Коррекция нарушений моторики

Большое значение в коррекционной работе, основан­ной на игровой деятельности с детьми и подростками, страдающими параличами и нарушением координации, специалисты придают музыкально-ритмической двигатель­ной терапии. Предпосылкой для усвоения двигательного ритма является способность ребенка повторять движения за кем-либо.

Основной метод коррекции двигательных нарушений — лечебная гимнастика,занятия которой проводит методист ЛФК. Особенно эффективна коррекция нарушенных дви­гательных функций при тренировке их не только в про­цессе подвижных и малоподвижных игр, но и при любых других видах деятельности.

Для детей со спастической диплегией рекомендуются упражнения: пассивное потряхивание руки по Фелпсу; уп­ражнения на отведение рук в стороны во время игр («Са­молет», «Совушка-сова»); движение рук вперед с обра­щенными вверх ладонями («Заморозь руки», «Дождик, дож­дик, кап-кап-кап на мои ладошки»); хлопки в ладоши, которые тренируют тыльное сгибание кисти; игры, ук­репляющие кистевой хват (с мячом и др.); отведение боль­шого пальца и противопоставление его остальным («Паль­чик, пальчик, где ты был?»).

Наряду с описанными играми для тренировки тонких движений пальцев рук могут быть использованы разнооб­разные упражнения без речевого сопровождения.

Для развития ощущений артикуляционных поз и движе­ний (преодоление и предупреждение оральной диспрак-сии) используются упражнения с сопротивлением, а так­же чередование упражнений с открытыми глазами со зри­тельным их контролем с помощью зеркала и с закрытыми глазами с целью сосредоточения внимания на проприо-цептивных ощущениях.

Взаимосвязь нарушений общей и речевой моторики про­является также в том, что тяжесть нарушений артикуля­ционной моторики обычно коррелирует с тяжестью нару­шений функции рук. Поэтому значительное место в кор­рекции двигательных нарушений у детей с нарушениями имеет пальчиковая гимнастика.

Кроме этого, для развития манипулятивной деятельно­сти рук и способности выполнять тонкие движения ис­пользуют игры в мозаику, конструирование, различные виды изодеятельности, а также тренировки по усвое­нию навыков самообслуживания (умение шнуровать бо­тинки, застегивать пуговицы, молнии, крючки и т.д.), которые рекомендуются проводить в форме игры (оде­вание куклы).

Расстройства речи у детей с ДЦП корригирует логопед. Однако некоторые речевые функции могут в значитель­ной степени улучшаться в результате адекватных игровых упражнений,проводимых воспитателем.

Для таких детей особенно важно формирование пра­вильного произношения. Применяются игры для развития речевого дыхания (пускание мыльных пузырей, бумажных корабликов в тарелке с водой и т.д.), для развития голоса («Успокой куклу», «Как в лесу кричат»), для тренировки артикуляции, в частности комплексы артикуляционных гимнастик.

Специфика всей коррекционно-развивающей работы заключается в сочетании ее со специальным артикуляци­онным массажем и гимнастикой, логопедической ритми­кой, а в ряде случаев и с общей лечебной физкультурой, физиотерапией и медикаментозным лечением.

Пальчиковая гимнастика

Тренировку пальцев рук можно начинать в 6—7 мес: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каж­дой его фаланги. Проводятся разминание и поглажива­ние ежедневно по 2—3 мин. Уже с 10 лет можно предла­гать детям активные упражнения для пальцев рук, вовле­кая разные пальцы в движение с хорошей, достаточной амплитудой.

Упражнения должны подбираться с учетом возрастных особенностей. Так, малышам можно давать катать пальчи­ками деревянные шарики различного диаметра. Для этого упражнения можно использовать шарики из пластилина, бусы. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать раз­личные пирамидки, перекладывать из одной кучки в дру­гую карандаши, пуговки.

Для определения уровня развития речи у детей первых 3 лет жизни можно использовать следующую пробу: про­сят показать один пальчик, два, три (объясняя или пока­зывая, как это надо делать). Дети, которым удаются изо­лированные движения пальцев, во всех проверенных слу­чаях имеют хорошо развитую речь. Таким образом, не говоря с ребенком, можно определить, достаточно ли развита его речь.

Психокоррекционное значение пальчиковой гимна­стики огромно. «Развивая систему движений, — отмечал А.В. Запорожец, — мы влияем на психические процессы».

Такие авторы, как Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Н.И. Кузьмина описывают отдельные приемы по развитию моторики у детей с задержкой ре­чевого развития и при моторной алалии. Е.М. Мастюко­ва, М.В. Ипполитова и Л.А. Данилова дают детальные рекомендации по формированию двигательных навыков и дифференцированных движений пальцев рук у детей с ДЦП.

Сотрудники Института физиологии детей и подрост­ков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформиро­ванное™ тонких движений пальцев рук (М.М. Кольцова). Так, на основе проведенных опытов и обследования боль­шого количества детей была выявлена следующая законо­мерность: если развитие мелкой моторики соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нор­мы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задер­живается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть сохранена и даже превосходить норму (Л.В. Фомина).

М.М. Кольцова пришла к заключению, что формиро­вание речевых областей совершается под влиянием кине­стетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно в слу­чаях, когда имеются отставание, задержка развития мо­торной стороны речи.

По мнению Л.В. Фоминой, тренировка движений паль­цев рук должна оказать большее влияние на развитие ак­тивной речи, чем тренировка общей моторики.

Пальчиковая гимнастика активно развивается и ис­пользуется как психологами, логопедами, так и родите­лями. Один из ведущих специалистов в данной области В.В. Цвынтарный, который предлагает с помощью игро­вых упражнений для пальцев улучшать речь, а также па­мять, внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность ребенка. Еще большее внимание он уделяет знакомству детей с геомет­рическими фигурами и счетом.

Мы делили апельсин

Упражнение на сжимание и разжимание кисти. Рука ребенка сжата в кулак. Другой рукой ребенок по очереди разжимает свои пальчики, начиная с мизинца и пригова­ривая:

Мы делили апельсин, Дольку Саше мы дадим, Дольку Маше мы дадим...

Отгибает мизинчик. Отгибает безымянный пальчик и т.д., пока все паль­чики не будут разжаты.

Раскрывающийся цветок

Упражнение на согласованную работу рук.

Вот бутончик сладко спит, Ладони соединяют вместе

(бутон). Но как только солнце встанет, Ладони раздвигают в сто­роны.

Он расправит лепестки Кончики пальцев немного загибают (цветок).

И цветком прекрасным станет.

Строим крышу дома

Упражнение на подвижность пальчиков.

Мы по бревнышку берем,

Крышу дома создаем. Раз бревно, два бревно, Подними еще одно.

Соединяют большие пальцы обеих рук, ладони прямые. Каждым пальчиком по оче­реди находят пару. Все пальчики образуют «крышу» дома.

Тема:

«ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ ПРИ НАРУШЕНИЯХ РЕЧИ»

План.

1. Внимание как психическая характеристика.

2. Развитие внимания в онтогенезе.

3. Особенности внимания при речевых нарушениях.

4. Диагностика нарушений внимания.

Наши рекомендации