Отношение глухих школьников к профессиям

Вопрос о выборе профессии решается глухими учащимися обычно раньше, чем слышащими. Это объясняется тем, что спе­циальная школа и родители глухих детей рано начинают психо­логически готовить их к выбору профессии, в частности той, ко­торой эти дети обучаются в школьных мастерских. У старше­классников формируется определенное отношение к многим известным им профессиям, вместе с тем они начинают серьезно задумываться о возможности для себя заниматься тем или иным видом труда.

В исследованиях М. М. Нудельмана была сделана попытка вскрыть мотивы положительного и отрицательного отношения глухих учащихся к разным профессиям и вместе с тем выяснить, в какой мере глухие школьники учитывают свои возможность заняться тем или иным видом деятельности, в частности насколь­ко они понимают, что для определенных профессий необходим сохранный слух.

В исследованиях М. М. Нудельмана использовались разные методы: наблюдения на уроках труда; метод анкеты, на вопросы которой дети должны были дать «ответы; сочинения на тему «Кем я хочу быть»; индивидуальные беседы по определенному плану. Опыты проводились с глухими учащимися IV и VIII клас­сов, что позволило выяснить, как изменяется отношение к про­фессиям у глухих детей в среднем школьном возрасте.

Наблюдения за учащимися во время занятий на уроках по домоводству, во время работы в столярной и слесарной мастер­ских позволили фиксировать многочисленные факты, свидетель­ствующие об отношении глухих школьников к деятельности столяра, слесаря, швеи.

В анкете были вопросы о 25 профессиях, которые условно можно было разделить на три группы: 1) интеллектуальный труд (инженер, учитель, врач, артист и др.); 2) физический труд (швея, шофер, столяр, сторож, слесарь и др.); 3) труд военных (разведчик, летчик, матрос, пограничник и др.). Среди профес­сий каждой группы были и такие, для которых необходим слух.

Оказалось, что учащиеся IV и VIII классов по-разному от­носятся к профессиям. Глухие школьники IV класса отдавали предпочтение военным профессиям. Им нравились профессии летчика, пограничника, разведчика. На второе место они стави­ли профессии физического труда (маляр, швея, шофер, маши­нист, столяр), и несколько меньший интерес они проявляли к про­фессиям интеллектуального труда (врач, учитель, инженер ит.д). Учащиеся же старших классов наиболее высоко оценивали профессии физического труда и на второе место ставили про­фессии интеллектуального труда. Иногда учащиеся VII класса




добавляли, что им раньше нравились военные специальности, но сейчас им хочется быть инженерами или конструкторами.

Большой интерес представляет вопрос о том, почему глу­хим школьникам нравились одни профессии, а другие нет. Некоторые учащиеся IV класса еще совсем не могли объяснить причины своего предпочтения определенной профессии. Приве­дем характерные ответы глухих четвероклассников. «Нравится профессия маляра. Почему, не знаю». «Мне нравится быть лет­чиком. Не знаю почему. Нравится и все». «Маляр нравится. Ма­ляр красит стены и потолок краской». «Электромонтер вешает лампы в столовой и спальной». Такие ответы встречались у 26% четвероклассников. Остальные дети давали те или иные объясне­ния. При этом довольно много детей (24%) мотивировали свой выбор определенной профессии тем, что этот труд легкий и та­кой профессии легко научиться. «Столяр, это мне легко. Мне нравится. Папа тоже работает столяром». «Продавец. Нравит­ся. Легкая работа: все отдавать и чеки брать». Некоторые дети (20%) отмечали, что труд интересен, приятен. «Электромонтер. Нравится. В интернате свет не горел, темно. Монтер быстро ис­правил, и стало светло. Ему приятно, и нам приятно». «Электро­монтер нравится. Он вешает на елку лампы красные, синие, жел тые. Красиво. Интересная работа». «Маляр. Нравится. Он кра­сит стены зеленой краской. Делает чисто, аккуратно. Кончил работу, посмотрел: хорошо, красиво. Ему приятно».

Небольшая часть детей (13%) отдавали предпочтение про­фессиям, по их мнению, материально выгодным, полезным. «Сто­ляр нравится. Можно сделать себе шкаф, стол, стул». «Продавец нравится. Проголодался и тут покушала. Люблю конфеты и торт. Денег много». «Садовник мне нравится. В саду много фрук­тов. Вкусно есть фрукты, виноград. Не нужно покупать в ма­газине».

Отдельные дети объясняли свой выбор профессии тем, что люди обычно уважают человека такой профессии. «Врач нравит­ся. Больные врача уважают». «Строитель нравится. Хороший дом сделал, красивый и люди говорят «Спасибо!». «Повар нра­вится. Хорошо приготовил обед и люди говорят «Вкусно». «По­граничник. Нравится. Все Советскую Армию уважают». «Ар­тист. Нравится. Хорошо выступает на сцене. Все тебя видят и хлопают».

