Враждебная и инструментальная агрессия
— осознанные действия,которые причиняют или наморены причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному. |
Агрессия может 6в1ть рассмотрена в ниде дихотомий, имеющих различные основания: физическая—вербальная, активная—пассивная, прямая—косвенная, доброкачественная—злокачественная. Важи ым вариантом дихотомического представленияагрессии является выделение агрессии враждебной и инструментальной (Baron, Richardson, 1994; Buss, 1971; Fechbach, 1964; Hartup, 1974).
О враждебной агрессииговорят в том случае, когда глав-, ной целью субъекта является причинение вреда, страда-
Глава 13
Подростковая агрессия
Инструментальная агрессия — — агрессия, при которой причинение вреда другим является не самоцелью, а йреДг ствоы достижения какой-либо иной цели. |
Враждебная агрессин |
ний жертве. Инструментальная агрессия описывает те случаи, когдаиндивид, нападая на других людей, преследует иные цели, нежели причинение вреда и страданий жертве. Агрессия в данном случае является не самоцелью, а средством достижения неких других целей, реализации различных желаний и потребностей личности.
Агрессия и социализация
В соответствии с когнитивно-бихениоральной концепцией социального научения (Бандура А., 1959,1973)процесс социализации состоит в развитии привычных ответных реакций, принятых в обществе, в котором индивид жипет.
— агрессин, при которой главной вельюагрессора являетсяпричинение страданий и вреда жертве. |
Научение определенным навыкам в системе«сигнал—ответ* требует,во-первых, вознаграждения или подкрепления, а во-вторых, наличия некоторого мотивациопиого процесса или
драй и;). 11ри этом под драйвом понимается сильный стимул, который побуждает организм к действию.
В рамках когнитивно-бихевиорадьной концепции подростковую агрессию рассматривают как результат специфичною социального научения. При этом считается, что основания развития и закрепления агрессивного поведения следует в первую очередь искать в том, как род и те л и. воспитывал и своих детей в первые годы жизни, а также и в более поздние периоды, включая и с обет йен но подростковый возраст.
Влияние семьи на развитие агрессии
Существует огромное число исследований, которые убедительно показывают зависимость между негативными взаимоотношениями в системе «родители—ребенок», эмоциональной дел-ривацией к семье и агрессией. Установлено, например, что если у ребенка сложились негативные отношения с одним или обоими родителями, если тенденции развития позитивности самооценки и Я-конпепции не находят поддержки п оценках роди-
телей или если ребенок не ощущает родительской поддержки и ■реки,то вероятность делинквент]юго, противоправного поведения существенно возрастает, ухудшаются отношения со сверстниками, проявляется агресеишЕоеть но отношению к с.обствеп-ным родителям (Hanson, Henggeleretal., 1984; Eron, Walderet В., 1977, 1978; Peck et al.,1985; Baron, Richardson, 1994).
Наказания и агрессивность
He вызывает сомнения, что между строгостью наказания и уровнем агрессивности детей существует положительная зависимость.
Эта зависимость, как оказалось, распространяется и на случаи, когда наказание является реакцией родителей на агрессивное поведение ребенка, т. е. используется в качестве воспитательной меры, направленной на снижение агрессивности и формирование неагрессивного поведения ребенка. Обнаружено, что
. те дети, которые подвергались со стороны родителей строгим наказаниям, проявляли в поведении большую агрессию и, соответственно, характеризовались одноклассниками как агрес-сивные.
В одном из исследований (Felson, Russo, 1988) было показано также, что вмешательство родителей при агрессии между братьям и-сестрами может на самом деле оказывать обратное
'действие и стимулировать развитие агрессии. Нейтральная позиция родителей, как следует из этого исследования, оказывается предпочтительной. Самой неэффективной стратегией ока-эывдется вмешател ьство родителей в форме наказания старших сибсон. так как в этом случае уровень как вербальной, так и физической агрессии в отношениях между братьями—сестрами оказывается наиболее высоким. Сходные результаты были получены и в других исследованиях (Patterson, 1984). . .