Трансформация аддиктивного поведения в зависимое поведение
Переход аддиктивного поведения в зависимое определяется рядом факторов, которые в соответствии с природой самого человека традиционно делятся на социальные,психологические и биологические.
Социальныефакторы: доступность, мода, степень грозящей ответственности, влияние группы подростков.
Психологические факторы: тип акцентуации характера, привлекательность возникающих ощущений и их переживап не, выработка гедонических установок, страх причинить себе реальный вред, отсутствие социальных интересов, стремление к самоутверждению.
Биологические факторы: степень изначальной толерантности (индивидуальная непереносимость, высокая устойчивость), , отягощение наследственности, органические поражения мозга,
Глава 14
Аддиктивное поведение подростков
хронические болезни, природа употребляемого вещества (Лич-коА. Е„ Битенский В. С, 1991).
Мнение ученых
Сегнл (В. Segal) обнаружил следующиепсихологические особенности лиц с аддиктикными форйами повеления; сниженная переносимость трудпостей повседневной Лизнинаряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций; скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешни проявляемым превосходством;внешняя социабедьиость, сочетающаясясо страхом перед стойкими эмоциональны МИ контактами; стремление говорить неправду;стремление обвинять других, зная, что они невиновны; стремление уходить от ответственности в принятии решений; стремление к стереотипному поведению; зависимость; тревожность (Метщелевич В. Д., 2001. С, 79).
Совокупность факторов в каждой конкретной ситуации определяет степень риска формирования предрасположенности к аддиктивному поиедемию и трансформации его в зависимоеповедение.
Факторы риска, выделяемые взарубежных исследованиях(Drug Abuse Prevention At Risk groups,1997).
Демографические факторы: возраст,пол, национальность,раса, образование, занятость, доход семьи.
Психосоциальные факторы: семейные нарушения и дисфункции; семейное злоупотреблениепсихоактивными Вбще-с i ними и нарушения эмоциональных взаимоотношений родителей; уровень поддержки положительныхшкольных установок; дисфункции школьной среды; низкая мораль и нравственность учителей.
Макросоциальные факторы: терпимость общества к психоактивным веществам; общественные дисфункции (например, преступность, связанная с наркотиками, высокий уровень их потребления): уровень общественной поддержки борьбы со злоупотреблением психоактивными веществами.
Биологическиеи генетические факторы: соматические заболевания, задержка психического развития, пшерактивпость и дефицит внимания, поиск ноных ощущений, чувствительность к боли, алкоголизм у родителей и родственников (Курск 11. С, 2000).
Для подростков актуальнапроблема «канализирования» энергии, социальнойактивности в общественно одобряемом или
хотя бы допустимом направлении, ибо молодежь особенно нуждается в социальном признании, самоутверждении опять же при недостаточных возможностях (Гилинский Я., Гурвич И., Русакова М„ Симпура Ю., Хлопушин Р., 2001. С. 13).
В одном исследовании (М. Цукерман) выделяется особый
,тип поведения, который назван поиском ощущений. Поиск ощущений (ПО) ■ .но поведение, связанное с потребностью вновых ощущениях и переживаниях, характеризующеесястремлением к физическому и социальному риску ради этих ощущений. Такое поведение является индивидуальной особенностью субъекта, стремящегося поддерживать оптимальный уровень возбуждения организма. Ради этой цели подростки с высоким уровнем ПО могут экспериментировать с различными видами ПАВ. Любопытство и желание новых ощущений автор рассматривает как фактор приобщения подростков к психоактивным веществам (Менделевич В. Д, 2001).
В другом исследовании (Е. Bern) у человека выделяется
; шесть видов голода: голод по сенсорной стимуляции, голод по признанию, голод по контакту и физическому поглаживанию, сексуальный голод, структурный голод, или голод по структурированию времени, голод по инцидентам.
В рамках аддиктивного типа поведения каждый из перечисленных видов голода обостряется. Человек не находит удовлетворения чувства «голода» в реальной жизни и стремится снять дискомфорт и неудовлетворение реальностью стимуляцией тех или иных видов деятельности. Он пытается достичь повышенного уровня сенсорной стимуляции (отдает приоритет интенсивным воздействиям, громкому звуку, резким запахам, ярким изображениям), признания неординарностью поступков (в том числе сексуальных), заполненности времени событиями (Менделевич В. Д.. 2001).
Психолого-педагогическое консультирование --------------------
В зарубежных исследованиях акцентируется особая роль жестокого обращения родителей с детьми (сексуального, физического, психологического, ритуального) в развитии у них зависимости от психоактивных веществ. Под психологическим насилием (Bonner В., 1995) понимает такие паттерны поведения, как унижение, оскорбление, издевательства, высмеивание ребенку (Руководство по предупреждениюнасилия.над детьми, М„ 1999. С. 26).
Глава 14
Аддиктивное поведение подростков
Согласно мнению И.С. Кона, социальные факторы, способствующие девиантному поведению, в некоторой степени совпадают для разных его форм. Это школьные трудности, жизненные травматические события, влияние определенной девиантной субкультуры или ipyimbj. Самыми важнымииндивидуально-личностными факторами считаются локус контроля и уровень самоуважения (Кон И. С, 1989. С. 251). *