Эквивалентные — это суждения, которые принимают одни и те значения, т.е. одновременно являются либо истинными, либо ложными.
2. Частичная совместимость характерна для суждений, которые могут быть одновременно истинными, но не могут быть одновременно ложными.
3. Подчинение между суждениями имеет место в том случае, когда при истинности подчиняющего подчиненное всегда будет истинным.
26. Логич отнош между несовмест суждениями.
Отношение несовместимости.
Несовместимыми являются суждения, которые одновременно не могут быть истинными. Из двух видов несовместимости одна — противоположность, другая — противоречие.
Противоположность — отношение между суждениями, которые одновременно не могут быть истинными, но могут быть одновременно ложными.
Противоречие — отношение между суждениями, которые одновременно не могут быть ни истинными, ни ложными. При истинности одного из них другое будет ложным, а при ложности первого второе будет истинным.
27. Логический квадрат как модель отношений между простыми категорическими суждениями.
Отношения между простыми суждениями обычно рассматриваются с помощью мнемонической схемы, называемойлогическим квадратом. Его вершины символизируют простые категорические суждения — А, Е, I, О; стороны и диагонали — отношения между суждениями.
Противоположность (контрарность) Частичная совместимость (субконтрарность) | Противоречие (контрадикторность) |
Среди сравнимых различаютсовместимые и несовместимые суждения.
К совместимым относятся суждения, которые одновременно могут быть истинными. Различают три вида совместимости: 1)эквивалентность (полная совместимость), 2)частичная совместимость (субконтрарность) и 3)подчинение.
1. Эквивалентными являются такие суждения, которые имеют одинаковые логические характеристики: одинаковые субъекты и предикаты, однотипную — утвердительную или отрицательную — связку, одну и ту же выраженную квантором количественную характеристику. С помощью логического квадрата отношения между простыми эквивалентными суждениями не иллюстрируются.
2. Частичная совместимость характерна для суждений I u О, которые могут быть одновременно истинными, но не могут быть одновременно ложными.
3. Подчинение имеет место междусуждениями А иI, Е и О. Для них характерны следующие две зависимости.
При истинности общего суждения частное всегда будет истинным
При ложности частного суждения общее суждение также будет ложным
Отношение несовместимости.
Несовместимыми являются суждения А и Е, А и О, Е и I, которые одновременно не могут быть истинными. Различают два вида несовместимости: противоположность и противоречие.
1. Противоположными (контрарными) являются суждения А и Е, которые одновременно не могут быть истинными, но могут быть одновременно ложными.
2. Противоречащими (контрадикторными) являются суждения А и О, Е и I, которые одновременно не могут быть ни истинными, ни ложными.
Hесовместимые единичные суждения могут находиться лишь в отношении противоречия и не могут находиться в отношении противоположности, ибо каждому отдельному предмету может быть либо присущ, либо не присущ определенный признак.
28. Понятие о модальности суждения. Виды модальности.
Модальность суждения - это выраженная в суждении явно или неявно дополнительная информация. В логике различают три группы модальных суждений.
Первая группа- истинная (алетическая) модальность суждений. Это выраженная в терминах необходимости или возможности информация о логической зависимости между субъектом и предикатом суждения, либо о фактической зависимости между отражаемыми в них явлениями. В границах истинной или алетической модальности принято выделять, во-первых, логическую обусловленность, или детерминированность.
Во-вторых, выделяют фактическую обусловленность или детерминированность. Вторая группа–несомненная (эпистемическая) модальность суждений. Она представляет собой выраженную в суждении информацию о характере принятия и степени обоснованности знания.
Третья группа- обязательная (деонтическая) модальность суждений. Этот вид модальности является выражением в суждении побуждения людей к конкретному поведению в форме совета, команды, пожелания.
29. Сущность и логич структура вопроса.
Вопрос- это логическая форма,включающая исходную информацию с одновременным указанием на её недостаточность с целью получения новой информации в виде ответа.
В естественно языке вопрос выступает чаще всего в виде вопросительного предложения,хотя не всякое вопросительное предложение является вопросом(риторические вопросит.предлож.),а также просьба или предложение, резкое побуждение, требовательное запрещение, увещевание как разновидность призыва.
В то же время вопрос может выражаться повествовательными предложениями «Поясните,в каких документах…».
Также вопрос может выражаться и словосочетанием(вопросы на экзаменах и т.д.)
Логич.структура:
1)исходное знание(базис или предпосылка вопроса);
2)искомое знание;
3)требование перехода от незнания(непонимания) к знанию(пониманию),от исходного к искомому знанию.
Однако нельзя сказать,что искомое является абсолютно неизвестным.Оно фиксируется в вопросе в виде неполного,незавершенного,неопределенного знания,имеющего нередко обобщенный характер.
