Развитие интересов у глухих школьников
На основе наблюдений за излюбленной деятельностью глухих школьников, которую они «выбирают по собственному желанию, а также на основе косвенных бесед(1) и сочинений учащихся
(1) Косвенной беседой мы называем беседу не прямо об интересах школьников, а, например, о телепередачах, кружках, проведении каникул, пополнении библиотеки книгами, школьных занятиях, внеклассных мероприятиях и т. п.
(H. Г. Морозова, 1969) становится ясно, что у них первое место в III—IV классах занимают игры и спортивные занятия (коньки, лыжи, гимнастика, легкая атлетика). В V—VI классах почти на одном уровне с игровой деятельностью идет художественная (посещения кино «и театра, рисование, танцы). В VII—VIII классах художественная деятельность выдвигается на первое место, к ней приближаются трудовая и спортивная деятельность, а игровая почти сводится на нет. В этих классах впервые проявляется интерес к самостоятельному чтению. В IX—Х классах чтение выступает на первый план, за ним «идет трудовая н спортивная деятельность. У учащихся этих классов усиливается интерес к «посещению музеев, экскурсиям, лекциям и беседам на познавательные темы.
С точки зрения развития познавательных интересов показательно отношение к различным урокам у учащихся младших, средних и старших классов.
Ученики 1—III классов обычно с одинаковым старанием относятся к учебным предметам.
У учащихся IV класса положительное отношение довольно равномерно распределяется между учебными предметами, однако некоторое предпочтение отдается арифметике, ручному труду и чтению. Несколько реже упоминаются физическая культура и рисование.
В V—VI классах на первом ме-сте стоит изучение родного языка (грамматика, чтение, развитие и техника речи). Некоторые учащиеся интересуются математикой, естествознанием и «вопросами истории.
К VII—VIII и особенно к IX—Х классам растет интерес к литературе и к естественным наукам, особенно к географии, и резко снижается интерес к математическим наукам. В связи с переходом от а.рифметики к геометрии и алгебре учащиеся испыты вают очень большие трудности при необходимости овладеть такими абстрактными знаниями. Кроме того, обнаруживаются большие пробелы в математических представлениях в результате недоработки в средних классах.
Чтобы судить о росте подлинного интереса, т. е. непосредст венного эмоционально-познавательного отношения к занятиям, важно выявить, почему дети обнаруживают положительное отношение к определенным предметам и старательно занимаются ими. Эти мотивы отчетливо выявляются в сочинениях и косвенных беседах с учащимися («Какие уроки ты готовишь в первую очередь и почему?», «Ка«кие предметы хотел бы добавить, какими побольше хотел бы заниматься?», «Какие предметы не хотел бы изучать?», «Какими предметами хотел бы заниматься в свободное время?», «Почему тебе нравится заниматься этим предметом?» и т. п.).
Младшие школьники не могут мотивировать свое отношение. Они говорят: «Нравится» или «Учительница говорит, что нужно
учиться»; «Хочу учиться говорить, читать, писать»; «Хочется учиться»; чаще же отвечают: «Не знаю».
Учащиеся средних классов на первое место ставят непосредственные, эмоциональные мотивы: «Люблю «все изучать, делать опыты»; «Нравится чтение»; «Люблю писать»; «Люблю животных, растения, нравится работать (с ними)». Далее идут практические мотивы: «Хочу уметь все делать»; «Нужно уметь считать, измерять, рисовать»: «Мне очень интересный урок по граммати ке, потому что буду без ошибок «писать». Затем идут непосредственные эмоционально-познавательные мотивы, характерные для интереса к предмету, к его содержанию («Интересно узнавать новое», «Самый лучший урок чтение, потому что в книге интересно, много интересных рассказов») или к самому познавательному процессу («Нравится трудные задачи решать, интересно самому правильный ответ»). Несколько меньше встречается чисто познавательных мотивов («Хочу все знать и понимать, знать откуда, почему, как») и мотивов самосовершенствования, близких к познавательным («Нравится чтение, хочу больше уроков чтения, буду грамотнее, умнее"). У некоторых глухих школьников появляются иятересы к определенной деятельности, которой они хотели бы заниматься в дальнейшем («Хочу заниматься рисованием, потому что хочу работать художником», «Хочу больше уроков гимнастики, чтобы инструктором физкультуры (быть)»).
Позиционные мотивы связаны с самоутверждением, занятием почетного места в коллективе. Хорошо усваиваемый предмет создает переживание успеха, радость похвалы и завоевание позиции. Иногда глухие дети стремятся хорошо усвоить какой-либо предмет ради похвалы и завоевания почетного места в коллективе.
Учащиеся говорят: «Учительница хвалит»; «Люблю арифметику, я хорошо успех арифметика»; «Люблю грамматику, я лучше грамматике всех в классе».
