Влияние молодежной субкультуры
Международное исследование, проведенное группой епропей-ских ученых (McArdle P. & est., 2000), выявило, что молодежная субкультура крупных городов имеет особенности, определяющие начало употребления наркотиков школьниками ПОДРОСТКОВОГОвозраста. Причем ее влияние на представителеймужского и женского пола оказывается разным. Целью исследованияученых было выявление интернациональных вариантов приобщенности к употреблению наркотиков европейских школьников в возрасте 15 лет и старше. В качестве объектов исследования выступали школьники из пяти крупных европейских городов (Бремен, Дублин, Гронингсн, Пыо-кастл и Рим).
Исследование выявило более высоки й по сравнению с другими уровень употребления наркотиков в «англоговорящих*-городах. Употребление наркотиков было связано со сверстниками, семьей и индивидуальными особенностями самих школьников. Логическая редукция привела к выявлению доминирующих факторов. Структура семьи и занятия спортом оказались значимыми для ситуации городов с низким уровнем употребления наркотиков, а наличие делинкпентного поведения школьников оказалось значимым для ситуации городов с высоким уровнем употребления наркотиков, причем как для мальчиков, так и для девочек.
Мальчики в городах с высоким уровнем употребления наркотиков оказались более уязвимы, чем девочки. Для мальчиков само проживание в городах с высоким потреблением наркотиков оказалось независимой детерминантой употребления наркотиков. Эффект традиционной семьи и познавательной активности вне школы (чтение, выполнение домашних заданий, слушание музыки и музыкальное творчество, просмотр телепрограмм или видеофильмов) в снижении процентного количества употребляющих наркотики школьников оказался значимым только для девочек из городов с низким употреблением наркотиков. Авторы исследования объясняют это сдерживанием традиционной семьей девочек от чрезмерной социальной активности в среде сверстников (посещение клубов и пабов, катание на мотоциклах, блуждание по улице, игра на игровых автоматах). Под традиционной семьей авторы исследования понимают полную семью с традиционным распределением ролей (мать, отец, дети) и с отсутствием в семье членов, злоупотребляющих алкоголем и употребляющих наркотики.
Статистика
Исследования Л. Кесельмана и М. Мацкевич подтверждают большую уязвимостьмальчиков крупных городов — Самары и Петербурга. В Петербурге среди мужчин в мараетедо 25 лет показатель общей приобщенности достигает 70%, тогда как у их сверстниц в пределах от 25 до 30%. В Самаре показатель общей приобщенности — 43% против 16,5% у женщин. В целом, несмотря на различные сообщения о феминизациинаркотизма, в России это явление по-прежнему затрагивает в первую очередь мужскую часть населения (Кесельман Л. Е„ Маикевич М. Г., 2001. С. 129). ■
Более высокий уровень употребления наркотиков в «англоговорящих^ городах был вызван употреблением наркотиков школьниками (мальчиками), не входящими в группу риска употребления. Авторы исследования попытались выяснить, как связан (и связан ли) уровень употребления наркотиков школьниками пяти городов с предпочитаемой ими активностью вне школы и характеристиками семьи. Занятия спортом, познавательная активность, традиционная семья оказались значимыми факторами городов с низким уровнем употребления наркотиков. Группа же школьников, предпочитающая спорту и познавательной активности досуг в кругу сверстников, оказалась
Глава 14
Аддиктивное поведение подростков
группой высокого риска для инициации и дальнейшего употребления наркотиков. Причем чем выше был уровень делинк-вентного поведения школьников, тем выше был и уровень риска. Авторы исследования делают заключение, подтвержденное статистической обработкой данных, что город проживания для мальчиков является значимой независимой детерминантом употребления наркотиков даже в том случае, когда другие факторы, влияющиена воспитание, являютсяблагоприятными (McArdle P. & et al,, 2000, Р. 163-169),
Существуют и другие исследования, подтверждающие эти выводы, в том числе исследование досуга подростков, связанного с девиантным поведением. Ученые сделали вывод о распространении дсвиантной активности, к которой они относят и употребление наркотиков, в направлении от маргинальных сфер молодежной культуры к ее центру (Parker H., Aldridge J., MeashamE, 1998).
Самооценка подростка и злоупотребление наркотиками
Независимо от качества самоопенки на момент инициации в процессе употребления наркотиков самооценка снижается. Прежде всего об этом свидетельствует внешний вид наркомана, Многие наркоманы равнодушнык своему внешнему облику, выглядят неряшливо, не заботятся о чистоте своего тела и одежды. Сексуальность не волнует их, поскольку большинство из них приобретают импотенцию. Ради дозы они идут на любые унижения, вплоть до продажи собственного тела.
