Этапы выполнения курсовых и дипломных работ
Дипломное исследование является квалификационной научной работой. По качеству её содержания можно судить о научной зрелости, об уровне профессиональной подготовки студента. Подготовка к написанию дипломной работы осуществляется студентом на III и IV курсах в рамках выполнения курсовой работы по специальности. Существуют сходства и различия между курсовыми и дипломными работами по некоторым качественным и количественным характеристикам (см. Приложение 1). Наряду с этим выполнение курсовой и дипломной работы должно включать в себя ряд взаимосвязанных этапов:
· выбор темы и постановка проблемы исследования: выделение основных вопросов, решение которых ляжет в основу исследования, определение объекта и предмета исследования, обоснование актуальности, выделение цели и задач исследования, выдвижение рабочей гипотезы исследования;
· составление рабочего плана работы (совместно с научным руководителем);
· определение методов исследования и выбор методик;
· поиск, сбор, анализ и обобщение литературы по теме исследования; формулирование основных теоретических положений и выводов;
· на основе проведённого анализа литературы уточнение соответствия выбранных методов диагностического (экспериментального) исследования изучаемой проблеме; в случае необходимости разработка или адаптация методик исследования согласно изучаемым параметрам, выработка критериев оценки результатов эксперимента;
· проведение диагностического (экспериментального) исследования, сбор эмпирических данных;
· количественный и качественный анализ эмпирических данных, их обработка с помощью методов математической статистики; проверка статистической значимости полученных результатов, проверка выдвинутой гипотезы;
· обсуждение и интерпретация полученных эмпирических данных, оформление результатов в таблицах, схемах, графиках, диаграммах, гистограммах;
· формулирование выводов и составление заключения; в случае целесообразности разработка практических рекомендаций;
· оформление исследовательской работы в целом;
· подготовка выступления на защите, подготовка и оформление иллюстративного материала (относится к защите дипломных работ).
Темы курсовых и дипломных работ студенты могут выбирать из перечня тем, представленных на кафедре. Выбор может определяться научно-практическими интересами студента в рамках выбранной специализации. Также студент может предложить самостоятельно тему своего исследования, которая не совпадает с тематикой курсовых и дипломных работ кафедры. В этом случае он обязан обосновать её целесообразность и соответствие выбранной специальности.
Важно выбрать такую тему, которая соответствовала бы накопленному практическому опыту, уровню подготовки, научным интересам и личным наклонностям студента. Которая могла бы разрабатываться на конкретных материалах, взятых в учреждении или организации, где он работает или же будет проходить практику.
Тематика работы должна быть актуальной, учитывать состояние и перспективы современного развития науки и способствовать решению конкретной задачи в области психологии. В качестве тем исследовательских работ могут выбираться проблемы, решение которых способствует использованию психологических знаний в реальной деятельности предприятий, организаций, учреждений социальной сферы и учебных заведений.
Темы курсовых и дипломных работ утверждаются на заседании кафедры. Тема дипломной работы закрепляется за студентом по его личному письменному заявлению. Закрепление тем по представлению кафедры оформляется приказом ректора вуза.
Именно с выбора темы начинается исследовательская работа студента, которая требует творческого подхода, понимания актуальности избранной темы, её теоретического и практического значения. Важно обратить внимание на её конкретную формулировку, разработать стратегию исследования.
При выполнении курсовых работ на III и IV курсах и выпускной дипломной работы студент имеет право выбора каждый раз новой для себя темы. Наряду с этим возможно и продолжение изучения ранее выбранной темы, что даёт возможность более глубокого изучения выбранного направления исследования, обеспечивает более детальную разработку проблемы.
