Практические советы по выбору темы
1. Не беритесь за тему, которую вам навязывают, когда к ней, что называется, не лежит душа. В большинстве случаев хорошо получается только та работа, к которой не испытываешь отвращения.
2. При написании студенческих работ вам может оказать большую услугу знание иностранного языка. Поэтому для человека, без больших затруднений читающего на иностранном языке, вся стратегия выбора темы может быть совершенно иной. Во-первых, знание языка открывает доступ к концепциям, которые, если этот источник еще не переведен на русский язык, могут не только существенно украсить и обогатить вашу работу, но и стать реальным маленьким вкладом в науку. Есть специальное выражение: «введение в отечественный научный оборот». Если это у вас получится, в любом случае можно считать, что работа удалась.
3. Если вы не руководствуетесь серьезным научным интересом, в целях облегчения работы старайтесь выбирать такую тему, которая потребует минимума экспериментальных, лабораторных и вообще практических работ.
4. Вопреки общепринятому мнению, более общие, теоретические темы проще для написания, чем узкоспециализированные. Такие темы, как правило, легче даются студентам с широким общим кругозором и хорошей культурой письменной речи. Если же вы не красноречивы, попробуйте взяться за узкую тему и детально ее разработать.
5. Достаточно часто бывают ситуации, когда выбор темы диктуется не просто интересом и желанием, а ограничен стремлением работать с конкретным научным руководителем и на определенной кафедре. Действительно, роль научного руководителя в жизни студента велика. От него многое зависит. Выбирая руководителя, помните, что здесь важно все: и ваша психологическая совместимость с ним, и его профессиональная и научная компетентность, и готовность тратить на вас время и силы. Существуют руководители, главный принцип которых заключается в том, чтобы «не мешать» студенту методом проб и ошибок искать в науке «свое». С точки зрения творчества это очень продуктивная позиция, но не всякому студенту она подойдет. Малоинициативный, но добросовестный и исполнительный студент будет чувствовать, что ему чего-то недостает.
6. Другой способ руководства заключается в усиленной опеке студента, заботливом снабжении его литературой из собственной домашней библиотеки руководителя, частых встречах для консультаций. В принципе, это оптимальный вариант руководителя для всех студентов, кроме тех, кто хочет и может идти своим путем уже в студенческие годы. С таким руководителем вы осилите любую тему, впрочем, он поможет и с выбором. Очень важно, чтобы ваша ориентация в науке совпадала. Если, к примеру, ваш руководитель — догматик и предпочитает старые проверенные теории, классические формулировки, а вы по своему складу — новатор и любите нетривиальные решения, совместная деятельность, скорее всего, будет нелегкой и закончится открытым конфликтом. Постарайтесь понять, какой тип руководителя нужен именно вам, его и придерживайтесь.
7. Предпочтительно, чтобы окончательная формулировка темы была четкой и достаточно краткой. В ней не должно быть длиннот, придаточных предложений, тавтологий и смысловых повторов. Лучше всего, если название просто и ясно отражает суть рассматриваемой проблемы.
8. Не считайте, что тема должна полностью определять все содержание и строение работы. Как правило, в процессе написания выявляются новые нюансы вопроса, порой возникают довольно продуктивные отвлечения от основной темы, и сама формулировка проблемы часто конкретизируется и немного меняется. Лучше подкорректировать тему под уже написанный текст, чем переписывать текст до тех пор, пока он, наконец, идеально совпадет с выбранной вами темой. Поэтому формулируйте тему так, чтобы была возможность все-таки ее подкорректировать.
9. Если тема уже утверждена, а вам она вдруг показалась не интересной, слишком простой или, наоборот, слишком трудной, или если внезапно непреодолимо понравилась другая тема, не просите никого пойти вам навстречу и заменить тему. Раз так получилось, с большой вероятностью можно предположить, что как только тему сменят, она опять вам разонравится. Старайтесь доводить начатое до конца.
ПОДБОР ЛИТЕРАТУРЫ
Роковая ошибкастудента, пишущего реферат или курсовую — это прийти домой, сесть за стол и начать творить, как великие поэты в плохих старых фильмах. Уверяю вас, так вы ничего не напишите.
Впрочем, существует философская теория, согласно которой всякое знание есть припоминание. С этой точки зрения, может быть, вам и удалось бы что-то припомнить, однако, такие случаи чрезвычайно редки.