У некоторых учащихся, главным образом IX—Х классов, обнаруживаются социальные мотивы. Школьники говорят, что они учатся для родины, для других людей.Таким образом, у глухих детей на протяжении пребывания в школе значительно изменяются мотивы, на основании которых они обнаруживают интерес к определенным видам деятельности.
Постепенно снижается роль практических и непосредственно эмоциональных мотивов. С VII класса все большее значение приобретают эмоционально-познавательные мотивы, которые в IX—Х классах становятся ведущими, и заметно усиливаются чисто познавательные мотивы.
На основании анализа литературных источников, опыта лучших педагогов и специально организованной педагогической работы по воспитанию у глухих детей интереса к основам наук и к чтению (Н. Г. Морозова, 1969) были выявлены общепсихологи
ческие и специальные условия развития и воспитания интересов у глухих школьников.
Как у слышащих, так и у глухих детей важным условием формирования интересов является оптимальная организадия педагогического процесса, обеспечивающая успешное на-конление знаний и навыков, на почве которых возникает интерес. Вместе с тем необходимо своевременно восполнять пробелы, которые препятствуют успешному приобретению дальнейших знаний. У глухих детей особенно важно создать первоначальную речевую базу для дальнейшего накопления знаний и обеспечения контакта с педагогами.
Необходимо также создавать положительное эмоциональное отношение к педагогу, к учебной и другим видаем деятельности. Так, для глухих детей, по крайней мере на первых этапах обучения, важными оказываются внешняя привлекательность наглядных пособий и игровая форума учебной деятельности. Особое значение для глухих детей имеют переживание успеха и появление уверенности в своих силах. Согласно теоретическом и экспериментальным данным, интерес возникает и развивается лишь в ходе выполнения специальным образом организованной деятельности. Ее организация предполагает знакомство с реальными фактами, которые, вступая в противоречие с прежними пред ставлениями, вызывают недоумение, вопрос, желание узнать, что, как и почему возникает и т. д.
Готовый ответ на вопрос гасит интерес. Там, где это возможно, для воспитания познавательного интереса необходи.мо организовать самостоятельный поиск ответа на вопрос. Применительно к глухим детям наиболее целесообразно организовать практически действенный поиск. Мысленный поиск становится возможным для них лишь на более поздних этапах. В средних классах целесообразно рассказать о конкретном поиске ученого или самого учителя. В этой связи надо использовать и большое количество иллюстраций. Первоначально мысленный поиск включен в действенно-практический. Возможность перехода к мысленному поиску зависит от подготовленности данной группы глухих и от своевременности воспитания познавательного интереса.
Глухим детям следует предоставлять самостоятельность с большой тактичностью. При возникновении трудностей и противоречий необходимо раскрывать возможность их преодоления. Следует совместно с учащимися спланировать поиск путей, ведущих к решению вопроса, расчленив этот поиск на короткие этапы, так как глухие с трудом отказываются от раз усвоенных представлений. Постоянная помощь со стороны учителя и постепенное развитие самостоятельности требуют особо тщательной разработки плана действий и индивидуального подхода к каждому ученику. Осуществление индивидуального подхода предполагает учет возможностей учащихся, особенностей их характера, темперамента и т. д.
Воспитанию познавательиого интереса у глухих содействуют использование имеющихся у них знаний, показ нового в старом и уже знакомого в новом, совместный поиск предположительных объяснений, столкновение различных мнений, организация действенной проверки выдвинутых учениками гипотез, выяснение и одобрение того, кто высказал правильное суждение. Существенное значение имеет осуществление самостоятельно выполняемых практических, работ, наблюдение за новыми фактами, последующее отыскание научных объяснений этих фактов.
Особое значение для глухих приобретает реальное систематическое раскрытие роли чтения в приобретении необходимых знаний и навыков.
Стойкий интерес у глухих школьников возникает при значительной работе, имеющей целью формирование социальных мотивов деятельности (для товарищей, для школы, для страны), раскрытие перспектив, открывающихся перед учащимися в связки с усвоением ими знаний и овладением той или иной деятельностью. Главное же условие перехода эпизодического интереса в стойкий—систематическая организация поиска в области познавательной деятельности и труда, а также неисчерпаемость поиска. Таким путем, согласно данным Н. Г. Морозовой, оказывается возможным вызвать интерес не только к процессу и результату деятельности, но и к способу выполнения работы, к открытию и усовершенствованию ращиональных методов труда.
Таким образом, интерес способствует компенсации и коррекции отклонений в развитии, побуждает преодолевать возникающие трудности, связанные с осуществлением познавательной деятельности, помогает овладевать знаниями и навыками, приобретать самостоятельно знания и умения, необходимые для получения образования и овладения доступными для глухих учащихся профессиями.
ЛИТЕРАТУРА
Маркс К и Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч., изд. 2, т. 3., Госполитиздат, 1955.
Маркс К. Замечания на книгу А. Вагнера «Учебник политической экономии».
Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., изд. 2, т. 19. M., Госполитиздат, 1961.
Энгельс Ф. Диалектика природы. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч.» изд. 2, т. 2. M., Госполитиздат, 1961.
Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн. собр. соч., т. 18.
Ленин В. И. О праве наций на самоопределение. Полн. собр. соч., т. 25.
Ленин В. И. Философские тетради. Полн. собр. соч., т. 29.
Абрамова М. Г., Могильницкий М. П. Использование тактильно-вибрационной чувствительности в педагогическом процессе с глухонемыми. «Глухонемота, глухота и тугоухость». Л., 1936.
Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. М., Изд-во АПН РСФСР,. 1960.
Ананьев Б, Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М., «Просвещение», 1964.
Ананьев Б. Г. Комплексное изучение человека и психологическая диагностика. «Вопросы психологии», 1968, № 6.
Андреева Е. И. Некоторые психологические проблемы формирования произношения у глухих учащихся. В сб.: «Сурдопедагогика и сурдоаудиоло гия». Л., 1969 («Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена», т. 346). Андреева-Галанина Е, Ц. Вибрация и ее значение в гигиене труда. Вибрации ручных пневматических инструментов и машин. [Л.], Медгиз, 1956.
Анохин П. К. Особенности афферентного аппарата условного рефлекса и их значение для психологии. «Вопросы психологии», 1955, № 6.
Анохин П. К. Кибернетика и интегративная деятельность мозга. «Вопросы психологии», 1966, № 3.
Антонова Г. П. Различия в мыслительной деятельности школьников в решении задач. В сб.: «Типические особенности умственной деятельности младших школьников». Под ред. С. Ф. Жуйкова. М., «Просвещение», 1968.
Артемов В. А. Очерк психологии. М., Учпедгиз, 1954.
Бабенкова Р. Д. Вопросы физического воспитания глухих детей дошкольного и младшего школьного возраста. «Специальная школа», 1965, № 3.
Базилевская В. Н. Развитие речи глухонемых детей в игре. М., Изд-во АПН РСФСР, 1957.
Бардин К. В. Исследования цветоразличительной способности в период школьного детства. Канд. дисс. М., 1963.
Басова А. Г. История сурдопедагогики в СССР. Докт. дисс. М., 1969.
Бейн Э. С. Величина отдаленного объекта в восприятии умственно отсталых. и глухонемых школьников. В сб.: «Вопросы психологии глухонемых и умственно отсталых детей». Под ред. И. И. Данюшевского и Л. В. Зан-кова. М., Учпедгиз, 1940.
Бейн Э. С. К вопросу о константности воспринимаемой величины. В сб.: «Исследования по психологии восприятия». Под ред. Л. С. Рубинштейна. М., Изд-во АН СССР, 1948.
Бейн Э. С. Афазия и пути ее преодоления. Л., «Медицина», 1964.
Бельтюков В. И. Роль слухового восприятия при обучении тугоухих и глухонемых произношению. М., Изд-во АПН РСФСР, 1960.
Бельтюков В. И. Об усвоении детьми звуков речи. М., «Просвещение», 1964.
Бельтюков В. И. Чтение с губ фонетических элементов речи. М., «Просвещение», 1967.
Бельтюков В. И. Чтение с губ. М., «Педагогика», 1970.
Бериташвили И. С. и Хечинашвили С. Я. К вопросу о значении вестибулярного анализатора для пространственной ориентации. «Сообщения АН Груз. ССР», т. XIII, 1952, № 7.
Беритов И. С. О пространственной ориентации человека и животных в окружающей среде. «Вопросы психологии», 1956, № 4.
Бернштейн H. А. Кое-что о письме и о почерке. «Наука и жизнь», 1964, № 7.
Бернштейн Н . А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., «Медицина», 1966. Бехтерев В. М. Значение органов равновесия в образовании представлений о пространстве. Спб., (1896.
«Биологические основы следов памяти». М., 1966 (XVIII Международный психологический конгресс, симпозиум 20).
Блонский /7. П. Избранные психологические произведения. М., «Просвещение», 1964.
БобриковЮ. М., Цукерман И, В, О возможности телефонной связи между глухими путем тактильного восприятия азбуки Морзе. «Специальная школа», 1967, № 3.
Богородицкий В. А. Общий курс русской грамматики. Изд. 5. М.—Л., Соцэк гиз, 1935.
Богоявленский Д. Н. О некоторых особенностях анализа и синтеза при усвоении знаний. «Вопросы психологии», 1955, № 2.
Богоявленский Д. Н. К характеристике процессов абстракции и обобщения при усвоении грамматики. «Вопросы психологии», 1958, № 4.
Богоявленский Д. Н. Психология усвоения орфографии. М„ Изд-во АПН РСФСР, 1966.
Богоявленский Д. Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. М„ Изд-во АПН РСФСР, 1958.
