Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ

Коррекционная работа, проводимая на индивидуальных и групповых занятиях, обеспечивает индивидуальный характер развития учащихся, позволяет осуществлять коррекцию индивидуальных недостатков познавательной деятельности, для восстановления пробелов в знаниях по учебным предметам, преодоление некоторых трудностей и недостатков, характерных для отдельных учащихся. На уроках и индивидуальных и групповых занятиях используются вспомогательные приемы и средства: памятки; образцы выполнения заданий; алгоритмы деятельности; печатные копии заданий, написанные на доске; упражнения с пропущенными словами/предложениями; листы с упражнениями, которые требуют минимального заполнения; маркеры для выделения важной информации и другие приёмы.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа предусматривает следующую организацию процесса обучения в 4в классе – 5 часов в неделю.

Программа реализуется в полном объеме.

четверть Количество часов
I
II
III
IV
год 170 ч

В классе 6 учащихся. Одному учащемуся поставлен диагноз F70 (Иван П.). Остальным учащимся – «задержка психического развития». У 6 человек - низкая врабатываемость на уроке, у 1 учащегося высокий уровень утомляемости. У всех учащихся неустойчивое внимание, преобладание кратковременной памяти, у 4 человек - грубые дефекты памяти, внимания. Многие учащиеся не способны дифференцировать существенные признаки и явления от несущественных. Как правило, «западают» временные категории. Большинство учащихся имеют бедный словарный запас.У Ольги Д. наблюдается существенная разница между выполнением задания в присутствии взрослого и при самостоятельной работе. Этот вариант принятия школьной жизни связан с низким уровнем самостоятельности, с интеллектуальной пассивностью. Со средним уровнем учебной мотивацией Роман М.. и Даниил Д.. Остальные учащиеся с низким уровнем учебной мотивации. Всем детям требуется дополнительная помощь в виде коррекционных занятий по основным предметам, помощь психолога и логопеда. В данный класс поступили дети, имеющие проблемы, как общего, так и индивидуального развития. Учащиеся имеют общее отставание в развитии, ненадлежащий контроль со стороны родителей за обучением и развитием детей. В связи с патологическим развитием психических процессов: внимания, памяти, мышления, у учащихся класса наблюдаются дефекты речи. Имеют место: дислалия, дизартрия, дисграфия и дислексия. У большинства учащихся не сформирован фонематический слух. В результате по предмету справляются с основными требованиями программы только 2 учащихся. Это относительно хорошо успевающие учащиеся. Остальные учащиеся с трудом усваивают программный материал. Их мыслительные процессы еще более замедленны. Поэтому возникает необходимость работать не над скоростью, точностью и безошибочностью ответов на вопросы, а над пониманием материала; средний уровень - 3 человека, низкий уровень-3 человека;

-может классифицировать понятия, отвлекаться от случайных и второстепенных признаков: норма -1 человека, имеют средний уровень-2 человека, низкий уровень-3 человек;

-при решении логических задач устойчиво сохраняет заданный способ рассуждений и решений ряда задач: норма- 1 человека, средний уровень показали -3 человека, низкий уровень- 2 человека;

-при обобщении понятий: подводит два понятия под одно-1 человек, остальные учащиеся не умеют обобщать понятия и формально усваивают учебный материал при помощи механического запоминания.

Программа учитывает возрастные и интеллектуальные особенности учащихся 4-в класса. Исходя из этого, рабочая программа направлена как на освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка, так и на развитие словесно – логического мышления (особенно на классификацию и обобщение понятий). Индивидуальный подход помогает учить учащихся работать самостоятельно, развивать их воображение, творческое мышление, умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, проявлять инициативу, дифференцировать свои интересы, рационально использовать время. Преимущество индивидуальной формы обучения в том, что есть контакт с учеником и всегда можно исправить ошибки и отметить успехи. Дифференцированное обучение -помогает учитывать индивидуально-типологические особенности личности и обучать каждого на уровне его возможностей и способностей. Техническое оборудование и методическое обеспечение учебного кабинета начальных классов позволяет использовать на уроках ИКТ, тот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности. Здоровьесберегающие технологии позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, применение ТСО дает положительные результаты в обучении.

