Синдром дефицита внимания с гиперактивностью
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) - является одним из вариантов ММД, при котором на первый план выступают нарушения внимания, не соответствующая ситуации избыточная двигательная активность (гиперактивность), импульсивность в интеллектуальной деятельности и социальном поведении, конфликтное общение, двигательная неловкость вследствие статико-локомоторной недостаточности. СДВГ проявляет себя уже на первом году жизни: ребенок отличается повышенной возбудимостью, отвлекаемостью, двигательной расторможенностью и неловкостью. Еще более отчетливо проблемы выступают в возрасте трех-четырех лет, когда ребенок начинает посещать детский сад, и с новой силой - при поступлении в школу. Центральная нервная система оказывается неспособной справляться с возрастающими психическими и физическими нагрузками.
Многие дети с таким диагнозом имеют нарушения в развитии речи и трудности формирования навыков чтения, письма и счета. В исследованиях Н. Н. Заваденко (2001) 66% детей с СДВГ обнаруживали признаки дислексии и дисграфии, 61% - признаки дискальку-лии.
К дефициту внимания относятся:
1) плохая избирательность и трудности сосредоточения на оп
ределенной деятельности;
2) крайняя неустойчивость, при этом в отличие от детей того
же возраста ребенок часто не может завершить выполнение какой-
либо задачи;
3) отвлекаемость на стимулы, которые обычно игнорируются
сверстниками. Любые внешние воздействия (звук, окружающие
предметы, детали собственного тела и одежды) являются одинаково значимыми, мешающими сосредоточиться. У ребенка не сформированы механизмы локальной активации, обеспечивающие включение в деятельность именно тех отделов мозга, которые выделяют значимый вид деятельности и оттормаживают неважные для данной ситуации сигналы (М. Н. Фишман, 2004).
4) проявление нарушений внимания как в играх, так и в интел
лектуальных занятиях;
5) ошибки чаще бывают по невнимательности, нежели из-за
недостатка понимания материала.
Проявления гиперактивности детей с СДВГ меняются с возрастом. Дошкольники и младшие школьники словно «вечные двигатели» не способны усидеть на одном месте, постоянно в движении. Если ребенку удается стоять какое-то время, то он переминается с ноги на ногу, если садится, то начинает вертеться. Его активность часто бывает бесцельной и не соответствующей ситуации. К подростковому возрасту уже нет признаков «вечного двигателя», но остается двигательное беспокойство: сидя трясет ногой, постукивает пальцами, постоянно что-то вертит в руках и пальцах.
Импульсивность проявляется в том, что ребенок действует как бы «на коротком замыкании»: увидел - схватил - побежал. Именно он находит дырку в заборе детского сада и убегает. Его поведение • часто бывает рискованным, так как он не способен предусмотреть опасность. Не может ждать своей очереди в играх и на занятиях, во время уроков выкрикивает ответ, не дослушав вопрос, перебивает других. Неосторожно высказывается, не задумываясь о чувствах других и последствиях, что делает общение конфликтным.
Среди эмоциональных нарушений можно видеть агрессивность, повышенную реактивность эмоций, эмоциональную лабильность. В силу чрезмерной активности ребенок на какое-то время становится лидером общения и игр, но нетерпеливость, взрывча-юсть и отвлекаемость делает его неудобным партнером для других. Он становится отвергаемым. В дошкольном возрасте ссоры со сверстниками он обычно быстро забывает, но в младшем школьном и, особенно, с началом подросткового возраста застревает на них, долго помнит обиду. Межличностные и внутренние конфликты усугубляют эмоциональное неблагополучие.
Ребенок с СДВГ имеет нарушения координации движений и равновесия, что делает его неуклюжим, неловким, он с трудом учится кататься на двухколесном велосипеде, играть с мячом. Несфор-мированность мелкой моторики и праксиса приводят к тому, что де-!нм сложно завязывать шнурки, застегивать пуговицы, пользоваться ножницами, осваивать навыки рисования и письма.
Диагноз СДВГ должен ставить врач. Он опирается на критерии Международной классификации болезней 10-го пересмотра и классификации Американской психиатрической ассоциации (DSM-IV), рекомендованные Всемирной организацией здравоохранения для практического применения. Эти критерии важно знать педагогам и психологам для того, чтобы как можно раньше направить ребенка и его родителей на консультацию к специалисту, который ставит или исключает диагноз СДВГ.
Диагностические критерии синдрома дефицита внимания с гиперактивностью по классификации DSM-IV (1994)
А. Для постановки диагноза необходимо наличие следующих симптомов.
I. Шести или более из перечисленных симптомов невнима
тельности, которые сохраняются у ребенка на протяжении как ми
нимум 6 месяцев и выражены настолько, что свидетельствуют о не
достаточной адаптации и несоответствии нормальным возрастным
характеристикам_____________________
Невнимательность
1. Ребенок часто не способен удерживать внимание на де
талях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школь
ных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.
2. Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении
заданий или во время игр.
3. Часто складывается впечатление, что ребенок не слуша
ет обращенную к нему речь.
4. Часто оказызается не в состоянии придерживаться пред
лагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков,
домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не
связано с негативным или протестным поведением, неспособностью
понять задание).
5. Часто испытывает сложности в организации самостоя
тельного выполнения заданий и других видов деятельности.