Богоявленский Д. Н., Менчинская Н. Л. Психология учения. В кн.: «Психологическая наука в СССР», т. 2. М., Изд-во АПН РСФСР, 1960.
Божович Л. И. Психологический анализ формализма в усвоении знаний .«Советская педагогика», 1945, № 1.
Божович Л. И. 3начение осознания языковых обобщений в обучении правописанию. «Известия АПН РСФСР». Вып. 3, 1946.
Божович Л. И., Морозова Н. Г., Славина Л. С. Развитие мотивов учения у советских школьников. «Известия АПН РСФСР». Вып. 36, 1951.
Божович Л. И. Возрастные закономерности формирования личности ребенка. Докт. дисс. М„ 1966.
Боркова Т. Н. О формировании у школьников средних классов умения планировать свою работу на уроках труда. «Известия АПН СССР». Вып. 144, 1968.
Боскис P. М. О развитии словесной речи глухонемого ребенка. М., Учпедгиз, 1939.
Боскис Р. М. Особенности речевого развития глухонемого школьника. «Ученые записки МГПИ им. Ленина». Т. 36, 1946.
Боскис Р. М. Вопросы изучения и воспитания глухих и тугоухих детей. «Известия АПН РСФСР». Вып. 48, 1953.
Боскис Р. М., Коровин К. Г., Синяк В. А, Формирование грамматического строя языка у тугоухих учащихся. М., Изд-во АПН РСФСР, 1955.
Боскис Р. М. и Морозова 77. Г. О развитии мимической речи глухонемого ребенка и ее роли в процессе обучения и воспитания глухонемых. В сб.: «Обучение и воспитание глухих». М., Учпедгиз, 1959.
Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети. М„ Изд-во АПН РСФСР, 1963а.
Боскис Р. М. Педагогическая классификация детей с недостатками слуха. «Специальная школа», 19636, № 4.
Брушлинский А. В. Воображение н творчество. В кн.: «Научное творчество» М„ «Наука», 1969.
Будницкая 77. 77. Развитие практических действий. В сб.: «Развитие учащихся в процессе обучения (1—II классы)». Под ред. Л. В. Занкова. М., Изд-во АПН РСФСР, 1963.
Будницкая И. И. Развитие практических действий. В сб.: «Рязвитие школьников в процессе обучения (111—IV классы)». Под ред. Л. В. Занкова. М„ «Просвещение», 1967.
Бурешова О., Буреш Я. Физиология непосредственной памяти. «Вопросы психологии», 1963, № 6.
Бушурова В. Е. К вопросу об анализе времени в процессе формирования некоторых трудовых навыков. Канд. дисс. Л„ 1959.
Бюлер К. Духовное развитие ребенка. М., «Новая Москва», 1924. Гл. IV.
Баллон А. От действия к мысли. М„ Изд-во иностр. лит., 1956.
Васильев И. А. Методы обучения глухонемых речи, письму и чтению Спб 1900.
Василевская В. Я. и Корсунская Б. Д. О назывании предметов глухонемыми школьниками. «Учебно-воспитательная работа в школах для глухонемых и вспомогательных школах», 1941, № 2.
Венгер А. А. Обучение изобразительной деятельности в детских садах для глухих детей. «Специальная школа», 1965, № 2.
Венгер А. А. Некоторые особенности формирования восприятия в условиях задержки речевого развития (на материале глухих детей). В сб.: «Формирование восприятия у дошкольника». Под. ред. А. В. Запорожца п Л. А. Венгера. М., «Просвещение», 1968.
Венгер А. А. и Венгер А. Л. Формирование перцептивных обобщений у глухих дошкольников. «Дефектология», 1970, № 4.
Венгер Л. А. Восприятие r обучение (дошкольный возраст). М., «Просвещение», 1969.
Венев И. Д. Экспериментальное исследование развития восприятия цвета в дошкольном возрасте. Канд. диос. М., 1965.
Вересотская К. И. Узнавание изображений предметов .в зависимости от изменения их положения в шространстве. В сб.: «Вопросы психологии глухонемых и умственно отсталых детей». Под ред. И. И. Данюшевского и Л. В. Занкова. М., Учшедгиз, 1940.
Виноградов В. В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. М., Учпедгиз, 1947.
Власова Т. А. О влиянии нарушения слуха на развитие ребенка. М., Изд-во АПН РСФСР, 1954.
Власова Т. А„ Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М., «Просвещение», 1967.
Влодавец В. А. Значение целевой направленности в профессиональной подготовке глухих. «Специальная школа», 1966, № 3.
Влодавец В. А, Целенаправленность трудовых действий глухих и слышащих учащихся. Канд. дисс. М., 1967.
Влодавец В. А. Особенности переноса трудовых навьпков у глухих. «Дефектология», 1970, № 3. «Возрастные и индивидуальные различия памяти». Под. ред. А. А. Смирнова. М., «Просвещение», 1967. Волкова К. А. Словесное ударение в речи глухонемых школьников. «Известия АПН РСФСР». Вып. 79, 1956.
