Регуляция движений и действий.

Формирование двигательного навыка, автоматизация движения, перевод управления движением из сознательной сферы в подсознательную характеризуют такой психофизиологический процесс, как идеомоторику[53].

Любому сознательному движению предшествует создание определенной мысленной программы его реализации, в результате чего сигналы направляются к конкретным мышцам тела. При частых повторениях движений нервная система минимизирует управляющие процессы, «сворачивает» представления движений в целостный образ, освобождая ресурсы внимания и памяти для других целей. Таким образом возникает идеомоторный акт – непроизвольные движения, которые возникают при мысленном выполнении двигательного действия. Например, многие люди часто забывают, выключили ли они утюг, свет, плиту, потому что эти действия стали идеомоторными, не требующими осознанного внимания.

Состояние готовности к определенным двигательным актам тесно связано с идеомоторикой, так как ожидание конкретной ситуации включает подготовку типичных двигательных образов. При этом первые признаки ожидаемой ситуации запускают сложное ответное действие. Это является очень важным адаптационным механизмом, поскольку время простой реакции человека больше, чем продолжительность многих событий, и если бы мы не предвидели изменение ситуации, то просто бы не успевали реагировать (например, снижение скорости машины перед поворотом, поведение вратаря при игре в футбол). В психофизиологии одним из самых информативных показателей готовности к оперативным действиям является реакция на движущийся объект, где необходимо предвосхищать движения стрелки или метки [53].

Идеомоторные образы достаточно устойчивы и плохо контролируются в экстремальных ситуациях. Так, в условиях напряженной деятельности, например, при дефиците времени, движение чаще всего выполняется не так как требует того ситуация, а так, как оно было выучено. Чем лучше освоено движение, тем стабильнее ритм его идеомоторного образа при многократном повторении.

Составными элементами идеомоторики являются сенсомоторика(движение в ответ на сенсорные сигналы), координация (дифференцирование и регулирование мышечных усилий), ловкость (по Н.А. Бернштейну – «двигательная находчивость»), психомоторные способности (потенциальные возможности человека в двигательной сфере) и др.

Остановимся подробнее на сенсомоторике. В зависимости от сложности реакция на стимул может быть простая и сложная.

Простая сенсомоторная реакция – это быстрый ответ заранее известным простым одиночным движением на внезапно появившийся и, как правило, заранее известный сигнал. Она имеет только один параметр – время. Причем различают латентный период (т.е. время до организации ответного движения) и период реализации двигательного действия.

В сложных сенсомоторных реакциях формирование ответного действия всегда связано с выбором нужного ответа из ряда возможных. Так, если необходимо из кнопок на пульте выбрать только одну, которую следует нажать в ответ на определенный стимул, то центральный момент реакции усложняется за счет выбора кнопки и узнавания сигнала. Поэтому такую сложную реакцию принято называть реакцией выбора.

Здесь уже меряется не только скорость реакции (степень быстродействия), но и ее качество, определяемое уровнем безошибочности.

Разная деятельность может требовать разных реакций – например, одна требовать быстрых точных реакций, другая – высокой точности и скурпулезности при отсутствии временных ограничений, третья – допускать определенный процент ошибок.

Также иногда рассматривается такой показатель, как стабильность реакций – когда достигается такой уровень исполнения движений, при котором они приобретает высокую прочность и помехоустойчивость. Это означает, что навык производить данное движение закрепился у данного человека, и теперь его выполнение будет эффективным, легким и непринужденным, и не затрачивать много сил и внимания.

Наиболее сложным вариантом сенсомоторной реакции является сенсомоторная координация, при которой меняется не только стимул, но и реализация двигательного акта, включающая в себя совершение большого количества сложных и разнонаправленных движений (например, при вождении автомобиля) [53].

Сенсомоторные и идеомоторные способности для нас важны в тех профессиях и должностях, которые предъявляют особые требования к моторным навыкам и действиям в реальном мире (например, водитель, спасатель, пожарный), а также к скорости реакции и быстроте принятия решений, способности длительно выполнять какую-либо деятельность на оптимальном уровне.

Наши рекомендации