Уровень притязаний. Мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудач.
Помимо ранее рассмотренных факторов на оценку результатов деятельности также влияет уровень притязаний.Уровень притязаний характеризует степень трудности тех целей, к которым стремится человек, и достижение которых представляется ему привлекательным и возможным.
Если степень трудности решенной задачи превышает текущий уровень притязаний, то возникает переживание успеха, если достигнутое находится ниже заявленного уровня притязаний, то такой результат деятельности переживается как неудача [54].
Субъекты, имеющие адекватный уровень притязаний, ставят перед собой реально достижимые цели, соответствующие их способностям и возможностям.
Субъекты, имеющие неадекватный уровень притязаний (завышенный или заниженный), претендуют на то, чего не могут достичь или изначально выбирают слишком легкие для себя цели, хотя способны на большее.
Уровень притязаний встроен в мотивационную структуру личности и связан с такими видами мотивации, как мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудач.
Люди с мотивацией достижения успеха характеризуются высокой активностью, уверенностью в себе, высокой самооценкой, стремлением к самосовершенствованию и развитию, повышению результативности своей деятельности. Они могут иметь умеренный уровень притязаний и предпочитать оптимальный уровень риска или иметь высокий уровень притязаний и предпочитать высокий уровень риска.
Люди с мотивацией избегания неудач характеризуются повышенным уровнем тревоги, высокой потребностью в безопасности, боязнью отвержения, страхом как неудачи, так и успеха [29]. Они имеют низкий уровень притязаний и предпочитают малый или невысокий уровень риска.
В рамках профотбора у всех кандидатов мы исследуем уровень притязаний и на этой основе делаем вывод о ведущей мотивации кандидата.
Воля и волевые качества.
Остановимся подробнее на феномене воли.
Как уже было сказано,воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выражающееся в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.
Внутренними, или субъективными, препятствиями могут являться побуждения человека, направленные на невыполнение данного действия или на выполнение противоположных ему действий. В качестве внутренних препятствий могут выступать усталость, потребность в отдыхе или разнообразии, инертность и т.д.
Примером внешних препятствий может служить, например, отсутствие необходимого инструмента для работы или противодействие других людей, не желающих того, чтобы поставленная цель была достигнута [30].
Следует заметить, что не всякое действие, направленное на преодоление препятствия, является волевым. Например, человек, убегающий от собаки, может преодолеть очень сложные препятствия, но эти действия не являются волевыми, поскольку они вызваны прежде всего внешними причинами, а не внутренними установками человека.
Для запуска и поддержания процессов деятельности важны развитые волевые качества личности.
В.К. Калин [4] делил все волевые качества на две группы (по строению и происхождению):
· первичные волевые качества, такие как энергичность, терпеливость, выдержку, смелость;
· вторичные, опосредованные личностными свойствами, такие как настойчивость, дисциплинированность, самостоятельность, целеустремленность, инициативность, организованность.
По динамике процессов возбуждения и торможения В.И. Селиванов делил волевые качества также на две группы [4]:
· вызывающие, усиливающие или ускоряющие нужную активность (инициативность, решительность, смелость, энергичность, храбрость);
· тормозящие, ослабляющие или замедляющие ненужную активность (выдержка, выносливость, терпение).
Другие авторы добавляют к этому списку ответственность, исполнительность, обязательность [21].
Приведем некоторые определения волевых качеств, представляющиеся нам наиболее информативными[30].
Выдержка(или самообладание) выражается в умении сдерживать свои чувства, когда это требуется, в недопущении импульсивных и необдуманных действий, в умении владеть собой и заставлять себя выполнять задуманное действие, а также воздерживаться от того, что хочется делать, но что представляется неразумным или неправильным.
Под целеустремленностью принято понимать сознательную и активную направленность личности на достижение определенного результата деятельности. Часто различают целеустремленность стратегическую, т. е. умение руководствоваться во всей своей жизнедеятельности определенными принципами и идеалами, и целеустремленность оперативную, заключающуюся в умении ставить ясные цели для отдельных действий и не отклоняться от них в процессе их достижения.
