Теория Орнштейна: объем информации, сохраненной в памяти

Создавая свою теорию восприятия времени, Орнштейн исходил из того, что восприятие человеком продолжительности какого-либо времен­ного отрезка зависит от того, что сохранилось в его памяти. В основе теории Орнштейна лежит тезис, в соответствии с которым воспринимае­мая продолжительность временного отрезка определяется количеством информации, сознательно усвоенной в этот период времени и сохранен­ной. Согласно этой точке зрения, восприятие времени либо зависит от сохранившихся в памяти когнитивных событий, либо конструируется на их основе. Сравнивая память человека с компьютером, Орнштейн пишет:

Воли в компьютер введена информация и ему дана команда определенным образом сохранить ее, мы можем выяснить, сколько слов или какой объем носителя для этого понадобился. Для хранения более сложной информации потребуется больше места, чем для хранения простой. Аналогично и инфор­мация, состоящая из многих разных фрагментов, потребует больше места, чем однородная информация <...>. Если речь идет об определенном промежутке времени, то восприятию его как более продолжительного будет способствовать либо увеличение числа сохраняемых событий, либо их усложнение, и чем больше объем сохраняемой информации, тем более продолжительным кажет­ся данный промежуток времени.

Восприятие времени, если смотреть на него именно с этих позиций, легко поддается анализу. Согласно теории Орштейна, такие стимульные факторы, как количество и сложность событий, имевших место в опре­деленный период времени, а также эффективность их кодирования и сохранения в памяти, влияют на количество информации, которую нуж­но обработать. Следовательно, восприятие продолжительности данного пе­риода времени тоже во многом зависит от этих факторов. Например, увеличение в определенный промежуток времени как числа событий, так и их сложности увеличивает объем информации, подлежащей обработке, и, таким образом, этот промежуток времени начинает восприниматься как более продолжительный. В следующем подразделе мы рассмотрим, как именно некоторые из этих факторов влияют на восприятие времени.

Количество событий. Орнштейн указывает на существование прямой зависимости между количеством событий и воспринимаемой продолжи­тельностью данного отрезка времени. Его эксперименты продолжались одно и то же время — 9 мин 20 с, — но стимулы — звуковые сигналы — подавались с разной скоростью: 40, 80 или 120 сигналов в минуту. Как и ожидалось, увеличение числа стимулов во время эксперимента (или числа изменений характера стимуляции) привело к тому, что испытуемым эти эксперименты показались более продолжительными, а именно: экспе­римент, в котором звуковые сигналы подавались со скоростью 120 сигна­лов в минуту, показался продолжительнее эксперимента, в котором ско­рость подачи звуковых сигналов составляла 80 сигналов в минуту, и оба эти эксперимента были оценены как более продолжительные, чем тот, в котором скорость подачи сигналов была равна 40 сигналам в минуту (ана­логичные результаты получены с использованием мелодичных стимулов).

Влияние количества событий на восприятие продолжительности вре­менного отрезка подтверждено также и в экспериментах с использова­нием зрительной и тактильной сенсорных модальностей. Короче го­воря, период времени, заполненный большим числом событий (стиму­лов), оценивался испытуемыми как более продолжительный в сравнении с тем отрезком времени, который вместил в себя меньше событий. (Аналогичные результаты были получены в опытах с участи­ем детей не старше 6 лет.

Интересные результаты, связанные с определением продолжитель­ности звучания мелодий, получены Коваль. Она установила, что соче­тания музыкальных нот, которые испытуемые оценивали как более зна­комые, предсказуемые и «организованные», воспринимались ими и как более продолжительные, чем те же самые сочетания нот, но исполнен­ные задом наперед. Несмотря на то что ее данные вроде бы не согласу­ются с представлениями Орнштейна о роли объема сохраненной инфор­мации, Коваль также нашла, что знакомые мелодии воспринимались как содержащие значительно большее количество нот, чем незнакомые. Следовательно, результаты экспериментов Коваль согласуются с теори­ей Орнштейна в том, что восприятие любого временного интервала за­висит от числа событий, или элементов, воспринятых в течение этого интервала. В ряде публикаций сообщается и об аналогичном влиянии на восприятие времени и числа изменений стимуляции.

Заполненные промежутки времени/незаполненные промежутки времени. С зависимостью восприятия времени от количества событий связан и труднообъясняемый, но имеющий положительное подтверж­дение тезис, согласно которому «заполненные» промежутки времени, т.е. временные отрезки, «содержащие» такие стимулы, как звуковые или световые сигналы, обычно воспринимаются как более продолжительные, чем «пустые» временные интервалы между предъявлениями двух сигналов.

Совершенно неожиданно, однако, именно эта ситуация помогает также понять, почему человеку, нетерпеливо ожидающему какого-либо события, например получения важного письма, чьего-либо приезда или результата тестирования, кажется, что время «тянется», и он восприни­мает «пустой» промежуток времени как более продолжительный, чем он есть на самом деле, т.е. переоценивает его. В данном случае эта «пере­оценка» времени является результатом когнитивно-эмоционального вли­яния ожидания. Ожидание повышает общий тонус индивидуума, вслед­ствие чего он становится более чувствительным к «восприятию временной информации» и «переоценивает» время. Подобная ситуация, возникаю­щая, когда человек очень ждет какого-то события, прекрасно отражена в поговорке «Вода в котле, за которым наблюдают, никогда не закипа­ет». (Мы еще вернемся к этому феномену.)

