Задачи развития в юности (от 16-17 до 20-25)
- достижение социальной зрелости
- личностное самоопределение
Задачи развития в молодости (от 20-25 до 30 лет)
- выбор спутника жизни и создание семьи
- овладение выбранной профессией
Задачи развития зрелости (от 30-35 до 55-60)
- достижение личностной зрелости
- активное освоение внутреннего мира, нахождение своего пути в нем и через духовную активность - установление контактов с внешним миром
- раскрытие своего потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношениях (продуктивность)
Задачи старости (от 55-60 до 80-90)
- выполнение тех жизненных «заданий» (семейных или социальных), которые не выполнялись или не достаточно хорошо выполнялись в течение предыдущей жизни.
- окончание активной профессиональной деятельности, приспособление к выходу на пенсию.
- Зависимость психического состояния пожилого человека от состояния здоровья и его социального окружения.
Этапы умирания (классификация Кюблер-Росс)
Элизабет Кюблер-Россосуществила систематическое исследование смерти и процесса умирания. Проведя много времени у постели умирающих больных, она выделила в их переживаниях пять этапов: отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие (Kubler-Ross, 1969). Периодизация Э. Кюблер-Росс является в настоящее время одной из самых используемых.
Отрицание. Человек отказывается принять возможность своей смерти узнав о том, что его болезнь смертельна, человек уверяет себя, что ошибка и диагноз поставлен неправильно.
Гнев. Осознание человеком того, что он действительно умирает, приводит к появлению чувства гнева, обиды и зависти к окружающим. Человек задает вопрос: «Почему именно я?». Фрустрация актуализирует обвинительные реакции, обращенные к врачам, к каким-либо другим людям или к судьбе вообще.
Торг. Человек ищет способы продления жизни и обещает все что угодно вобмен на продление своей жизни. Одни обещают врачам бросить пить или курить, другие, обращаясь к Богу, обещают начать в случае выздоровлении праведную жизнь.
Депрессия. Умирающий теряет интерес к жизни, его охватывает чувство безнадежности. Человек горюет о предстоящей смерти и о разлуке с родными и близкими.
Принятие. На последней стадии человек смиряется со своей судьбой и с неизбежностью смерти. И хотя человек не становится веселым, у него в душе воцаряется мир и спокойное ожидание конца.
Краткие сведения о вкладе ученных-исследователей в развитие
Возрастной психологии.
В. Прейер (1841-1897) – немецкий физиолог и психолог, ввел в детскую психологию метод многолетнего изучения ребенка посредством строго объективного наблюдения.
В. Вундт (1832-1920) – немецкий психолог, философ, физиолог, лингвист. Создатель первой в мире психологической лаборатории.
А. Бине (1857-1911) - французский психолог. Основатель экспериментальной психологии и психологической лаборатории во Франции. Автор работ по проблемам психологии, патологии сознания, различных процессов памяти, по эмотивным реакциям и чувствам детей, графологии дефектологии; считается одним из создателей методов тестов в психологии.
С. Холл (1846-1924) – американский психолог, один из основателей педологии и американской экспериментальной психологии, автор работ по детской психологии и педологии.
Э. Клапаред (1873-1940) – швейцарский психолог. Признавал существование общей логики развития психики в филогенезе и онтогенезе. В центре исследовательских проблем стояло мышление и этапы его развития у детей, открыл одно из основных свойств детского мышления – синкретизм.
Д. Болдуин (1861-1934) – американский психолог, один из первых пропагандистов идей социальной психологии в США. Различал два вида наследственности в развитии человека – биологическую и социальную.
К. Гросс (1861 – 1946) – немецкий психолог. Исследовал проблемы игры и ее роли в психическом развитии ребенка.
А. Геззел (1880-1961) – американский психолог. В центре его научных интересов – природа младенчества и раннего детства. Создал Йельскую клинику нормального развития детей от рождения до трех лет. Использовал новые методы исследования: лонгитюдный, близнецовый. Выработал систему тестов и норм развития для детей от трех до шести лет.
А. Бандура – американский психолог. Автор исследований по модификации поведения. Специалист по проблемам агрессивности и полоролевого развития.