Только немногие четвероклассники (7%) считали, что та про­фессия хороша, которая полезна людям, обществу. «Швея. Нра­вится. Люблю шить красивые платья. Люди будут покупать и красиво одеваться». «Строитель нравится. Нужно людям стро­ить много красивых домов». «Врач нравится. Он лечит больных. Дети не будут болеть». «Пограничник нравится. Он ловит шпио­нов. он охраняет границы».

У учащихся VIII класса был значительно шире круг мотивов положительного отношения к разным профессиям, чем у учащих-

ся IV класса. Старшеклассники чаще объясняли свой выбор уважением к людям труда (19%) и тем, что труд приносит поль­зу людям и обществу в целом (15%).

В отдельных высказываниях восьмиклассников (у 10% уча­щихся ) содержались указания на то, что им нравятся качества личности, свойственные представителям профессии, которой они симпатизируют: «Врач—очень нравится. У него ловкие, «золо­тые» руки». «Учитель — нравится. Учитель — добрый, честный человек. Я не слышу, не буду учителем». «Разведчик. Нравится. Очень умный и смелый человек». Таких высказываний совсем не было у учащихся IV класса. Только у учащихся VIII класса по­явились высказывания и другого рода, заключающиеся в том, что они выбирают определенную профессию, так как она инте­ресна в познавательном отношении. Вот примеры: «Шофер. Нра­вится. Едет в другие города, села. Много видит». «Учитель нра­вится. Много читает, учит, много знает». «Летчик. Нравится. Летает через море. Видит новые города и страны». Такие объяс­нения встретились у 10% учащихся VIII класса.

Наряду с отмеченными у отдельных восьмиклассников встре­чались объяснения упрощенного типа, аналогичные том, которые составляли большую часть объяснений у четвероклассников. Так, выбор определенной профессии мотивировался легкостью труда (14% учащихся), его выгодой (4%) и интересностью без более развернутых указаний, в чем этот интерес состоит (23%). Отдельные учащиеся VIII класса (6%) указывали только на со­держание труда, не объясняя, почему они выбрали этот вид тру­да, а не другой.

По поводу ряда профессий глухие школьники высказывались отрицательно. При этом дети по-разному объясняли свое отрица­тельное отношение. Все виды объяснений приведены на табл. 20.

Таблица 20

Объяснения причин отрицательного отношения к определенной профессии Глухие учащиеся (в %)
IV класс VIII класс
1. Работа тяжелая, гргязная 2. Раболта опасна для здоровья и жизни 3.Работа сложная, нет знаний, опасения неуспеха, ошибок 4. Работа неинтересная, скучная 5. Данный вид труда материально невыгоден 6. Отсутствуют необходимые способности к этой работе 7. Отсутствует слух и внятная речь  

Как видно из таблицы, половияа учащихся IV класса выра­жали отрицательное отношение к какой-либо профессии потому, что эта работа тяжелая и грязная или опасная для здоровья и жизни.

Учащиеся говорили: «Строитель. Не нравится, потому что тяжело носить кирпич и камни. Очень трудно». «Машинист. Не нравится. Железа много. Тяжело носить». «Маляр. Нет, не нравится, потому что ходишь грязный и все надо стирать». «По­вар мне не нравится. Я очень боюсь горячего. Можно ошпа­риться». «Электромонтер. Нет, не нравится, боюсь тока. Боль­но». «Летчик. Нет, страшно, боюсь аварии». «Врач. Не нравится. все кашляют, можно заразиться и умереть». «Пограничник. Нет, это опасная работа».

Довольно много учащихся IV класса (19%) объясняли отри­цательное отношение к определенной профессии своим неумени­ем и незнанием. Вот примеры: «Летчик—нет, я не умею «колесо крутить». «Машинист. Нет, я дне хочу, вдруг не туда поедешь». «Врач—нет, не иравится, я не знаю, что делать, где искать бо лезнь, и больной умрет». «Строитель. Нет, не нравится. Боюсь ошибки. Построишь дом. Помажешь его весь, а потом он упа­дет». «Артист. Нет, народу много на тебя смотрит. Я боюсь, мо гу упасть».

Некоторые дети говорили о неинтересности профессии, об ее материальной невыгодности. «Швея не нравится, это скучная ра­бота, сиди и шей, сиди и шей». «Пограничник — нет, это не для меня, надо долго стоять на одном месте и смотреть. Скучно». «Слесарь. Нет, не нравится. Это скучная работа, неинтересно. Надо пилить и пилить». «Повар—не яравится, потому что жар­ко и мало денег».

Лишь немногие учащиеся IV класса объясняли отказ от дан­ной «профессии отсутствием необходимых способностей, причем высказывали это в очень наивной форме. «Учитель, нет, надо много знать. Ума мало». «Врач. Не нравится резать, меня тош­нит, не могу видеть кровь». «Шофер. Не могу, я невниматель­ный». «Строитель. Надо вставать рано на работу. Я ленивый». «Артист. Не могу. В голове пусто. Не умею смешить».

