Технология написания введения
ТЕХНОЛОГИЯ НАПИСАНИЯ ВВЕДЕНИЯ
Во введении в лаконичной форме (на 2 - 4 страницах) излагается суть проблемы, послужившей обоснованию выбора темы исследования и ее актуальности. Вопреки широко распространенному мнению, приступая к написанию ВКР, нельзя сразу писать ее начало - введение. Это связано с тем, что введение к ВКР – наиболее ответственная ее часть, в которой должны отражаться все достоинства, элементы актуальности и практической значимости исследования. Здесь нужно продемонстрировать, что вы хорошо ориентируетесь в теме и овладели методами научной работы с библиографическим материалом, можете верно оценить вклад ваших предшественников и современников в решение данной проблемы.
Во введении отражаются следующие основные характеристики: актуальность, объект, предмет, гипотеза, цель, задачи, теоретические основы исследования, теоретическая значимость, практическая значимость, выделяется научная новизна.
До проведения исследования разрабатывается первый вариант этих характеристик. После изучения литературы и проведения исследования ряд позиций, скорее всего, будут подвергнуты редакции.
Актуальность исследования
Исследование начинается с определения его актуальности.
Под актуальностью исследования понимается степень его важности в данный момент для решения насущной проблемы, задачи или вопроса.
Необходимо определить, зачем изучать данную проблему, почему это надо сделать сегодня, что могут дать результаты исследования для теории и практики физической культуры. Формулировка актуальности вашей темы должна представлять развернутый вывод о том, что несмотря на имеющиеся исследования данного вопроса, научные знания в данной области недостаточны, устарели или отсутствуют. Доказывая актуальность, необходимо убедить всех и каждого, что ранее таких важных работ, как ваша, не выполнялось. А если и выполнялись, то не был учтен выбранный вами аспект. А если был учтен, то раскрыт не до конца, или был раскрыт полностью, но вы продолжаете его разработку, расширяя условия (критерии, задачи, возможности и т.д.) исследования.
Правильное определение студентом актуальности сразу ориентирует его на возможный путь решения проблемы. В качестве примера можно привести описание актуальности исследования по теме «Определение физической подготовленности дошкольников»:
Определение физической подготовленности является одной из ведущих проблем физической культуры дошкольников. В настоящее время дошкольные учреждения работают по различным образовательным программа, и каждая из них предусматривает необходимость контроля физической подготовленности детей для определения их индивидуального образовательного маршрута.
Однако до настоящего времени нет четкости и единства в позициях, как исследователей, так и авторов программ по вопросу выбора тестов и оценке полученных результатов. Вместе с тем, определение физической подготовленности детей необходимо не только в диагностических целях, но и в целях коррекции их психомоторного развития, проверки ряда методов педагогического воздействия.
Следует отметить, что в свое время внедрение в практику физического воспитания дошкольников системы тестирования их физической подготовленности оказало положительное влияние на формирование у педагогов умений планирования и контроля педагогического процесса. В тоже время, при всем значении использования стандартных двигательных тестов оказалось, что они не в полной мере позволяют объективно оценить готовность детей к освоению программного материала по физической культуре, так как не учитывают индивидуальные особенности детей и специфичность организации физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения. В немалой степени это обусловлено перенесением в дошкольное воспитание системы тестирования физической подготовленности, разработанной для школьников.
В этой связи актуальным является создание единой системы тестирования дошкольников, которая позволит специалисту по физической культуре грамотно строить педагогический процесс и сравнивать результаты своих воспитанников с результатами детей любого другого дошкольного учреждения.
Можно отметить, что на современном этапе весьма актуальными являются исследования, связанные с новыми оздоровительными технологиями, с разработкой методических приемов повышения интереса школьников к занятиям физическими упражнениями, с воспитательными воздействиями занятий физическими упражнениями на детей и подростков.
Гипотеза исследования
Исходя из темы исследования, его предмета и объекта, можно приступить к определению гипотезы.
Гипотеза – предположение о возможных путях решения поставленных задач, о возможности теоретических объяснениях предполагаемых фактов.
Гипотеза – это предположение о путях преобразования предмета исследования, по созданию условий для его развития и совершенствования.
Формулируя гипотезу, исследователь строит предположения о том, каким образом он намерен достичь поставленной цели. Любая гипотеза должна рассматриваться как отправная точка для исследований, которая может подтвердиться или быть опровергнутой.
