Особенности мышления при нарушениях речи.

У детей с речевой патологией значения слов не одинаковы при различных способах функционирова­ния мысли. Верно и обратное: каков уровень развития зна­чения слов, таковы и способы последнего. Именно в этом Л.С. Выготский видел одно из главных условий единства речи и мышления.

Мышление имеет особую структуру, в которую входят:

— ориентировка в условиях задачи, анализ входящих компонентов, выделение признаков и связей;

— выработка стратегии;

— поиск соответствующих способов выполнения (ис­полнительный этап);

— нахождение ответа;

— сопоставление результатов с исходными условиями.

Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.

Этапы выражения мысли словами:

—- определение мотива высказывания, замысла;

— перекодирование замысла в развернутую речь и со­здание схемы высказывания;

— активация грамматических структур — развернутое внешне речевое высказывание.

По состоянию невербального интеллекта (О.Н. Усанова, Т.Н. Синякова, 1982) детей с ОНР можно разделить на три группы:

— дети, у которых оно несколько отличается от нормы. При этом своеобразие интеллекта не связано с рече­выми трудностями и не зависит от них. По данным авторов, эта группа составляет 9% от всех детей с ОНР;

— соответствует норме (27%);

— соответствует нижней границе нормы, но характе­ризуется нестабильностью (в определенные момен­ты они могут показать состояние интеллекта ниже нормы). Это самая многочисленная в процентном от­ношении группа (63%).

Обладая в полной мере предпосылками для развития мыслительных операций, доступными их возрасту, дети, однако, отстают в развитии наглядно-образного мыш­ления, без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением, классификацией, ис­ключением лишнего понятия и умозаключением по ана­логии. Недостатки наглядно-образного мышления у де­тей с недоразвитием речи могут иметь не только вто­ричный, но и первичный характер. В этом случае они обусловлены недостаточностью теменно-затылочных областей коры головного мозга. Несформированность наглядно-образного мышления при недоразвитии речи в большинстве случаев по степени выраженности связа­на с тяжестью речевого дефекта (Т.А. Фотекова, 1993). Для многих детей с ОНР характерна также ригидность мышления (Л.И. Белякова, Ю.Ф. Гаркуша, О.Н. Усанова, Э.Л. Фигередо, 1991).

А.Р. Лурия изучал нарушения речи при орга­нических поражениях мозга. С.Л. Рубинштейн, как Ж. Пи­аже и Л.С. Выготский, изучал «эгоцентрическую речь», считал, что она способствует выражению эмоций и вы­полняет функцию осмысливания, а «изреченная» мысль приобретает форму и уточняет. Речь оформляет знание, но во многом его и обеспечивает, а не только фиксирует и транслирует.

Язык — это система, которая осуществляет функции интеллектуальных операций, в том числе обобщения и абстракции. «Проблемные» дети, например алалики, ха­рактеризуются задержкой в развитии мышления. Изуче­нием механизмов нарушения речевого (словесного) мыш­ления занималась И.Т. Власенко. Исследования А.Р. Лурии (1947, 1969), Л.С. Цветковой (1972), И.Т. Власенко (1971, 1976) направлены на разработку проблемы распа­да системы взаимодействия речи и мышления в речевой патологии.

Речевое мышление осуществляется на основе словесных значений, понятий и логических операций. А.Н. Леонтьев (1975) отмечает, что в значениях представлена преобра­зованная и свернутая в материи языка идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей, отношений, а движение отвлеченных значений и логиче­ских операций составляет внутреннюю умственную дея­тельность. Формирование предметной отнесенности сло­ва — названия — происходит одновременно с формиро­ванием значений слов и систем значений, Л.С. Выготский называл эту связь «единством мышления и речи». Понятие возникает в процессе интеллектуальной операции.

Научные исследования нарушений сложных психиче­ских процессов в клинике локальных поражений мозга на­чались в 1867 г., когда французский анатом П. Брока дал описание мозга больного, который не мог говорить, хотя и понимал устную речь. После смерти больного Брока смог получить точную информацию о пораженной зоне мозга. Он первым показал, что моторная речь, т.е. двигательные координации, результатом которых является произнесе­ние слов, связаны с задней третью нижней лобной изви­лины левого полушария.

