Основы научно-исследовательской работы
ФАКУЛЬТЕТ КУЛЬТУРЫ И МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Кафедра музыкознания и музыкального образования
ОСНОВЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов
Москва 2010
Основы научно-исследовательской работы:методические рекомендации для самостоятельной работы студентов / Авт.-сост. И. Н. Немыкина. – М.: МГГУ им. М.А.Шолохова, 2010. – 20 с.
Настоящее издание содержит материалы, которые в значительной степени способны активизировать деятельность студентов в области музыкального искусства, культуры и образования; повысить уровень их методологической компетентности и самостоятельности, как в аспекте знаний, так и научно-исследовательской работы; показать, как выстроить студенческое исследование от выбора темы до реального конкретного результата.
© Немыкина И. Н., 2010.
Одним из приоритетных направлений современного высшего образования является развитие навыков исследования, умения самостоятельно ставить и решать исследовательские задачи. Именно данному аспекту посвящены предлагаемые методические материалы, направленные на обеспечение эффективности освоения студентами курса «Основы научно-исследовательской работы».
СТУДЕНЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ: от выбора темы к реальному результату
ВЫБОР ТЕМЫ
Самый главный стратегический выбор, который вам предстоит сделать, — это выбор темы, на которую придется писать работу. От ее выбора зависит очень многое, если не все. Следует знать, что темы делятся на категории: одни из них требуют очень серьезной и глубокой работы плюс уже имеющейся общенаучной и культурной подготовки, другие являются типовыми и предполагают написание стандартной работы среднего уровня без особых затрат времени и сил. Третьи — просто откровенно легкие и браться за них могут только те студенты, которые уже заранее готовы смириться с позицией научной посредственности и не связывают свое профессиональное будущее с теорией.
Однако, оценивается любая из перечисленных категорий тем одинаково, по существующей пятибалльной шкале: за слабую работу по трудоемкой теме вам все равно поставят «тройку», а за блестящую, но по легкой — «пятерку».
Итак, наш первый вывод: для того чтобы правильно выбрать тему, нужно хорошо понимать, какая из них окажется лично для вас посильной, а для этого необходимо верно оценить свои силы и возможности.
В студенческом возрасте эта задача не из легких. Как правило, молодым людям присуща неустойчивая самооценка, которая при малейшей неудаче падает почти до абсолютного нуля, зато так же легко и поднимается до небес от любой похвалы. Конечно, студенты бывают разные. Некоторые из них с раннего возраста хорошо знают, чего хотят, достаточно теоретически подготовлены и уверены в своих силах. Студентам такого типа почти не нужен совет по выбору темы — у них есть сфера научных и учебных интересов, в которой они хорошо разбираются. Они всегда берутся за то, что им интересно, и обычно справляются с работой прекрасно.
Существует достаточно обширная категория студентов, которые, к сожалению, до поступления в вуз не успели толком понять, чего они, собственно, от учебы хотят. С одной стороны, многие ребята хорошо учились в школе и у них сформировались определенные интеллектуальные амбиции. Им хочется браться за трудные и перспективные темы, но прежде всего для того, чтобы успешно с ними справиться и добиться похвалы преподавателя. Самоутверждение их волнует гораздо больше, нежели тема как таковая. С другой стороны, часто о выбранной теме у студентов имеется лишь смутное представление, они недооценивают трудность и количество необходимых для ее освоения усилий. Именно такие студенты и составляют «группу риска». Существует большая вероятность того, что в процессе работы над выбранной престижной головоломной темой они столкнутся с проблемой несоответствия того, что у них получается, предъявляемым требованиям и наживут на этом психический стресс, который долго не пройдет и станет помехой в дальнейшей учебе.
Особенно уязвим на этот счет относительно немногочисленный тип студентов — идеалистов. Поступая в вуз, они обычно мечтают о том, что когда-нибудь совершат великое открытие, или, по крайней мере, мечтают полностью посвятить себя служению науке. У таких студентов, как правило, бывают завышенные требования к себе, диктующие им идти самым трудным путем, и одновременно ранимая психика, болезненно реагирующая не только на реальные, но и на кажущиеся неудачи. В неудачах они винят только себя, сразу делая глобальные выводы о своей неспособности к будущей профессии.