Изложение гипотезы может быть описательным, т.е. в его основе лежит предположительное описание причин исследуемых явлений и процессов, и объяснительным, в котором предполагается объяснение причин и следствий исследуемых явлений и процессов.
Описательные гипотезы ограничиваются предположением о функциональной связи между педагогическими воздействиями и их конечными результатами, описанием причин и возможных явлений. Они выводят исследователя на предположение о том, что одно из средств (или их группа) будет более эффективным, чем другие, но без объяснения механизма этого явления. Описательная гипотеза обычно формулируется следующим образом: «Предполагалось, что применение (использование…, разработка…)…позволит повысить (развить…, улучшить…, приведет к…, даст возможность…, будет способствовать…)…».
Пример описательной гипотезы:
Предполагалось, что низкий исходный уровень ведущих показателей, определяющих высокие спортивные достижения в беге на короткие дистанции, не может быть компенсирован другими факторами, в том числе и темпами прироста этих показателей, и в конечном счете не позволит достичь вершин мастерства».
Объяснительные гипотезы фиксируют возможные следствия из определенных причин, а также характеризуют условия, при которых эти следствия обязательны, т.е. объясняется, в силу каких факторов и условий возможно данное следствие, каков механизм их проявления.
Пример объяснительной гипотезы:
Результативным фактором повышения эффективности подготовки спортсменок, специализирующихся в тройном прыжке, должны быть индивидуализация учебно-тренировочного процесса, основанная на следующих принципиальных положениях:
- организации тренировки с учетом морфологических особенностей прыгуний;
- применение технологического цикла диагностики ведущих скоростных и скоростно-силовых способностей;
- коррекции тренирующих воздействий в соответствии с динамикой индивидуального текущего состояния спортсменок».
Основные недостатки при формулировке гипотез в научных работах:
- гипотеза содержит положения, не требующие доказательств;
- выдвигаемые предположения лежат в виртуальной сфере;
- гипотеза не отражает проблемы исследования.
Пример неправильно сформулированной гипотезы:
Гипотеза исследования состоит в том, что научное обоснование содержания и организации физического воспитания в дошкольном учреждении существенно повысят его эффективность. При этом улучшится физическая подготовленность детей разных типов конструкции».
Первая часть этой гипотезы не нуждается в доказательстве, поскольку никто не сомневается в том, что научное обоснование содержания и организации физического воспитания не может повредить эффективности этого процесса и по своему назначению призвано повышать эту эффективность. Ко второй же части логического перехода нет, а потому система соподчиненности в расположенных высказываниях не получилась.
Приведем несколько вариантов того, как может быть сформулирована гипотеза:
Предполагается, что применение специальных контрольных упражнений для спортивно одаренных юных футболистов значительно повысит эффективность методики отбора и обеспечит соответствующую коррекцию отбора перспективных детей на этапе начальной подготовки.
Изменение организации и содержания занятий физическими упражнениями на основе учета индивидуальных особенностей конституции детей позволит повысить эффективность процесса физического воспитания в дошкольном учреждении, что, в свою очередь, положительно отразится на уровне физической подготовленности дошкольников.
Предполагалось, что если строить обучение тактике игры на основе использования преимущественно подвижных игр в наибольшей мере отвечающих возрастным особенностям детей, то эффект обучения значительно повысится.
Цель и задачи исследования
Исходя из названия ВКР, ее объекта и предмета исследования определяются цель и задачи.
Цель – это представление о результате. Цель формируется кратко, точно выражая основную суть конечного результата исследования. Целью исследования может быть разработка методик и средств обучения, тренировки, воспитания качеств личности, развития физических качеств, форм и методов физического воспитания в различных половозрастных группах и структурных учреждениях (детский сад, школа, ДЮСШ, спортивный клуб, и т.д.), обоснование прикладной и оздоровительной направленности физической культуры, управление совершенствованием учебно-тренировочного процесса в видах спорта и т.д.
Формулировку цели исследования можно начинать со слов: «Целью работы является разработка (обоснование, выявление, обобщение) …». Можно начинать так: «На основе изучения литературы, анализа практического опыта и собственного взгляда на проблему исследования была определена цель работы – охарактеризовать (дать целостную картину…, раскрыть особенности…, выявить возможности использования…, проанализировать и обобщить… и т.п.)…».
