Враждебная и инструментальная агрессия

— осознанные действия,ко­торые причиняют или намо­рены причинить ущерб дру­гому человеку, группе людей или животному.

Агрессия может 6в1ть рассмотрена в ниде дихотомий, имеющих различные основания: физическая—вербальная, активная—пас­сивная, прямая—косвенная, доброкачественная—злокачественная. Важи ым вариантом дихотомического представленияагрес­сии является выделение агрессии враждебной и инструменталь­ной (Baron, Richardson, 1994; Buss, 1971; Fechbach, 1964; Hartup, 1974).

О враждебной агрессииго­ворят в том случае, когда глав-, ной целью субъекта является причинение вреда, страда-



Глава 13

Подростковая агрессия




Враждебная и инструментальная агрессия - student2.ru

Инструментальная агрессия — — агрессия, при которой при­чинение вреда другим явля­ется не самоцелью, а йреДг ствоы достижения какой-либо иной цели.
Враждебная агрессин

ний жертве. Инструментальная агрессия описывает те случаи, когдаиндивид, нападая на других людей, преследует иные цели, нежели причинение вреда и страданий жертве. Агрессия в дан­ном случае является не самоцелью, а средством достижения неких других целей, реализации различных желаний и потреб­ностей личности.

Агрессия и социализация

В соответствии с когнитивно-бихениоральной концепцией со­циального научения (Бандура А., 1959,1973)процесс социали­зации состоит в развитии при­вычных ответных реакций, принятых в обществе, в кото­ром индивид жипет.

— агрессин, при которой главной вельюагрессора яв­ляетсяпричинение страда­ний и вреда жертве.

Научение определенным навыкам в системе«сигнал—от­вет* требует,во-первых, вознаг­раждения или подкрепления, а во-вторых, наличия некоторого мотивациопиого процесса или

драй и;). 11ри этом под драйвом понимается сильный стимул, который побуждает организм к действию.

В рамках когнитивно-бихевиорадьной концепции подрост­ковую агрессию рассматривают как результат специфичною социального научения. При этом считается, что основания раз­вития и закрепления агрессивного поведения следует в первую очередь искать в том, как род и те л и. воспитывал и своих детей в первые годы жизни, а также и в более поздние периоды, вклю­чая и с обет йен но подростковый возраст.

Влияние семьи на развитие агрессии

Существует огромное число исследований, которые убедитель­но показывают зависимость между негативными взаимоотно­шениями в системе «родители—ребенок», эмоциональной дел-ривацией к семье и агрессией. Установлено, например, что если у ребенка сложились негативные отношения с одним или обо­ими родителями, если тенденции развития позитивности само­оценки и Я-конпепции не находят поддержки п оценках роди-




телей или если ребенок не ощущает родительской поддержки и ■реки,то вероятность делинквент]юго, противоправного пове­дения существенно возрастает, ухудшаются отношения со свер­стниками, проявляется агресеишЕоеть но отношению к с.обствеп-ным родителям (Hanson, Henggeleretal., 1984; Eron, Walderet В., 1977, 1978; Peck et al.,1985; Baron, Richardson, 1994).

Наказания и агрессивность

He вызывает сомнения, что между строгостью наказания и уров­нем агрессивности детей существует положительная зависи­мость.

Эта зависимость, как оказалось, распространяется и на слу­чаи, когда наказание является реакцией родителей на агрессив­ное поведение ребенка, т. е. используется в качестве воспита­тельной меры, направленной на снижение агрессивности и фор­мирование неагрессивного поведения ребенка. Обнаружено, что

. те дети, которые подвергались со стороны родителей строгим наказаниям, проявляли в поведении большую агрессию и, со­ответственно, характеризовались одноклассниками как агрес-сивные.

В одном из исследований (Felson, Russo, 1988) было пока­зано также, что вмешательство родителей при агрессии между братьям и-сестрами может на самом деле оказывать обратное

'действие и стимулировать развитие агрессии. Нейтральная по­зиция родителей, как следует из этого исследования, оказыва­ется предпочтительной. Самой неэффективной стратегией ока-эывдется вмешател ьство родителей в форме наказания старших сибсон. так как в этом случае уровень как вербальной, так и физической агрессии в отношениях между братьями—сестра­ми оказывается наиболее высоким. Сходные результаты были получены и в других исследованиях (Patterson, 1984). . .

Наши рекомендации