Рабочая программа составлена с учетом регионального этнокультурного содержания образования, в темы включен материал, касающийся истории, культуры, национальных особенностей. Данный материал представляет собой загадки, пословицы, поговорки и используется на разных этапах урока.

Система уроков спланирована с учетом межпредметных связей с окружающим миром, литературным чтением, что способствует повышению образовательного уровня обучения, усилению его воспитывающих функций. Межпредметный материал используется при изучении обзорных тем, уроках, обобщающих учебный материал, вводных уроках.

Программа разработана с учетом метапредметных результатов учебной деятельности, помогающих учащихся использовать способы деятельности, освоенные на базе нескольких учебных предметов, при решении проблем реальных жизненных ситуаций.

Рабочая программа разработана с учётом регионального этнокультурного содержания образования, в темы включён материал, касающийся истории, культуры, национальных особенностей. Данный материал представляет собой систему различных методов обучения (иллюстрация, наблюдение учащихся, объяснение, беглый просмотр, составление плана, беседа и др.) и используется на разных этапах урока.

Рабочая программа ориентирована на использование в 4а классе следующего УМК (утвержден приказом директора МБОУ «СОШ № 4» г. Черногорска от г. № 69 от 28.04.2016г. «Об утверждении списка учебников и учебных пособий на 2016-2017 учебный год».

Состав УМК:

1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. В 2-х частях. Издательство «Просвещение», 2014

2. Русский язык. 4 класс: Технологические карты уроков по учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого. I полугодие / авт.-сост. Н.В. Лободина. - Волгоград: Учитель, 2014.

Особенности УМК

УМК «Русский язык» под редакцией В.Г. Горецкого и В.А. Канакиной входит в Федеральный перечень учебников, рекомендуемым Министерством образования РФ. Преимущество данного УМК перед другими в том, что этот учебный комплекс построен на единой для всех учебных предметов концептуальной основе, является традиционной в системе обучения, имеет полное программно – методическое обеспечение. УМК в целом определяет оптимальный объем знаний, умений и навыков, который, как показывает многолетний опыт обучения, доступен большинству учащихся. Если оптимальный объем программных требований оказывается недоступен некоторым учащимся, то программу можно упростить по каждому разделу, по каждому классу. Таким образом, УМК позволяет учителю варьировать требования к учащимся в зависимости от индивидуальных возможностей. Так же УМК осуществляет приобщение подрастающего поколения к уникальной сфере интеллектуальной культуры.

В УМК реализованы следующие подходы: коммуникативно-речевой, системно-функциональный, личностно ориентированный. Пошаговая подача учебного материала, использование схем, алгоритмических предписаний, комплексный характер заданий к упражнениям способствуют системному формированию у младших школьников универсальных учебных действий. Задания в учебниках и рабочих тетрадях представлены как учебные задачи (лексические, фонетические, фонетико-графические и т.д.), решение которых связано с последовательным осуществлением целого ряда учебных действий. Выполняя задание, ученики анализируют, объясняют, сопоставляют, группируют явления языка, делают выводы. Деятельностному характеру курса также отвечает включение в учебники заданий для работы в парах, группах, проектных заданий.

Методический аппарат учебников позволяет органично сочетать виды деятельности, направленные на изучение, как нового материала, так и систематическое повторение ранее изученного.

Объём домашней работы не должен превышать 30% объёма работы, выполненной в классе. Задания, помеченные особым значком повышенной сложности (*), на дом не задаются (35 — 37 слов упражнение для домашней работы может включать не более одного дополнительного грамматического задания)

Структура учебного предмета

4 класс (170 часов)

Язык и речь (2ч).

Текст (9 ч).

Предложение (9 ч).

Наши рекомендации