Обобщая изложенное выше, можно сказать, что «пустой» промежу­ток времени содержит меньше информации, которую нужно обрабатывать, чем «заполненный», вследствие чего при их сравнении и может восприни­маться как более короткий. Однако пассивно проживаемый «пустой» вре­менной интервал способен также обострить восприятие времени, и у чело­века может возникнуть впечатление, что прошло больше времени, чем на самом деле. Следовательно, в зависимости от характера ситуации и от того, чем человек занят, «пустой» промежуток времени может восприниматься им либо как более продолжительный, либо как более короткий, чем рав­ный ему по физической продолжительности «заполненный» промежуток.

Сложность стимула.

Влияние сложности стимулов, предъявляе­мых в течение определенного промежутка времени, на восприятие его продолжительности изучено Орнштейном1 и другими исследователями. Как правило, чем сложнее предъявляемые стимулы, тем более продол­жительным кажется период тестирования. Это явление наблюдалось и при стимуляции различными визуальными стимулами — геометрически­ми фигурами, сложность которых определялась количеством внутренних углов, — и при стимуляции звуковыми сигналами разной степени слож­ности. Аналогичное влияние на восприятие времени испытуемыми на­блюдалось и тогда, когда они прослушивали разные по сложности мело­дии: более сложные мелодии признавались ими и более продолжитель­ными по времени, чем простые

Установлено, что на восприятие времени влияет и характер выпол­няемой работы, а именно то, насколько она знакома исполнителю и пред­сказуема. Если речь идет о знакомой, хорошо организованной и пред­сказуемой деятельности, когда человек заранее знает, чего ему следует ожидать и в какой последовательности нужно выполнять те или иные действия, чтобы успешно справиться с заданием, он воспринимает вре­мя относительно точно. Примерами подобных ситуаций могут служить регулярная доставка корреспонденции почтальоном, выбор и покупка продуктов в знакомом магазине или сортировка каких-либо знакомых предметов. Напротив, если задание незнакомо и непредсказуемо и чело­век не знает, чего именно ему следует ожидать, — примером может быть ситуация, при которой человек впервые постигает действия, необходимые для решения сложных перцептивно-моторных задач, а именно это и про­исходит, когда он начинает учиться водить машину, — ему кажется, что проходит больше времени, чем на самом деле, т.е. время, затраченное при этом, переоценивается.

Организация информации и память. Согласно теории восприятия времени, основанной на объеме сохраненной информации, воспринимае­мая продолжительность промежутка времени зависит также и от того, каким образом организована информация, представленная в течение это­го промежутка (т.е. как она закодирована и сохранена в памяти), а так­же от количества сохраненной в памяти стимульной информации. Из этого следует, что чем больше информации о прошедшем временном ин­тервале сохранилось в памяти, тем более продолжительным он кажется. С этим тезисом согласуется и следующий установленный Орнштейном факт: неприятные стимулы запоминаются хуже, чем нейтральные, а неприятные события воспринимаются как более быстротечные. Всем из­вестно, что по прошествии времени кажется, будто приятные или инте­ресные события длились дольше, чем это было на самом деле. Причина подобного феномена может заключаться в том, что эти эпизоды запоми­наются лучше, нежели обычные и заурядные события, а потому по срав­нению с ними и кажутся более продолжительными.

Мюллиган и Шиффман, объясняя роль организации и памяти в из­менении кажущейся продолжительности временного промежутка с пози­ций экологического подхода, приводят свидетельство в поддержку этого аспекта теории восприятия времени, основанной на объеме сохраненной информации (теории Орнштейна). В одном из экспериментов они предъ­являли испытуемым (в течение фиксированного периода времени) контур­ный рисунок (рис. 2) и просили их изучить и запомнить его. Если предъ­явлению рисунка предшествовала (или следовала за ним) облегчающая выполнение задания помощь в виде подписи к нему или вербального ком­ментария, испытуемым казалось, что рисунок «промелькнул» быстрее, чем в отсутствие такой помощи. Иными словами, словесный или графический лейбл, уменьшая неопределенность рисунка, облегчал его запоминание.

Эти результаты подтверждают справедливость предположения, что «помощь», даже если она поступает после предъявления рисунка, облег­чает его сохранение в памяти. Именно поэтому временные интервалы, содержащие стимулы, которые хорошо организованы, а потому требуют сохранения в памяти меньшего объема информации, воспринимаются как более короткие, чем временные интервалы, в которых присутствуют те же самые, но менее организованные стимулы.

Интересным примером роли памяти в восприятии течения времени является один из вариантов классического гештальтистского эффекта Зейгарник, в соответствии с которым выполненное задание запоминается хуже, чем невыполненное. Возможно, большинству учащихся, которым приходилось сдавать экзамены в форме тестов, когда за определенное время нужно было ответить на разные вопросы, выбрав один ответ из предложенных нескольких ответов, или дополнить неполный ответ, это известно из собственного опыта. После тестирования легче всего вспоми­наются те вопросы, на которые человек не смог ответить, и те, в ответах на которые он не уверен, т.е. те вопросы, которые остались «когнитивно неразрешенными». Следовательно, поскольку незавершенная работа со­храняется в памяти лучше, нежели завершенная, затраченный на нее период времени должен восприниматься как более продолжительный.

Справедливость этого предположения подтверждается тем, что испытуе­мые, которым экспериментаторы мешали выполнять простые задания, воспринимали затраченное на них время как более продолжительное, чем те, которым экспериментаторы позволили их закончить.

Прежде чем завершить обсуждение подхода Орнштейна к восприя­тию времени, основанного на объеме сохраненной в памяти информации, следует сказать, что это отнюдь не первая попытка рассматривать воспри­ятие времени преимущественно как когнитивное явление3. Теория Орн­штейна не является также и единственным примером когнитивного под­хода к восприятию времени, о чем свидетельствует материал, изложен­ный в следующем подразделе.

Наши рекомендации