Практические советы по выбору темы

1. Не беритесь за тему, которую вам навязывают, когда к ней, что называется, не лежит душа. В большинстве случаев хорошо получается только та работа, к кото­рой не испытываешь отвращения.

2. При написании студенческих работ вам может ока­зать большую услугу знание иностранного языка. Поэтому для человека, без больших затруднений чи­тающего на иностранном языке, вся стратегия выбо­ра темы может быть совершенно иной. Во-первых, знание языка откры­вает доступ к концепциям, которые, если этот источник еще не переведен на рус­ский язык, могут не только существенно украсить и обогатить вашу работу, но и стать реальным малень­ким вкладом в науку. Есть специальное выражение: «введение в отечественный научный оборот». Если это у вас получится, в любом случае можно считать, что работа удалась.

3. Если вы не руководствуетесь серьезным научным ин­тересом, в целях облегчения работы старайтесь вы­бирать такую тему, которая потребует минимума эк­спериментальных, лабораторных и вооб­ще практических работ.

4. Вопреки общепринятому мнению, более общие, тео­ретические темы проще для написания, чем узкоспе­циализированные. Такие темы, как правило, легче да­ются студентам с широким общим кругозором и хо­рошей культурой письменной речи. Если же вы не красноречивы, попробуйте взяться за узкую тему и детально ее разработать.

5. Достаточно часто бывают ситуации, когда выбор темы диктуется не просто интересом и желанием, а ограничен стремлением работать с конкретным научным руководителем и на определенной кафед­ре. Действительно, роль научного руководителя в жизни студента велика. От него многое зависит. Выбирая руководителя, помните, что здесь важно все: и ваша психологическая совместимость с ним, и его профессиональная и научная компе­тентность, и готовность тратить на вас время и силы. Существуют руководители, главный принцип которых заключается в том, чтобы «не мешать» сту­денту методом проб и ошибок искать в науке «свое». С точки зрения творчества это очень про­дуктивная позиция, но не всякому студенту она по­дойдет. Малоинициативный, но добросовестный и исполнительный студент будет чувствовать, что ему чего-то недостает.

6. Другой способ руководства заключается в усилен­ной опеке студента, заботливом снабжении его ли­тературой из собственной домашней библиотеки руководителя, частых встречах для консультаций. В принципе, это оптимальный вариант руководите­ля для всех студентов, кроме тех, кто хочет и может идти своим путем уже в студенческие годы. С та­ким руководителем вы осилите любую тему, впро­чем, он поможет и с выбором. Очень важно, чтобы ваша ориентация в науке совпадала. Если, к приме­ру, ваш руководитель — догматик и предпочитает старые проверенные теории, классические форму­лировки, а вы по своему складу — новатор и любите нетривиальные решения, совместная деятельность, скорее всего, будет нелегкой и закончится откры­тым конфликтом. Постарайтесь понять, какой тип руководителя нужен именно вам, его и придержи­вайтесь.

7. Предпочтительно, чтобы окончательная формулиров­ка темы была четкой и достаточно краткой. В ней не должно быть длиннот, придаточных предложений, тавтологий и смысловых повторов. Лучше всего, если название просто и ясно отражает суть рассматриваемой проблемы.

8. Не считайте, что тема должна полностью определять все содержание и строение работы. Как правило, в процессе написания выявляются новые нюансы вопроса, порой возникают довольно продуктивные отвлечения от основной темы, и сама формулировка проблемы часто конкретизируется и немного меняется. Лучше подкорректировать тему под уже напи­санный текст, чем переписывать текст до тех пор, пока он, наконец, идеально совпадет с выбранной вами темой. Поэтому формулируйте тему так, что­бы была возможность все-таки ее подкорректировать.

9. Если тема уже утверждена, а вам она вдруг показалась не интересной, слишком простой или, на­оборот, слишком трудной, или если внезапно непре­одолимо понравилась другая тема, не просите нико­го пойти вам навстречу и заменить тему. Раз так по­лучилось, с большой вероятностью можно предполо­жить, что как только тему сменят, она опять вам ра­зонравится. Старайтесь доводить начатое до конца.

ПОДБОР ЛИТЕРАТУРЫ

Роковая ошибкастудента, пишущего реферат или кур­совую — это прийти домой, сесть за стол и начать творить, как вели­кие поэты в плохих старых фильмах. Уверяю вас, так вы ничего не на­пишите.

Впрочем, существует философская теория, согласно которой всякое знание есть припоминание. С этой точки зрения, может быть, вам и удалось бы что-то припомнить, однако, такие случаи чрезвычайно редки.