Вполне естественно, что вы, став студентом, очень многого не знаете. Не огорчайтесь: вы и не можете все знать. Один очень хороший и опытный научный руководитель говорил когда-то, что специалист — это не тот, кто все знает, а тот, кто знает, где и о чем можно прочесть. А ведь вы еще даже не специалист!
Вам нужна литература. Вопрос в том, где ее взять.
1. У научного руководителя. В обязанности руководителя входит ориентация студента на определенный подбор литературы по теме. Обычно руководитель, настроенный формально ограничивается тем, что составляет список из нескольких названий книг, которые студенту необходимо проработать в процессе написания реферата или курсовой. Если повезет и у вас окажется заботливый и внимательный руководитель с богатой домашней библиотекой, он может предложить вам на время работы собственные книги.
2. Более тривиальный способ: когда руководитель даст вам перечень необходимых книг, пойти с ним в библиотеку и поискать в каталоге. Скорее всего, там что-то нужное для себя и найдете.
Совсем необязательно ограничиваться литературой из списка, составленного руководителем. Просматривая каталог, вы можете обнаружить не упомянутые в списке названия, которые вполне подпадают под вашу тему. Такие книги желательно заказать и просмотреть. Наверняка среди них будет несколько таких, которые вам пригодятся.
Кроме того, следует внимательно просматривать библиографические указатели в книгах, посвященных вашей теме или теме, связанной с ней. Там можно найти сведения о других изданиях по этой тематике, которые пока почему-либо не попали вам в руки. Ценную информацию также можно почерпнуть из указателей статей, публикуемых в конце последнего в году номера любого журнала. Следует выписать из указателя интересующие вас статьи вместе с данными об их опубликовании, а затем заказать соответствующие номера.
Существует ряд специальных справочных библиографических изданий, которыми можно и нужно пользоваться.
Библиографические изданиясодержат упорядоченную совокупность библиографических описаний, которые информируют специалистов о том, что издано по интересующим их вопросам. Библиографическое описание здесь выполняет две функции. С одной стороны, оно оповещает о появлении документа (сигнальная функция), а с другой — сообщает необходимые сведения для его отыскания (адресная функция). Из библиографических описаний составляются библиографические указатели и библиографические списки.
Библиографические указатели чаще всего носят сигнальный характер и состоят из перечня библиографических описаний часто без аннотаций и рефератов. Эти издания наиболее полно отражают отечественную и зарубежную литературу. Их отличают оперативность подготовки и сравнительно короткие сроки с момента выхода публикации до момента отражения ее в указателе.
Наиболее значительный библиографический указатель — «Сигнальная информация» (СИ) ВИНИТИ. Цель - такого издания — оперативное снабжение специалистов информацией о новых публикациях. Это преимущественно систематические указатели, выпускаемые в виде бюллетеней, охватывающих почти все отрасли мировой науки и техники.
Реферативные изданиясодержат публикации рефератов, включающих сокращенное изложение содержания первичных документов (или их частей) с основными фактическими сведениями и выводами. К этим изданиям относятся реферативные журналы, реферативные сборники, экспресс-информация, информационные листки.
Следует обращать внимание на издания Всероссийской книжной палаты, которая выпускает библиографические указатели «Книжная летопись», «Летопись периодических и продолжающихся изданий», «Летопись газетных статей» идр.; издания Российской государственной библиотеки, Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы, издающей различные библиографические указатели и картотеки.
В последние годы все большую помощь в научной работе оказывает компьютерная сеть Интернет. Пользуясь этим каналом получения информации, вы можете узнать все необходимое с минимальными затратами труда и в кратчайший срок.
Чтобы правильно и быстро находить нужную литературу, вам следует хорошо знать структуру научных и студенческих библиотек и механизм поиска книг.
Самое трудное — научиться работать с каталогами. В больших библиотеках каталоги представляют собой сложную и на первый взгляд непостижимую систему. Однако в действительности она довольно проста. Хорошо ориентироваться в каталогах — значит легко находить нужную книгу, не затрачивая на это много времени. Ибо работа с каталогом с непривычки обычно бывает малопродуктивной и занимает много времени.
