Глава 12. Новые бытовые задачи
В действительности, найти в быту взрослого человека задачу, которая требует рассуждения, совсем не просто. Но еще любопытнее то, что чаще всего, даже столкнувшись с чем-то новым, мы предпочитаем не начинать рассуждение, а просто пытаемся представить себе решение по имеющимся образцам, либо идем спрашивать, то есть учиться.
Более того, даже основная культура воспитания, возобладавшая над человечеством, строит себя на предписании: учиться надо! Нельзя лезть в дело, не научившись. И человечество старательно обучает своих детей, отучая их думать…
Объем знаний, которым обладает человечество, чрезвычайно велик. К тому же он весь хранится в каком-то записанном виде, то есть так, чтобы не помнить. Даже понятие «думать спрашивая», сейчас сильно изменилось. Вместо «найти знающего человека, доку, учителя» теперь работает: найти информацию. Это очень удобно: ты находишь все, что сказано о твоей задаче, и ты уже знаешь то, как это делать. Пусть вчерне, в общем, но у тебя уже есть образ, внутри которого потребуются лишь уточнения. И они, чаще всего, хранятся в каких-то записях. Или в чьей-то голове. Так что надо лишь постараться и найти…
Найти не решение, а ответ! Тут думать нечего, тут надо уметь. Уметь искать ответы вместо решений. Мир стал сложнее, а жить в нем стало проще, причем настолько, что мы отучаемся думать. Во всяком случае те, кто живет жизнью обычного человека, не на пограничье научного поиска и не в искусственно созданных условиях выживания без жилья. В быту думать вредно и даже опасно. И уж в любом случае обходится дороже, чем предлагают рекламные издания услуг и товаров.
Людей такого образа жизни обычно называют обывателями. Мазыки называли их мерзяками, поскольку считали, что жизнь в чистилище по имени человеческое общество медленно вымораживает разум…
И все же, несмотря на беду общества потребления, думаем и рассуждаем мы постоянно. Вот только мелко. На уровне: почему эта лампа не светит? Либо в доме нет электричества, либо она перегорела, либо ее не довинтили. Чтобы найти причину, надо исключить неверные предположения. Начну с простейшего: щелкну выключателем — если зажжется другая лампа, значит, электричество есть. Теперь попробую докрутить эту… И так далее!
Это рассуждение, но такому рассуждению мы научились еще до школы!.. Можно сказать, что это одноходовое рассуждение. Рассуждения сложнее редко удерживаются в головах современных людей!
Рассуждения сложней тоже строятся не на пустом месте. Для того чтобы рассуждение стало возможно, нужны образы. Поэтому любое бытовое рассуждение возможно лишь при наличии необходимых знаний, то есть образов, хранящих знания о мире. Мы не можем рассуждать о том, чего совсем не знаем. Точнее, мы можем рассуждать и об этом, но это будет лишь по видимости рассуждение, а в действительности — домыслы.
Поэтому, хотим мы того или не хотим, но столкнувшись с чем-то новым, что мы хотим решить как задачу, мы принимаемся искать в своем сознании всё, что может нам помочь вести рассуждение. Если такового нет, мы, скорей всего, просто сбежим, уйдем от решения этой задачи. Почему — объяснялось раньше: это новое не имеет отношения к нашим жизненным целям, решать его незачем, поэтому проще оставить его! И заняться главным для себя.
Чтобы решать новины, нужно иметь такую цель! Либо сумасшествие. Поэтому в быту мы не решаем совсем новых задач, мы решаем лишь Относительно новые задачи, и это стоит запомнить, потому что одно это знание колоссально облегчает жизнь!
Итак, появляется нечто новое. Если мы действительно хотим его решить, мы непроизвольно выхватываем из памяти все, что к нему может относиться. И раз это происходит непроизвольно, желающему научиться рассуждать стоит принять это и за правило: появилось новое — собери всё, что может для этого подходить.
А что может относиться или подходить к новой задаче?
Во-первых, образцы подобных решений.
Во-вторых, знание, где об этом спросить или почитать.
В-третьих, описание условий мира, в которых эта задача существует.
В-четвертых, описание собственных возможностей.
