Методика диагностики структуры учебной мотивации школьника
Инструкция. Оцени, насколько значимы для тебя причины, по которым ты учишься в школе.
Для этого обведи кружком нужный балл:
0 баллов - почти не имеет значения;
1 балл - частично значимо;
2 балла - заметно значимо;
3 балла - очень значимо.
Чтобы я хорошо учил предмет, мне должен нравиться учитель. | 0 1 2 3 | |
Мне очень нравится учиться, расширять свои знания о мире. | 0 1 2 3 | |
Общаться с друзьями, с компанией в школе гораздо интереснее, чем сидеть на уроках, учиться. | 0 1 2 3 | |
Для меня совсем немаловажно получить хорошую оценку. | 0 1 2 3 | |
Все. что я делаю, я делаю хорошо - это моя позиция. | 0 1 2 3 | |
Знания помогают развить ум, сообразительность , смекалку. | 0 1 2 3 | |
Если ты школьник, то обязан учиться хорошо. | 0 1 2 3 | |
Если на уроке царит обстановка недоброжелательности, излишней строгости, у меня пропадает всякое желание учиться. | 0 1 2 3 | |
Я испытываю интерес только к отдельным предметам. | 0 1 2 3 | |
Считаю, что успех в учебе - немаловажная основа для уважения и признания среди одноклассников. | 0 1 2 3 | |
Приходится учиться, чтобы избежать надоевших нравоучений и разносов со стороны родителей и учителей. | 0 1 2 3 | |
Я испытываю чувство удовлетворения, подъема, когда сам решу трудную задачу, хорошо выучу правило и т.д. | 0 1 2 3 | |
Хочу знать как можно больше, чтобы стать интересным, культурным человеком. | 0 1 2 3 | |
Хорошо учиться, не пропускать уроки - моя гражданская обязанность на данном этапе моей жизни. | 0 1 2 3 | |
На уроке не люблю болтать и отвлекаться, потому что для меня очень важно понять объяснение учителя, правильно ответить на его вопросы. | 0 1 2 3 | |
Мне очень нравится, если на уроке организуют совместную с ребятами работу (в паре, бригаде, команде). | 0 1 2 3 | |
Я очень чувствителен к похвале учителя, родителей за мои школьные успехи. | 0 1 2 3 | |
Учусь хорошо, так как всегда стремлюсь быть в числе лучших. | 0 1 2 3 | |
Я много читаю книг, кроме учебников (по истории, спорту, природе и т.д.). | 0 1 2 3 | |
Учеба в моем возрасте - самое главное дело. | 0 1 2 3 | |
В школе весело, интереснее, чем дома, во дворе. | 0 1 2 3 |
Ключ
Мотивы | Номера ответов |
Познавательные | 2 9 15 |
Коммуникативные | 3 10 16 |
Эмоциональные | 1 8 21 |
Саморазвития | 6 13 19 |
Позиция школьника | 7 14 20 |
Достижения | 5 12 18 |
Внешние (поощрения, наказания) | 4 11 17 |
Индекс групповой сплоченности Сишора
Инструкция:
«Внимательно прочитайте каждый вопрос и подчеркните один из ответов, наиболее верно отражающий Ваше мнение».
Как Вы оцениваете свою принадлежность к классу?
1.Считаю себя активным полноправным членом коллектива.
2.Участвую в большинстве дел класса, но часть одноклассников делают это активнее меня.
3.Участвую примерно в половине дел класса.
4.Не чувствую привязанности к классу и в делах класса участвую редко.
5.Делами класса не интересуюсь и участвовать в них не желаю.
Хотели бы Вы перейти в другой класс, если бы предоставилась такая возможность?
1.Очень хотел бы.
2.Скорее всего перешел бы, чем остался.
3.Не вижу никакой разницы.
4.Скорее всего остался бы в своем классе.
5.Очень хотел бы остаться в своем классе.
Каковы взаимоотношения в Вашем классе?
1.Лучше, чем в других классах.
2.Такие же, как и в большинстве других классов.
3.Хуже, чем в других классах.
Каковы взаимоотношения школьников Вашего класса с учителями?
1.Лучше, чем в большинстве других классов.
2.Такие же, как и в других классах.
3.Хуже, чем в других классах.
Каково отношение школьников Вашего класса к учебе?
1.Лучше, чем в других классах.
2.Такое же, как в других классах.
3.Хуже, чем в других классах.
Обработка результатов.
Балльные оценки за ответы учащихся выставляются следующим образом.
За пункт №1 – первый вариант – 5 баллов, второй -4, третий – 3, четвертый 2, пятый – 1 балл.
3а пункт №2 – первый вариант – 1 балл, второй – 2, третий – 3, четвертый 4, пятый 1.
За пункт №3 – первый вариант - 3 балла, второй – 2, третий – 1 балл.
За пункт №4 – первый вариант - 3 балла, второй вариант – 2, третий вариант – 1 балл.
За пункт №5 –первый вариант – 3 балла, второй вариант – 2 балла, третий вариант -1 балл.
Подсчитывается сумма баллов по всем пунктам. Она колеблется от 5 баллов – самая неблагоприятная групповая
сплоченность – до 18 баллов – самая благоприятная.
Анализируются школьники с крайними оценками.
Рассматривается распределение по отдельным пунктам. Низкие ответы по какому-либо пункту позволяют выявить
проблемы, являющиеся источниками напряженности в классе.