Все библиотечные каталоги делятся на четыре вида: алфавитные, предметные, систематические и каталоги новых поступлений. Принцип построения алфавитного каталогатаков, чтобы с его помощью можно было найти любую книгу, если известно ее название, а также фамилия и инициалы ее автора (авторов). Таким образом, если вы знаете название, фамилию автора, или еще лучше — и то, и другое, проще всего искать по алфавитному каталогу.
В нем карточки книг расположены в алфавитном порядке по фамилиям авторов. Если у книги нет конкретного автора или она написана авторским коллективом, который слишком велик, чтобы поместиться на обложке, она значится в алфавитном каталоге по первой букве названия. Иностранные издания регистрируются в специальных алфавитных каталогах в порядке латинского алфавита.
Если вы не вполне уверены в том, какая именно книга вам нужна, или плохо расслышали ее название или фамилию автора, поищите ее в предметном каталоге. Его принцип организации отличается от алфавитного: это принцип рубрикации (построения по предметным рубрикам). Сами рубрики и их подрубрики расположены в каталоге в алфавитном порядке. Название каждой рубрики соответствует определенному предмету.
Систематический каталогпохож на предметный тем, что в нем названия книг тоже распределены по тематическим рубрикам, но сами эти рубрики, в отличие от предметного каталога, идут не в алфавитном порядке, а в соответствии с внутренней системой той или иной научной дисциплины. Названия рубрик соответствуют названиям основных научных дисциплин. Необходимо помнить, что наличие карточки конкретной книги в каталоге не обязательно подтверждает ее реальное присутствие в фондах библиотеки. Далеко не все книги, зарегистрированные в каталогах, доступны посетителю.
Чтобы выяснить, в какой мере и как именно пригодится при написании работы та или иная книга, необходимо понимать отличия между жанрами научной литературы. Ведь то, к какому жанру относится книга, во многом определяет способ подачи материала, практикуемый автором, стиль изложения, уровень его доступности для студента, широту охвата темы или, наоборот, узкую и детальную специализацию, присутствие элементов новизны и т. п. Рассмотрим основные виды научных источников.
Самый солидный и обязывающий жанр в научной литературе — монографический. Монография— это достаточно объемная книга одного автора или группы соавторов, придерживающихся общей точки зрения на исследуемую проблему. Изложение в монографии посвящено одной проблеме, которая исследуется всесторонне и исчерпывающе. Стиль монографии часто бывает сугубо специальным, текст изобилует терминами и труден для понимания новичка, требуется много времени на осмысленное прочтение. Поскольку целью написания и издания монографии является ознакомление ученого сообщества с результатами научных изысканий автора, обычно его докторской диссертации, изложение в ней подчинено задаче полного освещения темы и содержит какие-то новые, ранее неизвестные положения или материалы. Для написания студенческой работы монография может пригодиться, во-первых, как полный источник информации по проблеме (особенно недавно изданная, которая содержит последние, свежие научные материалы). Во-вторых, в конце любой монографии обязательно приводится достаточно полная библиография по теме исследования, содержащая названия источников на русском и иностранных языках с полными выходными данными. Из библиографии можно почерпнуть для себя сведения о вышедших книгах по интересующей вас теме, о которых вы до сих пор не знали.
Брошюра— это небольшая по объему (часто очень тонкая) книжка в мягком переплете. Научный источник, изданный в виде брошюры, обычно представляет собой популяризированный текст, в адаптированном к пониманию неспециалиста виде, излагающий содержание теорий, открытий, описывающий новые вставшие перед учеными проблемы. К преимуществам научно-популярной брошюры относится, как правило, требуемый жанром более или менее понятный, простой и увлекательный стиль изложения. Если штудировать монографию приходится долго, то хорошую научно-популярную брошюру можно «проглотить» за несколько часов. В ней вы найдете яркую манеру подачи сложных вопросов, интересные ассоциации, выводящие за пределы специальности, которые можно как-то обыграть, примеры из практической жизни, научные анекдоты. Недостатком брошюры как самостоятельного источника по теме является облегченность.
Учебник, учебное пособие в принципе не предназначены для использования в качестве научных источников. Они содержат нормативный (общеобязательный) учебный материал, предусмотренный программой соответствующего курса. Однако если тема вашей студенческой работы затронута в учебниках, следует знать, как и что там по ней написано. Тем более, что от студенческой работы не требуется реальной новизны: ваша задача — показать, что вы овладели основами предмета и начальными навыками самостоятельного анализа и использования научного текста.