Наконец, очень многочисленная категория студентов в настоящее время вынуждена одновременно с учебой подрабатывать. Поэтому время, которое они могут уделить написанию курсовой работы или реферата, резко ограничивается по сравнению с возможностями более состоятельных студентов. Вообще многие студенты, в отличие от перечисленных выше типов, не придают письменным работам в вузе особого значения, рассматривая их просто как довольно обременительную необходимость. Они сознательно выбирают темы более простые, относятся к написанию работы легкомысленно, не связывая с ней свою самооценку.
Постарайтесь ясно осознать, отделив рациональную сторону вопроса от комплексов и эмоций, какие цели вы ставите перед собой и чего вы от себя в этой связи хотите: 1) вас интересует какая-то конкретная научная проблема, и хочется приблизиться к ней вплотную и попробовать свои силы в ее исследовании; 2) вы еще не определились с тем, что в вашей будущей специальности интересно, и готовы взяться за ту тему, которую вам советуют однокурсники или научный руководитель; 3) вы согласны написать, что угодно, только без особого труда и быстро, чтобы за вами не осталось учебной задолженности.
ПОДБОР ЛИТЕРАТУРЫ
Роковая ошибкастудента, пишущего реферат или курсовую — это прийти домой, сесть за стол и начать творить, как великие поэты в плохих старых фильмах. Уверяю вас, так вы ничего не напишите.
Впрочем, существует философская теория, согласно которой всякое знание есть припоминание. С этой точки зрения, может быть, вам и удалось бы что-то припомнить, однако, такие случаи чрезвычайно редки.
Вполне естественно, что вы, став студентом, очень многого не знаете. Не огорчайтесь: вы и не можете все знать. Один очень хороший и опытный научный руководитель говорил когда-то, что специалист — это не тот, кто все знает, а тот, кто знает, где и о чем можно прочесть. А ведь вы еще даже не специалист!
Вам нужна литература. Вопрос в том, где ее взять.
1. У научного руководителя. В обязанности руководителя входит ориентация студента на определенный подбор литературы по теме. Обычно руководитель, настроенный формально ограничивается тем, что составляет список из нескольких названий книг, которые студенту необходимо проработать в процессе написания реферата или курсовой. Если повезет и у вас окажется заботливый и внимательный руководитель с богатой домашней библиотекой, он может предложить вам на время работы собственные книги.
2. Более тривиальный способ: когда руководитель даст вам перечень необходимых книг, пойти с ним в библиотеку и поискать в каталоге. Скорее всего, там что-то нужное для себя и найдете.
Совсем необязательно ограничиваться литературой из списка, составленного руководителем. Просматривая каталог, вы можете обнаружить не упомянутые в списке названия, которые вполне подпадают под вашу тему. Такие книги желательно заказать и просмотреть. Наверняка среди них будет несколько таких, которые вам пригодятся.
Кроме того, следует внимательно просматривать библиографические указатели в книгах, посвященных вашей теме или теме, связанной с ней. Там можно найти сведения о других изданиях по этой тематике, которые пока почему-либо не попали вам в руки. Ценную информацию также можно почерпнуть из указателей статей, публикуемых в конце последнего в году номера любого журнала. Следует выписать из указателя интересующие вас статьи вместе с данными об их опубликовании, а затем заказать соответствующие номера.
Существует ряд специальных справочных библиографических изданий, которыми можно и нужно пользоваться.
Библиографические изданиясодержат упорядоченную совокупность библиографических описаний, которые информируют специалистов о том, что издано по интересующим их вопросам. Библиографическое описание здесь выполняет две функции. С одной стороны, оно оповещает о появлении документа (сигнальная функция), а с другой — сообщает необходимые сведения для его отыскания (адресная функция). Из библиографических описаний составляются библиографические указатели и библиографические списки.
