Диагностика тактильных агнозий.
Исследование осязания требует активного участия ребенка, что необходимо учитывать как при выборе методики обследования, так и при оценке достоверности полученных данных. По мере утомления увеличивается число ошибок в ответах, в связи с чем не следует проводить обследование дольше нескольких минут. Необходимо убедиться, что ребенок правильно понимает содержание инструкции, и помнить о возможности внушения тех или иных расстройств при использовании наводящих вопросов.
Поверхностная чувствительность(болевая) исследуется путем укола иглой. Температурная - с помощью прикосновения пробирок, наполненных горячей и холодной водой. Для определения тактильной чувствительности используется прикосновение ваткой, кисточкой или полоской бумаги.
Глубокая чувствительностьоценивается по ответам и защитной реакции на интенсивное давление в определенных участках тела (верхний край глазницы, грудина, фаланги и мелкие суставы пальцев).
Суставно-мышечное чувство изучается с помощью пассивных движений в различных сегментах тела, направление которых больной должен определить без помощи зрения.
Чувство положения — способность пациента определять положение частей своего тела в пространстве и дотрагиваться до них при закрытых глазах.
Чувство веса изучается с помощью предметов, одинаковых по форме и величине, но имеющих различный вес.
Иногда нарушения чувствительности выявляются только при одновременном нанесении двух раздражителей сходной интенсивности. Обычно используются тактильные и болевые стимулы, которые применяются одновременно на симметричных участках тела справа и слева. В ряде случаев отмечается феномен сенсорного невнимания.
Сложные виды чувствительностиисследуются после изучения простых видов.
Стереогностическое чувство (способность на ощупь узнавать знакомые предметы) исследуется при закрытых глазах пациента: он должен узнавать предметы, которые вкладывают ему в руку (ручку, ложку, часы).
Двухмерно-пространственное чувство определяется путем рисования на коже пациента цифр или фигур, которые он должен назвать с закрытыми глазами.
Дискриминационная чувствительность исследуется с помощью раздвижного циркуля Вебера. Способность к раздельному восприятию двух одновременно наносимых раздражителей на разных участках тела колеблется от 0,2 до б см.
Исследуется также способность к локализации раздражения и определению направления смещения кожной складки — кинестетическая чувствительность. Выявленные расстройства целесообразно фиксировать на специальных рисунках тела, где отмечаются характер и распространенность изменений чувствительности.
Исследование соматосенсорного гнозисау детей включает изучение простых и сложных форм чувствительности с применением специальных проб. Проводятся пробы на локализацию прикосновения: предлагается показать точку на руке, к которой прикасался врач, а также соответствующую точку на противоположной руке. Исследуется возможность различения геометрических фигур и цифр, которые исследователь чертит на коже ребенка. Осуществляется оценка сохранности стереотактического чувства — при закрытых глазах ребенка вкладывается в руку предмет (мяч, кубик, совок — для дошкольного возраста; карандаш, линейка, ключ, часы — для школьного возраста). Испытуемый должен на ощупь узнать его.
При проведении нейропсихологического исследования осуществляется анализ соматосенсорного гнозиса. Могут быть жалобы на снижение или патологическое повышение соматической чувствительности, неприятные ощущения, нарушение схемы тела и пр. В ходе исследования проводятся следующие пробы:
— на локализацию прикосновений (на одной руке, на двух, на лице);
— на дискриминацию (определить число прикосновений: одно или два);
— кожно-кинестетическое чувство (на правой и левой руке), чувство Ферстера (определение фигур, цифр, написанных на коже);
— перенос позы (положение руки и кисти) с одной руки на другую с закрытыми глазами;
— определение правой и левой стороны у себя и напротив сидящего человека;
— называние пальцев рук;
— узнавание объектов (ключ, расческа и т.п.) на ощупь правой, а затем левой рукой (отмечается характер ощупывания: инактивный, активный с отсутствием синтеза и т.д.).
Вопросы и задания
1. Каковы основные проявления тактильных агнозий?
2. Приведите примеры методик для диагностики слуховых, зрительных и тактильных агнозий.
Тема:
«ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ ПРИ НАРУШЕНИЯХ РЕЧИ»
План.
1. Память как психический процесс.
2. Особенности памяти при речевых нарушениях.
3. Диагностика нарушений памяти.
4. Упражнения для развития памяти.