2. Структура и содержание исследовательской работы
Структура курсовой и дипломной работы должна содержать следующие элементы:
· Титульный лист (см. Приложение 2)
· Содержание /Оглавление
· Введение
· Основная часть, представленная главами и параграфами
· Заключение
· Практические рекомендации (в случае целесообразности в работе)
· Литература /Список использованной литературы /Библиография
· Приложения
Содержание (оглавление)включает названия структурных частей работы (введение, название глав, параграфов, заключение, список использованной литературы, приложение) с указанием номеров страниц, на которых находится начало соответствующих структурных элементов (пример содержания работы см. Приложение 3).
Введение –вступительная, начальная часть работы. В нём даётся общая оценка состояния проблемы исследования, очерчивается круг проблем, нуждающихся в изучении, определяется направление исследования. Введение, как правило, представляет собой краткий раздел до 5 страниц.
Важно придерживаться определенной последовательности в написании структурных составляющих введения. Рекомендуется следующая структура введения:
· Актуальность
· Цель
· Объект
· Предмет
· Гипотеза
· Задачи
· Методы
· Теоретическая основа исследования
· Практическая значимость работы (в случае наличия таковой)
Актуальностьтемы исследования отражает важность решаемых в работе вопросов. В актуальности указывается и кратно характеризуется необходимость проведения исследований для решения конкретной задачи. Раскрытие актуальности работы должно быть четким и аргументированным. Можно выделить несколько подходов к характеристике актуальности. Актуальность может определяться недостаточной изученностью данной темы, а проведенное исследование направлено на преодоление этого пробела. Пример 1: «Введение должности практического психолога в систему образования поставило перед высшей школой проблему качественной подготовки специалистов для решения психологических задач в школе. Одной из таких задач является психологическая диагностика, включающая изучение психологических особенностей учащихся и их групп в учебно-воспитательном процессе, а также определение причин трудностей обучения и поведения с целью оказания психологической помощи. При этом ошибки в диагностической практике могут иметь самые негативные последствия для обследуемого ребенка, что повышает требования к качеству психологической подготовки будущих специалистов и выдвигает на первый план вопрос о поиске оптимальных путей постановки психологического диагноза.
Совершенствование диагностической деятельности практического психолога ориентирует психологическую науку на глубокое и детальное изучение особенностей процесса постановки психологического диагноза в ходе решения психодиагностических задач. Между тем, содержание процесса решения психодиагностических задач до сих пор не являлось предметом специального исследования, как это было в технической и медицинской диагностике».
Пример 2: «Социально обусловленный заказ, обращенный одновременно к общей психологии и психологии образования, заключается в изучении психологических закономерностей становления суверенной личности, способной к саморазвитию и самореализации своих возможностей в творческом труде. В этих знаниях нуждаются прежде всего авторы различных проектов развивающего обучения, личностно-ориентированных образовательных моделей, сторонники субъект-субъектной образовательной парадигмы. Между тем такой важный показатель суверенной личности как способность самостоятельно находить, ставить и решать проблемы, выделенный в креативной психологии (Дж. Гилфорд, Е. Торранс) и в психологии мышления (С.Л. Рубинштейн, Д.Б Богоявленская и др.) под термином «чувствительность к проблемам», остается еще во многом неопределенным.
Прежде всего, это касается ряда вопросов, связанных с самой природой феномена. Известно, что приемлемый уровень чувствительности к проблемам наблюдается примерно у 17-20 процентов выпускников средних школ (О.М. Краснорядцева, 1986), но неизвестно, насколько этот уровень зависит от условий образовательной среды, вообще от особенностей вхождения человека в культуру. Эти вопросы побуждают к постановке общепсихологических проблем, направляющих исследователя на поиск тех факторов, которые реально определяют развитие феномена «чувствительности к проблемам».
Актуальность работы может быть связана с возможностью решения определенной практической задачи на основе полученных в исследовании данных. Пример 3: «Современный этап развития профессионального мира характеризуется возросшей потребностью в профессионально мобильных специалистах, способных успешно реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических условиях. Однако реальная практика психологического консультирования демонстрирует, что многие люди, даже испытывая неудовлетворенность профессией, продолжают работать в ней, так как считают смену сферы трудовой деятельности показателем собственной некомпетентности. При этом профессиональная деятельность становится неэффективной, возникает неудовлетворенность не только профессией, но и жизнью в целом.
