Образ и подобие Бога в человеке

«Великий Зодчий вселенной замыслил и создал существо, наделенное двумя природами — видимой и невидимой. Бог сотворил человека, создав его тело из предсуществующей материи, оживленной Его собственным Духом... Так родился в некотором роде новый космос, большой и малый одновременно. Бог поместил его на земле... это «смешанное», поклоняющееся Ему существо, чтобы оно, имеющее начаток в невидимом, могло созерцать видимое, царствовать над земными тварями, повиноваться велениям свыше, — бытие одновременно земное и небесное, преходящее и бессмертное, видимоеи невидимое, держащееся середины между величием и ничтожностью, одновременно плоть и дух... животное идущее к иной родине и — венец таинства — уподобившееся Богу простым принятием Бо­же­ст­вен­ной воли».

Григорий Назианзин

Слово 45, на Пасху.

(Цитируется по книге Оливье Клемана «Истоки»)

«Образ есть истинный образ лишь в той мере, в какой обладает всеми ат­ри­бу­та­ми образа... Свойство Божественности — непостижимость; значит, она должна быть выражена и в образе. Если сущность образа может быть понята, в то время как его образец ускользает от всякого постижения, это различие уничтожает самое наличие образа. Но мы не сможем определить природу нашего духовного измерения — в точности по образу нашего Творца: ...следовательно, мы несем на себе печать непостижимой божественности благодаря тайне, которую мы несем в себе».

Григорий Нисский

Об устроении человека, 11.

(Цитируется по книге Оливье Клемана «Истоки»)

«В нашем теле деятельность одного из органов чувств сообщает ощущение всему организму, связанному с этим органом. То же самое происходит со всем че­ло­ве­че­ст­вом, образующим как бы единое живое существо: воскресение одного члена распространяется на всю совокупность и отчасти сообщается целому, в силу взаимопринадлежности и единства человеческой природы».

Григорий Нисский

Большое огласительное слово, 32.

(Цитируется по книге Оливье Клемана «Истоки»)

«Божественный Логос воспринял частицу вновь сотворенной земли, вылепил своими бессмертными руками наше тело и сообщил ему жизнь: ибо дух, который он вдохнул в него, есть поток невидимой Божественности. Так, из грязи и духа, был сотворен человек — образ Бессмертного... Вот почему, будучи землей, я влекусь к низменной жизни, но неся в себе также частицу Божества, я чувствую в сердце моем жажду будущего мира».

Григорий Назианзин

Догматические поэмы, 8.

(Цитируется по книге Оливье Клемана «Истоки»)

«Познай, как Творец возвеличил тебя превыше всякой твари. Небо не есть образ Божий, ни луна, ни солнце, ни красота светил и ничто другое из того, что может быть созерцаемо в творении. Только ты был создан образом Бытия, превосходящего всякий разум; подобием нетленной красоты, оттиском истинного Божества, восприемником блаженства, печатью подлинного света. Когда ты обращаешься к Нему, то становишься тем же, что и Он... Нет ничего среди сущего, что могло бы сравниться с твоим величием. Бог может пядью измерить все небо. Земля и море заключены в Его горсти. И хотя Он так велик и держит все творение на ладони Своей руки, ты способен заключить Его в себе, Он живет в тебе и не испытывает стеснения, пребывая в твоем существе, — Он, сказавший: Вселюсь
в них и буду ходить в них (2 Кор. 6, 16)».

Григорий Нисский

Вторая гомилия на Песнь Песней.

(Цитируется по книге Оливье Клемана «Истоки»)

«Сотворенность по образу Божию означает, что царственность присуща человеку с момента творения... Божественность есть премудрость и логос [разум, Смысл]: ты видишь в себе разум и мысль, что являются образами перворазума и первомысли... Бог есть любовь и источник любви: Божественный Творец запечатлел эту черту и на нашем лице».

Григорий Нисский

Об устроении человека.

(Цитируется по книге Оливье Клемана «Истоки»)

«Если человек призван к жизни, чтобы участвовать в бытии Божием, его устроение должно предоставлять ему способность к такому участию... Нужно было, чтобы некое сродство с Божественным смешалось с человеческой природой и чтобы это соответствие влекло ее к сродственному ей... Для этого человек и был одарен жизнью, разумом, мудростью и всеми качествами, достойными Божества, чтобы каждое из них пробуждало в нем желание сродственного ему. Поскольку же вечность относится к Божественному, наше естество также должно быть не вовсе лишено ее, но иметь в ней начаток бессмертия: благодаря этой врожденной способности, оно влечется к превосходящему его и хранит желание вечности.

