Понятие минимальной мозговой дисфункции, задержки психического развития церебрально-органического
Происхождения
Диагноз «минимальная мозговая дисфункция» указывает на наличие негрубой органической недостаточности нервной системы, как правило, резидуального (остаточного, сохранившегося) характера. К ММД приводят ранние локальные поражения головного мозга, которые возникают в результате патологии беременности, асфиксии, микрородовых травм, постнатальных нейроинфекций, токсико-дистрофирующих заболеваний первых лет жизни. Такие повреждения мозговых структур проявляются в дальнейшем в отставании и дисгармонии развития высших психических функций. Термин «минимальная» отражает относительно малую степень поражения центральной нервной системы в отличие от таких состояний, как умственная отсталость и детский церебральный паралич.
Частота ММД - у каждого 5-6 ребенка. В анамнезе большинства детей с ММД в период младенчества отмечается синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости: общее беспокойство, нарушения сна и аппетита, частые срыгивания, тремор подбородка и рук. Части таких детей на первом году жизни ставится диагноз «перинатальная энцефалопатия», так как обнаруживается внутричерепное давление, изменения мышечного тонуса и рефлексов. В раннем возрасте у многих детей с ММД наблюдают незначительное отставание психомоторного и речевого развития. У них медленнее формируются навыки опрятности, у некоторых это сопровождается энурезом и энкопрезом.
Пик проявлений -6-7 лет, когда резко увеличиваются физические и психические нагрузки, связанные с началом обучения в школе. Для детей с ММД характерны трудности формирования школьных навыков и поведенческие проблемы. Негативные проявления в благоприятных случаях исчезают к 14 -15 годам. Но при неправильном воспитании и обучении тяжелый кризис наступает в подростковом возрасте и может определить судьбу взрослого человека.
ММД обнаруживается в анамнезе у детей, которые в дальнейшем получают диагноз ЗПР церебрально-органического происхождения (в терминах К. С. Лебединской). Клинико-психологическая характеристика детей с ЗПР церебрально-органического генеза и ум-
ственно отсталых имеет много общего. Студентам важно уяснить клинические признаки дифференциации двух видов дизонтогенеза. При ЗПР поражения головного мозга менее массивные и возникают на более поздних сроках. У большинства умственно отсталых детей наблюдаются проявления незрелости, недоразвития нервной системы (имеется в виду неосложненная форма олигофрении по М. С. Певзнер). Для ЗПР характерно сочетание признаков незрелости и повреждения нервной системы. Поэтому могут наблюдаться энцефалопатические расстройства: церебральная астения, невро-зоподобные расстройства, синдром психомоторной возбудимости, аффективная возбудимость, апатико-адинамические, психопатопо-добные или эпилептоформные нарушения.
Клинические и нейрофизиологические исследования обнаружили у детей с ЗПР церебрально-органического генеза:
- нарушение нормального развития глубинных структур мозга, 1
- задержку развития функций левого полушария, i
- особенности межполушарных взаимодействий,
- незрелость лобных отделов левого полушария мозга
(М. Н. Фишман, 1996, 1997).
Эти нарушения определяют низкую познавательную активность, отставание интеллектуального и личностного развития, трудности обучения. Одним из центральных звеньев в структуре ЗПР является нарушение эмоциональной регуляции интеллектуальных процессов и поведения (Н. Н. Малофеев, 2001).
Такие ученые как Т. А. Власова, М. С. Певзнер (1967), Е. С. Иванов (1971) считают, что главную роль в возникновении неуспеваемости школьника играет церебральная астения: познавательная деятельность ребенка страдает от повышенной истощае-мости.
В отличие от других форм задержек, при ЗПР церебрально-органического генеза на первый план выступают признаки неполноценности познавательной сферы, но они не достигают степени умственной отсталости. В нейропсихологических исследованиях И. Ф. Марковской, В. В. Лебединского, О. С. Никольской была выявлена разная структура отклонений в развитии познавательной сферы при легких и выраженных органических поражениях мозга. В связи с этим выделены два варианта ЗПР: легкий и выраженный.
При первом варианте нарушения высших психических функций имеют, в основном, динамический характер. Это означает дефицит энергетического обеспечения психических процессов. Отставание в развитии связано в первую очередь с низким психическим тонусом, повышенной истощаемостью, недостаточностью автоматизации движений и действий. У детей резко повышается количество ошибок при утомлении, имеется слабость внимания и механической памяти,
легкие нарушения речевой моторики и зрительно-моторной координации. Познавательная активность в целом проявляется неравномерно. При этом в этой группе детей не отмечаются грубые нарушения зрительно-пространственного гнозиса, фонематического слуха и конструктивного праксиса.