Последствия
После опьянения любым наркотиком наступает абстиненция (ломка). Состояние напоминает состояние после опьянения алкоголем с апатией, вялостью, общим недомоганием. Преобладает тоскл ивое, мрачное, подавленное настроение. Чем больше была принята доза, тем хуже абстинентное самочувствие наркомана. В это время они озлоблены, раздражительны, плаксивы, капризны, вспыльчивы, конфликтны, безучастны к окружающим и близким. У них может наступать беспричинное чувство страха, необъяснимое возбуждение. Возникают головная боль и боль в суставах, тошнота, рвота, понос, расстройство сна, повышенная потливость. Пульс становится учащенным или замедленным. Пальцы дрожат, зрачки сужаются или расширяются. Организм не способен переносить психические и физи-
ческис нагрузки. Даже очень сил ьные и терпеливые люди с трудом переносят это состояние, боли порой настолько интенсивны, что возможны попытки самоубийства. Абстиненция — верный признак того, что организм человека не может нормально функционировать без наркотика, а в отдельных случаях наступает смерть. Все поведение наркомана во время абстиненции направлено на поиск наркотика.
Статистика
Роковым спутником наркомании стала в конце XX. ВИЧ-инфек-цияиее конечная стадия — СПИД. По данным ученых, ежедневно заражаются 16 тысяч человек и только 10% узнают об этом (РожкоиаИ. И.,2000).
Долговременными последствиями наркомании являются серьезные заболевания жизненно важных органов, в первую очередь сердечно-сосудистой системы, желудка, почек, печени,
легких. Человек, идущий по пути наркомана, постепенно уничтожает свои лучшие нравственные качества, становится психически неуравновешенным, слабовольным, теряет друзей, потом семью (Наркомания: методические рекомендации по преодолению наркозависимости//Под ред. А. Н.Гарапского, 2000),
Пути предупреждения
Сам факт нелегального употребления психоактивных веществ подростками свидетельствует о наличии у них убеждения I возможности нарушать нормы и правила общества, закон. Это убеждение не могло быть сформировано только в подростковом возрасте. Его источники лежат в опыте ребенка, его оценке и определении своего отношения к выполнению норм и правил, а в дальнейшем — и законов. Дсвиантная социализация является основным механизмом вхождения школьников в наркотизированное пространство и наркотизм. Поэтому л юбое асоциальное поведение ребенка требует раннего вмешательства, своевременной помощи, которая может рассматриваться как предупреждение развития дсвиантного.делинквентного, зависимого от психоактивных веществ поведения.
Мнение ученых --------------------------------------------------------------------
Периая привычная стратегия — осуждение и запретительство — уже даж&ЭДЛИсеюю неэффективность. Вторая стратегия — всеобъ-
Глава 14
Адциктивное поведение подростков
емлющее принятие любых молодежных течений и ассимиляция их в деятельности официальных организационных структур — нереальна. Остается последнее — диалог(КонИ. С, 1989.С. 166).
Перспективным подходом к предупреждению вредных привычек, в том числе курения, является формирование у детей самого раннего возраста установки на здоровый образ жизни. При этом важно помнить, что формирование всякого рода привычек (как вредных, так и здоровых) находится в тесной связи с периодами созревания человека, точнее — с развитием его потребностно-мотивационной сферы (Зайцев Г. К., 1998).
В профилактической работе выделяются такие направления, как:
1. Формирование у детей и подростков четкой установки на неприятие наркотиков; выявление подростков группы риска и оказание им социально-педагогической и психологической помощи; обучение родителей созданию в семье атмосферы, исключающей употребление наркотиков, способам заполнения досуга и оказания помощи детям в организации своей жизни без наркотиков (Наркомания // Под ред. А. Н. Гаранского, 2000).
2. Формирование у учащихся стратегической мотивации (дальних перспектив); формирование черт совершенствующей социально-успешной личности; усиление защитных механизмов и ослабление механизмов, провоцирующих употребление психоактивных веществ (Колеченко Л. К., 2000).
3. Обеспечение просоциальной активности подростков, общественно-полез ной деятельности, необходимой для их полноценного развития и предупреждения девиантного поведения, путем включения подростка в группу просоциальной ориентации (Реан А. А., 1999).
4. Включение специально подготовленных подростков в процесс профилактики по принципу дополнительности в качестве субъектов оказания помощи сверстникам в решении эмоциональных проблем, разрешении конфликтных ситуации, в качестве активных пропагандистов здорового образа жизни (ШабалинаВ.В.,2001).
5. Распространение информации о причинах, формах и последствиях злоупотребления наркотическими средствами; формирование у подростков навыков анализа и критической оценки информации о психоактивных веществах; включение
игровых программ воспитания трезвости в обучение начиная с младших классов и до окончания школы; формирование здорового образа жизни и трезвеннических установок у подрастающего поколения (Березин С. Б., Орешникова И. Б., 2000).
6. Изменение ценностного отношения детей и молодежи к наркотикам, формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающее снижение спроса на пснхоакти в-ные вещества в детско-молодежной популяции; сдерживание вовлечения детей и молодежи в прием наркотических средств за счет пропаганды здорового образа жизни, формирование антинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений (Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде. М., 2000).