Не рекомендуется формулировку цели начинать словами «изучение», «исследование» и т.п.
Определив цель ВКР, студент формулирует задачи, которые решаются в ходе исследовательской работы. Количество задач в ВКР должно быть не более 3-4. Например, в качестве одной из них может быть задача, связанная с изучением состояния вопроса, другая – с разработкой экспериментальной методики обучения или тренировки и третья – выявлением эффективности ее применения на практике. Задачи должны быть сформулированы четко и лаконично.
Причем, если задачи направлены на углубленное изучение различных сторон одного итого же процесса, то они могут решаться одновременно, в случае же логического вытекания одной из другой их решают последовательно и рассматривают как основные этапы работы. Например, нельзя определить влияние занятий фитбол-гимнастикой на формирование осанки старших дошкольников, не изучив возрастные особенности развития опорно-двигательного аппарата детей.
Правильность формулировки задач исследования во многом определяет успешность работы: от того, как поставлены задачи, зависит выбор методов исследования, последовательность их применения и соответствующая организация всего исследования. Кроме того, описание решения задач должно составить содержание глав работы.
Отправными глаголами для формулировки задач могут быть следующие: апробировать, выяснить, выявить, выделить, доказать, дополнить, детализировать, исследовать, изложить, изучить, классифицировать, конкретизировать, описать, определить, обосновать, отразить, обобщить, оптимизировать, организовать, осветить, проанализировать, провести, раскрыть, разработать, рассмотреть, систематизировать, сопоставить, сгруппировать, сделать, сравнить, установить, уточнить и т.п.
Например:
Тема исследования - совершенствование специальной подготовленности спортсменов высшей квалификации
Цель исследования – теоретико-экспериментальное изучение проблемы формирования и реализации высокого уровня двигательного потенциала спортсменов высшей квалификации и разработка теоретических и методических основ совершенствования их специальной подготовленности
Задачи исследования:
1. Исследовать теоретико-методологические аспекты формирования и реализации двигательного потенциала спортсменов высшей квалификации.
2. Выявить наиболее информативные показатели, определяющие специальную подготовленность спортсменов.
3. Систематизировать различные способы, средства и методы совершенствования специальной подготовленности спортсменов на основе использования «критериев эффективности» соревновательной деятельности.
Тема исследования – Воспитание специальной выносливости у девушек 15-17 лет, занимающихся фигурным катанием с помощью специальных физических упражнений
Цель исследования – воспитание специальной выносливости с помощью комплекса специальных физических упражнений у девушек 15-17 лет, занимающихся фигурным катанием.
Задачи исследования:
1. Изучить динамику показателей специальной выносливости у фигуристок 15-17 лет в контрольной и экспериментальной группах.
2. Разработать содержание занятий с использованием комплекса специальных физических упражнений для воспитания специальной выносливости.
3. Выявить эффективность экспериментальной программы по развитию специальной выносливости у девушек 15-17 лет.
Тема исследования – Вольная борьба как средство формирования ловкости и гибкости у детей 9-10 лет на уроках физической культуры
Цель исследования – изучить возможности формирования ловкости и гибкости у детей 9-10 лет на уроках физической культуры, используя средства и методы формирования ловкости и гибкости в вольной борьбе.
Задачи исследования:
1. Оценить уровень развития ловкости и гибкости у школьников 9-10 лет в контрольной и экспериментальной группе до начала экспериментальной педагогической работы.
2. Использовать специальные упражнения для формирования ловкости и гибкости борцов вольного стиля у детей 9-10 лет на уроках физической культуры, в экспериментальной группе.
3. выявить динамику формирования ловкости и гибкости у детей 9-10 лет в экспериментальной группе и оценить эффективность средств и методов формирования ловкости и гибкости борцов вольного стиля, на уроках физической культуры
Научная новизна
Весь ход исследования подчинен необходимости получения нового знания. При формулировании научной новизны исследования требуется ответить на вопрос: «Какие новые результаты получены?».
Определение научной новизны исследования проводится на основе его отличия от тех, которые проведены по сходной проблеме ранее. Новизной может быть:
1. Рассмотрение предмета исследования, никогда ранее не изучавшегося.
2. Применения методов исследования, никогда ранее не применявшихся при изучении подобных явлений.