Волкова К. А. Методика обучения глухих произношению. М., «Просвещение», 1968.
«Вопросы обучения и воспитания глухих дошкольников». Под ред. Б. Д. Корсунской. Вып. 1—2. М„ Изд-во АПН РСФСР, 1962—1963.
«Вопросы психологии обучения». Отв. ред. Н. А. Менчинская. М„ Изд-во АПН РСФСР, 1950 («Известия АПН РСФСР», вып. 28).
«Вопросы психологии памяти». Под ред. А. А. Смирнова. М., Изд-во АПН РСФСР, 1958.
"Вопросы специального обучения слабослышащих детей». Под ред. Р. М. Боскис, М., Изд-во АПН РСФСР, 1965 («Известия АПН РСФСР», вып. 139).
«Воспитательная работа в .интернате школы для глухих детей». Под ред. С. А. Зыкова. М., изд-ibq аПН РСФСР, 1961.
Воячек В. И. Военная отоларингология. М., Медгиз, 1946.
"Всероссийское совещание (по вопросам обучения и воспитания глухонемых детей 15-го августа 1938 г.». Материалы. М., Изд. Управления детдомами и специальными школами НКП РСФСР, 1938.
Вудвортс Р. Экспериментальная психология. М., Изд-во иностранной литературы, 1950.
Выгодская Г. Л. О творческих играх глухих дошкольников. В сб.: «Пути обучения речи». Под ред. Б. Д. Корсунской. М., Изд-во АПН РСФСР» 1960.
Выгодская Г. Л. Руководство сюжетно-ролевым.и играми глухих дошкольников. М., «Просвещение», 1964.
Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., Изд-во АПН РСФСР, 1956.
Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М., Изд-во АПН РСФСР, 1960.
Галкина О. И. Развитие пространственных представлений у детей в начальной школе. М., Изд-во АПН РСФСР, 1961.
Гальперин П. Я. К вопросу о внутренней речи. «Доклады АПН РСФСР», 1957, № 4.
Гальперин П. Я. Развитие исследований по формированию умстаеиных действий. В сб.: «Психологическая наука в СССР», т. 1, М., Изд-во АПН РСФСР, 1959.
Гальперин П. Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка. «Вопросы психологии», 1969, № 1. Гвоздев А. Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка. М.—Л.» Изд-во АПН РСФСР, 1948. Гвоздев А. Н. Форм.ирование у ребенка грамматического строя русского языка, Ч. 1—2. М., Изд-во АПН РСФСР, 1949.
Гейльман И. Ф. Ручная азбука и речевые жесты глухонемых. М., Всесоюзное кооперативное изд-!во, 1957.
Геранкина А. Г. Применение дактильно-жестового перевода как вспомогательного средства в вечерних школах глухих. Канд. дисс. М., 1966.
Глебова М. И. Употребление видов русского глагола и глагольных форм времени в письменной речи глухонемых школьников. Канд. дисс. М., 1953.
Глебова М. Я. Обучение глухих школьников русскому языку в V—VII классах. М., «Просвещение», 1964.
Гозова Л. Я. Особенности осязательного и зрительного восприятия плоских и объемных объектов глухонемыми школьниками. «Доклады АПН РСФСР», 1957, № 4.
Гозова А. П. О соотношении целого предмета и его частей при .изучении дробей глухонемыми школьниками. «Специальная школа», 1958, № 5.
Гозова А. П. Наглядно-образное мышление глухонемых школьников при решении практических задач. В кн.: «Труды второй научной сессии по дефектологии». М., Изд-во АПН РСФСР, 1959.
Гозова А. П. Выработка двигательных навыков у глухих школьников. «Специальная школа», 1961, № 3. Гозова А. П. Професоионально-трудовое обучение глухих школьников. М.» «Просвещение», 1966. Гозова А. П. Овладение глухими учащимися младших классов относительны ми понятиями. «Специальная школа», 1968, № 2.
Гойхман С. М. Особенности грамматического офор.млен.ия составного глагольного сказуемого. «Специальная школа», 1964, № 3.
Гольдберг А. М. К вопросу об особенностях овладения значениями слов у глухонемых школьников. «Труды научной сессии по вопросам дефектологии». М., Изд-во АПН РСФСР, 1958.
Гольдберг А. М. Особенности самостоятельной письменной речи глухих школьников. М., «Просвещение», 1966.
Горбунова Е. А. Пути повышения роли объяснительного чтения в познавательной деятельности глухих учащихся. Канд. дисс. М., 1965.
Гурова Л. Л. Взаимоотношение мысленных, зрительных и практических операций в решении задач. «Вопросы поихологии», 1964, № 4.
Гурова Л. Л. Функция наглядно-образных компонентов в решении задач. «Вопросы психологии», 1969, № 5.