Библиографические указатели чаще всего носят сигнальный характер и состоят из перечня библиографических описаний часто без аннотаций и рефератов. Эти издания наиболее полно отражают отечественную и зарубежную литературу. Их отличают оперативность подготовки и сравнительно короткие сроки с момента выхода публикации до момента отражения ее в указателе.
Наиболее значительный библиографический указатель — «Сигнальная информация» (СИ) ВИНИТИ. Цель - такого издания — оперативное снабжение специалистов информацией о новых публикациях. Это преимущественно систематические указатели, выпускаемые в виде бюллетеней, охватывающих почти все отрасли мировой науки и техники.
Реферативные изданиясодержат публикации рефератов, включающих сокращенное изложение содержания первичных документов (или их частей) с основными фактическими сведениями и выводами. К этим изданиям относятся реферативные журналы, реферативные сборники, экспресс-информация, информационные листки.
Следует обращать внимание на издания Всероссийской книжной палаты, которая выпускает библиографические указатели «Книжная летопись», «Летопись периодических и продолжающихся изданий», «Летопись газетных статей» идр.; издания Российской государственной библиотеки, Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы, издающей различные библиографические указатели и картотеки.
В последние годы все большую помощь в научной работе оказывает компьютерная сеть Интернет. Пользуясь этим каналом получения информации, вы можете узнать все необходимое с минимальными затратами труда и в кратчайший срок.
Чтобы правильно и быстро находить нужную литературу, вам следует хорошо знать структуру научных и студенческих библиотек и механизм поиска книг.
Самое трудное — научиться работать с каталогами. В больших библиотеках каталоги представляют собой сложную и на первый взгляд непостижимую систему. Однако в действительности она довольно проста. Хорошо ориентироваться в каталогах — значит легко находить нужную книгу, не затрачивая на это много времени. Ибо работа с каталогом с непривычки обычно бывает малопродуктивной и занимает много времени.
Все библиотечные каталоги делятся на четыре вида: алфавитные, предметные, систематические и каталоги новых поступлений. Принцип построения алфавитного каталогатаков, чтобы с его помощью можно было найти любую книгу, если известно ее название, а также фамилия и инициалы ее автора (авторов). Таким образом, если вы знаете название, фамилию автора, или еще лучше — и то, и другое, проще всего искать по алфавитному каталогу.
В нем карточки книг расположены в алфавитном порядке по фамилиям авторов. Если у книги нет конкретного автора или она написана авторским коллективом, который слишком велик, чтобы поместиться на обложке, она значится в алфавитном каталоге по первой букве названия. Иностранные издания регистрируются в специальных алфавитных каталогах в порядке латинского алфавита.
Если вы не вполне уверены в том, какая именно книга вам нужна, или плохо расслышали ее название или фамилию автора, поищите ее в предметном каталоге. Его принцип организации отличается от алфавитного: это принцип рубрикации (построения по предметным рубрикам). Сами рубрики и их подрубрики расположены в каталоге в алфавитном порядке. Название каждой рубрики соответствует определенному предмету.
Систематический каталогпохож на предметный тем, что в нем названия книг тоже распределены по тематическим рубрикам, но сами эти рубрики, в отличие от предметного каталога, идут не в алфавитном порядке, а в соответствии с внутренней системой той или иной научной дисциплины. Названия рубрик соответствуют названиям основных научных дисциплин. Необходимо помнить, что наличие карточки конкретной книги в каталоге не обязательно подтверждает ее реальное присутствие в фондах библиотеки. Далеко не все книги, зарегистрированные в каталогах, доступны посетителю.
Чтобы выяснить, в какой мере и как именно пригодится при написании работы та или иная книга, необходимо понимать отличия между жанрами научной литературы. Ведь то, к какому жанру относится книга, во многом определяет способ подачи материала, практикуемый автором, стиль изложения, уровень его доступности для студента, широту охвата темы или, наоборот, узкую и детальную специализацию, присутствие элементов новизны и т. п. Рассмотрим основные виды научных источников.
