Способы развития учебной мотивации на уроках русского языка.

Русский язык очень часто бывает не любимым предметом многих учеников, так как часто дети не понимают, для чего они должны учить то или иное правило переписывать тексты… Но если уроки строить на познавательных потребностях ребёнка, на соотнесении темы урока с окружаемым ребёнка миром (т.е. показать практическую значимость изучаемого правила), включать в урок различные занимательные и творческие задания и вообще использовать различные виды заданий, то у детей появляется интерес к урокам , они с удовольствием приходят на каждый урок и очень продуктивно работают. Ниже приведены некоторые методики и фрагменты уроков, которые были проведены во время эксперимента.

Фрагмент1. Тема урока: Буква Ь в конце слов.

Сообщение темы и цели урока.

Мы считаем, что сообщение цели урока в готовом виде не допустимо, если учитель заинтересован в развитии учеников, а не «складировании» своих знаний в головах учащихся. Чтобы у ребёнка появился интерес к изучаемому, нужно не объявлять детям готовую тему и цели, а обеспечить условия для самостоятельного приема детьми цели и задач урока.

« Помогите мне превратить:

мел - в мелкое место;

угол - в топливо;

шест - в число.

Что получится? (записывают: мель, уголь, шесть).

А теперь попробуйте, сформулируйте по этим подсказкам тему урока.

  1. Но, тут возник вопрос: «Зачем нам нужно учить правило, мы и так, на слух можем определить, в каких словах пишется Ь?» И после этого вопроса у нас началась дискуссия. Дети высказывали различные мнения и я прочитала им по этому поводу стихотворение А.Шибаева«Грустные вести».
  2. Подумайте, почему оно так называется?
  3. Найдите и исправьте все ошибки в письме. Объясните причину этих ошибок.

Пришло письмишко мне,

Гляжу

Из лагеря, от Мишки ...

Здесь чудный лук, и я лижу.

Написано в письмишке.

Лук лижет?! Что за чудеса!

Наверно, шутит плут ...

Читаю дальше:

Здесь лиса, красивый длинный прут.

И что такое он плетет-

Не разберусь, хоть тресни:

Когда отряд идет в поход, я запиваю песни ...

На днях в лису нашел я грусть и очень был доволен

Нет, нет, не шутит он! Боюсь,

Мой друг серьезно болен.

Вернется - надо подлечить:

Заставить правила учить ...»

И в итоге после обсуждения всех мнений, нужно ли учить правило, обсуждения стихотворения, пришли к мнению, с которым все согласились. Что правило нужно учить, потому-то без правила люди будут писать всё по разному, будет путаница в словах, и люди перестанут друг друга понимать, а правило это и есть договорённость людей, чтобы лучше понимать друг друга.

Работа над правилом из учебника. А затем, для лучшего запоминания, правило в стихах:

Мягкий знак, мягкий знак

Без него нельзя никак!

Без него не написать

Тридцать, двадцать, десять, пять.

Вместо шесть получим шест,

Вместо есть получим ест.

Банька в банку превратится.

Вот что может получиться.

Если будем забывать

Мягкий знак в словах писать!

«…Закрепление. Отгадывание загадки.

Сб мучительной бываю,

С м одежду пожираю,

С р актеру я нужна,

С с для повара важна.

(А.Арсирий.)

Отгадай загадку. Запиши слова отгадки. Подчеркни букву ь. Что она обозначает в этих слова?

И упражнение, с которыми каждый ученик работал самостоятельно, после выполнения мы вместе его проверили и каждый ученик смог оценить свою работу.

На какие две группы можно разделить слова? Почему? Спиши слова группами. Подчеркни букву ь.

Роль, ткань, крыльцо, метель, сильный, якорь, льдина, сельдь, уголь, полька, король.

Какое слово ты выписал два раза? Почему?»

Фрагмент 2. Тема урока: Наблюдение над ролью

приставки в слове.

При наблюдении над ролью приставки мной были использованы следующие упражнения и задания:

Грамматическая сказка.

Запиши новые слова:

Жил-был корень ход -. Он любил, чтобы с него начинались слова. Тогда на помощь к нему спешили суффиксы.На свет появлялись слова (ходунок, ходули, ходики). Как только появлялись дамы приставки, корень уступал им место, сам прятался в середину слова, а не было суффиксов то и вовсе стоял в конце.