Джелдард Ф. Кожные системы связи. Теория связи в сенсорных системах. М., «Наука», 1964.
Добрынин Н. Ф. Проблема значимости в психологии. В кн.: «Материалы совещания по психологии». М., Изд-iBO АПН РСФСР, 1957.
Дульнева Л. С. Использова.ние учащимися знаний по грамматике в работе над изложением в школе глухонемых. В сб.: «Обучение глухонемых детей русскому языку». М., Изд-во АПН РСФСР, 1957. Дульнева Л. С., Рязанова С. В. Воспитание и обучение глухонемого ребенка Советы родителям. М., Учпедгиз, 1959.
Дьячков А. И. К вопросу о привитии глухонемым практических навыков по изучению мер длины, веса, времени. «Учебно-воспитательная работа в школах для глухонемых и вспомогательных школах», 1941, № 2.
Дьячков А. И. Методика преподавания арифметики в школе глухонемых. Изд. 2. М., Учпедгиз, 1953. Дьячков А. И. Воспитание и обучение глухонемых детей. М., Изд-во АПН РСФСР, 1957.
Дьячков А. И. Системы обучения глухих детей. М., Изд-во АПН РСФСР, 1961.
Егоров Т. Г. Психология овладения навыком чтения. М., Изд-во АПН РСФСР, 1953.
Егорова Т. В. Анализ зрительно воспринимаемых объектов неуспевающими школьниками младших классов. «Дефектология», 1969, № 2.
Егорова Т. В. Особенности познавательных процессов у младших школьников с пониженной обучаемостью. Канд. дисс. М., 1969.
ЕнькоП. Д. Методика обучения глухонемых речи по естественному способу для родителей и учителей. Спб., 1907—1912.
Жинкин Н. И. Механизмы речи. М., Изд-во АПН РСФСР, 1958.
Жинкин Н. И. На путях к изучению механизмов речи. В кн.: «Психологическая наука в СССР». Т. 1. М., Иэд-во АПН РСФСР, 1959.
Жинкин Н. И. Исследование внутренней речи по методике центральных речевых помех. «Известия АПН РСФСР». Вып. 113, 1960.
Жуйков С. Ф. Психология уовоения грамматики в начальных классах. М., «Проовещение», 1964.
Жукова И, М. Роль анализа и обобщения в познавательной деятельности. В сб.: «Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения». Под ред. С. Л. Рубинштейна. М., Изд-во АН СССР, 1960. Зайцева Л. С. Особенности восприятия картин глухонемыми школьниками. «Специальная школа», 1959, № 4.
Зайцева Г. Л. Выражение пространственных отношений в мимико-жестику ляторной речи глухих. Канд. дисс. М., 1969.
Занков Л. В. Развитие памяти умственно отсталого ребенка. В сб.: «Умственно отсталый ребенок». М., Учпедгиз, 1935. Занков Л. В. Соловьев И. М. Очерки психологии глухонемого ребенка. М„ Учпедгиз, 1940.
Занков Л. В., Маянц Д. М. Запоминание и воспроизведение предметов у слышащих и глухонемых дошкольников. В сб.: «Вопросы психологии глухонемых и умственно отсталых детей». Под ред. И. И. Данюшевского и Л. В. Занкова. М., Учпедгиз, 1940.
Занков Л. В. Память школьника (ее психология и педагогика). М., Учпедгиз, 1944.
Занков Л. В. Проблема речи, ее расстройств и восстановления. «Известия АПН РСФСР». Вып. 2, 1945.
Занков Л. В. Память. М., Учпедгиз, 1949.
Занков Л. В. О предмете и методах дидактических исследований. М., Изд-во АПН РСФСР, 1962.
Занков Л. В. Новое в обучении арифметике в 1 классе. М., «Просвещение», ,1964.
Запорожец А. В Развитие произвольных движений. М., Иэд-во АПН РСФСР,.1960.
Запорожец А. В. Некоторые психологические вопросы сенсорного воспитания. в раннем и дошкольном детстве. В сб.: «Сенсорное воспитание дошкольников». Под ред. А. В. Запорожца и А. П. Усовой. М., Изд-во АПН РСФСР, 1963.
Запорожец А. В. Развитие мышления. В сб.: «Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов». Под ред. А. В. Запорожца и Д. Б. Эльконина. М., «Просвещение», 1964.
Заседателев Ф. Ф. К вопросу о функции ушного лабиринта на основании исследования глухонемых. Дисс. М., 1904.
Засенко Н. Ф. Активизация учебното процесса на предметных уроках в школе для глухих детей. Канд. дисс. М., 1964.
Зверева М. В. Сравнение объектов глухонемыми школьниками. Рукопись, 1949.
Зверева М. В. О взаимодействии слова и наглядности ,в процессе обучения в III классе. В сб.: «Опыт исследования взаимодействия слова и наглядности в обучении». Под ред. Л. В. Занкова. М., Изд-во АПН РСФСР, 1954.
Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. М., Медгиз, 1962.
Зейгарник Б. В. Патология мышления. М., Изд-во МГУ, 1962.
Земцова М. И. Пути компенсации слепоты в процессе познавательной и трудовой деятельности. М., Изд-во АПН РСФСР, 1956.
Зикеев А. Г. и Коровин К. Г. Уроки русского языка в 1-м классе 2-го отделения школы тугоухих детей. Под ред. Р. М. Боскис. М., Изд-во АПН РСФСР, 1959. То же во 2-м классе, 1960. » в 3-м классе, 1961. » в 4-м классе, 1961. » в 5-м классе, 1963. » в 6—7-х классах. М., «Просвещение», 1965.
Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. М., Изд-во АПН РСФСР, 1961.
Зинченко П. И., Репкина Г. В. К постановке проблемы оперативной памяти. «Вопросы психологии», 11964, № 6.
Зыков С. А. Состояние знаний и навыков по русскому языку у учащихся приготовительных классов школ глухонемых детей. «Учебно-воспитательная работа в специальных школах». М., 1948, № 3—4.
Зыков С. А. Проблема речи как средства общения в школе глухонемых. М., Изд-во АПН РСФСР, 1956.
Зыков С. А. Обучение глухих детей языку по принципу формирования речевого общения. М„ изд-во АПН РСФСР, 1961.
Зыков С. А, Предметно-практическая деятельность в обучении глухих школьников. «Специальная школа», 1967, № 5. Зыков С. А. Предметно-практическая деятельность в развитии глухих детей. «Дефектология», 1970, № 2.
Зыкова В. И. Применение геометрических знаний к решению задач с практическим содержанием. В сб.: «Психология решения учащимися производ ственно-технических задач». Под ред. Н. А. Менчинской. М., «Просвещение», 1965.
Иваницына Е. П. Рациональный и нерациональный способы мышления. «Вопросы психологии», 1965, № 3. «Изучение и обучение детей с недостатками слуха». Под ред. Р. М. Боскис. М., Изд-во АПН РСФСР, 1961 («Известия АПН РСФСР», вып. 117).
Ильинская С. И. Практические навыки самостоятельной письменной речи учащихся V—VIII классов школы глухих. Канд. дисс. М., 1967.
«Исследования мышления в советской психологии». Под ред. Е. В. Шорохо вой. М., «Наука», 1966. Исаенко Л. А. Методика преподавания естествознания в школе глухонемых. М., Учпедпиз, 1950.
Исаенко Л. А. и Юдковская Т. И. Состояние знаний глухонемых детей по естествознанию. «Учебно-воспитательная работа в специальных школах», 1948, № 3—4.
Истомина 3. М. Восприятие и называние цвета у детей дошкольного возраста. «Доклады АПН РСФСР», 1957, № 2.
Истомина 3. М. О взаимоотношении восприятия и называния цвета в раннем возрасте. «Доклады АПН РСФСР», 1959, № 3.
Кабанова-Меллер Е. Н. Роль чертежа в применении гео«метрических теорем. «Известия АПН РСФСР», вьш. 28, 1950.
Кабанова-Меллер Е. Н. Психология формирования знаний и навыков у школьников. М., Изд-во АПН РСФСР, 1962.
Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М., «Просвещение», 1968.
Каверина Е. К. О развитии речи детей первых двух лет жизни. М. Медгиз, 1950.
Калмыкова 3. И. К вопросу о методах диагностики обучаемости школьников. «Вопросы психолопии», 1968, № 6.
Каминская Т. А. К нейродинамике кожного анализатора. «Вестник ЛГУ», 1965, № 21.
Каплинская К- П. Урок в микрофонном классе. В сб.: «Обучение и воопитание тугоухих и позднооглохших детей». М., Учпедгиз, 1953.
Каплинская К. П. Развитие слухового восприятия звуков речи у тугоухих учащихся. «Специальная школа», 1958, № 3.
Касаткин Н. И. Очерк развития высшей нервной деятельности у ребенка раннего возраста. М., Медгиз, 1951.
Кежерадзе Е. Д. Развитие памяти в дошкольном и первом школьном возрасте. Канд. дисс. Тбилиси, 1949. Кежерадзе Е. Д. Роль слова в запоминании и некоторые особенности памяти ребенка. «Вопросы психологии», 11960, № 1.
Кекчеев К. X. Проприоцепция и ее участие в двигательном акте. «Физиюлоги-ческий журнал СССР», т. 21, 1936, № 5—6.
Колтуненко И. В. Обучение глухих школьников письменной речи (V—VII классы). Канд. дисс. М., 1967.
Комаров К. В. Теория словосочетания и методика грамматических обобщений. «Специальная школа», 1959, № 5. Комаров К. В. Обучение глухих школьников глагольному управлению. Канд. дисс. М.. 1965.
Коровин К. Г. Построение предложения в письменной речи тугоухих учащихся. М., Изд-во АНН РСФСР, 1950.