Самый солидный и обязывающий жанр в научной литературе — монографический. Монография— это достаточно объемная книга одного автора или группы соавторов, придерживающихся общей точки зрения на исследуемую проблему. Изложение в монографии посвящено одной проблеме, которая исследуется всесторонне и исчерпывающе. Стиль монографии часто бывает сугубо специальным, текст изобилует терминами и труден для понимания новичка, требуется много времени на осмысленное прочтение. Поскольку целью написания и издания монографии является ознакомление ученого сообщества с результатами научных изысканий автора, обычно его докторской диссертации, изложение в ней подчинено задаче полного освещения темы и содержит какие-то новые, ранее неизвестные положения или материалы. Для написания студенческой работы монография может пригодиться, во-первых, как полный источник информации по проблеме (особенно недавно изданная, которая содержит последние, свежие научные материалы). Во-вторых, в конце любой монографии обязательно приводится достаточно полная библиография по теме исследования, содержащая названия источников на русском и иностранных языках с полными выходными данными. Из библиографии можно почерпнуть для себя сведения о вышедших книгах по интересующей вас теме, о которых вы до сих пор не знали.
Брошюра— это небольшая по объему (часто очень тонкая) книжка в мягком переплете. Научный источник, изданный в виде брошюры, обычно представляет собой популяризированный текст, в адаптированном к пониманию неспециалиста виде, излагающий содержание теорий, открытий, описывающий новые вставшие перед учеными проблемы. К преимуществам научно-популярной брошюры относится, как правило, требуемый жанром более или менее понятный, простой и увлекательный стиль изложения. Если штудировать монографию приходится долго, то хорошую научно-популярную брошюру можно «проглотить» за несколько часов. В ней вы найдете яркую манеру подачи сложных вопросов, интересные ассоциации, выводящие за пределы специальности, которые можно как-то обыграть, примеры из практической жизни, научные анекдоты. Недостатком брошюры как самостоятельного источника по теме является облегченность.
Учебник, учебное пособие в принципе не предназначены для использования в качестве научных источников. Они содержат нормативный (общеобязательный) учебный материал, предусмотренный программой соответствующего курса. Однако если тема вашей студенческой работы затронута в учебниках, следует знать, как и что там по ней написано. Тем более, что от студенческой работы не требуется реальной новизны: ваша задача — показать, что вы овладели основами предмета и начальными навыками самостоятельного анализа и использования научного текста.
Часто полезное можно почерпнуть в тезисах докладов научно-теоретических и научно-практических конференций. Пользоваться тезисами очень удобно, поскольку и сами конференции, и сборники тезисов, как правило, носят тематический характер. Если по вашей или родственной ей теме прошла специальная конференция, не поленитесь достать и полистать сборник тезисов. Преимущество его в том, что в нем, как в калейдоскопе, представлено множество, сжато изложенных принадлежащих разным людям мнений и идей по интересующей вас проблеме.
Научная статья весьма значимый научный жанр. Обычно статьи публикуются в отраслевых научных журналах или в сборниках, изданных по той или иной теме, где можно найти разнообразные, зачастую довольно короткие статьи на разные, но прямо или косвенно связанные с вашей проблемой темы.
Особый разряд научной литературы — реферативные журналы. В них содержатся краткие пересказы основного содержания (рефераты) вышедших за период, указанный на обложке, книг и монографий. Такие журналы издаются по установленным рубрикам. Наиболее ценное в них — отреферированное содержание непереведенных на русский язык зарубежных научных изданий. С помощью таких рефератов можно быстро и существенно обогатить вашу работу.
МЕТОДЫ РАБОТЫ С ИСТОЧНИКАМИ
Необходимо овладеть начальными навыками работы с текстом, которая может иметь разные формы, а именно:
1. Конспектирование.Конспект — это краткая письменная фиксация основного содержания источника. Чтобы составить конспект, необходимо пользоваться одним из существующих приемов конспектирования.