Резюме
Аддиктинное поведение часто связывается лишь со злоупотреблением психоактивными веществами, протекающим на фоне измененного состояния сознания. Однако в более широком смысле аддик-тивное поведение — один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых.веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций. Способ в:яимодействия с действительностью н виде ухода от реальности осознанно (или неосознанно) выбирают те подростки, которые относятся к реальностинегативно и оппозиционно, считая себя не способными адаптироваться к ней. При этом может Присутствовать нежеланиеприспосабливаться к действительности по причине ее несовершенства, консервативности, единообразия, подавления экзистенциальных ценностей или откровенной антигуманности.
Уход от реальности путам изменения психического состояния осуществляется разными способами. Жизнь каждого человека может быть связана с желанием изменить свое психическое состояние, например, избавиться от угнетения, * сбросить» усталость, отвлечься от неприятных размышлений. Для достижения этой цели человек использует индивидуальные подходы, которые постепенно становятся привычками, стереотипами поведения, направленного иа получение удовольствия. Удовольствие является генетически первичной формой положительных эмоций. В подростковом возрасте предвосхищение и предвкушение радости само по себе яв-
Глава 14
Аддиктивное поведение подростков
ляется удовольствием. Не менее; значимым является получение удовольствия от самого процесса употребления психоактивных веществ, ритуаловсвязанного с наркотиками общения. Элементы а;1ликтивного поведения свойственны любому человеку, уходящему от реальности путем изменения своего состояния. Проблема аддикции возникает в тот момент, когда стремление уйти от реальности, связанное с изменением психики, начинает доминиро-оать в сознании, становитсяцентральной идеей.Разные формы девиантного поведения подростков взаимосвязаны. Пьяпст во, употреблениенаркотиков, агрессивное и противоправное поведение образуют единый блок. Приобщение подростка к одному виду девиантного поведения повышает вероятность его вовлеченностии в другие, В подростковом возрасте, в период полового созренаним, поведение в значительной мере определяется характерными для этого периода реакциями эмансипации, группирования, увлечениями (хобби) и формирующимся сексуальным влечением. Эти же факторы могут способствовать вовлечению подростков в группы, где практикуется употребление алкоголя, табакаи наркотиков, при условии, что эти группы позволяют удовлетворить какие-либо потребности подростки., которые он не сможет удовлетворить в других группах. Стремление к эманси! laitMH приводит подростка к «отравлению свободой», ■ при котором наиболее часты выпивки, курение, употребление наркотиков. Злоупотреблению психоактивными веществами содействуют коммуникативные хобби — бездумное общение со сверстниками, обмен малозпачимой, не требующей интеллектуальной переработки информацией. Неудовлетворенная потребность в самоутверждении приводит к попыткам реал изоиать себя нетолБко в творчестве, но и в негативных формах активности -насилии, преступлениях — или же приводит к «бегству» в алкоголь, наркотики, из жизни. Социальные факторы, способствующие девиантному поведению, в тойчисле н аддиктивному, в некоторой степени совпадают для разных его форм. Это школьные трудности, какие-либо травматические события, влияние определенной девиантной субкультуры или группы. Самыми важными nil диви дуально-личностными факторами считаются локус контроля и уровень самоуважения.
Проблема аддиктивного поведения подростков признается как национальная проблема и требует для своего решения объединения всех прогрессивныхсил общества.
Вопросы к главе ----------------------------- ——----------------------------- —■
1. Как, по вашему мнению, ПОВЛИЯЛна российских подростков просмотр ставшего для определеннойчасти молодежи культовым
фильма «На игле* (Transporting), который был отражением так называемой «героиновой моды»?
2. Многие подростки, в том числе жители Санкт-Петербурга, в конце XX в. начали употреблять дикорастущие галлюциногенные грибы, по не с целью «поймать кайф*, а якобы для того, чтобы расширить сознание, ссылаясь при этом, например, на теории Т. Маккепы. Как можно расценить подобное поведение с точки зрения психологии?
3. Сегодня едва ли можно найти человека, который не зналбы о трагических, порой даже смертельных последствиях табакокурения, алкоголизма, наркомании. Нельзя ли сделать вывод, что за аддиктивным поведением такого рода стоит неосознанная тяга к саморазрушению и даже к суициду?
Ключевые понятия и термины
Делинквентность
Аддиктивная личность
Аддиктивное поведение
Доминанта
Потребность
Психологическая зависимость
Зависимое поведение
Атарактическая мотивации
Псевдокультурная мотивация
Гедонистическая мотивация
Мотивация с гиперактивацией повеления
Субмиссивная мотивация
Токсикомания
Физиологическая зависимость
Наркотическое вещество
Нарастающая толерантность
Су и ци да льнов поведение подростков
Глава 15