключение по работе – рецензию. Рецензия отмечает положительные стороны и недостатки, а в случае надобности указывает, что надлежит доработать.
Работа вместе с рецензией выдается студенту для ознакомления и возможного исправления.
Курсовая работа должна быть защищена до сдачи экзаменов.
Курсовая работа должна соответствовать следующим требованиям:
− быть выполненной на достаточном теоретическом уровне;
− включать анализ не только теоретического, но и эмпирического материала;
− основываться на результатах самостоятельного исследования, если этого требует тема;
− иметь обязательные самостоятельные выводы после каждой главы и в заключении работы;
− иметь необходимый объем;
− быть оформленной по стандарту и выполненной в указанные сроки.
Критериями оценки курсовой работы являются:
− актуальность и степень разработанности темы;
− творческий подход и самостоятельность в анализе, обобщениях и выводах;
− полнота охвата первоисточников и исследовательской литературы;
− уровень овладения методикой исследования;
− научная обоснованность и аргументированность обобщений, выводов и рекомендаций;
− научный стиль изложения;
− соблюдение всех требований к оформлению курсовой работы и сроков ее исполнения.
1.1. Примерная тематика курсовых работ по дисциплине «Основы теории и методологии дизайн-проектирования»
Тематика курсовых работ должна соответствовать задачам изучения дисциплины и подготовки специалистов по профилю, предусмотренным в государственном образовательном стандарте; соответствовать современному уровню развития отрасли науки и опыту педагогической (производственной) деятельности.
Курсовая работа выполняется в рамках научно-исследовательской работы кафедры и направлений НИРС.
При разработке программы научно-исследовательской работы кафедра предоставляет возможность обучающимся:
− изучать специальную литературу и другую научно-техническую информацию, достижения отечественной и зарубежной теории и практики в области дизайна костюма;
− участвовать в проведении научных исследований или выполнении проектно-исследовательских разработок по актуальным теоретическим и практическим проблемам дизайна;
− осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научной информации по исследуемой проблеме;
− составлять отчеты по разрабатываемой проектно-исследовательской теме или ее разделу;
− выступать с докладами на конференциях;
− участвовать в выставках, круглых столах, общественных обсуждениях.
Результаты НИРС докладываются на ежегодных научно-практических конференциях аспирантов и студентов, могут публиковаться в сборниках научных трудов как индивидуальное или коллективное исследование.
При выборе темы студент должен учитывать:
− ее актуальность;
− познавательный интерес к ней;
− возможность последующего более глубокого исследования проблемы (написание дипломной работы).
Для выполнения курсовой работы рекомендуются следующие направления:
1. Особенности проектирования коллекции моделей одежды на основе определенного стиля.
2. Анализ дизайн-проектирования коллекции моделей современной одежды на основе диффузии стиля.
3. Проектирование коллекции моделей одежды на основе творческого источника.
4. Проектирование коллекции моделей одежды с использованием различного вида отделок.
5. Особенности проектирования коллекции моделей одежды на основе определенного ассортимента.
6. Проектирование коллекции моделей одежды на основе исторического, национального или военного костюма.
7. Особенности проектирования коллекции моделей одежды на основе костюма ХХ века.
8. Проектирование коллекции моделей одежды на основе творчества известного дизайнера.
9. Проектирование коллекции моделей одежды с использованием материалов различного ассортимента.
10. Педагогика и дидактика дизайна.
11. Анализ коммуникативных функций дизайна.
12. Мерчендайзинг в дизайне костюма.
13. Реклама в дизайне костюма.
14. Арт-дизайн и дизайн костюма.
15. Анализ особенностей дизайна костюма специального назначения.
16. Анализ особенностей дизайна зрелищного костюма.
17. Анализ брендов в дизайне.
18. Разработка новых конструкторских и технологических приемов в дизайне костюма.
19. Исследование и разработка направлений дизайна индивидуального костюма.
20. Дизайн костюма и имидж.
21. Особенности процесса проектирования костюма в различных системах формообразования в условиях конкретного предприятия.
22. Изучение потребительского рынка, рынка сбыта.
23. Изучение спроса населения на определенный ассортимент изделий.
24. Проведение сравнительного анализа отечественной и зарубежной продукции, оценка их эстетического уровня.