2.Плановый конспект. Можно заранее составить план из интересующих вас вопросов и затем кратко излагать то, что сообщает по этому поводу источник. В него попадает не все содержание книги, а только то, что необходимо для написания вашей работы. Всю книгу при этом можно не читать, а только выбирать в ней нужные для конспектирования места. Это помогает сэкономить время.
3.Текстуальный конспект полностью состоит из цитат, то есть вы не пересказываете своими словами текст источника, а просто заносите в тетрадь интересующие вас мысли автора его же словами. Этот способ удобен тем, что впоследствии при написании самой работы все необходимые прямые цитаты будут уже под рукой.
4.Тематический конспект организуется так, чтобы одновременно проработать несколько источников по единой теме.
Составление плана.Для того чтобы лучше понять внутреннюю логику изучаемого текста, проще всего составить развернутый план. Впоследствии с его помощью вы легко восстановите в памяти идеи автора. Кроме того, план — это логический каркас исследования проблемы, и когда вам придется составлять план собственной работы, можно воспользоваться какими-то фрагментами логической последовательности изложения, найденной автором. План может быть простым, то есть состоящим из общих заголовков, относящихся к крупным частям текста, или сложным, развернутым, включающим в виде параграфов и под-параграфов более дробные логические членения. Правильно составить сложный план сразу нелегко. Обычно лучше начать с составления простого плана, а затем совершенствовать его вглубь, обогащая схему изложения в деталях. Можно вначале составить подробный простой план, а затем продумать субординацию пунктов и превратить его в сложный.
Выписки.Это нечто вроде первичной, упрощенной формы конспекта, когда из всего текста выбирается то, что относится к изучаемой теме или косвенно с ней связано, и записывается в форме отдельных, не связанных друг с другом единой логикой записей. Это наиболее простая и форма работы с текстом.
Тезисы— краткие формулировки основных положений содержания книги или статьи. В процессе составления тезисов вы глубже осваиваете материал и делаете первый шаг к собственным обобщениям. Тезисы бывают простые, сложные, основные. Основные тезисы представляют собой конечный результат процесса. Это чёткое и лаконичное изложение в пронумерованных пунктах главных идей, содержащихся в источнике.
Простые и сложные тезисы — это, соответственно, более или менее подробные формулировки тех же идей, но еще не окончательно отшлифованные, первичные, содержащие цитаты или прямой пересказ авторского текста. Впоследствии при переработке простых и сложных тезисов получаются основные. Важно не только тщательно обработать материал, почерпнутый из источников, но и правильно организовать его хранение. Сегодня это лучше всего делать в компьютерном варианте, где удобнее всего хранить создавшуюся базу данных (тема, фамилия автора, название книги, выходные данные, номера использованных страниц).
ЭССЕ
Эссе- это свобода построения, легкая, неспешная манера изложения, неожиданные отклонения от темы, ассоциации. Метафоры, каламбуры, ритм, приемы риторики, возможности искусства слова - все выдержано в стиле, способствующему более рельефному отражению личности автора.
Во многих зарубежных странах, написание эссе часто используется как способ тестирования и конкурсного отбора. Испытание в виде написания эссе, позволяет оценить личность автора, его мировоззрение, степень оригинальности мыслей, чувств. При этом не столь важен объем знаний или предмет исследования. В этом смысле эссе - антипод традиционного теста.
Прежде чем писать эссе, естественно определиться: о чем, сколько, как писать.
Если тема задана, считаем первую проблему решенной. Если тема эссе свободная, надо расслабиться, попытаться представить, о чем Вам было бы приятно или интересно рассказать. Что Вас удивило, поразило, шокировало. О чем Вы думали, мечтали. Не стоит зажиматься. Тема эссе действительно может быть любой
При выборе темы не следует забывать: оценивать вашу работу будут главным образом не по названию, а по тому, насколько интересно и самобытно будет представлено ваше восприятие заявленной темы.