Получались такие слова ... (заход, выход, поход, походка, приход, переход, заходил, уходил).

Хотя, на первый взгляд это обычное задание на составление слов, но необычная формулировка задание вызвало у детей огромный интерес. И дети придумали гораздо больше слов, чем я задумала.

. Стихотворения (чтобы детям было, легчи запомнить роль приставки):

* Перед корнем есть приставка

Слитно пишется она.

А при помощи приставки.

Образуются слова.

*У корня в недругах, представь-ка,

Есть дама гордая - приставка,

А злит она его одним.

Стоит всегда лишь перед ним.

Обычно, все правила в учебнике изложены в научном стиле, поэтому многим детям очень сложно его запомнить. А в стихах излагаются на языке доступным для ребёнка и в форме лучшей для восприятия.

. «Лишнее» слово. Найди слово без приставки:

а) изрубить, известный, извалять, изюминка;

б) закупить, наглый, нагрузка, находка…»

У учащихся начальных классов большие трудности вызывают слова для запоминания, то есть словарные слова. Для того, что бы облегчить процесс запоминание, работа над словарным словом должна вызывать у ребенка интерес. Вот примерные задания, которые помогут ученикам.

Словарная работа. Игры:

. «Убежали гласные».

Из слов убежали гласные буквы, догадайтесь какие, и верните их на место.

Крндш, лфвт, тчств, врбй (карандаш, алфавит, Отечество, воробей)

Поставьте ударение, подчеркните гласные, которые надо запомнить.

. «Кто больше запомнит?»

На доске записаны 8 слов, дети читают хором вслух, каждый самостоятельно; затем слова закрывают, и ученики должны записать столько слов, сколько запомнят

Подводится итог, кто больше слов написал.

. «Какое слово пропало?» Па доске записаны слова:

Девочка, ребята, мальчик, ученик, народ, россияне, человек.

Прочитайте слова очень внимательно. Запомните их.

Затем ученики закрывают глаза. Учитель одно слово закрывает.

Ученики открывают глаза.

Какое слово пропало? Запишите его.

На другой строчке запишите остальные слова. Поставьте ударение.

. Загадки.

Пьет бензин, как молоко,

Может бегать далеко.

Возит грузы и людей,

Ты знаком, конечно, с ней?

(автомобиль)

Озорной мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крохи собирает.

(воробей)

. Пословицы.

Послушайте пословицы. Выпишите из пословиц слова с безударной гласной, не проверяемой ударением.

Яблочко от яблоньки недалеко падает.

Одного поля ягоды.

Не дивись на человека, а дивись на его дела.

Как вы понимаете эти пословицы? Когда так говорят?

Обозначьте в словах опасные места.

В каких словах звуков больше, чем букв? Почему?

Какое устаревшее слово встретилось? Подберите слово, близкое ему по значению, из современного языка.

При использовании пословиц на уроках русского языка отрабатывается не только правильность написания отдельных слов на тексте пословиц, но также и поработать над смыслом пословиц, их значением, что способствует развитию кругозора и словарного запаса школьников.

. Грамматические задачи.

Решите мои грамматические задачи.

а) Это слово неодушевленный предмет. В его написании есть три буквы а. Оканчивается слово на твердый глухой шипящий звук.

(Карандаш.)

б) Это слово называет одушевленный предмет. Состоит из 3 слогов,6 букв и 6 звуков. Начинается слово с мягкого глухого согласного звука. Это слово употребляется в единственном числе, а если хотим употребить множественное число, используем другое слово.

(Человек.)…»

Перед учителями начальных классов стоит задача: организуя тот или иной вид учебной деятельности младшего школьника, обеспечить педагогическое руководство ею, стремиться в каждом случае раскрыть реальные возможности, которые несут конкретную деятельность для развития у учащихся мотивационного компонента как смыслообразующего фактора деятельности.

Так же повышению мотивации учебной деятельности на уроках русского языка способствует использование различных видов письменных работ. К ним относятся: творческое списывание, творческий диктант, свободный диктант, творческое изложение, сочинение…

Творческое списывание, прежде всего, должно быть сознательным. Это происходит лишь в том случае, если учащиеся понимают содержание текста, умеют пересказать его, объяснить правописание слов с уже изученными орфограммами.