25. Формирование предложений по улучшению качества ассортимента изделий.
26. Изучение и анализ особенностей индустрии моды.
27. Анализ структуры творческой деятельности в дизайне костюма.
28. Анализ современных направлений развития дизайна костюма.
29. Анализ экономических проблем дизайна.
30. Анализ стилевых направлений современного костюма.
31. Анализ деятельности ведущих дизайнеров мира.
32. Анализ возможных вариантов технологической обработки изделий.
33. Анализ возможностей применения различных техник и приемов выполнения отделки (отделочные швы, вышивка, аппликация) и приемов создания фактуры на трикотажном полотне в применении к моделям.
34. Теоретико-методологические аспекты дизайна костюма.
35. Методы проведения научных исследований в дизайне.
Список тем курсовых работ, выполненных в 2012–2013 гг., приведен в прил. А.
Оформление наименований и нумерация
Структурных элементов
Пояснительная записка должна включать следующие структурные элементы: содержание, введение, основной текст, заключение, список использованных источников, приложения. Основной текст может быть разделен на главы и параграфы.
Наименования структурных элементов письменной работы («ОГЛАВЛЕНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ», «ПРИЛОЖЕНИЕ») служат заголовками структурных элементов. Данные наименования пишутся по центру страницы без точки в конце прописными буквами.
Главы и параграфы должны иметь заголовки. Их следует нумеровать арабскими цифрами и записывать по центру страницы прописными (заглавными) буквами без точки в конце, не подчеркивая.
Номер главы указывается цифрой (например, 1, 2, 3), номер параграфа включает номер главы и порядковый номер параграфа, разделенные точкой (например, 1.1, 2.1, 3.3).
Переносы слов в заголовках не допускаются.
Заголовок параграфа и его текст не должны располагаться на разных листах.
Каждый структурный элемент письменной работы (содержание, введение, заключение, список использованных источников, приложение) и главы необходимо начинать с новой страницы. Параграф внутри одной главы начинается через 2 межстрочных интервала на том же листе, где закончился предыдущий.
Расстояние между заголовком структурного элемента и текстом, заголовками главы и параграфа, заголовком параграфа и текстом составляет 2 межстрочных интервала.
Оформление перечислений
В тексте работы могут быть приведены перечисления. Перед каждым элементом перечисления следует ставить дефис, другие маркеры не допускаются. Например:
«...заключение содержит:
− краткие выводы;
− оценку решений;
− разработку рекомендаций».
Оформление рисунков
Все иллюстрации в работе именуются рисунками. Их количество зависит от содержания работы и должно быть достаточным для того, чтобы придать ей ясность и конкретность.
На все рисунки должны быть даны ссылки в тексте работы, например: «... в соответствии с рисунком 2 ...» или «... особенности формы (рисунок 2)».
Рисунки следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые или на следующей странице. Если рисунок достаточно велик, его можно размещать на отдельном листе. Рисунки, размеры которых больше формата А4, учитывают как одну страницу и помещают в приложении.
Рисунки, за исключением рисунков в приложениях, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией по всей работе. Каждый рисунок (схема, график, диаграмма) обозначается словом «Рисунок», должен иметь заголовок и подписываться следующим образом – посередине строки без абзацного отступа, например:
Рисунок 1 – Эскиз модели
Если на рисунке отражены показатели, то после заголовка рисунка через запятую указывается единица измерения, например:
Рисунок 1 – Структура издержек, %
Рисунки каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения (например, рисунок А.3).
Если рисунок взят из первичного источника без авторской переработки, следует сделать ссылку, например:
Рисунок 2 – Структура изменения формы [8, с. 15]
При необходимости между рисунком и его заголовком помещаются поясняющие данные.
Оформление таблиц
На все таблицы должны быть ссылки в работе. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера, например: «...в таблице 2 представлены ...» или «... характеризуется показателями (таблица 2)».
Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.
Таблицы, за исключением таблиц в приложениях, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией по всей работе. Каждая таблица должна иметь заголовок, который должен отражать ее содержание, быть точным, кратким. Заголовок таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире, например:
Таблица 1 – Динамика показателей за 2012–2013 гг.