Если Вы пишете эссе впервые, скорее всего вас занимает вопрос: Как писать эссе, каким языком? Прежде всего, не стоит стремиться удивить, поразить любой ценой. Вычурность, надуманность не заменят искренности, подлинности чувств, переживаний. Только искренность, личностное отношение к описываемому событию, делают обычный текст тем, что принято называть эссе. Помните, эссе это выражение только вашего мнения, это отклик только вашей личности на данное событие, явление. Поэтому объем, форма, структура не имеют жесткого формального регламента.
Тем не менее, исходя из общепринятых норм, можно порекомендовать следующее.
Объем. Краткость - сестра таланта. Обычно, бывает достаточно нескольких страниц текста. Но если мысли, чувства, желания переполняют вас - дерзайте.
Структура. Свои мысли, чувства, идеи вы вольны излагать в той последовательности, в которой считаете нужной. Эссе не требует оглавления, введения, глав, заключения, выводов. Никакой актуальности, цели, задач, списка использованной литературы. Главное, что бы текст передал ваши мысли, ощущения, чувства, родившиеся у вас в процессе рассуждений, переживаний - связанных с предметом вашего эссе.
Язык. Пусть вас не смущает, что это учебная или тестовая работа. Вы пишете эссе, следовательно, язык не должен быть наукообразным. Не нужны точные числовые данные, аналитические выкладки и тому подобное. Вы пишете не для экзаменатора, а делитесь своими наблюдениями с близкими вам людьми. Не зажимайтесь. Постарайтесь добиться гармонии между словесным, образным описанием своих чувств и мыслей, и теми ощущениями, которые возникали у вас в реальности.
РЕФЕРАТ
Под термином «реферат» объединены два разных вида работы:
1. Рефератом называется краткое проблемное изложение содержания книги или статьи.
2. Реферат самая простая форма самостоятельной письменной студенческой работы.
В реферате не требуется наличия ни большого фактического материала, ни глубокого анализа, ни фундаментальных выводов. Реферат - работа поверхностная, лишь касающаяся какой-то одной достаточно узкой темы и обозначающая основные общепринятые точки зрения на данную тему. Это относится к любому студенческому реферату.
Реферат должен включать оглавление, введение, несколько разделов (глав), заключение и список литературы. Желательно наличие ссылок, хотя можно обойтись и без них. Ссылки в реферате, как впрочем, и в других студенческих работах (курсовых и дипломах), можно делать двумя способами - внизу страницы или в квадратных скобках с указанием номера источника по списку литературы. Первый вариант удобнее и нагляднее. Нормальное количество ссылок для реферата - от 2 до 8. Список литературы для реферата обычно должен включать до 10 позиций (нормативные акты, книги, печатную периодику, интернет-ресурсы).
Как правило, реферат достаточно схематичная работа, освещающая небольшой вопрос, по которому уже успела сформироваться общепризнанная в науке точка зрения. Формально к оформлению реферата предъявляются следующие требования:
· Объем реферата - до 15 стр. - сюда не включаются титульный лист и возможные приложения.
· Шрифт обычно Times New Roman, кегль (или размер шрифта) – 14.
· Интервал (расстояние между строчками) - 1,5.
· Поля - стандартные для Microsoft Word.
· Текст реферата размещается с центрированием «по ширине страницы».
· Абзацы выделяются красной строкой с отступом не менее 1,5 см.
План реферата должен включать введение, несколько глав, заключение, библиографический список (список литературы) и, может быть, приложения. Утверждать у руководителя план реферата не принято, хотя в редких случаях такое практикуется.
Во введении реферата указываются актуальность темы реферата, цель реферата, задачи, которые необходимо решить, чтобы достигнуть указанной цели. Кроме того, во введении реферата дается краткая характеристика структуры работы и использованных информационных источников (литературы). Объем введения для реферата - 1-1,5 страницы.
Главы реферата могут делиться на параграфы, однако если реферат небольшой, то лучше этого не делать.
В заключении реферата приводятся ответы на поставленные во введении задачи, дается общий вывод и делается заключение о достижении цели реферата. Объем заключения реферата - 1-1,5 стр.
Каждая из этих частей начинается с новой страницы. Заголовки указанных частей реферата пишутся заглавными буквами и размещаются по центру строки. Между заголовком и последующим текстом должна быть пустая строка.