Творческое списывание обычно усложняют заданиями, связанными с развитием речи. Прежде чем проводить данный вид работы, необходимо отработать правописание орфограмм, которые будут использовать учащиеся.

Творческое списывание, как и творческий диктант, изложение, может быть обучающим и контрольным. Обучающее творческое списывание проводится на уроках закрепления орфографического правила. Учащимся предлагается текст с пропущенными словами, написание которых надо проверить. В ходе работы над текстом дети подбирают пропущенные слова, проводят орфографический разбор, затем текст списывают в тетради. Проверка проводится в классе. Контрольное списывание учитель проверяет дома.

Творческое списывание.

Спиши текст, вставляя вместо пропусков подходящие по смыслу имена прилагательные в нужной форме. Обозначь орфограмму в окончаниях имен прилагательных.

Приближение весны.

________ тени лежат на сугробах. Вот с вершины

дерева упала и рассыпалась снежная шапка.

Потоки ______ света заливают ____ поляны

Высоко в небе застыли _________ облака.

Выборочное списывание

Прочитайте предложения. Найдите и выпишите слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня, в корне слова. Обозначь орфограммы. Найди слова с другими знакомыми орфограммами, выпиши. Обозначь орфограммы.

Жил человек рассеянный на улице Бассейной. 2. Объявляют летний кросс от крыльца к сараю. (С.Маршак). 3. Что может, ребята, приснится моржу? Никто вам не скажет, а я - расскажу. (Б.Заходер). 4. Рассыпаются горохом телефонные звонки, но из кухни слышат плохо утюги и котелки. (О.Мандельштам).

Послушай забавные выдумки.

Найди слова с орфограммой - согласной буквой на конце слова. Какую согласную в них нужно писать? Объясни почему. Какие слова со знакомыми орфограммами ты услышал? Какую букву выберешь для написания?

.На бревне у боло_ круглый го_

Сидел почитатель болот,

И при этом лягушке распевал он частушки. На бревне у боло_ круглый го_.

.Раз попал в окружение о_ (с)

Знаменитый скрипач виртуо__ (з),

Но своею игрою он понравился рою. Чем и спасся от о_ виртуо_.

(Из журнала «Мурзилка».)

Послушай отрывок еще раз. Запиши слова с орфограммой-

согласной буквой на конце.

Обозначь орфограмму.

Контрольное списывание.

Найди и обозначь все знакомые орфограммы. Выпиши однокоренные слова. Обозначь в них корень.

Лада.

Лада славянская богиня красоты. Весной древняя Русь отмечала день Лады. Все надевали платья с изящным шитьем. Водили хоровод. Несли богине в дар цветы, мед. А в ответ просили согласия в семье. Хотели беспечной мирной жизни. Ведь лад, ладный и ладить от Лады.

Выборочный диктант.

Послушай текст. Как бы ты его озаглавил? Запиши свое заглавие.

Послушай текст еще раз.

Выпиши все слова, которые пишутся с заглавной буквы.

У Коли живет собака Полкан. Коля учит собаку служить. Коля и Полкан пришли к реке. Мальчик кинул в реку палку. Поплыл Полкан по воде. Собака достала палку.

Галя и Володя уехали летом в деревню. Ребята помогали на огороде. С дядей Мишей сушили сено. С тетей Настей доили корову Машку. У дедушки Матвея ели мед. Хорошо отдыхали ребята!

Предупредительный диктант.

Прочитай текст. Вставь карандашом, где нужно букву ь.

Объясни графически, что она разделяет.

Вставь буквы на месте остальных пропусков. Подчеркни

орфограммы.

По слогам проговори все слова в предложениях, запомни.

Закрой книгу. Пишем под диктовку.

Солов_я баснями не кормят. Всякому терпен_ю бывает конец. Без кота мышам раздел_е. Ноч_ю все кошки серы. Боч_ку в наперсток не выл ешь. Не вер_ ч_ж_м реч_м - вер_ своим оч_м.

Творческий диктант.

Послушай незаконченные предложения - пословицы. Найди в

них слова с орфограммой - согласной буквой на конце слова.

Подбери к ним проверочные слова.

Какие еще слова со знакомыми орфограммами ты услышал?