Если таблица взята из первичного источника без авторской переработки, следует сделать ссылку, например:
Таблица 1 – Характеристики исследуемых форм [11, с. 38]
Располагают таблицы на странице обычно вертикально. Помещенные на отдельной странице таблицы могут быть расположены горизонтально, причем графа с наименованиями показателей должна размещаться в левой части страницы.
Таблицу с большим числом строк допускается переносить на другую страницу. При переносе части таблицы на другую страницу слово «Таблица» указывают один раз слева над первой частью таблицы. На странице, на которую перенесена часть таблицы, слева пишут «Продолжение таблицы» или «Окончание таблицы» с указанием номера таблицы и повторением шапки таблицы.
Если таблица переносится, то на странице, где помещена первая часть таблицы, нижняя ограничительная линия таблицы не проводится. Это же относится к странице (страницам), где помещено продолжение (продолжения) таблицы. Нижняя ограничительная линия таблицы проводится только на странице, где помещено окончание таблицы.
Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение.
В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят. Заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы.
Допускается применять размер шрифта в таблице меньший, чем в тексте работы, но не менее 10 pt.
Если все показатели, приведенные в графах таблицы, выражены в одной и той же единице измерения, то ее обозначение необходимо помещать над таблицей справа. Если показатели таблицы выражены в разных единицах измерения, то обозначение единицы измерения указывается после наименования показателя через запятую.
При отсутствии отдельных данных в таблице следует ставить прочерк (тире). Цифры в графах таблиц должны проставляться так, чтобы разряды чисел во всей графе были расположены один под другим, если они относятся к одному показателю.
Если таблицы размещены в приложении, их нумерация имеет определенные особенности. Таблицы каждого приложения нумеруют отдельной нумерацией арабскими цифрами. При этом перед цифрой, обозначающей номер таблицы в приложении, ставится буква соответствующего приложения, например:
Таблица В. 1. – Динамика показателей за 2012–2013 гг.
3.6. Правила оформления ссылок
Цитаты, а также все заимствованные из печати данные должны иметь библиографическую ссылку на первичный источник. Ссылка ставится непосредственно после того слова, числа, символа, предложения, по которому дается пояснение, в квадратных скобках. В квадратных скобках указывается порядковый номер источника в соответствии со списком использованных источников и номер страницы, с которой взята информация, например: [3, с. 15].
Приводимые в работе цитаты должны быть по возможности краткими. Если цитата полностью воспроизводит предложение цитируемого текста, она начинается с прописной буквы. Если цитата включена на правах части в предложение авторского текста, она пишется со строчной буквы.
Если в цитату вошла только часть предложения цитируемого источника, то либо после кавычки ставится многоточие и цитата начинается с маленькой буквы, либо цитата начинается с большой буквы и заканчивается многоточием, например: А. Васильев подчеркивал, что современная мода «...все в большей степени ориентируется на удовлетворение потребностей индивидуального потребителя» [29, с. 82].
Оформление списка использованных источников
Список должен содержать сведения об источниках, использованных при написании письменной работы. Сведения об источниках приводятся в следующем порядке:
− официальные материалы;
− книги, статьи, материалы конференций и семинаров;
− статистические сборники, инструктивные материалы, методические рекомендации, реферативная информация, нормативно-справочные материалы;
− иностранная литература;
− интернет-сайты.
В списке использованных источников применяется сквозная нумерация с применением арабского алфавита. Все объекты печатаются единым списком, группы объектов не выделяются.
При занесении источников в список литературы следует придерживаться установленных правил их библиографического описания. Элементы библиографического описания приводятся в строго установленной последовательности и отделяются друг от друга условными разделительными знаками. До и после условных знаков ставится пробел в один печатный знак. Исключение составляют (.) и (,). В этом случае пробелы применяют только после них.
Схема описания книги:
Заголовок (Ф. И. О. автора). Основное заглавие: сведения, относящиеся к заглавию (сб. ст., учебник, справочник и др.) / сведения об ответственности (авторы, составители, редакторы и др.). – Сведения о переиздании (2-е изд, перераб. и доп.). – Место издания (город). : Издательство, год издания. – Объем (кол-во страниц).
Примеры оформления нормативно-правовых актов:
1. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации [Текст]: Федеральный закон РФ от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1999. – N 43.