В этой связи наряду с традиционными задачами психологии труда с необходимостью встают задачи анализа причин, условий и закономерностей сознательной смены профессии и её осмысления в контексте построения и реализации личностной профессиональной перспективы. Для изучения данной проблематики конструктивной представляется концепция профессионального развития».
Актуальность может определяться возможностью выработки нового подхода к проблеме, нового взгляда на решение проблемы. Пример 4: «Понятие «Жизненное самоопределение» имеет позитивный, хотя и неполно отрефлексированный опыт развития в философской и психологической отечественной традиции и опыт развития в западной психологической мысли. В основе этой традиции, связанной с именами Н.А. Бердяева, С.Л. Франкла, М.М. Бахтина, С.Л. Рубинштейна, лежит подход к человеку как существу двойственному, духовно-материальному. Заложенный в отечественной традиции подход к человеку как существу безграничному сегодня конкретизируется в представлениях о человеке как открытой системе (А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, Г.В. Залевский, В.П. Зинченко, В.Е. Клочко, В.И. Слободчиков). Это открывает возможность нового взгляда на проблему жизненного самоопределения и определяет необходимость поиска новых методических средств исследования этой проблемы».
Актуальность темы работы связана с постановкой проблемы в исследовании. Проблему создают противоречия, требующие разрешения. Противоречия свидетельствуют о несоответствии между какими-либо явлениями внутри объекта изучения. Например, проблема может выражаться в противоречиях, сложившихся между имеющимися научными данными и результатами современных эмпирических исследований.
Наличие противоречия требует либо научного поиска (новых объяснительных механизмов развития того или иного качества, свойства), либо совершенствования психологических методов, либо реализации иных психологических техник. Пример 5: «Наличие противоречий, связанных с существованием разных представлений о природе совладания, несогласованных подходов в определении механизмов и факторов, влияющих на реакцию индивида в ситуации преодоления жизненных трудностей, свидетельствует о неординарности проблемы совладающего поведения». Пример 6: «Проблема взаимосвязи проявлений эмоциональной сферы личности с уровнем развития креативности остается одной из сложных, неоднозначно решенных, противоречивых проблем в современной психологической науке».
Для раскрытия актуальности исследовательской работы и постановки проблемы можно использовать ниже приведенные стандартизированные выражения, применяемые в научных текстах:
ü Одной из основных (важнейших, наиболее сложных, актуальных) проблем (задач) является…
ü В настоящее время особую значимость (особую актуальность, всё большее значение) приобретает…
ü Приоритетным направлением является…
ü Особое место занимает…
ü Всё большее внимание уделяется…
Обязательнымэлементомвведения является формулировкаобъекта и предметаисследования. Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет – это то, что находится в границах объекта, это представления о том, как рассматривается объект (С какой стороны, какие аспекты и т.п.). Объект и предмет соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание в работе, именно предмет исследования определяет тему работы. Например:самооценка младшего школьника может быть объектом исследования. В таком случае предметом исследования могут стать факторы формирования его самооценки. Если объект исследования — учебная деятельность школьника или процесс психического развития на определенной возрастной ступени, то предметом исследования могут стать определенные психологические факторы, механизмы, закономерности. Если объектом исследования являются психические процессы, то предметом могут стать структура, взаимосвязи, механизмы и т.д.
Ещё примеры формулировок объекта и предмета исследования:
ü Объект – жизненное самоопределение человека как психологический феномен; предмет – особенности жизненного самоопределения людей с выраженными различиями в показателях ригидности-флексибильности.
ü Объект – профессиональное поведение как компонент в структуре целостного образа жизни педагога; предмет – типологические особенности профессионального поведения педагогов.