Вполне естественно, что вы, став студентом, очень мно­гого не знаете. Не огорчайтесь: вы и не можете все знать. Один очень хороший и опытный научный руководитель говорил когда-то, что специалист — это не тот, кто все зна­ет, а тот, кто знает, где и о чем можно прочесть. А ведь вы еще даже не специалист!

Вам нужна литература. Вопрос в том, где ее взять.

1. У научного руководителя. В обязанности руководи­теля входит ориентация студента на определенный подбор литературы по теме. Обычно руководитель, на­строенный формально ограничивается тем, что со­ставляет список из нескольких названий книг, которые студенту необходимо проработать в процессе на­писания реферата или курсовой. Если повезет и у вас окажется заботливый и внимательный руководитель с богатой домашней библиотекой, он может предло­жить вам на время работы собственные книги.

2. Более тривиальный способ: когда руководитель даст вам перечень необходимых книг, пойти с ним в биб­лиотеку и поискать в каталоге. Скорее всего, там что-то нужное для себя и найдете.

Совсем необязательно ограничиваться литературой из списка, составленного руководителем. Просматривая ка­талог, вы можете обнаружить не упомянутые в списке на­звания, которые вполне подпадают под вашу тему. Такие книги желательно заказать и просмотреть. Наверняка сре­ди них будет несколько таких, которые вам пригодятся.

Кроме того, следует внимательно просматривать биб­лиографические указатели в книгах, посвященных вашей теме или теме, связанной с ней. Там можно найти сведе­ния о других изданиях по этой тематике, которые пока почему-либо не попали вам в руки. Ценную информацию также можно почерпнуть из указателей статей, публику­емых в конце последнего в году номера любого журнала. Следует выписать из указателя интересующие вас статьи вместе с данными об их опубликовании, а затем заказать соответствующие номера.

Существует ряд специальных справочных библиогра­фических изданий, которыми можно и нужно пользо­ваться.

Библиографические изданиясодержат упорядоченную совокупность библиографических описаний, которые ин­формируют специалистов о том, что издано по интересу­ющим их вопросам. Библиографическое описание здесь выполняет две функции. С одной стороны, оно оповеща­ет о появлении документа (сигнальная функция), а с дру­гой — сообщает необходимые сведения для его отыска­ния (адресная функция). Из библиографических описа­ний составляются библиографические указатели и биб­лиографические списки.

Библиографические указатели чаще всего носят сиг­нальный характер и состоят из перечня библиографичес­ких описаний часто без аннотаций и рефератов. Эти из­дания наиболее полно отражают отечественную и зару­бежную литературу. Их отличают оперативность подго­товки и сравнительно короткие сроки с момента выхода публикации до момента отражения ее в указателе.

Наиболее значительный библиографический указа­тель — «Сигнальная информация» (СИ) ВИНИТИ. Цель - такого издания — оперативное снабжение специалистов информацией о новых публикациях. Это преимуществен­но систематические указатели, выпускаемые в виде бюллетеней, охватывающих почти все отрасли мировой на­уки и техники.

Реферативные изданиясодержат публикации рефера­тов, включающих сокращенное изложение содержания первичных документов (или их частей) с основными фак­тическими сведениями и выводами. К этим изданиям от­носятся реферативные журналы, реферативные сборни­ки, экспресс-информация, информационные листки.

Следует обращать внимание на издания Всероссий­ской книжной палаты, которая выпускает библиографи­ческие указатели «Книжная летопись», «Летопись перио­дических и продолжающихся изданий», «Летопись газет­ных статей» идр.; издания Российской государственной библиотеки, Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы, издающей различные биб­лиографические указатели и картотеки.

В последние годы все большую помощь в научной ра­боте оказывает компьютерная сеть Интернет. Пользуясь этим каналом получения информации, вы можете узнать все необходимое с минимальными затратами труда и в кратчайший срок.

Чтобы правильно и быстро находить нужную литера­туру, вам следует хорошо знать структуру научных и сту­денческих библиотек и механизм поиска книг.

Самое трудное — научиться работать с ка­талогами. В больших библиотеках каталоги представля­ют собой сложную и на первый взгляд непостижимую си­стему. Однако в действительности она довольно проста. Хорошо ориентировать­ся в каталогах — значит легко находить нужную книгу, не затрачивая на это много времени. Ибо работа с катало­гом с непривычки обычно бывает малопродуктивной и занимает много времени.