Часто полезное можно почерпнуть в тезисах докладов научно-теоретических и научно-практических конференций. Пользоваться тезисами очень удобно, поскольку и сами конференции, и сборники тезисов, как правило, носят тематический характер. Если по вашей или родственной ей теме прошла специальная конференция, не поленитесь достать и полистать сборник тезисов. Преимущество его в том, что в нем, как в калейдоскопе, представлено множество, сжато изложенных принадлежащих разным людям мнений и идей по интересующей вас проблеме.
Научная статья весьма значимый научный жанр. Обычно статьи публикуются в отраслевых научных журналах или в сборниках, изданных по той или иной теме, где можно найти разнообразные, зачастую довольно короткие статьи на разные, но прямо или косвенно связанные с вашей проблемой темы.
Особый разряд научной литературы — реферативные журналы. В них содержатся краткие пересказы основного содержания (рефераты) вышедших за период, указанный на обложке, книг и монографий. Такие журналы издаются по установленным рубрикам. Наиболее ценное в них — отреферированное содержание непереведенных на русский язык зарубежных научных изданий. С помощью таких рефератов можно быстро и существенно обогатить вашу работу.
МЕТОДЫ РАБОТЫ С ИСТОЧНИКАМИ
Необходимо овладеть начальными навыками работы с текстом, которая может иметь разные формы, а именно:
1. Конспектирование.Конспект — это краткая письменная фиксация основного содержания источника. Чтобы составить конспект, необходимо пользоваться одним из существующих приемов конспектирования.
2.Плановый конспект. Можно заранее составить план из интересующих вас вопросов и затем кратко излагать то, что сообщает по этому поводу источник. В него попадает не все содержание книги, а только то, что необходимо для написания вашей работы. Всю книгу при этом можно не читать, а только выбирать в ней нужные для конспектирования места. Это помогает сэкономить время.
3.Текстуальный конспект полностью состоит из цитат, то есть вы не пересказываете своими словами текст источника, а просто заносите в тетрадь интересующие вас мысли автора его же словами. Этот способ удобен тем, что впоследствии при написании самой работы все необходимые прямые цитаты будут уже под рукой.
4.Тематический конспект организуется так, чтобы одновременно проработать несколько источников по единой теме.
Составление плана.Для того чтобы лучше понять внутреннюю логику изучаемого текста, проще всего составить развернутый план. Впоследствии с его помощью вы легко восстановите в памяти идеи автора. Кроме того, план — это логический каркас исследования проблемы, и когда вам придется составлять план собственной работы, можно воспользоваться какими-то фрагментами логической последовательности изложения, найденной автором. План может быть простым, то есть состоящим из общих заголовков, относящихся к крупным частям текста, или сложным, развернутым, включающим в виде параграфов и под-параграфов более дробные логические членения. Правильно составить сложный план сразу нелегко. Обычно лучше начать с составления простого плана, а затем совершенствовать его вглубь, обогащая схему изложения в деталях. Можно вначале составить подробный простой план, а затем продумать субординацию пунктов и превратить его в сложный.
Выписки.Это нечто вроде первичной, упрощенной формы конспекта, когда из всего текста выбирается то, что относится к изучаемой теме или косвенно с ней связано, и записывается в форме отдельных, не связанных друг с другом единой логикой записей. Это наиболее простая и форма работы с текстом.
Тезисы— краткие формулировки основных положений содержания книги или статьи. В процессе составления тезисов вы глубже осваиваете материал и делаете первый шаг к собственным обобщениям. Тезисы бывают простые, сложные, основные. Основные тезисы представляют собой конечный результат процесса. Это чёткое и лаконичное изложение в пронумерованных пунктах главных идей, содержащихся в источнике.
Простые и сложные тезисы — это, соответственно, более или менее подробные формулировки тех же идей, но еще не окончательно отшлифованные, первичные, содержащие цитаты или прямой пересказ авторского текста. Впоследствии при переработке простых и сложных тезисов получаются основные. Важно не только тщательно обработать материал, почерпнутый из источников, но и правильно организовать его хранение. Сегодня это лучше всего делать в компьютерном варианте, где удобнее всего хранить создавшуюся базу данных (тема, фамилия автора, название книги, выходные данные, номера использованных страниц).