ü Объект – совладающее поведение как способ преодоления трудных ситуаций; предмет – стилевые особенности и стратегии совладающего поведения представителей разных профессий.
ü Объект – мотивационная готовность подростков к профессиональному самоопределению; предмет – особенности мотивов выбора профессии у подростков, воспитывающихся в разных социальных средах.
ü Объект – интеллектуальная активность как показатель инициации мыслительной деятельности; предмет – условия и методы развития интеллектуальной активности в младшем школьном возрасте.
ü Объект – подростковая депрессия как аффективное состояние; предмет – признаки и причины депрессивных состояний как основа групповой и индивидуальной психологической работы с подростками.
Существует ещё один подход к определению объекта и предмета исследования, который следует рассматривать скорее как допущение к применению. Данный подход сложился исторически на более ранних этапах развития теории и практики психологических исследований и с развитием идей психологической науки утрачивает свою состоятельность.
Согласно этому подходу объектом исследования может выступать фрагмент изучаемой реальности, а именно индивид, группа людей (дошкольники, младшие школьники, подростки с девиантным поведением, одаренные дети, люди определенной профессиональной направленности и т.д.). Таким образом, объектом исследования становятся испытуемые, составляющие выборку в исследовании. Предметом исследования выступают определенные стороны или отношения объектов, психические процессы, состояния или свойства людей, функции и характеристики отдельных психических явлений, связи и влияние их друг на друга. Так, например, в качестве предмета исследования могут выступать особенности самоактуализации работающих пенсионеров, тогда объектом исследования будет собственно группа работающих пенсионеров.
Вкачестве цели исследованияформулируется в обобщенном виде тот результат, который должен быть получен в итоге исследования. Цель исследования зависит от уровня работы (курсовая или дипломная) и степени сложности и направления исследования (реферативное, диагностическое, экспериментальное, психокоррекционное и т.д.). Формулировка цели может начинаться с глагола или существительного (например, «изучить» или «изучение»). В качестве цели психологического исследования может выступать одна из следующих:
1. Изучить психологическое явление.
2. Дать характеристику психологическому феномену.
3. Изучить структуру психического явления (или факторы, на него влияющие).
4. Выявить психологические различия у испытуемых, относящихся к разным группам.
5. Выявить взаимосвязь психических явлений у одних и тех же испытуемых.
6. Изучить динамику возрастного развития определенных психических процессов, свойств, состояний.
7. Изучить изменение психического явления в определенных условиях, например, в результате коррекционной работы.
8. Обобщить, классифицировать какие-либо данные.
9. Разработать и апробировать (или адаптировать) методику научного исследования.
10. Разработать или адаптировать к новым условиям методику консультирования, коррекционной или развивающей психологической работы.
Задачи исследования –это конкретные исследовательские действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, для решения проблемы и проверки выдвинутой в исследовании гипотезы. Задачи конкретизируют цель исследования и подразделяют её достижение на определенные этапы или части. Обычно в исследовании рекомендуется формулировать не более 5 задач. Все задачи должны согласовываться с параграфами работы.
Исследовательская задача может формулироваться как действие, необходимое для определенного этапа работы, но не должна выступать собственно этапом работы. Пример неудачно сформулированных задач исследования:
1. Проанализировать основные теоретические подходы к проблеме психологической готовности детей к школе;
2. Подобрать необходимые методики для проверки гипотезы исследования;
3. Провести диагностику готовности детей к обучению в школе;
4. Интерпретировать полученные результаты эмпирического исследования;
5. Сформулировать выводы исследования.
Учитывая, что в заключение работы студенту необходимо сформулировать выводы, содержащие оценку соответствия результатов поставленным задачам, то вышеприведённые задачи явно обнаруживают свою несостоятельность.
