Развитие высших психических функций у детей с нарушением зрения при помощи оригинальных наглядных средств
Из опыта работы педагога Мельничук Нелли Викторовны [13]
Специфика обучения детей с нарушением зрения выражается в учете особенностей развития детей, опоре на сохранные анализаторы, дифференцированном подходе к детям, применении специальных форм и методов работы, использовании оригинальных наглядных пособий. Особенности процесса зрительного восприятия детей с нарушением зрения непременно должны учитываться педагогом при подборе наглядного материала, игр и игрушек.
У детей с нарушением зрения страдают различные зрительные функции (острота зрения, бинокулярность, сужение и выпадение поля зрения, поля взора и цветоразличения), наблюдаются трудности при опознании рисунков и предметов: замедленность обзора, неточность, пропуск деталей изображения. Вследствие неясного восприятия отдельных элементов и неточности представлений нередко формируются ошибочные версии относительно изображения на рисунке. Имеет место нарушение восприятия пространственных отношений между изображенными на нем предметами. У детей с нарушением зрения установлено грубое снижение скорости зрительного восприятия геометрических фигур, цифр, буквосочетаний. Трудности пространственного гнозиса осложняют процесс восприятия детьми средств наглядности и формирования соответствующего образа о предметах.
На зрительное восприятие формы предмета детьми с нарушением зрения влияют величина предмета, расстояние до глаз, освещенность, контраст между яркостью объекта и фона. Все эти факторы должны учитываться при подборе дидактических пособий и материалов для детей этой категории.
У значительного числа детей, имеющих зрительную патологию, отмечаются следующие нарушения двигательных функций глаза (в зависимости от характера заболевания): неустойчивость фиксации взора и неравномерность движения глаз, дрожание, ограничения в повороте глаз и другие. Эти особенности затрудняют восприятие предметов и изображений, глазомерную оценку пропорций, протяженности, расстояний. В связи с этим детям с нарушением зрения не следует рассматривать рисунок по частям, т.к. это приведет к затруднениям в осмысливании его содержания.
Глазодвигательные функции в процессе обучения могут развиваться и совершенствоваться. Задача педагога – в необходимости создавать условия, которые бы позволяли детям целенаправленно наблюдать предметы, применять специальные упражнения, направленные на развитие восприятия размеров, величинных отношений, оценки расстояний, направлений.
Цвет и контрастность являются важными информативными признакам предметов и изображений. У значительного количества детей с нарушением зрения нарушено восприятие цвета. Формы и степени расстройства цветоразличения зависят от клинических форм нарушения зрения. Так, у части детей отмечается недостаточность восприятия красного, зеленого и синего цветов. Дети недостаточно точно выделяют из фона и дифференцируют черно-белые и цветные изображения с пониженной контрастностью. В связи с этим они плохо соотносят нецветные изображения с предметами и явлениями окружающей действительности.
При организации игр со слабовидящими детьми особое внимание следует обращать на возможность использования остаточного зрения. Используемый для детей с нарушением зрения дидактический материал должен отвечать особенностям зрительного восприятия:
- Наличие яркой, разнообразной наглядности способствует развитию активности учащихся и снятию усталости.
- Материал к уроку должен быть подобран по цвету, размеру, форме в соответствии с состоянием зрения детей. Размер воспринимаемых объектов должен быть не менее 15-20 см.
- Родители и педагоги должны помнить о том, что на этапе обнаружения объекта цвет является сигнальным средством, привлекающим внимание ребенка. Даже обычное цветовое пятно стимулирует зрительную реакцию. Нужно усилить насыщенность и яркость цветовых тонов в предметах и изображениях, применять специальные средства рисования (фломастеры).
- Подбор изображений с помощью тонально-контрастных шкал, правильное использование в изображениях красного, желтого, зеленого и синего цветов, применение многокрасочных средств наглядности способствуют более правильному опознанию предметов и их элементов, так как дети более полно характеризуют именно многоцветовые изображения. Это связано с тем, что нарушение цветовосприятия компенсируется сохранностью других функций, наличием визуального опыта в соотнесении изображений с реальным цветом предметов. Следовательно, существует необходимость особого контроля над качеством цветопередачи и контрастности настольных дидактических игр, карточек.
- Кроме того, нужно учитывать и то, что цвет объектов обладает большой эмоциональной выразительностью. Все оттенки спектра эмоционально связываются с чувственным восприятием. Так, красные, оранжевые цвета ассоциируются с теплом; зеленые, голубые — с холодом. Также цвет активно влияет на настроение ребенка. Например, красный цвет возбуждает и мобилизует, а зеленый и голубой - успокаивают.
- При изготовлении пособий чаще применяют красный, оранжевый, желтый, зеленый цвета и их оттенки, так как они более активно воздействуют на сетчатку глаза.
- Зная особенности зрительного восприятия, взрослые должны способствовать полноценному познанию детьми окружающего мира. Рекомендуется учитывать, что дети с нарушением зрения значительно больше времени тратят на то, чтобы увидеть предметы, узнать их по характерным признакам, поэтому темп на уроке должен быть несколько снижен.
- Все предметы, с которыми сталкиваются дети, должны быть доступны для всестороннего ознакомления. Должны рассматривать материал на расстоянии не менее 30-35 см от глаз (расстояние от локтя до кончиков пальцев). На таком расстоянии глаза меньше напрягаются и устают. При показе надо убрать из поля зрения детей все лишнее: отвлекающие детей игрушки, картины и другие предметы.
- Для знакомства детей с предметами и явлениями окружающей жизни следует использовать сами предметы или их реалистическое изображение. В качестве демонстрационного и раздаточного материала широко используются объемные игрушки. Демонстрационный объемный материал должен быть крупным, яркой расцветки.
На занятиях с детьми, имеющими зрительную патологию, не рекомендуется применять плоскостные изображения сказочных героев, которые крепятся к доске. Для моделирования игровой ситуации лучше подойдут яркие крупные игрушки, куклы. Так, Мельничук Нелли Викторовна использует на уроках большую ручную куклу “Хрюша”, которая может двигаться, «беседовать» с учащимися. Хрюша делает ошибки, а дети исправляют, он читает веселые стихи собственного сочинения, но иногда он одевает очки, превращаясь в умного и объясняет новую тему (очки педагог придумала для того, чтобы дети не стеснялись – ведь даже у Хрюши они есть).
В работе с детьми, имеющими нарушение зрения, активно используется опора на осязательное восприятие (способность кожного и двигательного анализаторов отражать пространственные и физические свойства предметов), в котором участвуют различные виды чувствительности: тактильная, болевая, температурная, мышечно-суставная. Возможности воздействия на этот вид восприятия также следует учитывать при подборе игрушек и дидактических игр с детьми, имеющими нарушение зрения. Так, для развития осязательного восприятия учитель начальных классов Мельничук Нелли Викторовна использует игру “Слепой”. Наглядный материал, изготовленный педагогом, представляет собой картонный карточки, на которых приклеены крупные (15см.) изображения цифр и букв из наждачной бумаги. Дети закрывают глаза и ощупыванием опознают картинку, тем самым лучше запоминают изученную букву или цифру.
Надеемся, что данные рекомендации помогут родителям и педагогам подобрать для детей с нарушением зрения именно те игры и игрушки, а также демонстрационные материалы, которые не только не затруднят процесс восприятия, но и будут способствовать совершенствованию всех видов чувствительности и высших психических функций этих детей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2