3. Разработка новых методик, способствующих повышению эффективности изучаемого явления.
4. Новые оценки ранее проведенных исследований с позиций современных знаний.
5. Систематизация разрозненного ранее материала.
6. Подтверждение ранее выдвинутой теории на другом материале (другой возраст, пол, спортивная специализация и т.п.)
7. Опровержение ранее выдвинутой теории.
8. Выявление связей и отношений, никем ранее не описанными, между фактами, процессами и явлениями.
Раздел новизны целесообразно строить в формулировках: разработаны, обоснованы, выявлены, раскрыты, установлены и т.п.
ОФОРМЛЕНИЕ РАБОТЫ
9.1 Общие требования
Выпускная квалификационная работа имеет четкую структуру и форму написания. ВКР включает в себя титульный лист, оглавление, текст работы, список литературы, приложения (при необходимости). Текст ВКР печатается на одной стороне белой односортной бумаги формата А4 (21,0×29,7см) через 1,5 межстрочных интервала, шрифт Times New Roman размер 14, начертание обычное, выравнивание текста по ширине (без переносов). Размер левого поля 3 см, правого – 1,5 см, верхнего – 2 см, нижнего – 2 см.
Текст должен быть расчленен на абзацы. Абзац-фразы, начинающиеся с красной строки, печатают с абзацным отступом 1,25см.
Нельзя располагать одну первую или последнюю строку абзаца на другой странице (можно не менее 2 строк).
При оформлении выпускных квалификационных работ устанавливаются определенный порядок нумерации страниц.
Все страницы работы, кроме титульного листа нумеруются арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всей работе.
Номер страницы наносится на верхнем поле листа посередине без знаков препинания (точки), без указания слова «страница», его сокращенных вариантов «стр.» или «с.» и знаков тире («черточек»).
Титульный лист включается в общую нумерацию, но номер страницы на нём не проставляется. Оглавление – располагается на 3 странице. Иллюстрации, таблицы, расположенные на отдельных листах, включаются в общую нумерацию страниц.
Оглавление с точки зрения культуры чтения размещается в начале работы: читающий именно с оглавления начинает знакомство с исследованием. Оглавление строится по общему правилу, в нем приводится название глав, параграфов, подпараграфов (если последние имеются) с указанием страниц работы. При оформлении оглавления необходимо каждый подчиненный заголовок располагать с отступом вправо от предшествующего основного заголовка, к которому он относится, располагая первую цифру под заглавной буквой заголовка, к которому он непосредственно относится. Все заголовки равной ступени следует начинать от одной вертикальной линии. Подобное построение позволяет четко видеть соподчинение всего материала (Приложение 7).
Рубрикация текста
В исследовательской работе большое значение имеет рубрикация теста. Рубрики раскрывают строение текста, показывают связь и взаимосвязь глав и параграфов.
Основную часть квалификационной работы следует делить на главы, параграфы и подпараграфы. Все главы, параграфы и подпараграфы нумеруются арабскими цифрами. Главы, параграфы и подпараграфы – должны иметь заголовки, которые чётко и кратко отображают содержание.
Названия глав и слово «глава» печатают прописными буквами полужирным прямым шрифтом. Заголовки параграфов и подпараграфов располагаются посередине отдельной строки и печатаются полужирным прямым шрифтом, строчными буквами, кроме первой – заглавной. Переносы в названиях глав и параграфов не допускаются. Точка в конце заголовка не ставится. Если заголовок состоит более чем из одного предложения, то точка ставится только в конце первого (Рис. 3).
|
Рис. 3. Образец оформления названия главы и параграфа
Оглавление, Введение, Главы, Выводы, Практические рекомендации, Список литературы, Приложения начинаются с новой страницы.
Параграфы и подпараграфы на новую страницу не переносятся. Нельзя располагать одну первую или последнюю строку пункта, подпункта на другой странице (можно не менее 2 строк). Заголовок не может быть последней строчкой на странице.
Заголовок выделяется от основного текста интервалом. Расстояния между заголовком и последующим текстом должно быть равно трем одинарным интервалам или 24пт отступ после абзаца. Расстояние между подзаголовком и предшествующим ему текстом должно быть 18 пт.
Оформление таблиц
Цифровой материал рекомендуется помещать в работе в виде таблиц.
Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице если в указанном месте не умещаются. На все таблицы должны быть ссылки в тексте. Выполняется она по примеру: (Табл. 1). Слова типа «смотри», сокращенно «см.», при этом не пишутся. Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами точка в конце не ставится. Нумерация таблиц должна быть сквозной для всего текста выпускной квалификационной работы. Если в работе только одна таблица, её нумеровать не следует.
Номер следует размещать в правом верхнем углу над заголовком таблицы после слова "Таблица". Если в работе одна таблица её не нумеруют и слово «Таблица» не пишут.
Каждая таблица должна иметь заголовок, который помещается ниже слова "Таблица" по центру. Слово "Таблица" и заголовок начинаются с прописной буквы, точка в конце заголовка не ставится. (Рис. 6)
|
Заголовки граф таблицы должны начинаться с прописных, подзаголовки со строчных букв, если последние подчиняются заголовку.
Допускается использовать при оформлении таблицы 12 размер шрифта, одинарный межстрочный интервал.
Таблицу следует размещать так, чтобы читать её без поворота работы. Если такое размещение невозможно, таблицу располагают так, чтобы её можно было читать, поворачивая работу по часовой стрелке.
Таблицу с большим числом строк можно перенести на другую страницу. При этом графы должны быть выделены отдельной строкой и пронумерованы. Над последующей частью, в этом случае пишут слова «Продолжение таблицы…» и повторяются только строки с номерами граф. Заголовок таблицы на последующей частью не повторяют (Рис.7).
Продолжение таблицы 00
Рис. 7. Пример оформления продолжения таблицы
Если цифровые или иные данные, в какой либо строке таблицы отсутствуют, то ставится прочерк. Разделять заголовки и подзаголовки граф диагональными линиями не допускается.
В каждой таблице следует указывать единицы измерения показателей и период времени, к которому относятся данные. Если единица измерения в таблице является общей для всех числовых табличных данных, то её приводят в заголовке таблицы после её названия.
Заменять кавычками повторяющиеся в таблице цифры, математические знаки, знаки процента, обозначения марок материала, обозначения нормативных документов не допускается.
При наличии в тексте небольшого по объёму цифрового материала его нецелесообразно оформлять таблицей, а следует давать в виде вывода (текста), располагая цифровые данные в колонки.
Данные, представленные в таблице, должны быть обязательно проанализированы в соответствии с задачей исследования. После таблицы должен быть сформулировать вывод.
Оформление иллюстраций
Все иллюстрации в научной работе называют рисунками. В работе могут быть различные виды рисунков: чертежи, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки и т.д.
Чаще результаты исследования представляются в виде диаграмм и графиков.
Не рекомендуется на одном графике помещать более четырех кривых, особенно если они пересекаются. При нанесении на графике нескольких кривых каждую из них следует пронумеровать в ее начале или конце. Рисунки небольшого размера помещаются в разрыве текста, большие на отдельной странице. В обоих случаях рисунки должны быть максимально приближены к ссылке в тексте (желательно после ссылки).
На все иллюстрации должны быть даны ссылки в работе, выполняется она по примеру: (Рис. 1)
Иллюстрации должны иметь название, которые помещают под иллюстрацией. При необходимости перед названием рисунка можно поместить поясняющие данные.
Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы. Номер следует размещать под иллюстрацией по центру после слова "Рис. 00". Название рисунка и его номер оформляются шрифтом 14 размера, межстрочный интервал – одинарный. Если в работе только одна иллюстрация, её нумеровать не следует и слово "Рисунок" под ней не пишут.
Рис. 1. Динамика неправильных действий футбольного арбитра
при назначении/не назначении штрафных ударов (за 6 матчей)
Рис. 8. Пример оформления иллюстраций
Рис. 2. Соотношение правильных (плюсы) и неправильных действий (минусы) футбольного арбитра при предъявлении/не предъявлении красных и желтых карточек за 6 матчей
Рис. 9. Пример оформления иллюстраций
Фотографии натурально (приближенно к реальности) отображают вид объекта (упражнения, соревнования) или условий эксперимента.
Рис. 3. Техника выполнения броска мяча в кольцо в прыжке
Рис. 10. Пример оформления иллюстраций
Оформление математических формул
Формулы должны быть напечатаны с использованием редактора формул (Microsoft Equation). Размер шрифта 14 начертание обычное
Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее 8пт. Перенос формулы осуществляется после указания математического знака (= ,+ ,- , :,×) с его повторением на новой строке.