И в-пятых, целеустроение. То есть четкое восстановление в сознании той цели или желания, ради которых тебе стоит решать эту задачу.
Последнее, в действительности, постоянно присутствует в сознании, что бы мы ни делали. Но именно поэтому оно, как воздух, как среда обитания, становится невидимым для внутреннего глаза, для ока души. И поэтому мы часто оказываемся неточны в решении своих задач: большая, главная цель всегда разбивается на множество подцелей, соответствующих ступеням ее достижения, и мы исходим из них как из главных целей, пока живем их решением. В итоге делаем много лишнего.
Это происходит потому, что для решения промежуточных задач-целей нужны свои средства, которые этими целями и предписываются. И если этими средствами начать решать не ту задачу, она либо не решается, либо решается очень сложно. Это все равно, как, изучая арифметику в младших классах, попытаться ее средствами решить алгебраическую задачу. Или наоборот — попытаться в старших решить арифметическую задачу алгебраически. Решить, наверное, удастся, но вместо дважды два у вас получится произведение театра абсурда…
Человек, учащийся думать, должен быть точен в рассуждении, что определяется точным выбором средств для решения задачи, а выбор средств зависит от точного осознавания цели, для которой они выбираются.
Как только вы осознали то, ради чего вам может понадобиться решить встретившуюся задачу, у вас тут же произойдет выбор цели. Если вам всего лишь надо написать завещание, не надо выдумывать как собрать свидетелей и приготовить особую, гербовую бумагу, — достаточно пойти к нотариусу, и он за вас все это сделает. Но когда-то люди очень много думали о том, как же передать свою волю потомкам…
Поэтому, если ваша задача целиком бытовая, а вы хотите жить ради чего-то особенного, ради какой-то мечты, вам проще во всех подобных бытовых случаях идти либо по уже имеющимся образцам, либо обращаясь к знающим людям, попросту, нанимая их для исполнения тех дел, которые вы не хотите делать сами. Единственное, что стоит при этом освоить, — это осознанность таких решений и действий. Попросту, — оставаться хозяином всем своим решениям, не давая мышлению делать за себя эти выборы.
Рассуждение потребуется либо там, где спросить не у кого, либо в том деле, которое вы считаете своим творчеством. Там отдавать рассуждение другим — это терять самое сладкое. Рассуждать же о бытовых делах может захотеть лишь тот, кто использует их для обучения рассуждению, либо на их примере учит детей — либо тому, как надо жить легче, либо думать…
Но, допустим, вы оказались вне общества, скажем, в деревне, где нет возможности почитать о нужном и не хочется спрашивать у соседей. И вам нужно подумать. Скажем, как сделать так, чтобы на вашей даче был свет, который проведен, но не горит. Пример столь же простой, как и с лампочкой. Но это потому, что в действительности в быту более сложные задачи почти не встречаются — все давно решено.
Как вы будете ее решать?
Вы сразу прикинете, насколько хорошо владеете электрическим делом. Допустим, вы не электрик, значит, ваши знания — на уровне школьных знаний об электричестве. И с ними лучше бы в это дело не соваться. Такие мысли вас обязательно посетят. После них женщины обычно бегут по соседям, искать умелого мужчину. Мужик же может и решиться на то, чтобы сделать это самому. Но, допустим, вы заехали на свою дачу первыми, и у вас еще нет ни одного соседа. Так что и женщина должна решить: либо жить без света и не кормить детей, либо попытаться решить задачу.
И вот вы решились. Итак, первое: вы знаете, что владеете лишь школьными знаниями об электричестве, и это риск! Но у вас простая задача: сделать так, чтобы в доме был свет. Что вы должны осознать следующим?
Простейшую вещь: ваши знания о том, что у вас плохие знания об электричестве, — это всего лишь знания! Это то, в чем вас убедили в той же школе! В действительности, они плохи только относительно тех задач, которые придумывали учителя, чтобы отсеять тех, кто слабее, и пропустить к высшему электрическому образованию тех, у кого к этому «способности», то есть тех, кто занимается этим с охотой.
То, что ваши знания «недостаточны» для школьных задач, никак не означает, что они недостаточны для задач бытовых, то есть для жизни!