Корсунская Б. Д. Словообразование в развитии речи глухонемого ребенка. «Учебно-воспитательная работа в специальных школах», 1946, № 2.
Корсунская Б. Д. Обучение речи глухих дошкольников. М., Изд-во АПН РСФСР, 1960.
Корсунская Б. Д. Методика обучения глухих дошкольников речи. М., «Просвещение», 1969.
Костанян А. О. Особенности скоростных качеств и их развитие с помощью физических упражнений у глухих школьников. Канд. дисс. М., 1963.
Костанян А. О. Роль слухового восприятия в развитии двигательных способностей у школьников. Докт. дисс. М., 1970.
Костюк Г. С. Вопросы психологии мышления. В кн.: «Психологическая наука в СССР». Т. 1. М., Изд-во АПН РСФСР, 1959
Костюк Г. С. Некоторые аспекты взаимосвязи обучения и умственного развития. В кн.: «Обучение и умственное развитие». М„ 1966 (XVIII Международный психологический конгресс. Симпозиум 32).
Коффка К, Основы психического развития. Авт. пер. с нем. М., Соцэкгиз, 1934.
Кравков С. В. Взаимодействие органов чувств.М.— Л., Изд-во АН СССР, 1948.
Краевский Р. Г. Мова жестiв глухих. Киев, «Радянська школа», 1964.
Кудрявцева E. M. Изменение узнавания предметов в ходе развития учащихся. Канд. дисс. М., 1951. Кудрявцева Е. М. О развитии узнавания в школьном возрасте. «Доклады АПН РСФСР», 1957, № 2.
Кудрявцева Е. М., Соловьев И. М. Понимание глухими школьниками приемов ухода за растениями. В кн.: «Тезисы докладов Третьей научной сессии по вопросам дефектологии». М., Изд-во АПН РСФСР, 1960. Кудрявцева Е. М. Развитие анализа объектов в школьном возрасте. В сб.: «О психическом развитии глухих и нормально слышащих детей». Под ред. И. М. Соловьева. М., Изд-во АПН РСФСР, 1962.
Кудрявцева Е. М. Применение знаний по ботанике в труде на школьно-опытном участке. В сб.: «Психология решения учащимися производственно-технических задач». Под ред. Н. А. Менчинской. М., «Просвещение», 1965.
Кузьмицкая М. И. Основные трудности в решении арифметических задач учащимися вспомогательных школ. «Известия АПН РСФСР». Вып. 88, 1957.
Кузьмичева Е, П. Обучение глухих детей грамоте в условиях формирования речи на дактильной основе. Канд. дисс. М., 1966. Кулагин Ю. А. Восприятие средств наглядности учащимися школы слепых. М., «Педагогика», 1969.
Лаговский Н. М. Обучение глухонемых устной речи. Спб., 1902. Изд. 2, 1911.
Лаптев В. Д., Цукерман И. В. Приборы визуализации речи. «Специальная школа», 1964, № 4.
Лаптев В. Д. Приборы визуального отображения речи для глухих. Канд. дисс. М., 1965.
Лебедева Л. С. 0б уточнении временных представлений у глухонемых учащихся младших классов. «Специальная школа», 1960, № 5.
Лебедева Л. С. Об особенностях развития разговорной речи у глухих учащихся младших классов. «Тезисы докладов на II съезде общества психологов». Вып. 4. М., Изд-во АПН РСФСР, 1963.
Лебедева Л. С. Пути повышения самостоятельности разговорной речи у младших глухих школьников. Канд. дисс. М., 1965.
Левина Р. Е. Опыт изучения неговорящих детей (алаликов).М.,Учпедгиз, 1959.
Левина Р. Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи. М., Изд-во АПН РСФСР, 1961.
Левина Р. Е. Л. С. Выготский о планирующей речи ребенка. «Специальная школа», 1968, № 5.
Левитов Н. Д. Детская и педагогическая психология. Учебное пособие для педагогических институтов. М., Учпедгиз, 1962.
Леонгард Э. И. Определение внятности речи глухих школьников. «Известия АПН РСФСР». Вып. 140, 1965.
Леонидова В. Л. Особенности усвоения и употребления глаголов глухими школьниками в процессе учебной и трудовой деятельности. Канд. дисс. М., 1966.
Леонтьев А. Н. Развитие памяти. Экспериментальное исследование высших психических функций. М.—Л., Учпедгиз, 1931. Леонтьев А. Н. Психологические вопросы сознательности учения. «Известия АПН РСФСР». Вып. 7, 1947.
Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., «Мысль», 1965.
Леонтьев Л. Н. и Гиппенрейтер Ю. Б. Анализ системного строения восприятия. Сообщение VIII. Влияние родного языка на формирование слуха. «Доклады АПН РСФСР», 1959, № 2.
Леонтьев А. Л. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М., «Наука», 1