Пояснения значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле. Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки. Первую строку пояснения начинают со слова "где" без двоеточия. Слово «где» пишется на 8пт ниже формулы непосредственно от левого поля. Значения каждого символа, кроме первого, пишутся с новой строки один под другим. Значения первого символа пишется после одного пробела после слова «где». В конце каждого пояснения ставится точка с запятой. Последнее пояснение заканчивается точкой.
Формулы и уравнения в работе следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всей работы арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении напротив формулы. Если в работе только одна формула или уравнение, то их не нумеруют.
|
Рис. 10. Пример оформления математических формул
.
Оформление списка литературы
Список литературы является непременным звеном справочного аппарата научной работы, служит свидетельством, документирующим степень изученности конкретной проблемы и составляется по определенным правилам и принципам.
Все описания документов составляются в соответствии с требованиями государственного стандарта: ГОСТ 7.1-2003. «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».
Рекомендуется представлять единый список литературы к работе в целом. Список обязательно должен быть пронумерован. Каждый источник упоминается в списке один раз, вне зависимости от того, как часто на него делается ссылка в тексте работы. Произведения одного автора расставляются в списке по алфавиту заглавий.
Для ВКР список литературы содержит не менее 25 источников.
Литература на иностранных языках ставится в конце списка после литературы на русском языке, образуя дополнительный алфавитный ряд.
Обязательным для оформления списка литературы является указание автора, названия книги (статьи), под редакцией кого, был выпущен учебник (монография), город издания, название издательства, общее количество страниц в учебнике (для статей - указание страниц на которых была опубликована статья).
Литература, используемая для написания выпускной квалификационной работы, должна быть не старше 10 лет.
Примеры оформления списка литературы:
Нормативные акты:
Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. – М.: Маркетинг, 2001. – 39с.
Семейный кодекс Российской Федерации [Текст]: [федер. закон: принят Гос. Думой 8 дек. 1995 г.: по состоянию на 3 янв. 2001 г.]. – СПб. : Victory : Стаун-кантри, 2001. – 94с.
Система стандартов безопасности труда: [сборник]. – М. : Изд-во стандартов, 2002. – 102с.
О воинской обязанности и военной службе [Текст]: федеральный закон: [принят Гос. Думой 6 марта 1998 г. : одобр. Советом Федерации 12 марта 1998 г.]. – М.: Ось-89, 2001. – 46с.
Книги одного, двух, трех, четырех и более авторов:
1. Атаманчук, Г.В. Сущность государственной службы : История, теория, закон, практика / Г.В. Атаманчук. – М.: РАГС, 2003. – 268 с.
2. Мутко, В.Л. Мини-футбол игра для всех./ В.Л. Мутко, С.Н. Андреев, Э.Г. Алиев – М.: Советский спорт, 2007.- 261 с.
Учебники, учебные пособия:
1. Матвеев, Л.П. Методика физического воспитания с основами теории : Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов и учащихся пед. уч-щ / Л.П. Матвеев, С.Б. Мельников. - М.: Просвещение, 1991. - 191 с.
2. Агафонова, Н. Н. Гражданское право: учеб. пособие для вузов / Н. Н. Агафонова, Т. В. Богачева, Л. И. Глушкова; под общ. ред. А. Г. Калпина; изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Юрист, 2002. – 542 с.
Раздел в книге, учебном пособии
Бондарь А.И., Никель В.М. Основы методики обучения в баскетболе // Спортивные игры: учеб.пособие для студентов фак-та заоч.обуч./ Н.Н.Агеенко, Э.К.Ахмеров, А.И. Бондарь, О.С.Голуб, В.Я. Ивановский, В.М. Никель. – Минск, 1993. – С.12-31.
Статьи в сборниках и периодических изданиях, диссертации, авторефераты:
1. Бауэр, В.Г. Социальная значимость физической культуры и спорта в современных условиях развития России. // Теория и практика физической культуры. – 2001.- № 1. – С.50-56.
2. Агеевец, В.И. Методические проблемы теории управления системой физической культуры и спорта / В.И. Агеевец, Ю.М. Михневич// Проблемы истории и организации физической культуры на современном этапе: Сборник научных трудов. - Л., 1988. - С. 34-37.