Все библиотечные каталоги делятся на четыре вида: алфавитные, предметные, систематические и каталоги новых поступлений. Принцип построения алфавитно­го каталогатаков, чтобы с его помощью можно было найти любую книгу, если известно ее название, а так­же фамилия и инициалы ее автора (авторов). Таким образом, если вы знаете название, фамилию автора, или еще лучше — и то, и другое, проще всего искать по алфавитному каталогу.

В нем карточки книг расположены в алфавитном по­рядке по фамилиям авторов. Если у книги нет конкретно­го автора или она написана авторским коллективом, кото­рый слишком велик, чтобы поместиться на обложке, она значится в алфавитном каталоге по первой букве назва­ния. Иностранные издания регистрируются в специаль­ных алфавитных каталогах в порядке латинского алфави­та.

Если вы не вполне уверены в том, какая именно книга вам нужна, или плохо расслышали ее название или фа­милию автора, поищите ее в предметном каталоге. Его принцип организации отличается от алфавитного: это принцип рубрикации (построения по предметным рубри­кам). Сами рубрики и их подрубрики расположены в ка­талоге в алфавитном порядке. Название каждой рубрики соответствует определенно­му предмету.

Систематический каталогпохож на предметный тем, что в нем названия книг тоже распределены по темати­ческим рубрикам, но сами эти рубрики, в отличие от пред­метного каталога, идут не в алфавитном порядке, а в соот­ветствии с внутренней системой той или иной научной дисциплины. Названия рубрик соответствуют названиям основных научных дисциплин. Необходимо помнить, что наличие карточки конкрет­ной книги в каталоге не обязательно подтверждает ее ре­альное присутствие в фондах библиотеки. Далеко не все книги, зарегистрированные в каталогах, доступны посе­тителю.

Чтобы выяснить, в какой мере и как именно приго­дится при написании работы та или иная книга, необходимо понимать отличия между жанрами научной литературы. Ведь то, к какому жанру относится книга, во многом определяет способ подачи материала, практи­куемый автором, стиль изложения, уровень его доступ­ности для студента, широту охвата темы или, наобо­рот, узкую и детальную специализацию, присутствие элементов новизны и т. п. Рассмотрим основные виды научных источников.

Самый солидный и обязывающий жанр в научной ли­тературе — монографический. Монография— это до­статочно объемная книга одного автора или группы соав­торов, придерживающихся общей точки зрения на иссле­дуемую проблему. Изложение в монографии посвящено одной проблеме, которая исследуется всесторонне и ис­черпывающе. Стиль монографии часто бывает сугубо спе­циальным, текст изобилует терминами и труден для по­нимания новичка, требуется много времени на осмыс­ленное прочтение. Поскольку целью написания и издания монографии является ознакомление ученого сообщества с результатами научных изысканий автора, обычно его докторской диссертации, изложение в ней подчинено за­даче полного освещения темы и содержит какие-то но­вые, ранее неизвестные положения или материалы. Для написания студенческой работы монография может при­годиться, во-первых, как полный источник информации по проблеме (особенно недавно изданная, которая содер­жит последние, свежие научные материалы). Во-вторых, в конце любой монографии обязательно приводится до­статочно полная библиография по теме исследования, со­держащая названия источников на русском и иностран­ных языках с полными выходными данными. Из библио­графии можно почерпнуть для себя сведения о вышедших книгах по интересующей вас теме, о которых вы до сих пор не знали.

Брошюра— это небольшая по объему (часто очень тон­кая) книжка в мягком переплете. Научный источник, из­данный в виде брошюры, обычно представляет собой по­пуляризированный текст, в адаптированном к понима­нию неспециалиста виде, излагающий содержание тео­рий, открытий, описывающий новые вставшие перед уче­ными проблемы. К преимуществам научно-популярной брошюры относится, как правило, требуемый жанром более или менее понятный, простой и увлекательный стиль изложения. Если штудировать монографию при­ходится долго, то хорошую научно-популярную брошю­ру можно «проглотить» за несколько часов. В ней вы най­дете яркую манеру подачи сложных вопросов, интерес­ные ассоциации, выводящие за пределы специальности, которые можно как-то обыграть, примеры из практичес­кой жизни, научные анекдоты. Недостатком брошюры как самостоятельного источника по теме является облегченность.

Учебник, учебное пособие в принципе не предназначе­ны для использования в качестве научных источни­ков. Они содержат нормативный (общеобязательный) учебный материал, предусмотренный программой соот­ветствующего курса. Однако если тема вашей студенческой работы затронута в учеб­никах, следует знать, как и что там по ней написано. Тем более, что от студенческой работы не требуется реальной новиз­ны: ваша задача — показать, что вы овладели основами предмета и начальными навыками самостоятельного ана­лиза и использования научного текста.