Объясни их написание.

Запиши под диктовку.

Допиши пословицы, используй слова с

орфограммой согласной на конце слова. Не забудь о проверке!

Обозначь орфограммы.

. Береги нос в сильный ... .

. В зимний холод каждый ... .

. Майский мороз не выдавит ... .

. Белый наряд радует ...

Контрольный диктант.

Белке Тирли мороз и снег не страшны. Закружит в лесу метель. И белочка скорей в свое гнездо спешит.

Строила Тирли гнездо тщательно. Веточки, сучья деревьев таскала. Уютно, тепло в нем. Утихла вьюга. И белочка сразу на поиски съестного выбежала. То шишку еловую сорвет. То сухой гриб найдет. Так и зимует!

Найди и обозначь все знакомые орфограммы.

Таким образом, только сочетание разнообразных приемов, методик, опираясь на познавательные потребности ребёнка помогут воспитать интерес к урокам русского языка, понять его выразительную силу, ритмичность, благозвучие, оттенки мыслей и чувств.

График №1

График №2

График №3

График №4

Данные нашего исследования свидетельствуют о том, что уровень учебной мотивации в экспериментальном классе, после проведённой нами работы, повысился. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась и цель достигнута. Так как наше исследование было апробировано, и дало положительные результаты, оно может использоваться в школах учителями начальных классов для повышения интереса к учебной деятельности, а как следствие и повышение уровня учебной мотивации младших школьников.

На основе этого можно сделать вывод: для становления положительной устойчивой мотивации следует использовать не один путь, а все пути в определенной системе, в комплексе, ибо ни один из них, сам по себе, без других, не может играть решающей роли в становлении мотивации всех учащихся. То, что для одного ученика является решающим, для другого может им не быть. В совокупности, в комплексе все указанные пути - достаточно эффективное средство формирования нужной мотивационной сферы у школьников.

Заключение

В исследовании учебной мотивации наиболее актуальны вопросы изучения отношения детей к учебной деятельности. Приобретаемые в школе знания по-разному усваиваются учениками и занимают разное место в личности школьника, в зависимости от того, как у него воспитано отношение к этим знаниям и к своей учебной деятельности. Если ребенок учиться по внешнему принуждению, то его знания оказываются формальными, неосознанными, вот почему так важно воспитывать познавательные интересы ребенка еще в дошкольном возрасте.

При поступлении детей в школу, у них, с одной стороны, возникает потребность занять новое положение среди окружающих и выполнять связанную с этим положением деятельность, с другой стороны, у младшеклассников имеется и определенный уровень развития познавательных интересов.

Учебная деятельность младших школьников определяет их все остальные отношения с взрослыми сверстниками, отношения в семье и самооценка. Таким образом, в младшем школьном возрасте в процессе учебной деятельности формируются основные психические процессы и свойства личности.

В содержание учебной деятельности входит овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий. Важнейшим элементом учебной деятельности являются учебно-познавательные мотивы, которые необходимо постоянно развивать.

Устойчивый познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. Для этого учитель начальных классов должен использовать в своей практике как занимательные приемы работы и задания, так и задания проблемного характера. Так же, для возникновения положительной мотивации учебной деятельности при начальном обучении русскому языку и математике необходимы следующие условия:

  1. опора на опыт и потребности ребёнка;
  2. чередование форм работы: коллективной, индивидуальной, групповой;
  3. создание условий для само- и взаимооценки при работе детей в малых группах;
  4. систематичность и целенаправленность работы по формированию учебной мотивации;

Цель нашей работы заключалась в создании педагогических условий способствующих развитию учебной мотивации. Работа состоит из двух глав.

В первой главе рассматривается теоретический аспект проблемы. Во второй главе описывается проводимый нами эксперимент.

В пункте 2.1 приводятся результаты сравнительной диагностики. Данные нашего исследования свидетельствуют о том, что уровень учебной мотивации повысился. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась и цель достигнута. Так как наше исследование было апробировано, и дало положительные результаты, оно может использоваться в школах учителями начальных классов для повышения интереса к учебной деятельности, а как следствие и повышение уровня учебной мотивации младших школьников.

