Методика направлена на определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы.

Особенности проведения методики.

В качестве материала детям дается по 10 фигур и предлагается, поразмыслив, дорисовать эти фигуры, так, чтобы получилась картинка.

Перед обследованием экспериментатор говорит ребенку: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь».

Интерпретация методики.

q 0 – 2 балла – ребенок ничего не придумал; нарисовал рядом что-то свое; неопределенные штрихи и линии.

q 3 – 4 балла - нарисовал нечто простое, неоригинальное, лишенное деталей; фантазия не угадывается.

q 5 – 7 баллов – изобразил отдельный объект, но с разнообразными дополнениями.

q 8 – 9 баллов – нарисовал несколько объектов, объединенным сюжетом.

q 10 баллов – создал единую композицию, включив в нее все предлагаемые элементы, превращенные в образы.

Низкий уровень – от 0 до 2 баллов.

Средний уровень – от 3 до 7 баллов.

Высокий уровень – от 8 до 10 баллов.

Методика «Перцептивное моделирование»

(В.В Холмовская)

Цель методики.

Развитие восприятия. Методика направлена на исследование одного из важнейших перцептивных действий – моделирования, которое позволяет выстроить сложную форму из отдельных сенсорных эталонов.

Особенности проведения методики.

Экспериментатор предлагает ребенку выбрать из набора деталей те, которые позволяют сконструировать фигуру определенной формы. Из 15 заданий первые три являются вводными, и поэтому не оцениваются. На примере работы с этими рисунками детям объясняют:

«Фигуры пробных задач разделены пунктирными линиями на части, что помогает соотнести их с изображенными ниже деталями, найди идентичные, чтобы получить такое же изображение. На остальных страницах образцы даны в нерасчлененном виде. Теперь ты сам должен разделить их самостоятельно».

В первых четырех заданиях для составления фигуры используются две части, в следующих четырех – три и в следующих четырех – четыре.

Интерпретация результатов.

Задание считается выполненным , если ребенок правильно выбрал все необходимые части. Каждая задача оценивается определенным количеством баллов – чем сложнее задача, тем более высокий балл. Ошибочным считается решение, когда хотя бы одна деталь выбрана неправильно.

Максимальное количество очков – 36.

№ задачи Правильные детали Количество баллов
2, 5
2, 4
2, 4
2, 5
1, 4, 5
2, 4, 5
1, 2, 4
2, 4, 5
1, 2, 4, 5
1, 2, 4, 5
1, 2, 3, 5
1, 2, 5, 6


К семи годам дети, обладающие высоким уровнем развития восприятия, способны решить все задачи, что соответствует 36 баллам. Условно выделяется три уровня развития восприятия:

Низкий 0 – 8 баллов;

Средний 8 – 25 баллов;

Высокий 25 – 36 баллов.

Методика «Прогрессивные матрицы» (Дж. Равена)

Цель методики.

Развитие мышления. Исследует мыслительные операции (словесно-логическое и наглядно-образное мышление).

Особенности проведения методики.

Ребенку предлагается такая инструкция: «Смотри, здесь нарисована большая картинка (показать), из нее как будто вынули кусочек, получилась как будто дырочка (показать), а ниже нарисованы заплатки (показать). Посмотри, какую из этих заплаток надо сюда (показать) положить, чтобы этой дырочки не было видно, чтобы ее не стало, чтобы рисунок совпал, чтобы картинка получилась правильная. Покажи пальчиком эту заплатку». Далее выполняются все две серии заданий, состоящие из 12 заданий. Ответы вносятся в протокол.

Интерпретация методики.

За каждый правильный ответ испытуемому начисляется 1 балл. Если ребенок неправильно выполнил первые пять заданий, то выполнение методики прекращается, поскольку считается, что испытуемый не понял принцип решения.

Ответы ребенка сравниваются с ключом правильных ответов.

Серия А
Серия В

Низкий уровень – 0 – 10 баллов;

Средний уровень – 11 – 21 балл;

Высокий уровень – 22 – 24 балла.

Мотивационно – потребностная сфера.

При анализе мотивационно – потребностной сферы интересуют мотивы, актуализированные у ребенка. Если к началу дошкольного возраста все значимые сферы развития являются фактически рядоположенными, то к его концу на первый план должен выходить социальный мотив, являющийся одним из критериев готовности к школе ребенка. С этой целью используется



Наши рекомендации