Часто полезное можно почерпнуть в тезисах докладов научно-теоретических и научно-практических конференций. Пользовать­ся тезисами очень удобно, поскольку и сами конферен­ции, и сборники тезисов, как правило, носят тематичес­кий характер. Если по вашей или родственной ей теме прошла специальная конференция, не поленитесь достать и полистать сборник тезисов. Преимущество его в том, что в нем, как в калейдоскопе, представлено множество, сжато изложенных принадлежащих разным людям мне­ний и идей по интересующей вас проблеме.

Научная статья весьма значимый научный жанр. Обычно ста­тьи публикуются в отраслевых научных журналах или в сборниках, изданных по той или иной теме, где можно найти разнооб­разные, зачастую довольно короткие статьи на разные, но прямо или косвенно связанные с вашей проблемой темы.

Особый разряд научной литературы — реферативные журналы. В них содержатся краткие пересказы основно­го содержания (рефераты) вышедших за период, указан­ный на обложке, книг и монографий. Такие журналы из­даются по установленным рубрикам. Наиболее ценное в них — отреферированное содержание непереведенных на русский язык зарубежных научных изданий. С помо­щью таких рефератов можно быстро и существенно обо­гатить вашу работу.

МЕТОДЫ РАБОТЫ С ИСТОЧНИКАМИ

Необходимо овладеть начальными навыками работы с текстом, которая может иметь разные формы, а именно:

1. Конспектирование.Конспект — это краткая письмен­ная фиксация основного содержания источника. Что­бы составить конспект, необходимо пользоваться од­ним из существующих приемов конспектирования.

2.Плановый конспект. Можно заранее составить план из интересующих вас вопросов и затем кратко излагать то, что сообщает по этому поводу источник. В него попадает не все содержание книги, а только то, что необходимо для написания ва­шей работы. Всю книгу при этом можно не читать, а только выбирать в ней нужные для конспектирования места. Это помогает сэкономить время.

3.Текстуальный конспект полностью состоит из цитат, то есть вы не пересказываете своими словами текст источника, а просто заносите в тетрадь интере­сующие вас мысли автора его же словами. Этот спо­соб удобен тем, что впоследствии при написании са­мой работы все необходимые прямые цитаты будут уже под рукой.

4.Тематический конспект организуется так, чтобы од­новременно проработать несколько источников по единой теме.

Составление плана.Для того чтобы лучше понять внутреннюю логику изучаемого текста, проще всего составить развернутый план. Впоследствии с его по­мощью вы легко восстановите в памяти идеи автора. Кроме того, план — это логический каркас исследо­вания проблемы, и когда вам придется составлять план собственной работы, можно воспользоваться ка­кими-то фрагментами логической последовательнос­ти изложения, найденной автором. План может быть простым, то есть состоящим из общих заголовков, относящихся к крупным частям текста, или сложным, развернутым, включающим в виде параграфов и под-параграфов более дробные логические членения. Пра­вильно составить сложный план сразу нелегко. Обыч­но лучше начать с составления простого плана, а за­тем совершенствовать его вглубь, обогащая схему из­ложения в деталях. Можно вначале составить подроб­ный простой план, а затем продумать субординацию пунктов и превратить его в сложный.

Выписки.Это нечто вроде первичной, упрощенной формы конспекта, когда из всего текста выбирается то, что относится к изучаемой теме или косвенно с ней связано, и записывается в форме отдельных, не связанных друг с другом единой логикой записей. Это наиболее простая и форма рабо­ты с текстом.

Тезисы— краткие формулировки основных положе­ний содержания книги или статьи. В процессе состав­ления тезисов вы глубже осваиваете материал и делае­те первый шаг к собственным обобщениям. Тезисы бы­вают простые, сложные, основные. Основные тезисы представляют собой конечный результат процесса. Это чёткое и лаконичное изложение в пронумерованных пунктах главных идей, содержащихся в источнике.

Простые и сложные тезисы — это, соответственно, более или менее подробные формулировки тех же идей, но еще не окончательно отшлифованные, первичные, содержащие цитаты или прямой пересказ авторского текста. Впоследствии при переработке простых и слож­ных тезисов получаются основные. Важно не только тщательно обработать материал, по­черпнутый из источников, но и правильно организовать его хранение. Сегодня это лучше всего делать в компьютерном варианте, где удобнее всего хранить создавшуюся базу данных (тема, фами­лия автора, название книги, выходные данные, номера ис­пользованных страниц).

Наши рекомендации