Реферат должен иметь сквозную нумерацию страниц. Титульный лист считается, но номер на нем не ставится. Номер страницы проставляется по-разному, чаще всего - в верхнем правом углу.
ДОКЛАД
Доклад— это форма работы, напоминающая реферат, но предназначенная по определению для устного сообщения. Как правило, текст доклада оформляется так же, как и текст реферата, снабжается аналогичным титульным листом и планом и сдается преподавателю после устного выступления.
Поскольку доклад изначально планируется как устное выступление, он несколько отличается от тех видов работ, которые просто сдаются преподавателю и оцениваются им в письменном виде. Необходимость устного выступления предполагает соответствие некоторым дополнительным критериям. Если письменный текст должен быть правильно построен и оформлен, грамотно написан и иметь удовлетворительно раскрывающее тему содержание, то для устного выступления этого мало. Устное выступление, чтобы быть удачным, должно хорошо восприниматься на слух, то есть быть интересно для аудитории подано.
Текст доклада должен быть построен в соответствии с регламентом предстоящего выступления, так как у некоторых преподавателей этот момент даже выходит на первое место среди критериев оценки доклада.
Не меньшее внимание, чем написанию самого доклада, следует уделить отработке его чтения. Написав черновой вариант, попробуйте прочесть его самому себе вслух. При этом читать необходимо, не торопясь, но и без излишней медлительности, стараясь приблизить темп речи к своему обычному темпу чтения вслух. Дело в том, что волнение во время чтения доклада перед аудиторией помешает вам все время контролировать темп своей речи, и она все равно самопроизвольно приобретет обычно свойственный вам темп, с той лишь разницей, что будет несколько более быстрой из-за волнения. Так что если ваш текст окажется невозможно прочитать за установленное регламентом время, не стоит делать вывод, что читать нужно вдвое быстрее. Лучше просто пересмотреть доклад и постараться сократить в нем не самое главное, избавиться от лишних эпитетов, вводных оборотов — там, где без них можно обойтись. Если не удается уложиться в регламент, значит, нужно что-то радикально менять в структуре текста: сократить смысловую разбежку во вводной части (сделать так, чтобы она быстрее подводила к главному) , сжать основную часть, в заключительной части убрать все, кроме выводов, которые следует пронумеровать и изложить тезисно, сделав их максимально четкими и краткими. Не пытайтесь выступить экспромтом или полуэкспромтом, не отступайте в момент выступления слишком далеко от подготовленного текста. Это может закончиться плачевно: даже если у вас хорошие ораторские способности, можно потерять ощущение времени, увлечься и выбиться из регламента.
В принципе, доклад, будучи устной формой сообщения, обладает определенными возможностями в плане проявления с вашей стороны чувства юмора, нетривиальности подачи информации, литературных дарований. Чтобы аудитория не уставала вас слушать (особенно если доклад будет длинным), попытайтесь предпринять некоторые шаги специально в этом направлении. Перемежайте сложные идеи, требующие напряженного внимания, шутками из разряда «научных» или забавными притчами, высвечивающими по-своему смысл сказанного вами ранее. Конечно, это следует делать только в том случае, «ели позволяет регламент.
При подготовке доклада, в отличие от других форм студенческих работ, достаточно часто используется метод коллективного творчества. Одну и ту же тему преподаватель может дать сразу нескольким (двум—трем) студентам одной и той же группы. Стратегия сотрудничества может быть разной. Например, вы можете каждый подготовить по докладу в порядке соревнования, а группа будет оценивать и выбирать лучшего докладчика. Достаточно часто используется метод докладчика и оппонента. В этом случае по одной и той же теме назначается основной докладчик и содокладчик, играющий роль оппонента. Основной докладчик выступает первым, содокладчик вслед за - ним с критическими замечаниями, дополнениями и оценкой его выступления. Можно подготовить два доклада с противоположных точек зрения и устроить дискуссию.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Это традиционная форма контроля усвоения учебного материала, принятая и в школе, и в вузе. Разница между контрольной и другими видами студенческих письменных работ заключается, прежде всего, в том, что и реферат, и доклад, и курсовая или дипломная работа представляют собой учебно-научные формы контроля знаний. Проверяя реферат или курсовую, преподаватель оценивает не только полученные студентом знания по предмету, но и самостоятельность его мышления, владение логическим аппаратом, навыки работы с источниками, умение правильно оформлять научный текст.