И как только вы это осознаете, а это произойдет непроизвольно, если только вы действительно примете решение и наполнитесь решимостью, как у вас начнется пересмотр того, чем вы в действительности владеете. И вы тут же вспомните то, что видели собственными глазами и что бесспорно: чтобы горели лампочки и работали бытовые приборы, электрический ток к ним нужно подвести. Ток идет по проводам, провода должны быть закрыты изоляцией, потому что ток опасен и может ударить. Поэтому места соединения проводов между собой и с приборами должны быть заизолированы чем-то, что не проводит электричества и не горит, потому что электрический разряд, как молния, может вызывать воспламенение. Лучше это сделать изоляционной лентой. Провода тянут ток от выключателей и от пробок. Это в доме. На улице они тянут его от столбов. Прикасаться к оголенным проводам незащищенной рукой нельзя. Убьет. Все необходимые действия вы так или иначе видели за свою жизнь.
Всё, вам больше ничего не надо. Вы вытащили из своего сознания всё, что вам надо, чтобы восстановить свет. Вы знаете, чем обладаете для решения этой задачи. Теперь вам надо сделать описание условий внешнего мира.
Вы пойдете и осмотрите внешние провода. Если они оборваны, вам не справиться. Само подключение дома к столбу электропередач вам будет не по силам, потому что это потребует особых знаний и способностей. Впрочем, и это можно решить, но уже как особую задачу.
Но вот вы убедились, что проводка исправна и подходит к гусаку — трубе на крыше вашего дома, по которой провод проникает внутрь. Значит, предположительно, ток от линии электропередач в дом идет. Вы подымаетесь на чердак и проверяете, не оборван ли провод там. И так до тех пор, пока не дойдете до пробок. И если он не оборван — счастье. Потому что чинить провод под напряжением — это тоже особая задача. Однако в жизни она чрезвычайно редка.
В нашем случае до пробок проводка исправна. И это значит, что теперь вы либо вкрутите пробки, которые сами же выворачивали на зиму, либо, наоборот, вывернете их. И теперь вы можете делать с проводкой внутри дома все, что захотите — она безопасна! Но сначала надо найти повреждение. И вы его находите. Допустим, мыши обгрызли изоляцию в каком-то месте, и проводку закоротило. Хорошо еще, это не вызвало пожара.
Что дальше?
Дальше надо еще раз посмотреть в себя: сумеете ли вы в этом месте исправить повреждение, допустим, перекусив провода кусачками и вставив заплату? Как кажется, для ваших рук ничего невозможного нет. Кусачками кусать каждая женщина сумеет. Скрутить между собой два проводка четыре раза — тоже. Может быть, сложно обмотать их изоляцией?
Тогда вы приступаете к поиску необходимого: кусачки, провод, изоляция. Допускаем, что и кусачки и изоляция в вашем доме нашлись. А где взять провод для вставки? Берем настольную лампу и отрезаем от ее шнура кусок. Вот и качественная вставка. Теперь выкрутили пробки, хотя их, скорее всего, «выбило», то есть сгорели предохранители, и они все равно не пропускают ток. Тем не менее: выкрутили пробки, зачистили концы, скрутили их с уцелевшей проводкой, замотали изоляцию, вставили под пробку монетку в один рубль, вкрутили ее, и вот он свет!
Эту ночь продержится, а завтра надо покупать новые пробки и вызывать профессионала для качественного ремонта…
Вот пример обычного бытового рассуждения. Мы все проделываем их во множестве, если жизнь нас заставляет. Единственная сложность с подобными новыми бытовыми задачами — это захотеть думать. Если есть желание, мы в состоянии решить любую. Просто на том запасе умения рассуждать, который накопили за жизнь. Поэтому, когда нас учат, нам говорят: ну, посмотри, подумай!
Это означает, что люди видят: мы не можем решить задачу только потому, что не хотим. А хотим, чтобы нам дали готовый образец. Но наше сознание уже имеет все необходимые для ее решения образы. Когда задача действительно такова, что у нас нет образов для ее решения, обучающие нас непроизвольно восклицают: здесь надо подумать! Это означает, что мы вышли на пограничье, где заканчивается бытовая человеческая культура или освоенный мир. И тут мы вступаем в пространство неведомого…