С учетом изложенных требований задачи могут выглядеть следующим образом:
1. Проанализировать основные теоретические подходы к проблеме психологической готовности детей к школе;
2. Рассмотреть психологические составляющие готовности детей к обучению в школе;
3. Выявить уровень развития психических функций у детей;
4. Выявить особенности развития познавательной сферы у детей;
5. Определить сформированность мотивации детей к обучению в школе.
Ещё пример формулировок задач исследования:
1. Рассмотреть теоретические подходы к вопросу о формировании мотивационной готовности к профессиональному самоопределению в подростковом возрасте.
2. Определить основные характеристики мотивационной готовности к профессиональному самоопределению подростков.
3. Выявить преобладающие мотивы выбора профессии у подростков.
4. Сравнить показатели мотивационной готовности к профессиональному самоопределению у подростков, воспитывающихся в семье и в условиях учреждения интернатного типа.
5. Разработать рекомендации для подростков, ориентирующие их к профессиональному самоопределению.
Гипотеза исследования.После определения цели формулируется рабочая гипотеза. Гипотеза –это предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо факторов, особенностей, характеристик. Она формулируется на основе литературного обзора и является организующим и направляющим фактором первого этапа исследования. Гипотеза направляет исследование и прогнозирует его результат. Пример 1: «предполагается, что тревожность у людей, самореализация которых осуществляется в профессиональном труде в системе «человек-человек», будет тем более выражена, чем ниже уровень социального интеллекта». Пример 2: «понимая жизненное самоопределение как условие устойчивого существования человека можно предположить, что показатели «ригидность-флексибильность», которые характеризуют степень открытости человека в социальный мир и мир культуры, должны находиться в определенной взаимосвязи с показателями успешности жизненного самоопределения».
Гипотеза не должна носить очевидный характер и отражать явные предположения, поскольку проверка их в этом случае не имела бы значения. К исследовательской гипотезе предъявляются следующие два основных требования:
1. Гипотеза не должна содержать понятий, которые не уточнены. Понятия, которые она использует, и соответствующие суждения предположительного характера должны быть достаточно четкими и конкретными.
2. Гипотеза должна быть верифицируемой, т.е. проверяемой при помощи имеющихся методик. Проверить гипотезу – значит проверить те следствия, которые из нее вытекают. В результате проверки гипотезу подтверждают или опровергают. Необходимо определить экспериментальные и математико-статистические критерии, при которых исследователь может однозначно утверждать: подтвердилась гипотеза или нет. При этом, для того чтобы гипотеза подтвердилась, а работа была практически значима, студент должен иметь хорошую теоретическую подготовку, осведомленность в проблеме исследования.
Методы исследования.При выполнении курсовой и дипломной работы студентом решается вопрос о выборе методов. В психологии применяется огромное множество методов и их модификаций, они динамично развиваются. Наряду с изобретением новых методов происходит постоянная коррекция известных методических процедур сбора и обработки данных в зависимости от конкретных условий их применения. Если учесть все вариации всех имеющихся на сегодня методов, то общее их число будет исчисляться сотнями или даже тысячами (В.Н. Дружинин, 2008; В.В. Никандров, 2007).
Методы исследования – это пути или способы, с помощью которых получают и систематизируют научные факты, на основании чего создаются новые теории, научные школы, направления. Например, теоретические методы (индуктивный, дедуктивный), организационные методы (сравнительный, лонгитюдный, комплексный). Методы – это и способы решения поставленных в исследовании эмпирических задач. Собственно эмпирические методы представляют собой способы сбора фактов. К ним относятся: наблюдение, интроспекция, беседа, опрос (интервью, анкетирование), тестирование, эксперимент и др.
Выбирая психодиагностические методы (тесты, методики), важно обращать внимание на их валидность и надёжность, условия и сроки их разработки и предшествующей апробации, учитывать возможности применения и степень адаптированности методов диагностики, разработанных за рубежом.
Необходимо указывать в качестве методов исследования и используемые в работе методы обработки данных, к которым, например, относятся математико-статистические методы.