При выполнении контрольной работы задача студента гораздо проще. Контрольная — не научная работа, даже в самом отдаленном и приблизительном смысле. Это просто отчет студента о том, насколько он овладел учебным материалом по данной теме. Контрольные работы в вузе бывают:
· аудиторные (выполняемые во время аудиторных занятий в присутствии преподавателя),
· домашние, которые задаются на дом к определенному сроку,
· текущие, целью которых является контроль знаний по только что пройденной теме,
· экзаменационные, оценка по которым имеет статус итоговой,
· фронтальные, которые одновременно выполняет вся группа,
· индивидуальные.
При заочной форме обучения контрольные работы являются основной формой межсессионного контроля студенческих знаний. Выполнение их несколько отличается от выполнения текущих контрольных работ студентами очного отделения:
1. Во-первых, заочники сами выбирают тему контрольной работы по имеющемуся у преподавателя списку.
2. Во-вторых, написание такой контрольной работы больше похоже на написание реферата: подбирается необходимая для раскрытия темы литература, составляются выписки или конспект, выстраивается план изложения, наконец, в соответствии с вопросами плана пишется текст.
Объем контрольной работы должен составлять не более десяти печатных страниц. Необходимые требования к оформлению: наличие титульного листа и развернутого плана. Что касается критериев оценки содержания, то условием положительной оценки является отсутствие грубых ошибок и приемлемая степень раскрытия вопросов. Разумеется, работа не может быть засчитана, если преподаватель обнаружит факт дословного списывания источника. Однако осмысленное переложение своими словами учебного текста вполне допустимо.
КУРСОВАЯ РАБОТА
Написание курсовой работы — деятельность качественно иного уровня, чем в случае реферата, доклада, контрольной. Курсовая, в отличие от всех перечисленных видов работ, не является вспомогательной формой контроля знаний. Если положительная оценка за реферат или контрольную, лишь влияет на исход зачета или экзамена, то оценка за курсовую вносится в зачетнуюкнижку наравне с экзаменационными оценками. Иначе говоря, курсовая работа имеет статус экзамена.
Ккурсовой работе предъявляются качественно иные требования. Написание курсовой предусмотрено ГОС только по специальным предметам. В течение учебного года пишется одна курсовая работа. Как правило, курсовые работы входят в учебный план, начиная со второго курса.
Курсовая работа — это студенческое научное исследование, которое пишется по специальному предмету по избранной студентом специализации, назначение ее в том, чтобы выяснить, насколько последний овладел навыками самостоятельной научной деятельности. Именно поэтому свободу студента в разработке темы курсовой никак не ограничивают. Пользуясь советами научного руководителя и подобранной им литературой, студент в течение нескольких месяцев проходит подготовительный этап работы и пишет текст, который затем сдает своему руководителю для прочтения и оценки. Во многих вузах практикуется защита студентами курсовых работ на кафедре специализации. Такая защита — как бы генеральная репетиция защиты выпускной квалификационной работы.
Поскольку курсовая работа — это уже самостоятельное научное исследование, ее тема должна быть актуальной с точки зрения современного состояния науки. Общие советы относительно выбора темы письменной работы мы уже приводили выше. Отметим только, что во введении к курсовой работе актуальность выбранной темы должна быть убедительно обоснована.
Существуют некоторые различия в требованиях, предъявляемых к курсовым работам разных типов. Так, если вы пишете работу теоретического характера, не имеющую выхода в практику, следует соответствующим образом выстроить ее структуру. В начале работы лучше всего поместить главу, в которой будет освещаться состояние отечественной и зарубежной