Трансформация аддиктивного поведения в зависимое поведение

Переход аддиктивного поведения в зависимое определяется рядом факторов, которые в соответствии с природой самого человека традиционно делятся на социальные,психологиче­ские и биологические.

Социальныефакторы: доступность, мода, степень грозящей ответственности, влияние группы подростков.

Психологические факторы: тип акцентуации характера, привлекательность возникающих ощущений и их переживап не, выработка гедонических установок, страх причинить себе ре­альный вред, отсутствие социальных интересов, стремление к самоутверждению.

Биологические факторы: степень изначальной толерантно­сти (индивидуальная непереносимость, высокая устойчивость), , отягощение наследственности, органические поражения мозга,



Глава 14

Аддиктивное поведение подростков




Трансформация аддиктивного поведения в зависимое поведение - student2.ru Трансформация аддиктивного поведения в зависимое поведение - student2.ru хронические болезни, природа употребляемого вещества (Лич-коА. Е„ Битенский В. С, 1991).

Мнение ученых

Сегнл (В. Segal) обнаружил следующиепсихологические особен­ности лиц с аддиктикными форйами повеления; сниженная пе­реносимость трудпостей повседневной Лизнинаряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций; скрытый комплекс непол­ноценности, сочетающийся с внешни проявляемым превосход­ством;внешняя социабедьиость, сочетающаясясо страхом перед стойкими эмоциональны МИ контактами; стремление говорить неправду;стремление обвинять других, зная, что они невинов­ны; стремление уходить от ответственности в принятии решений; стремление к стереотипному поведению; зависимость; тревож­ность (Метщелевич В. Д., 2001. С, 79).

Совокупность факторов в каждой конкретной ситуации определяет степень риска формирования предрасположенно­сти к аддиктивному поиедемию и трансформации его в зависи­моеповедение.

Факторы риска, выделяемые взарубежных исследова­ниях(Drug Abuse Prevention At Risk groups,1997).

Демографические факторы: возраст,пол, национальность,раса, образование, занятость, доход семьи.

Психосоциальные факторы: семейные нарушения и дис­функции; семейное злоупотреблениепсихоактивными Вбще-с i ними и нарушения эмоциональных взаимоотношений роди­телей; уровень поддержки положительныхшкольных установок; дисфункции школьной среды; низкая мораль и нравственность учителей.

Макросоциальные факторы: терпимость общества к пси­хоактивным веществам; общественные дисфункции (например, преступность, связанная с наркотиками, высокий уровень их потребления): уровень общественной поддержки борьбы со зло­употреблением психоактивными веществами.

Биологическиеи генетические факторы: соматические забо­левания, задержка психического развития, пшерактивпость и де­фицит внимания, поиск ноных ощущений, чувствительность к боли, алкоголизм у родителей и родственников (Курск 11. С, 2000).

Для подростков актуальнапроблема «канализирования» энергии, социальнойактивности в общественно одобряемом или

хотя бы допустимом направлении, ибо молодежь особенно нуж­дается в социальном признании, самоутверждении опять же при недостаточных возможностях (Гилинский Я., Гурвич И., Руса­кова М„ Симпура Ю., Хлопушин Р., 2001. С. 13).

В одном исследовании (М. Цукерман) выделяется особый

,тип поведения, который назван поиском ощущений. Поиск ощущений (ПО) ■ .но поведение, связанное с потребностью вновых ощущениях и переживаниях, характеризующеесястрем­лением к физическому и социальному риску ради этих ощуще­ний. Такое поведение является индивидуальной особенностью субъекта, стремящегося поддерживать оптимальный уровень возбуждения организма. Ради этой цели подростки с высоким уровнем ПО могут экспериментировать с различными видами ПАВ. Любопытство и желание новых ощущений автор рассмат­ривает как фактор приобщения подростков к психоактивным веществам (Менделевич В. Д, 2001).

В другом исследовании (Е. Bern) у человека выделяется

; шесть видов голода: голод по сенсорной стимуляции, голод по признанию, голод по контакту и физическому поглаживанию, сексуальный голод, структурный голод, или голод по структу­рированию времени, голод по инцидентам.

В рамках аддиктивного типа поведения каждый из пере­численных видов голода обостряется. Человек не находит удов­летворения чувства «голода» в реальной жизни и стремится снять дискомфорт и неудовлетворение реальностью стимуля­цией тех или иных видов деятельности. Он пытается достичь повышенного уровня сенсорной стимуляции (отдает приори­тет интенсивным воздействиям, громкому звуку, резким запа­хам, ярким изображениям), признания неординарностью по­ступков (в том числе сексуальных), заполненности времени событиями (Менделевич В. Д.. 2001).

Психолого-педагогическое консультирование --------------------

В зарубежных исследованиях акцентируется особая роль жесто­кого обращения родителей с детьми (сексуального, физического, психологического, ритуального) в развитии у них зависимости от психоактивных веществ. Под психологическим насилием (Bonner В., 1995) понимает такие паттерны поведения, как унижение, оскорб­ление, издевательства, высмеивание ребенку (Руководство по пре­дупреждениюнасилия.над детьми, М„ 1999. С. 26).



Глава 14

Аддиктивное поведение подростков




Трансформация аддиктивного поведения в зависимое поведение - student2.ru Трансформация аддиктивного поведения в зависимое поведение - student2.ru Согласно мнению И.С. Кона, социальные факторы, способству­ющие девиантному поведению, в некоторой степени совпадают для разных его форм. Это школьные трудности, жизненные трав­матические события, влияние определенной девиантной субкуль­туры или ipyimbj. Самыми важнымииндивидуально-личностны­ми факторами считаются локус контроля и уровень самоуваже­ния (Кон И. С, 1989. С. 251). *

Наши рекомендации