Воля как психический процесс: понятие, этапы волевого воздействия.
Воля- процесс сознательного регулирования человеком своего поведения и деятельности, выраженный в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.
Так, по мнению Л.М. Веккера, регуляция поведения и деятельности может проходить на трех уровнях: сенсорно-перцептивном, произвольном и волевом:
1) на сенсорно-перцептивном уровнеобразы, регулирующие движения и действия, управляют поведением субъекта вне зависимости от его желания (непроизвольные);
2) на произвольном уровнедействия регулируются сознательно и предполагают намерения, планомерность, контроль. Здесь действия производятся самим субъектом по определенному мотиву и не нуждаются в волевой регуляции, так как компоненты личности остаются невключенными;
3) волевая регуляциявозникает тогда, когда человек встречается с препятствиями, трудностями внешними (время, пространство, физические свойства вещей) или внутренними (отношение, усталость, страдания).
Волевая регуляция -это подключение к непосредственным мотивам личностно значимых, чаще нравственных. Чем более нравственен человек, тем легче он осуществляет волевыедействия.
Воля выполняет четыре функции:
1. Побудительная и направляющая на достижение поставленной цели при преодолении трудностей. Волевая активность характеризуется надситуативностью, то есть выходом за пределы исходных целей, требований ситуации.
2. Тормозная функция воли проявляется в сдерживании нежелательной активности, мотивов и действий, не соответствующих мировоззрению, идеалам и убеждениям личности.
3. Регулирующая функция выражается в произвольной, сознательной регуляции действий, психических процессов и поведения,
в преодолении препятствий.
4.Развивающая функция состоит в том, что волевая регуляция направлена на совершенствование субъектом своего поведения, деятельности, на изменение собственной личности.
СВОЙСТВА И ЗАКОНОМЕРНОСТИ
Воля обладает определенными качествами: силой, устойчивостью и широтой.
Сила воли - степень возбуждения волевого усилия.
Устойчивость воли - постоянство проявления в однотипных ситуациях.
Широта воли - количество видов деятельности (спорт, учеба, работа и т.п.), в которых проявляется воля.
Воля неразрывно связана с личностью и проявляется в ее качествах. Одна из классификаций (В.А. Иванников) выделяет три блока волевых качеств личности:
1)морально-волевые качества (ответственность, обязательность, энергичность, инициативность, самостоятельность, дисциплинированность);
2) эмоционально-волевые (целеустремленность, выдержка, терпение, спокойствие);
3)собственно волевые (смелость, мужество, решительность, настойчивость).
Структура волевого действия:
А)простое волевое действие:
1.осознание цели и стремление достичь;
2.осознание возможностей достижения целей;
3.принятие решения;
4.исполнение.
Б)сложное волевое действие:
1.осознание цели и стремление достичь;
2.осознание возможностей достижения целей;
3.появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;
4.борьба мотивов и выбор;
5.принятие одной из возможностей в качестве решения;
6.осуществеление принятого решения.
Исследования волевой регуляции школьников (Т.И. Шульга) показали, что:
- становление мотивационно-побудительного звена волевой регуляции в возрастном аспекте характеризуется ростом силы мотива и целей, самостоятельности, осознанности и переструктурированием мотивационной сферы. Наиболее выражены эти показатели в младшем школьном возрасте;
- становление исполнительского звена характеризуется расширением с возрастом (особенно в подростковом) диапазона используемых способов самоуправления, преобладанием среди них самостоятельно выработанных. Они становятся более гибкими и адекватными требованиям ситуаций;
- оценочно-результативное звено с возрастом усиливается во всех сферах жизни, а результаты самоизменения становятся более выраженными. Сензитивный период для формирования этого звена волевой регуляции - старший школьный возраст.
Развитие волевой регуляции прежде всего связано с формированием богатой мотивационно-смысловой сферы личности.