Книги, статьи, материалы конференций и семинаров
1. Макавеева, Н. С. Основы художественного проектирования костюма [Текст]: практикум / Н. С. Макавеева. – М. : Академия, 2008. – 240 с. Допущено экспертным советом по профессиональному образованию
2. Володин, В. В. Современная энциклопедия «Аванта +». Мода и стиль [Текст] / В. В. Володин. – М. : Аванта +, 2002. – 476 с.
3. Ермилова, В. В. Моделирование и художественное оформление одежды [Текст] / В. В. Ермилова, Д. Ю. Ермилова. – М. : Академия, 2001. – 184 с.
4. Голубков, Е. П. Маркетинг как концепция рыночного управления [Текст] // Маркетинг в России и за рубежом. – 2001. – N 1. – С. 89-104.
5. Государственные и муниципальные финансы [Текст] : учебник / под ред. проф. С. И. Лушина, проф. В. А. Слепова. – М. : Экономистъ, 2006. – 280 с.
6. Двинянинова, Г. С. Комплимент: Коммуникативный статус или стратегия в дискурсе [Текст] / Г. С. Двинянинова // Социальная власть языка : сб. науч. тр. / Воронеж. межрегион. ин-т обществ. наук, Воронеж. гос. ун-т, фак. романо-герман. истории. – Воронеж, 2001. – С. 101–106.
7. Першукевич, Г. В. Основы теории и методологии дизайн – проектирования. Дизайн индивидуального костюма : учебное пособие. / Г. В. Першукевич – Омск : ОГИС, 2002. – 220 с.
Статистические сборники, инструктивные материалы, методические рекомендации, реферативная информация, нормативно-справочные материалы
1. ГОСТ 7.1–2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. – Введ. 2004.–01. 07. – М. : Изд-во стандартов, 2004. – 156 с.
2. Изделия швейные, трикотажные, меховые. Типовые фигуры женщин. Размерные признаки для проектирования одежды [Текст] : ОСТ 17–326–81–1982. – Введ. 1982–01–07. – М. : Изд-во стандартов, 1982. – 179 с.
3. Свердловская область в 1992-1996 годах [Текст] : Стат. сб. / Свердл. обл. комитет гос. статистики Госкомстата РФ. – Екатеринбург, 1997. – 115 с.
Описание электронных ресурсов
Диск
1. Даль, В. И. Толковый словарь живого великого языка Владимира Даля [Электронный ресурс] / В. И. Даль; подгот. по 2-му печ. изд. 1880–1882 гг. – Электрон. дан. – М. : АСТ, 1998. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
2. Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (546 Мб).– М. : Большая Росс. энцикл. [и др.], 2006. – 1 электрон. опт диск (CD-ROM).
Электронный журнал
1. Краснов, И. С. Методологические аспекты здорового образа жизни россиян [Электронный ресурс] / И. С. Краснов // Физическая культура: науч.-метод. журн. – 2013. – № 2. – Режим доступа: http://sportedu.ru. – (Дата обращения: 05.02.2014).
Сайт
1. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki. – Загл. с экрана. – Дата обращения: 25.05.2014.
2. Дроздова, Г. И. Научно-исследовательская и творческая работа в семестре [Электронный ресурс] : учебное пособие / Дроздова Г. И. – Электрон. текстовые данные. – Омск : Омский государственный институт сервиса, 2013. – 66 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18258. – ЭБС «IPRbooks», по паролю.
3.8. Правила оформления приложений
В приложения рекомендуется включать материалы, которые по каким-либо причинам не могут быть включены в основную часть: материалы, дополняющие работу; таблицы вспомогательных данных; инструкции, методики, описания алгоритмов и программ задач, иллюстрации вспомогательного характера; нормативные акты, например, должностные инструкции.
В приложения также включают иллюстрации и таблицы, выполненные на листах формата А3.
Приложения оформляют как продолжение данного документа на последующих его листах после списка использованных источников.
Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, 3, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ (ПРИЛОЖЕНИЕ А, ПРИЛОЖЕНИЕ Б, ПРИЛОЖЕНИЕ В и т.д.).
