Алгоритм научно-педагогического исследования
(основа для планирования и проведения научного педагогического исследования)
Исследовательская работа будущего специалиста, ученого, выполняемая в ходе подготовки в вузе, аспирантуре является важнейшим шагом к профессиональной деятельности. Подготовка докладов, эссе, рефератов, написание курсовых работ, участие в конференциях, , написание диссертации – все это способствует дальнейшему формированию методологической культуры и знаний будущего специалиста, развитию профессионально значимых умений, качеств личности.
В ходе написания всех видов исследовательских работ преследуются следующие цели: систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний; развитие навыков применения знаний для разрешения конкретных исследовательских задач; формирование и развитие методики научно-исследовательской работы; формирование навыков самостоятельной исследовательской и профессиональной деятельности; оценка степени подготовленности студента к самостоятельной профессиональной деятельности.
К написанию предъявляются весьма высокие требования:
- актуальность темы и ее соответствие современному уровню развития науки и техники;
- анализ монографической и периодической литературы по теме исследования, состояние изучаемой проблемы;
- использование современных методов исследования, описание и анализ проведенных автором экспериментов;
- наличие обоснованных выводов и практических рекомендаций; внедрение результатов в практику и возможность их дальнейшего использования.
Все виды исследовательских работ (кроме эссе) пишутся только научным стилем.
Существует следующая последовательность этапов, которая должна присутствовать при написании научно-исследовательской работы:
1. Фиксирование в сознании, определение области предполагаемого исследования.
2. Постановка научной проблемы.
3. Формулирование темы исследования и подтверждение ее актуальности.
4. Выбор объекта исследования.
5. Построение (обозначение) предмета исследования.
6. Постановка цели исследования.
7. Постановка гипотезы.
8. Постановка задач исследования.
9. Выбор и конструирование методов исследования.
10. Разработка программы (этапов) исследования.
11. Выполнение обзора состояния вопроса (проблемы) исследования в литературе и по данным практики.
12. Разработка теоретической основы и предпосылок исследования.
13. Разработка методики и программы экспериментального исследования.
14. Выполнение программы экспериментального исследования.
15. Обработка, определение надежности и анализ материалов (результатов) экспериментального исследования.
16. Практическая апробация результатов исследования, определение их эффективности.
17. Обобщение результатов теоретического и экспериментального исследований, сопоставление их с результатами практической апробации.
18. Формулирование итоговых выводов по проведенному исследованию (научная новизна).
19. Формулирование выводов и предложений по использованию результатов исследования (теоретическая и практическая значимость).
20. Формулирование предложений и рекомендаций по дальнейшим направлениям исследований в данной области.
21. Составление и оформление научного отчета (дипломной работы, диссертационного исследования).
22. Представление, защита работы.
23. Внедрение результатов работы в широкую практику.
ПРИМЕРЫ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ОПИСАНИЙ
Книги
Вахтеров В. П. Основы новой педагогики / В. П. Вахтеров. – М.: Сытин, 1913. – 583 с.
Гессен С. И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию / С.И.Гессен. – М.: Школа-Пресс, 1995. – 447 с.
Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. – М.: Магистр, 1997. –221 с.
Ушинский К.Д. Детский мир / К.Д.Ушинский // Пед. соч.: В 6 т. – М., 1989. Т.1. –450 с.
Научные статьи, опубликованные в сборниках
Ильина Е.В. Рефлексивное управление учебной деятельностью школьников / Е.В. Ильина //Тезисы педагогических чтений. – Новосибирск, 1997. С. 120.
Торшилова Е.М. Творческие возможности типов взаимодействия эмоционального и рационального в воспитании школьников/ //Активизация творческой деятельности детей: сб.науч.докл. / Пермский гос. ин-т искусств и культуры. – Пермь. 1997. С. 37-50.
Журнальные статьи
Роджерс Н. Творчество как усиление себя / Н.Роджерс // Вопросы психологии. 1997. №1. С. 3-9.
Лихачев Б.Т. Социально-педагогические противоречия воспитания / Б.Т.Лихачев // Педагогика. 1990. № 5. С. 5-10.
Библиографический список
(пример оформления)
1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды / Б.Г.Ананьев. – М.: Просвещение, 1980. Т. 1. – 228 с.
2. Ананьев Б. Г О проблемах современного человекознания / Б.Г.Ананьев. – М.: Наука, 1977. – 380 с.
3. Андреева В. А. Формирование эстетической оценки на уроках курса «Эстетическое воспитание в профессионально-технических училищах» / В.А.Андреева: Автореф. дис. ... канд. пед. паук. – Л., 1975. –20 с.
4. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия / И. Ансофф. – Спб.: Питер Ком, 1999. – 308 с.
5. Анциферова Л. И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования / Л.И.Анциферова // Психологический журнал. 1992. Т. 13. №5. С. 12—25.
6. Анциферова Л. И. Некоторые теоретические проблемы психологии личности / Л.И.Анциферова // Вопросы психологии. 1978. № 1. С. 37-50.
*****
Культура научно-исследовательского труда — сложная и многоплановая тема. Задача, которая поставлена в данных методических рекомендациях - дать студентам обобщенные и систематизированные представления об организации учебно-исследовательской деятельности при выполнении основных видов как учебно-исследовательской, так и научно-исследовательской работы, заложить основу их будущей научной деятельности.
Условием успешного использования предлагаемых рекомендаций является стремление личности к самосовершенствованию: необходимо постоянно отчитываться перед самим собой, чтобы определить свои дальнейшие перспективы. Систематический самоконтроль - залог не только успешной учебы, но и личностного самосовершенствования.
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
(пример оформления)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГ ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М.А.ШОЛОХОВА»
ФАКУЛЬТЕТ КУЛЬТУРЫ И МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Кафедра культурологи и методологии музыкального образования