3. Горбачев, А.И. Факторы, обуславливающие успешность деятельности судьи в условиях соревнований (на примере волейбола). Автореф.дисс.канд.пед.наук. – Ленинград., 1976 – 22 с.
4. Бондарь, А.И. Теоретико-методологические основы повышения технического мастерства баскетболистов высокой квалификации: дис…д-ра пед.наук/ А.И.Бондарь. – Минск, 1993. – 74 с.
Электронные ресурсы:
Statsoft, Inc.(1999). Электронный учебник по статистике. Москва, Statsoft. Web: http://www.statsoft.ru/home/texlbook.
http://www.gov.spb.ru/gov/admin/zased_prav/zas27042010 Официальный портал Администрации Санкт-Петербурга
Оформление приложений
Приложение - это материал, уточняющий, иллюстрирующий, подтверждающий отдельные положения исследования и не вошедший в текст основной части. Приложение имеет дополняющие значение.
Виды приложений разнообразны:
- копии планов и программ;
- фотографии;
- тексты тестов и вопросников;
- отчёты;
- рапорты;
- документы и выписки из них;
- уставы;
- положения и т.п.
Как правило, приложения делаются только в том случае, когда их бывает не менее двух. Если же одно, то специально не вводится. Каждое приложение не может быть более чем на 5 страницах.
В "Приложение" выносятся только те материалы, на которые существуют ссылки в основном тексте. Связь этих частей работы обязательна. Например: «Основные положения разработанной методики помещены в приложении 1» или: «Для решения задач исследования была разработана анкета (Приложение 4)».
Последовательность расположения материалов в приложении должно соответствовать последовательности ссылок на них в тексте.
Каждому "Приложению" присвоен свой номер (без указания знака №), оно помещается в конце работы с продолжением общей нумерации страниц. Приложения располагаются по порядку ссылки на них в тексте.
Каждое приложение начинается с новой страницы. В правом углу первой страницы пишется: Приложение 1, Приложение 2 и т.д., ниже по центру указывается название приложения. Если приложение занимает больше страницы, то заголовок на последующих страницах не пишется.
В "Приложение" не вносятся статистические таблицы, диаграммы экспериментов - они входят непосредственно в текст работы.
Материал «Приложения» не учитывается в объёме ВКР. В целом они не должен превышать 1/3 всего текста работы
В «Оглавлении» указывается каждое из приложений под своим номером и со своим названием.
ТЕХНОЛОГИЯ НАПИСАНИЯ ВВЕДЕНИЯ
Во введении в лаконичной форме (на 2 - 4 страницах) излагается суть проблемы, послужившей обоснованию выбора темы исследования и ее актуальности. Вопреки широко распространенному мнению, приступая к написанию ВКР, нельзя сразу писать ее начало - введение. Это связано с тем, что введение к ВКР – наиболее ответственная ее часть, в которой должны отражаться все достоинства, элементы актуальности и практической значимости исследования. Здесь нужно продемонстрировать, что вы хорошо ориентируетесь в теме и овладели методами научной работы с библиографическим материалом, можете верно оценить вклад ваших предшественников и современников в решение данной проблемы.
Во введении отражаются следующие основные характеристики: актуальность, объект, предмет, гипотеза, цель, задачи, теоретические основы исследования, теоретическая значимость, практическая значимость, выделяется научная новизна.
До проведения исследования разрабатывается первый вариант этих характеристик. После изучения литературы и проведения исследования ряд позиций, скорее всего, будут подвергнуты редакции.
Актуальность исследования
Исследование начинается с определения его актуальности.
Под актуальностью исследования понимается степень его важности в данный момент для решения насущной проблемы, задачи или вопроса.
Необходимо определить, зачем изучать данную проблему, почему это надо сделать сегодня, что могут дать результаты исследования для теории и практики физической культуры. Формулировка актуальности вашей темы должна представлять развернутый вывод о том, что несмотря на имеющиеся исследования данного вопроса, научные знания в данной области недостаточны, устарели или отсутствуют. Доказывая актуальность, необходимо убедить всех и каждого, что ранее таких важных работ, как ваша, не выполнялось. А если и выполнялись, то не был учтен выбранный вами аспект. А если был учтен, то раскрыт не до конца, или был раскрыт полностью, но вы продол