Пример описания методов исследования: «для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы исследования использован комплекс методов, включающих в себя: анализ научной литературы по проблеме исследования, естественный формирующий эксперимент, наблюдение с использованием видеокамеры, опрос, методика «Принцип киноленты», разработанная В.Е. Клочко для исследования процесса формирования задач, начинающегося с обнаружения противоречия; методы статистической обработки данных исследования (критерий t Стьюдента, T-критерий Вилкоксона)». Пример 2: «Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы исследования были использованы следующие методы: анализ научной литературы по проблеме; методика изучения межличностных отношений дошкольников (экспериментальная игра «Секрет» Т.А. Репиной); методика исследования типа самооценки дошкольника «Лесенка» О.В. Хухлаевой; коммуникативно-личностный опросник для родителей и воспитателей Р.С. Немова; методы математической статистики (коэффициент ранговой корреляции rs Спирмена, U – критерий Манна-Уитни, Н-критерий Крускала-Уоллиса).
Теоретической основой исследованиявыступают те научные идеи, методологические подходы, теоретические положения, анализ которых осуществлён в исследовательской работе и, опираясь на которые собственно и была выстроена логика проведённого исследования, сформулирована рабочая гипотеза. Пример 1: «Теоретической основой исследования выступили труды представителей креативной психологии (Ф. Баррон, Дж. Гилфорд, Е. Торранс и др.), ученых, внесших вклад в проблематику продуктивного мышления (Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, О.К. Тихомиров и др.), а также принцип системной детерминации, разрабатываемый в теории психологических систем (В.Е. Клочко, О.М. Краснорядцева»).
Пример 2: « Теоретико-методологическими основаниями исследования являются теоретические положения исследования проблемы самоопределения личности, представленные в трудах ряда отечественных психологов (С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович, А.К. Альбуханова-Славская, А.В. Петровский и др.), а также культурно-историческая теория Л.С. Выготского и вариант её современного развития в теории психологических систем (В.Е. Клочко)».
Практическая значимость работы.В работе, имеющей практическое значение, приводятся сведения о практическом применении полученных результатов или рекомендации по их использованию. Можно показать возможность использования результатов работы в интересах совершенствования коррекционной или развивающей работы. Можно отметить, к каким положительным результатам приведёт использование полученных данных. Можно показать, какие основные результаты и где уже нашли применение с оценкой эффективности их использования (например, в рамках формирующего эксперимента). Пример 1: «Практическая значимость работы определяется тем, что полученные в ходе исследования данные о феномене жизненного самоопределения могут быть использованы в разных областях педагогической практики при решении вопросов, связанных с подготовкой к профессиональной деятельности, в практике психологического консультирования в контексте проблем психологической готовности к личностному и профессиональному самоопределению». Пример 2: «Практическая значимость работы состоит в том, что на основе выявленной взаимосвязи между социальным интеллектом и тревожностью, можно строить психокоррекционную работу, направленную на развитие социального интеллекта и, соответственно, снижение тревожности. Полученные данные могут быть использованы в тренинговой работе, в профориентационной работе, при решении проблем управления персоналом и расстановке кадров».
Основная часть.Содержание основной части курсовой или дипломной работы определяется целями и задачами работы и делится на главы и параграфы. Количество глав зависит от характера и уровня выполняемой работы, но в ней не может быть менее двух глав. Между главами должна быть органическая внутренняя связь, материал внутри каждой главы должен излагаться в четкой логической последовательности. Каждый элемент основной части должен представлять собой законченный в смысловом отношении фрагмент работы. Каждый параграф должен заканчиваться обобщениями, а каждая глава – краткими выводами. Название глав и параграфов должны быть предельно краткими, чёткими, при этом точно отражать их основное содержание и не должны повторять названия всей работы.