Вот о чем говорит повествование о сотворении мира, одним словом, об­ни­маю­щее все: Сотворил Бог человека по образу своему (Быт. 1, 27).

Григорий Нисский

Большое огласительное слово, 5.

(Цитируется по книге Оливье Клемана «Истоки»)

«Сотворивший человека для того, чтобы он чувствовал в Его собственной пол­но­те, так распорядился его природой, чтобы она содержала в себе начаток всякого блага и чтобы каждая из ее способностей пробуждала в человеке желание соответствующего Божественного качества. Таким образом, Творец не мог лишить его прекраснейшего и драгоценнейшего из Своих свойств — способности са­мо­оп­ре­де­ле­ния, свободы...».

Григорий Нисский

Большое огласительное слово, 5.

(Цитируется по книге Оливье Клемана «Истоки»)

«Единый образ Сущего составляет вся [человеческая] природа, простирающая от начала до конца [истории]».

Григорий Нисский

Об устроении человека, 16.

(Цитируется по книге Оливье Клемана «Истоки»)

«Говорить о существовании «многих людей» — значит впадать в обычную языковую неточность... Конечно, существует множество, разделяющее единое человеческое естество... но во всех них человек един...».

Григорий Нисский

О несуществовании трех богов.

(Цитируется по книге Оливье Клемана «Истоки»)

«Образ [Божий] относится не к какой-либо части природы [человека], но вся его природа целиком есть образ Божий».

Григорий Нисский

Об устроении человека.

(Цитируется по книге Оливье Клемана «Истоки»)

«Бестелесные духи никогда не будут духовными людьми. Только все наше бытие целиком, то есть соединение тела и души, воспринимающее Духа Божия, образует духовного человека».

Ириней Лионский

Против ересей, 5, 8, 2.

(Цитируется по книге Оливье Клемана «Истоки»)

«Образует ли человека душа как таковая? Нет. Она не что иное, как душа человека. Тогда, может быть, человеком зовется тело? Нет, и оно есть лишь тело человека. Отсюда следует, что, поскольку эти две составные части по отдельности никогда не могут образовать человека, лишь единство, образованное, заслуживает наименования человека. Не подлежит сомнению, что Бог призвал к жизни и воскресению всего человека, а не какую-либо часть его. Призвана целостность человека — душа, но также и тело. Если же оба образуют нерасторжимое единство, можно ли согласиться с тем, что одно спасется без другого? Если признается возможность нового рождения плоти, не будет ли унижением для нее спасение души без тела».

Иустин

Фрагмент 8.

(Цитируется по книге Оливье Клемана «Истоки»)

«Все мы, люди, представляем образ Божий. Но подобны Ему лишь те, кто по великой любви прилепился к Богу своей свободой».

Диадох Фотикийский

Гностические главы, 4.

(Цитируется по книге Оливье Клемана «Истоки»)

«В крещении возрождения благодать сообщает нам два блага, одно из которых бесконечно превосходит другое. Первое она подает нам немедленно: обновляет в самой воде [крещения] и высветляет образ Божий... Что же до второго, она ждет нашего соработничества для его совершения: это подобие. Когда дух наш начинает в самой глубине ощущать благость Святого Духа, тогда надлежит нам узнать, что благодать начала живописать поверх образа Бога Его подобие. Как художник вначале делает одним цветом набросок портрета, а затем накладывает постепенно одну краску на другую, передавая с точностью для волоска облик изображаемого, так и благодать Божия начинает в крещении заново создавать образ таким, каким он был, когда человек пришел в бытие. Ибо видя, что мы всеми силами жаждем красоты подобия, и расположив нас нагими и послушными в своей мастерской, она кладет добродетель на добродетель и возводит красоту души от сияния к сиянию, ставя на ней печать подобия. Духовное чувство окрывает нам, что мы стоим на пути преобразования в подобие. Но совершенство подобия нам дано познать лишь в просвещении... Ибо никто не может достигнуть духовной любви, кроме как через непреложное просвещение Духом Святым... Только нисходящее просвещение любви открывает нам, что образ вполне обладает красотой подобия».

Диадох Фотикийский

Гностические главы, 89.

(Цитируется по книге Оливье Клемана «Истоки»)

Наши рекомендации