У детей второй группы описаны более грубые нейродинамиче-ские нарушения: помимо повышенной истощаемости наблюдается инертность психических процессов с наличием персевераторных явлений, трудностей переключения. Отмечается недостаточный уровень развития познавательных процессов — памяти, восприятия, мышления, речи.
Чем раньше начинается психолого-педагогическая коррекция, тем больше шансов на достижение максимально возможного для данного ребенка уровня психического развития и преодоления отставания. Исследования Ю. А. Разенковой (2000) доказали целесообразность переноса сроков коррекционной работы на первые годы жизни. Так, у 28% воспитанников дома ребенка с функциональными и органическими поражениями центральной нервной системы удается в результате целенаправленной коррекции в период младенчества нормализовать ход психического развития настолько, что он становится близким или равным возрастной норме. Для 32% детей с изначально тяжелым прогнозом развития могут стать доступными «образовательные маршруты», приспособленные для детей с менее глубокими нарушениями.
Дети с ЗПР церебрально-органического происхождения с начала 80-х годов направляются для обучения в специальные коррек-ционные учреждения VII вида и классы выравнивания. В настоящее время получили развитие классы коррекционно-развивающего обучения (С. Г. Шевченко, 2001), в которые принимаются дети на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии. Дети с легкой формой ЗПР церебрально-органического генеза, обучающиеся в классах КРО, переводятся в традиционные классы через 1 -4 учебных года и успешно в них обучаются. В случае выраженной ЗПР ребенок нуждается в коррекционной помощи вплоть до 9-го класса, а в большинстве случаев - и при получении начального профобразования.
Вопросы для обсуждения
1. Что понимается под «минимальной мозговой дисфункцией», ^
как соотносятся понятия «ММД» и «ЗПР»?
2. Опишите факторы риска возникновения ММД.
3. Каковы клинические признаки дифференциации легкой сте
пени умственной отсталости и ЗПР церебрально-органического про
исхождения?
4. Перечислите первичные нарушения при ЗПР церебрально-
органического генеза.
5. Дайте краткую характеристику легкой и выраженной формы
ЗПР.
6. Каковы перспективы преодоления ЗПР церебрально-
органического происхождения?
Литература
• Заваденко Н. Н. Как понять ребенка: дети с гиперак
тивностью и дефицитом внимания. - М., 2001. (Глава «Синдром
дефицита внимания с гиперактивностью у детей как один из вариан
тов минимальных мозговых дисфункций». С. 7 - 10. Глава «Возрас
тная динамика минимальных мозговых дисфункций и синдрома де
фицита внимания с гиперактивностью». С. 10 -12).
• Разенкова Ю. А. Профилактика, раннее выявление и
ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии. В
кн.: Специальная педагогика / Под ред. Н. М. Назаровой. - М., 2000.
• Тржесоглава 3. Легкая дисфункция мозга в детском
возрасте. - М., 1986.
Задания для самостоятельной работы
Задание 1. Изучите систему коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР. Используйте литературу:
• Шевченко С. Г. Концептуальные основы коррекционно-
развивающего обучения и воспитания детей с задержкой психиче
ского развития (ЗПР). В кн.: Диагностика и коррекция задержки пси
хического развития у детей / Под ред. С. Г. Шевченко.- М., АРКТИ,
2001. С. 8-26.
Задание 2. Ответьте на вопрос: Чем отличаются признаки повреждения и недоразвития психических функций при ЗПР? Используйте литературу:
Лебединская К. С, Лебединский В. В. и др. Клинико-нейропсихологический и нейрофизиологический анализ аномалий психического развития детей с явлениями «минимальной мозговой дисфункции». В кн.: А. Р. Лурия и современная психология. - М., 1982.
( Темы докладов
1. Характеристика энцефалопатических расстройств при ЗПР.
Литература:
• Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. - М., 1995. (Глава «Энцефалопатические формы пограничных состояний интеллектуальной недостаточности»), '.
• Лебединская К. С. Основные вопросы клиники и системати
ки задержки психического развития. В кн. Актуальные проблемы ди
агностики задержки психического развития / Под ред.
К. С. Лебединской. - М., 1982. С. 5 - 21.
2.Психическое развитие детей с большим риском ЗПР на пер
вом году жизни.
3.Особенности психики ребенка с ЗПР в раннем возрасте.
4.Особенности психики ребенка с ЗПР в дошкольном возрас
те.
Литература:
• Мамайчук И. И., Ильина М. Н. Помощь психолога ребенку с
задержкой психического развития. - СПб., 2006. ;
. . Занятие 4 (семинар).