30. Виды вопросов
1) По степени выраженности знания в тексте :
Явный-вопрос выражается в языке полностью вместе со своими предпосылками и требованием установить неизвестное,»Что такое акция?».
Скрытый-выражается лишь своими предпосылками, а требование устранить неизвестное восстанавливается после осмысления предпосылок вопроса.
2)По своей структуре:
Простой-структурно предполагает только одно суждение.Он не может быть расчленен на элементарные вопросы.
Сложный- образуется из простых с помощью логических союзов «и»,»или»,»если,то».
3)По способу запроса неизвестного знания:
Уточняющие(или «ли»-вопросы)- направлены на выявление истинности выраженных в них суждений. Во всех этих вопросах присутствует частица «ли», включенная в словосочетания «верно ли», «действительно ли», «надо ли».
Восполняющие( или «к»-вопросы)- предназначены для выявления новых свойств у исследуемого объекта,для получения новой информации. Грамматический признак-вопросительное слово типа6 «Кто?», «Что?», «Когда?».
4)По количеству возложенных на них ответов:
Открытый-это вопрос,на который существует неопределенное множество ответов.
Закрытый-вопрос,на который имеется конечное,чаще всего достаточно ограниченное количество ответов.
5)По отношению к познавательной цели:
Узловые-если верный ответ на него служит непосредственно достижению цели.
Наводящий-если верный ответ каким-то образом подготавливает ил приближает человека к пониманию узлового вопроса,которое,как правило,оказывается зависящим от освещения наводящих вопросов.
Четкой границей между узловыми и наводящими вопросами нету.
6)По правильности постановки:
Корректный-это вопрос,предпосылкой которого является истинное и непротиворечивое знание.
Некорректный вопрос основан на предпосылке ложного или противоречащего суждений,или суждения,смысл которого не определен:
- тривиально некорректные(бессмысленный)-если он выражается предложением,содержащим неясные слова и словосочетания.
- нетривиально некорректный-если его предпосылкой является ложное утверждение.На такой вопрос нельзя дать истинного ответа.
31. Правила постановки вопросов.
1)Вопросы ставить необходимо корректно. Провакационные и неопределенные вопросы недопустимы.
2)В соответствии с вопросом следует предусмотреть альтернативность ответа («да» или «нет») на уточняющие вопросы.
3)Вопрос формулируется кратко и ясно.
4)Вопрос должен быть простым. Отвечая на сложный вопрос,предпочтительно разбить его на простые вопросы.
5)В сложных разделительных вопросах необходимо перечисление всех альтернатив.
6) При формулировке вопросов следует отличать их обычную постановку от риторической.
32. Логич сущность и виды ответов.
Ответ-это суждение,вызванное вопросом. Основные функции ответа:
А)уменьшение неопределенности,заключенной в вопросе или б) указание на неправильную постановку вопроса.
1)по области поиска:
Прямой-ответ,который берется непосредственно из области поиска ответов, без дополнительных сведений или рассуждений.
Косвенный-ответ берется из более широкой области,нежели область поиска ответов,он связан с прямым ответом некоторым логическим отношением по истинности.
2)по объему информации:
Полный-ответ без остатка устраняет сообщаемую вопросом неопределенность и делает неизвестное известным. Им явл-ся прямой ответ и всякое непротиворечивое суждение из которого следует прямой ответ.
Полный истинный ответ называют Исчерпывающим.
Частичный- ответ только в некоторой степени устраняет сообщаемую вопросом неопределенность и приближает превращение неизвестного в известное. Им явл-ся всякое суждение,вытекающее в качестве следствия из прямого ответа на основе принятых положений,но не наоборот.
3)По отношению к вопросу:
Ответы по существу вопроса
Ответы не по существу вопроса,когда ответ на поставленный вопрос подменяется рассуждением,логически с вопросом не связанным.
4)По степени точности:
По грамматической структуре-краткими и развернутыми;
По семантической характеристике – истинными или ложными.
33. Умозаключение как форма мышления: сущность, логич. структура и виды.
большую часть знаний мы получаем путем выведения новых знаний из знаний уже имеющихся. Эти знания называются опосредствованными, или выводными.
Логической формой получения выводных знаний является умозаключение.
Умозаключение — это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение.
Любое умозаключение состоит из посылок, заключения и вывода. Посылками умозаключения называют исходные суждения, из которых выводится новое суждение. Заключением называется новое суждение, полученное логическим путем из посылок. Логический переход от посылок к заключению называется выводом.
При анализе умозаключения посылки и заключение принято записывать отдельно, располагая их друг под другом. Заключение записывают под горизонтальной чертой, отделяющей его от посылок и обозначающей логическое следование.