Частным случаем целеустремленности, является настойчивость,которая характеризует стремление человека достигать поставленной цели даже в самых сложных условиях. От настойчивости принято отличать упрямство, когда человек всегда старается настоять на своем, несмотря на возможную нецелесообразность данного действия. Можно считать, что упрямый человек не умеет управлять своей волей, поскольку он не соизмеряет свои личные желания с требованиями ситуации.
Инициативность заключается в способности предпринимать попытки к реализации возникших у человека идей. Для многих людей преодоление собственной инертности является наиболее трудным моментом волевого акта.
Самостоятельностьпроявляется в способности осознанно принимать решения и в умении не поддаваться влиянию различных факторов, препятствующих достижению поставленной цели. Самостоятельный человек способен, критически оценивая советы и предложения других людей, действовать на основе своих взглядов и убеждений и при этом вносить в свои действия коррективы, сформированные на основе полученных советов.
От самостоятельности следует отличать негативизм, который проявляется в немотивированной, необоснованной склонности действовать наперекор другим людям, противоречить им, хотя разумные соображения не дают оснований для таких поступков. Большинством психологов он расценивается как слабость воли, выражающаяся в неумении подчинить свои действия доводам разума и сознательным мотивам поведения.
Решительность заключается в отсутствии излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов, а также в своевременном и быстром принятии решений и их осуществлении.
От решительности, как позитивного волевого качества, необходимо отличать импульсивность, которая характеризуется торопливостью в принятии решений,необдуманностью поступков. Импульсивный человек не задумывается перед тем, как начать действовать, не учитывает последствий того, что он делает, поэтому часто раскаивается в том, что совершил.
Принятые решения будут только тогда выполнены, когда человек контролирует свою деятельность, т.е. у него достаточно развит волевой самоконтроль, в противном случае выполняемые действия и цель, к которой стремится человек, будут расходиться. В процессе достижения цели самоконтроль обеспечивает господство ведущих мотивов над побочными.
Один и тот же человек может иметь различную выраженность разных волевых качеств, например, быть инициативным, но нетерпеливым, cхорошим самообладанием, но нерешительным, что будет находить свое отражение в индивидуальных показателях деятельности.
Профессионально важные качества (ПВК) могут включать в себя разные требования к наличию и развитости волевых качеств.
Для целей профотбора нам важнее всего наличие таких волевых качеств, как обязательность, ответственность, дисциплинированность, исполнительность, настойчивость, целеустремленность, способствующих высокому качеству работы и общей эффективности деятельности.
Итак, мы рассмотрели основные понятия и определения, используемые при изучении мотивационно-волевой сферы. Характеристики мотивационно-волевой сферы отвечают за то, как имеющиеся способности и личностные качества используются, применяются человеком, каким путем идет его развитие как личности – стремится ли он реализовать себя, достигать успеха и готов для этого идти на риск, узнавать новое, ставить перед собой сложные задачи, принимать решения и нести за них ответственность. Или человеку важнее оставаться на том уровне, какой есть, не меняться, действовать не так, как он планировал заранее, а как сложатся обстоятельства, главное - избегать неудач и провалов, особо ничем не рискуя. Первый вариант ведет к раскрытию потенциала личности, профессиональному росту и развитию, второй – к остановке и стагнации, что является негативным фактором, особенно в специальностях, где постоянно требуется освежать свои знания, повышать свой уровень профессионализма, следить за появляющимися инновациями в своей области.
1.4. Основные понятия и определения, используемые при изучении психофизиологической сферы.
Психофизиология изучает физиологическую базу психических процессов, а также такие функциональные системы деятельности, где трудно отделить друг от друга психологическую и физиологическую составляющую (например, восприятие, управление движениями, эмоции, сон).