Основная часть начинается с обзора литературных источников по исследуемой проблеме, вопросу и определяется как теоретический раздел (глава I), в котором студент раскрывает основные этапы в развитии научной мысли по рассматриваемой проблеме, анализирует теоретические подходы к решению того или иного вопроса, раскрывает суть исследуемого феномена, явления, процесса и др.
В первом параграфе второй главе описывается организации и содержание эмпирического исследования, характеризуется выборка, описываются этапы диагностического (или экспериментального) исследования и применяемые на каждом из них методы (методические приёмы, конкретные методики), процедуры исследования, обосновываются критерии оценки результатов исследования. В последующих параграфах второй главы последовательно описываются полученные эмпирические результаты, проводится их количественный и качественный анализ, даётся интерпретация полученных данных.
Пример 1:
Глава I. Самооценка и социальный статус ребёнка старшего дошкольного возраста в контексте теоретико-психологического анализа
1.1. Факторы, определяющие формирование особенностей самооценки детей старшего дошкольного возраста
1.2. Особенности малой социальной группы детей дошкольного возраста и положение старшего дошкольника в группе сверстников
1.3. Влияние опыта общения ребенка-дошкольника с взрослыми на формирование особенностей его самооценки и социального статуса
Глава II. Выявление особенностей самооценки детей старшего дошкольного возраста с разным социальным статусом
2.1 Организация и методы исследования
2.2. Выявление особенностей самооценки детей старшего дошкольного возраста
2.3. Определение социального статуса детей старшего дошкольного возраста
2.4. Выявление связи между самооценкой детей старшего дошкольного возраста и их социальным статусом
В случае целесообразности, сложности рассматриваемых вопросов, необходимости теоретического анализа двух и более психологических феноменов, явлений можно представить аналитический материал двумя главами.
Пример 2:
Глава I. Социальный интеллект как инструмент межличностного познания
1.1. Развитие представлений о природе интеллекта в работах зарубежных и отечественных исследователей
1.2. Теоретические подходы к социальному интеллекту как психологическому феномену
1.3. Социальный интеллект как системно детерминированное качество
Глава II. Социальный интеллект и тревожность как системные качества человека
2.1 Социальный интеллект в структуре личности
2.2.Проблема тревожности в работах отечественных и зарубежных психологов
2.3. Тревожность и особенности межличностных отношений
Глава III. Выявление взаимосвязи социального интеллекта и тревожности в условиях разной профессиональной деятельности
3.1. Организация и методы исследования
3.2.Выявление особенностей проявления социального интеллекта у представителей разнотипных профессий
3.3.Определение уровня ситуативной и личностной тревожности
Заключение.В заключении формулируются выводы и предложения на основе результатов проведённого исследования. Логически последовательно излагаются сначала выводы, основанные на теоретическом анализе источников литературы по проблеме исследования, а затем выводы, полученные на основе эмпирического исследования. В конце заключения эти выводы приводятся отдельно в виде четко сформулированных положений.
Выводы пишутся кратко, четко, но должны давать полное представление о содержании, значимости, обоснованности и эффективности исследования. Выводы должны содержать оценку соответствия результатов поставленным задачам в исследовании.
Рекомендуемый объём заключения не более 5 страниц. Выводы в заключении нумеруются, что придаёт им большую четкость и структурированность, их количество не должно превышать 5-7.
Список литературы – это перечень источников информации, на основе которых выполнена работа. Требования к оформлению списка литературы представлены в разделе 7.
В приложениипредставляют вспомогательный материал, необходимый для полноты восприятия работы, целесообразный для оценки практической значимости работы. К вспомогательному материалу могут относиться: формулы, расчеты, таблицы цифровых данных, инструкции, методики или дидактический материал к ним, тексты программ ЭВМ, протоколы экспериментальных исследований. Приложения могут включать копии документов, подтверждающих соответствующие результаты внедрения и апробации научных исследований, рабочие материалы, подтверждающие результаты наблюдений, результаты статистической обработки экспериментального исследования и другой материал вспомогательного характера.