Заслуживают особого внимания те случаи, когда дети объяс­няли свое отрицательное отношение к определенной профессии тем, что для нее необходим слух, а у них он нарушен. «Шофер. Нет не буду, я не слышу». «Летчик. Нет, не нравится. Летчик должен слышать, а я не слышу». Некоторые дети в этой же свя­зи отмечали свою недостаточно развитую речь. «Продавец. Не нравится, не хочу, потому что надо говорить, а я не умею хо­рошо».

В отличие от учащихся IV класса, которые «больше всего вни­мания уделяли особенностям самой профессии, учащиеся Vlll класса стремились оценить, насколько они могут успешно выпол­нять данный вид трудовой деятельности. Около половины уча

щихся говорили, что определенная специальность им не подхо­дит, так как у них нет необходимых опособностей, или потому что у них нарушен слух (см. табл. 20).

Для учащихся Vlll класса не безразличны особенности самой профессии, однако при оценке ее они указывают на наиболее су­щественные стороны, и в то же время у них возникает стремле­ние разобраться в самих себе, т. е. они пытаются найти у себя те качества личности, которые необходимы для успешного выпол­нения данного вида труда.

Таким образом, отношение глухих учащихся к профессиям значительно изменяется в среднем школьном возрасте. Глухие учащиеся VIII класса обнаруживают значительно более серьез­ный подход к трудовой деятельности, чем четвероклассники. Они глубже понимают особенности разных видов труда и особенно внимательно относятся .к вопросу о том, имеются ли у них необ­ходимые способности и знания, чтобы успешно трудиться в той или иной области.

Особо важный вопрос применительно к тому, кажую профес­сию хотели бы получить глухие школьники в будущем, составля­ет отношение глухого к своему дефекту.

Известно, что маленькие глухие дети не знают о своем дефек­те. Лишь постепенно они начинают понимать, что глухота пре пятствует общению с людьми. Роль слухового анализатора для познания действительности, его необходимость в повседневной жизни уясняется глухими сравнительно поздно. Доказательст­вом этого может служить факт, что глухие учащиеся IV класса высказывают желание выбрать в будущем такую профессию, для которой необходим тонко развитый слух (например, профес­сию пограничника, летчика, водителя автомашины). Они еще не понимают в должной мере, что из-за отсутствия слуха они будут ограничены в выборе профессии. В описанном выше исследова­нии учащиеся IV—Vlll классов школ для глухих должны были высказать свое отношение к 25 профессиям, среди которых были 10 профессий, обязательно требующих полноценного функциони­рования слухового анализатора. Характерно, что учащиеся IV класса лишь в 11 % случаев выразили свое отрицательное отно­шение к возможности в будущем иметь такую профессию по при­чине, что у них отсутствует слух. Хотя многие дети и знали о сво­ем дефекте, они не осознавали его значения в будущем, при вы­боре профессии.

Иное отношение к дефекту наблюдалось у старшеклассни­ков. Все учащиеся VIII класса знали о своем дефекте и, изла­гая мотивы отрицательного отношения к предложенным профес­сиям, во многих случаях указывали, что выбору профессии пре­пятствуют отсутствие слуха и невнятная речь.

Из бесед с учащимися VIII класса о будущей профессии, из сочинений на тему «Кем хочу быть» следовало, что большинство глухих учащихся VIII класса хотят работать в той области, где

не требуется обязательно сохранный слух. Поэтому круг выби­раемых профессий у старшеклассников был значительно уже, чем у учащихся IV класса. Во многих случаях старшеклассники «высказывали сожаление то поводу того, что они не «могут из­брать ту профессию, которую бы хотели; при этом они уверены, что если бы у них был нормальный слух, то они бы имели доста­точный успех в этой специальности. «Я не слышу, — написал Лева Н.,— поэтому придется выбрать профессию, где «можно обходиться без слуха. Если бы я слышал, то учился бы на лет­чика». «Моя сестра учится в техникуме связи. Она будет прини­мать радиотелеграммы со всех стран. Я тоже хотела бы иметь такую специальность, но мне мешает cлух» (Света В.).

В связи с вышеизложенным возникает вопрос о необходимо­сти профориентации в школе глухих. Очень важен педагогиче­ский такт по отношению к глухим подросткам. Сурдопедагог, вослктзтель, родители должны постоянно учитывать своеобра­зие переживаний глухого подростка, стоящего перед задачей са­моопределения, выбора будущей профессии. У каждого подрост­ка важно создать ясную перспективу его дальнейшей жизни и деятельности и, главное, убедить его в том, что имеется мно­жество интересных и доступных глухим профессий, овладение которыми доставит им радость творчества.

Наши рекомендации