6. Обычно избегает, высказывает недовольство и сопро
тивляется вовлечению в выполнение заданий, которые требуют
длительного сохранения умственного напряжения (например,
школьных заданий, домашней работы).
7. Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (на
пример, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, ра
бочие инструменты).
8. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
9. Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуаци
ях^
II Шести или более из перечисленных симптомов гиперактивности и импульсивности, которые сохраняются на протяжении по меньшей мере 6 месяцев и выражены настолько, что свидетельствуют о недостаточной адаптации и несоответствии нормальным возрастным
хара ктеристикам._____________________________________________
Гиперактивность
1. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и
стопах; сидя на стуле, ребенок крутится, вертится.
2. Часто встает со своего места в классе во время уроков
или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
3. Часто проявляет бесцельную двигательную активность:
Оигает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуаци
ях, когда это неприемлемо.
4. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься
чем-либо на досуге.
5. Часто находится в постоянном движении и ведет себя
так, «как будто к нему прикрепили мотор».
6. Часто бывает болтливым.__________________________
Импульсивность
1. Часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслу
шав их до конца.
2. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных
ситуациях.
3. Часто мешает другим, пристает к окружающим (напри
мер, вмешивается в беседы или игры).________________________
B. Некоторые симптомы импульсивности, гиперактивности и
невнимательности начинают вызывать беспокойство окружающих в
нозрасте до 7 лет.
C. Проблемы, обусловленные вышеперечисленными симпто
мами, возникают в двух или более видах окружающей обстановки
(например, в школе и flOMaJ. ____ ________________________
D. Имеются убедительные сведения о клинически значимых
m|рушениях в социальных контактах или школьном обучении.___
Около 30% детей «перерастают» СДВГ к подростковому воз-рнсту. У части подростков остаются симптомы в различной степени тжести: импульсивность, конфликтная самооценка, нарушения об-щония - но они не достигают степени психопатологии. У других мо-i ут развиваться более тяжелые осложнения в виде злоупотребления алкоголем, наркотиками, противоправного поведения и даже психопатии.
Несмотря на все трудности, дети с диагнозом СДВГ имеют неплохие компенсаторные возможности. Для включения компенса-
торных механизмов необходимо как можно раньше создать благоприятные условия:
- соблюдение режима дня;
- избегание интеллектуальных и эмоциональных перегрузок;
- медикаментозная помощь;
- своевременная психокоррекция нарушений у ребенка и не
правильных установок у родителей;
- возможно обучение ребенка в классах компенсирующего или
коррекционно-развивающего обучения;
- индивидуальный подход в обучении и воспитании.
Психокоррекционная работа с детьми с СДВГ имеет несколько
направлений: снятие двигательного и эмоционального напряжения,
развитие внимания и саморегуляции, отработка навыков эффектив
ного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, работа с кон
фликтной самооценкой. .;
Вопросы для обсуждения]"
1.Представьте признаки дефицита внимания при СДВГ. ]_
2. Опишите своеобразие двигательной сферы при СДВГ. '"'■'
3. В чем проявляется эмоциональное неблагополучие детей с
СДВГ?
4. Перечислите благоприятные условия для компенсации
СДВГ.
Литература
• Заваденко Н. Н. Как понять ребенка: дети с гиперак
тивностью и дефицитом внимания. - М., 2001.
• Заваденко Н. Н., Суворинова Н. Ю., Румянцева М. В.
Гиперактивность с дефицитом внимания: факторы риска, возрас
тной диапазон, особенности диагностики // Дефектология. - 2003. -
№6. ;
Задания для самостоятельной работы
Опишите основные диагностические критерии СДВГ по МКБ-10. Используйте литературу:
• МКБ-10 - Международная классификация болезней (10-й
пересмотр). Классификация психических и поведенческих рас
стройств. Исследовательские диагностические критерии. - СПб.,
1994.
Темы докладовг
1. Факторы риска СДВГ с.
_р: Литература: ,, - „,, ,, % ^ Ш'?Ч.
• Заваденко Н. Н., Суворинова Н. Ю., Румянцева М. В. Гипе-
рисгивностьс дефицитом внимания: факторы риска, возрастной
диапазон, особенности диагностики //Дефектология. - 2003. - № 6.
2. Распространенность СДВГ.
Литература:
• Заваденко Н. Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивно-
СТЬЮи дефицитом внимания. - М., 2001. (Глава «Исследование час-
ТОТЫвстречаемости синдрома дефицита внимания с гиперактивно-
СТЬЮу детей». С. 23 - 39).
3. Психодиагностическая работа с детьми с СДВГ.
Литература:
• Заваденко Н. Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивно-
мыо идефицитом внимания. - М., 2001. (Глава «Психологическая и
ншрологическая диагностика синдрома дефицита внимания с гипе-
(шкгивностью у детей». С. 66 - 84).
4. Психокоррекционная работа с детьми с СДВГ.
Литература:
• Заваденко Н. Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивно-
етьюи дефицитом внимания. - М., 2001. (Глава «Методы коррекции
синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей». С. 85 -
102).
5. Особенности семейного воспитания гиперактивных детей.
Литература:
• Кэмпбелл Р. Как справляться с гневом ребенка. - СПб.,
1997.
Занятие 5 (семинар).