Традиционные взгляды на подростковый возраст. Органическое, половое и социальное созревание.

Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический, но чаще как возраст полового созревания.

Л.С.Выготский различал три точки созревания:органического, полового и социального.

У человека в истории развития общества точки полового и социального развития совпадали, и это отмечалось обрядом инициации, тогда как органическое созревание наступало обычно еще через несколько лет. У современного ребенка все линии развития разошлись. Теперь мы наблюдаем сначала половое созревание, затем

органическое и спустя некоторое время ~ социальное. Это расхождение и обусловило возникновение подросткового возраста.

соответствии с теорией рекапитуляции Ст.Холл считал, что подростковая стадия в развитии личности соответствует эпохе романтизма в истории человечества. Это промежуточная стадия между детством ~ эпохой охоты и собирательства и взрослым состоянием ~ эпохой развитой цивилизации. По мнению Ст. Холла, этот период воспроизводит эпоху хаоса, когда животные, антропоидные, полуварварские тенденции сталкиваются с требованиями социальной жизни. Ст.Холл впервые описал амбивалентность и парадоксальность характера подростка, выделив ряд основных противоречий, присущих этому возрасту. У подростков чрезмерная активность

может привести к изнурению, безумная веселость сменяется унынием, уверенность в себе переходит в застенчивость и трусость, эгоизм чередуется с альтруистичностью, высокие нравственные стремления сменяются низкими побуждениями, страсть к общению сменяется замкнутостью, тонкая чувствительность переходит в апатию, живая любознательность ~ в умственное равнодушие, страсть к чтению ~ пренебрежение к нему, стремление к реформаторству ~ в любовь к рутине, увлечение наблюдениями ~ в бесконечные рассуждения.Ст.Холлпо праву назвал этот период периодом "бури и натиска".Э.Шпрангер рассматривал подростковый возраст внутри юношеского, границы которого он определял 13-19 годами у девушек и 14-21 годами у юношей. Первая фаза этого возраста ~ собственно подростковая ~ ограничивается 14-17 годами. Она характеризуется кризисом, содержанием которого является освобождение от детской зависимости. Э.Шпрангер описал три типа развития отрочества. Первый тип характеризуется резким,

бурным, кризисным течением, когда отрочество переживается как второе рождение, в итоге которого возникает новое "Я". Второй тип развития ~ плавный, медленный, постепенный рост, когда подросток приобщается к взрослой жизни без глубоких и серьезных сдвигов в собственной личности. Третий тип представляет собой такой процесс развития, когда подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя, преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы. Он характерен для людей с высоким уровнем самоконтроля и самодисциплины.

Э.Шпрангер попытался понять одно из самых глубоких переживаний в жизни человека ~ любовь и ее проявления в подростковом в юношеском возрасте. Он дал психологическое описание двух сторон любви ~ эротики и сексуальности, которые в качестве переживаний глубоко отличаются друг от друга и, по Э. Шпрангеру, принадлежат к разным слоям психики.

Ш.Бюлер.Подростковый возраст определяется ею на основе понятия пубертатности.

Пубертатный период ~ это период созревания, это стадия, в которой человек становится половозрелым, хотя

после этого физический рост у человека продолжается еще некоторое время. Период до начала пубертатности Ш.Бюлер называет детством человека, а заключительную часть пубертатного периода ~ юностью. Фаза пубертатности, созревания обнаруживается у человека в особых психических явлениях, которые Ш.Бюлер называет психической пубертатностью, которая появляется еще до физического созревания в качестве его предвестника и продолжается долгое время после него.

Ш.Бюлер отличает психическую пубертатность от телесной. По ее мнению, с ростом культуры происходит удлинение периода психической пубертатности, что и является причиной многих трудностей, связанных с этим периодом жизни, Физическая пубертатность протекает у мальчиков в среднем между 14-16 годами, у девочек ~

между 13 и 15 годами. Разумеется, сушествуют отличия между городом и деревней, между отдельными странами, большое влияние оказывает климат. Нижней границей нормального начала пубертатности следует считать 10-11 лет, верхней ~18 лет. Средняя норма лежит посредине.

Наши рекомендации