Глава 1. Организация педагогического исследования

В рамках последних социально-экономических условиях системы развития образования в России, предъявляются высокие требования к подготовке специалиста. Как упоминалось выше обществу нужен педагог инициативный, конкурентно способный профессионал, непрерывно совершенствующий свою личность и деятельность. Именно такая личность может качественно выполнять свои функции, отличаясь высокой восприимчивостью к различной информации, социально – профессиональной мобильностью, готовностью к быстрому обновлению знаний, расширению арсенала навыков и умений, освоению новых сфер деятельности.

В этой связи развитие исследовательской деятельности является одним из основных направлений модернизации непрерывной системы образования педагога.

«Под исследованием в области педагогики можно понимать процесс и результат научной деятельности, обращенные в сторону получения новых знаний о закономерностях процесса воспитания, его структуре и механизме, теории и методики организации учебно-воспитательного процесса, его содержании, принципах, организационных методах и приемах», - так определяет сущность педагогического исследования Валентин Михайлович Полонский [7].

Педагогическое исследование опирается на известные педагогические теории, концепции, открытии, с их помощью разъясняются полученные факты. Известно метафорическое высказывание Ивана Петровича Павлова: «Факты – это воздух ученого». В этой связи исследование основывается на фактах, которые установлены и могут быть эмпирически проверены, объяснены, а порою и предсказаны.

Научно-педагогическое исследование выполняет всевозможные функции:

- коммуникативную функцию (она состоит в том, что является путем передачи не только знаний, эмоций, но и средством духовного и интеллектуального общения людей);

- познавательную функцию, которая состоит в изучении, освоении сущностных сторон процесса обучения, воспитания, общения, социализации;

- социальную функцию (с помощью данной функции решаются важные для общества проблемы, вследствие чего содержание, язык публикаций должны отвечать своему социальному назначению, нуждам той группы потребителей, для которой они предназначены) [1].

По их направленности педагогические исследования можно разделить на фундаментальные, прикладные и разработки.

Фун­даментальные исследования своим следствием имеют обобщающие итоги теоретических и прак­тических достижений педагогики или предлагают модели разви­тия педагогических систем на прогностической основе.

Приклад­ные исследования — это осуществление таких работ, которые направлены на углубленное изучение отдельных сторон педагогического процесса, выявление закономерностей многосторонней педагогической практики.

Раз­работки направлены на обоснование конкретных научно-прак­тических рекомендаций, учитывающих уже известные теоретиче­ские положения.

Целью педагогического исследования является — раскрытие закономерностей педагогического явления, установление реальных противоречий процессов воспитания, обучения и развития и отражение их в теоретических положениях.

Раскрытие закономерностей может осуществляться на различных уровнях. Учеными установлены три уровня исследования, которые мы вам представим ниже: эмпирический, теоретический и метатеоретический.

Эмпирический уровень исследования связан со сбором фактического материала, подробным описанием фактов, обнаружением объективных связей, всесторонним изучением исследуемых явлений. Исследование на эмпирическом уровне является полноценным научным исследованием и представляет собой базу и основное, содержание педагогики. Исследование на эмпирическом уровне требует высокой квалификации, большой пытливости и изобретательности ученого и базируется на системе анализа действительности, направленного на развёрнутое описание педагогического явления во всем его многообразии.

Теоретический уровень - опирается на определенный способ анализа, систематизации, сконцентрированных на проникновение в сущность изучаемых явлений. Педагогика, поднявшись на теоретический уровень, приобретает новые возможности предвидения и познания закономерностей воспитания, благодаря чему она может опережать наблюдения, опыты, эксперименты. Исследование на теоретическом уровне решает наиболее важные, принципиальные проблемы педагогики и разрабатывает новые системы воспитания, образования, обучения. Исследование теоретического уровня — сложный, своеобразный скачок в познании, в процессе которого происходит обобщение огромного научного материала, накопленного путем наблюдений, опытов, экспериментов, логической обработки эмпирических данных в качественном и количественном аспектах; образование научных понятий.

Метатеоретический уровень науки представляет, прежде всего, идеалы и нормы научного исследования - это инвариант, который констатирует науку, отличая ее от других форм познания, выражая стиль мышления эпохи, позволяя отличить одну науку от другой.

Он включает в себя идеалы и нормы:

1) доказательности и обоснования

2) объяснения и описания

3) построения и организации знания.

Элементами метатеоретического уровня также выступают научная картина мира и философские основания науки. Научная картина мира – это совокупность важнейших достижений науки, принципов, законов и объяснений, дающее целостное понимание мира как движущейся материи, его развития, происхождения жизни и человека. Это целостная концептуальная система, дающая интегральное научное представление о природе и обществе. От теории она отличается сочетанием абстрактно-теоретических знаний и наглядных представлений, модельных образов.

Тот или иной уровень исследований требует адекватных ему методов, средств, условий. В проведении исследования любого уровня важнейшее место занимает его организация и планирование.

Наши рекомендации