На основе этого можно сделать вывод: для становления положительной устойчивой мотивации следует использовать не один путь, а все пути в определенной системе, в комплексе, ибо ни один из них, сам по себе, без других, не может играть решающей роли в становлении мотивации всех учащихся. То, что для одного ученика является решающим, для другого может им не быть. В совокупности, в комплексе все указанные пути - достаточно эффективное средство формирования нужной мотивационной сферы у школьников.

Литература

1. Акимова А.К., Козлова В.Т. Упражнения по развитию мыслительных навыков младших школьников. – Обнинск, 1993.

2. Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. М., 1978.

3. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М., Просвещение, 1982.

4. Божович Л.И.,Собр. Соч. – М.: 1979, с. – т. 2 – с. 187.

5. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. – М., 1998. - С. 774.

6. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия / сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. - М.: Академия, 1999. – 320 с.

7. Возрастная и педагогическая психология / под. ред. А.В. Петровского. – М., 1979.

8. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо, М.В. Матюхиной, Т.С. Михальчик. М., 1984.

9. Выготский Л.С. Собр соч -М , 1982 -Т 2 -С 251

10. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М., 1996.

11. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986.

12. Дубровина И.В. Психология: учебник / И.В Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М.Прихожан; под. ред. И.В.Дубровиной. – 2-е изд. – М.: Академия, 2001. – 464 с.

13. Зимняя. Педагогическая психология.- М.: Академия.-1999 г. – 320.

14. Зак А.З. Диагностика теоретического мышления у младших школьников // Психол. наука и образование . – 1997. - № 2. – С. 36-41.

15. Кулько В.А. Формирование у учащихся умений учиться.- М.: Просвещение.- 1983.- 80.

16. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М., 1998.

17. Коротяев Б.И. Учение — процесс творческий. Из опыта работы. М., Просвещение, 1980.

18. Кулько В.А. Формирование у учащихся умений учиться. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1983. – 80 с.

19. Кулько В.А. Методы обучения и формирование рациональных умений учебной деятельности.— В кн.: Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе/ Под ред. Ю. К. Бабанского, И. Д. Зверева, Э. И. Моносзона. М., Педагогика, 1980.

20. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. Уч. Пособие для пед. Институтов. – М.: «Просвещение», 1960. – 427.

21. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. Пособие для учителя. – М., «Просвещение», 1977.- 224 с.

22. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебник для ВУЗов. Изд.второе,доп.,испр. И перераб. – М.: Логос,2001. стр191-216 (384с)

23. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2000. – 592 с.

24. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М., 1983. – 288 с.

25. Мухина В.С. Возрастная психология:феноменология развития, детство, отрочество:Учебник для студ. Вузов. – 6 изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 456с.

26. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. – М., 1984.

27. Мир детства. Младший школьник/ под. ред. А.Г. Хрипковой. – 2- е изд., доп. – М.: Педагогика, 1988. – 272 с.

28. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995.

29. Отстающие в учении школьники: проблемы психического развития /Под ред. З.И. Калмыковой, И.Ю. Кулагиной. М., 1986.

30. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. – М., 1996.

31. Особенности психического развития детей 6-7- летнего возраста /под. ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., 1988.

32. Познавательные процессы и способности в обучении. – М., 1990.

33. Психологическое развитие младших школьников / под. ред. В.В. Давыдова. – М., 1990.

34. Паламарчук В. Ф. Школа учит мыслить. Пособие для учителя. М., Просвещение, 1980.

35. Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. Теоретико-экспериментальное исследование. М., Педагогика, 1980.

36. Скаткин М. Н. Проблемы современной дидактики. М., Педагогика, 1980.

37. Сманцер А.П., Березовин Н.А. Воспитание у школьников интереса к учению: Кн. Для учителя. –Мн.: Нар. Асвета, 1987. – 75с.: ил.

38. Смирнова Е.О. Психология ребенка. – М., 1997.

39. Талызина Н.Ф.Педагогическая психология: Учеб. для студ. Сред. Пед. Учеб. заведений. – М.: «Академия», 2003.- 288с.

40. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. - М., 1993.

41. Фридман Л.М. Психологический справочник учителя. – 2- изд., доп. и перераб. – М.: Совершенство, 1998. – 432 с.

42. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., Просвещение, 1979.

43. Эльконин Д.Б. Психологическое обучение младших школьников. – М., 1978. – 304 с.

Наши рекомендации