Брока утверждал, что эта зона — «центр моторных об­разов слов» и что повреждение в этой зоне ведет к особо­му виду нарушения экспрессивной речи, которое он пер­воначально назвал «афемией»; позже это нарушение по­лучило название «афазия», как оно и называется в наше время. Открытие анатома представляло собой первый слу­чай, когда сложная психическая функция, подобная речи, была точно локализована на базе клинических наблюде­ний. Это наблюдение также дало Брока возможность сде­лать первое описание различия функций левого и правого полушарий мозга.

В 1874 г. немецкий психиатр К. Вернике опубликовал опи­сание нескольких случаев, когда повреждения задней тре­ти верхней височной извилины левого полушария вызыва­ли потерю способности понимать слышимую речь. Он на­звал эту зону «центром сенсорных образов» или «центром понимания устной речи». Афазическое расстройство при­водит не только к нарушению речевого общения, т.е. соб­ственно коммуникативной способности, но и к измене­нию всей системы значений слов или системы понятий.

Л.С. Выготский (1934) отмечал, что в случае болезнен­ного распада понятий нарушается мера общности, происходит разрушение единства абстрактного и конкретного в значении слова. Связь непроизвольных мыслительных опе­раций, стоящих за значением слова, с произвольно про­текающими анализом и синтезом в познавательной, и в частности мыслительной, деятельности не случайна. На­сколько полно развито мышление, настолько же полно и значение слова, т.е. мыслительные операции, стоящие за значением слова, связаны с анализом и синтезом, проте­кающими на уровне собственно мышления.

И.Т. Власенко (1990) анализировала структуру значе­ний слов у больных с афазией. Соотношение различных типов вербальных парафазии (словесных замен) и уров­ней нарушения речевого мышления у логопатов — афазиков пока недостаточно изучены. Вербальные парафазии возникают из-за трудности актуализации словесных зна­чений, включая трудности обозначающей и обобщающей функции слова.

Сенсорная афазия характеризуется парафазиями на ос­нове фонетических и фонематических закономерностей («портфель — портвейн» — сходство звучания), («коле­со — полотенце» — персервации), («глобус — арбуз» — сходство), («повар — каша» — ситуация), («груша — не яблоко» — отрицательные парафазии), («столяр — стружник» — неологизмы), («голубь — ворона» — одна катего­рия). В основе комплексных замен лежат примитивные мыс­лительные операции (выделение второстепенных, нагляд­ных признаков и конкретно-ситуативных связей).

У больных с моторной афазией функция названия пред­мета отстает незначительно или сохранна. Отмечается пре­обладание парафазии более высокого порядка (в понятий­но-категориальном плане). Вербальная парафазия.— это естественная модель, на которой прослеживается различ­ная степень изменения смысловой структуры значения слов. Нарушение системных речемыслительных операций вы­бора ведущего смыслового признака приводит к сужению значения искомого слова.

Т.И. Власенко выделяет две категории больных сен­сорной афазией. Первая характеризуется достаточно вы­соким уровнем категориального мышления и наличием вербальных парафазии, возникающих «внутри категорий понятий», т.е. смысловых замен наиболее высокого в психологическом плане порядка. Вторая, с мышлением конкретно-ситуативного типа, — с парафазиями на ком­плексной основе.

У больных с моторной афазией было выделено три груп­пы, имеющие различные типы мыслительной деятельнос­ти. Первая и вторая, с обобщенным и смешанным типом мышления, характеризовались преобладанием парафазии категориального типа над числом комплексных замен, а у третьей группы (с конкретным мышлением) комплекс­ные замены преобладают над категориальными парафазиями. В соотношении видов парафазии с соответствующи­ми уровнями речевого мышления больных с афазией можно рассмотреть аналогию взаимоотношения степени разви­тия значения слова и уровня мыслительной деятельности.

Таким образом, смысловые парафазии отражают изме­нение (сужение) значений слов у больных с афазией. Пре­обладание одних парафазии над другими свидетельствует о доминировании определенных мыслительных операций, стоящих за значением используемых слов. Характеру этих операций, выступающих в качестве механизма речемыслительной деятельности, соответствует определенный тип речевого мышления — обобщенный или конкретно-ситу­ативный. Такое взаимообусловленное изменение системы словесных значений и системы речевой патологии, как и нормы, закономерно отражает единство мышления и речи.

Тема:

«ОСОБЕННОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ ПРИ НАРУШЕНИЯХ РЕЧИ»

План.

Наши рекомендации