Само слово «ПРИЛОЖЕНИЕ» пишется прописными (заглавными) буквами. Если в работе одно приложение, оно обозначается «ПРИЛОЖЕНИЕ А».
Каждое приложение следует начинать с новой страницы. При этом слово «ПРИЛОЖЕНИЕ» и его буквенное обозначение пишутся с абзацного отступа.
Приложение должно иметь заголовок, который записывают на следующей строке после слова «ПРИЛОЖЕНИЕ» с абзацного отступа. Заголовок пишется с прописной буквы.
В тексте работы на все приложения должны быть даны ссылки, например: «... в приложении Б...». Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте работы.
Текст каждого приложения, при необходимости, может быть разделен на разделы, подразделы, пункты, подпункты, которые нумеруют в пределах каждого приложения. Перед номером ставится обозначение этого приложения.
Приложения должны иметь общую с остальной частью документа сквозную нумерацию страниц.
4. Язык и стиль курсовой работы
Поскольку курсовая работа является квалификационной, ее языку и стилю следует уделять самое серьезное внимание. Можно говорить о некоторых особенностях научного языка, уже закрепленных традицией.
Научное изложение состоит главным образом из рассуждений, целью которых является доказательство истин, выявленных в результате исследования фактов действительности.
Для научного текста характерна смысловая законченность, целостность и связность. Важнейшим средством выражения логических связей являются здесь специальные функционально-синтаксические средства связи, указывающие на последовательность развития мысли (вначале; прежде всего; затем; во-первых; во-вторых; значит; итак и др.), противоречивые отношения (однако; между тем; в то время как; тем не менее), причинно-следственные отношения (следовательно; поэтому; благодаря этому; сообразно с этим; вследствие этого; кроме того; к тому же), переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к …, обратимся к …, рассмотрим, остановимся на …, рассмотрев, перейдет к …, необходимо остановиться на …, необходимо рассмотреть), итог, вывод (итак; таким образом; значит; в заключение отметим; все сказанное позволяет сделать вывод; подводя итог; следует сказать…).
В качестве средств связи могут использоваться местоимения, прилагательные и причастия (данные; этот; такой; названные; указанные и др.).
Не всегда такие и подобные им слова и словосочетания украшают слог, но они являются своеобразными дорожными знаками, которые предупреждают о поворотах мысли авторов, информируют об особенностях его мыслительного пути. Читатель работы сразу понимает, что слова «действительно» или «в самом деле» указывают, что следующий за ними текст предназначен служить доказательством, слова «с другой стороны», «напротив» и «впрочем» готовят читателя к восприятию противопоставления, «ибо» – объяснения.
В некоторых случаях словосочетания рассмотренного типа не только помогают обозначить переходы авторской мысли но и способствуют улучшению рубрикации текста. Например, слова «приступим к рассмотрению» могут заменить заглавие рубрики.
На уровне целого текста для научной речи едва ли не основным признаком является целенаправленность и прагматическая установка. Отсюда делается понятным, почему эмоциональные элементы в научных работах не играют особой роли. Научный текст характеризуется тем, что в него включаются только точные, полученные в результате наблюдений и научных экспериментов и сведения и факты. Это обусловливает и точность их словесного выражения, а, следовательно, использование специальной терминологии.
Благодаря специальным терминам достигается возможность в краткой и экономной форме давать развернутые определения и характеристики научных фактов, понятий, процессов, явлений.
Рассмотрим теперь грамматические особенности научной речи, также существенно влияющие на языково-стилистическое оформление текста научного исследования. С точки зрения морфологии следует отметить в ней наличие большого количества существительных с абстрактным значением, а также отглагольных существительных, (исследование, рассмотрение, изучение и т.п.).
Особенностью языка научной прозы является также отсутствие экспрессии. Отсюда доминирующая форма оценки – констатация признаков, присущих определенному слову. Поэтому большинство прилагательных здесь являются частью терминологических выражений. Отдельные прилагательные употребляются в роли местоимений. Так, прилагательное «следующие» заменяет местоимение «такие» и везде подчеркивает последовательность перечисления особенностей и признаков.
Основное место в научной прозе занимают формы несовершенного вида глагола и формы настоящего времени, так как они не выражают отношение описываемого действия к моменту высказывания.
Широк