Формирование сексуальной ориентации
Самая сложная проблема психосексуального развития в подростковом и ран нем юношеском возрасте — формирование сексуальной ориентации, т. е. системы эротических предпочтений, влечения к лицам противоположного (гетеросексуальность), Роегособственного (гомосексуальность) или обоего пола (бисексуальность).
Глава 12
Психосексуальное развитие и взаимоотношения полов
Люди, ведущие исключительно гомосексуальный образ жизни, составляют приблизительно 2-5% мужского и 1-2% женского населения. Однократное или временное влечение клицам своего пола и сексуальные контакты с ними встречаются значительно чаще, особенно в предиодростковом (10-12).и подростковом (до 15 лет) возрасте.
Вопреки распространенному мнению, что подростков «со
вращают» взрослые,большинство подобных контактов проис
ходит между сверстниками.
Статистика---------------------- —------------- ■----------------------------------
Из числа американских подростков,имевших гомосексуальный опыт, со взрослыми имели контакт только 12% мальчиков и меньше 1% девочек; у остальных первым партнером был сверстник или подросток ненамного старше или моложе (Соренсен. 1973). Свыше 60% мужчин-гомосексуалиста в, обследованных А. Кин-зи (1948), пережили первый гомосексуальный контакт между 12 и 14 годами, причем в 52,5% случаев партнеру было также от VI до 15 лет, у 8% он был младше, у 14% это были 16- 18-летнис юноши и только у остальных- - взрослые.
Статистика --------------------------------------------------------------------------
Согласно данным последних национальных опросов и США, 4% мужчин и 2% женщин считают себя гомосексуалами, а 5% мужчин и %% женщЯИ— бисексуалами (Кун Д., 2002).
Взаимоотношения подростка с лицами своегои противоположного пола нужно рассматривать в общей системе его межличностных отношений, которые, конечно, не сводятся к сексуально-эротическим. Хотя разные виды эмоциональных привязанностей взаимосвязаны и одна нз них может предшествовать и подготавливать рождение другой, они принципиально несводимы друг к другу. Некоторые, на первый взгляд, странные веши на самом деле вполне объяснимы.
Например, в одном пионерском лагере вожатый застал группу мальчиковза тем, что они измеряли длину своих чле-нон с помощью линейки. Нередко проводятсяи «конкурсы» такого рода. Интерес к телу и половым органам людей собственного пола, возникающий уже в раннем возрасте, стимулируется прежде всего потребностью самопознания, сравнения себя с
другими. В пубертатный период подросток впервыевоспринимает собственное тело как эротический объект, вторичные половые признаки становятся для него одновременно символомвзрослости и пола.
Оценивая потенциальные или явные эротические контакты между подростками, нужно помнить и о ситуативных факторах. Для 10-12-летних подростков почти повсеместно характерно половое разделение (сегрегация) игровойактивности мальчиков и девочек. Большая фактическая доступность сверстника своего, нежели противоположного, пола дополняетсясходством интересов и значительно менее строгими табу на телесные контакты. Поэтому гомосексуальные игры встречаются у них чаще, чем гетеросексуальные. Уменьшение половой сегрегации, вероятно, даст иное соотнопюние.
Исследование ---------------------------------------------------------------------
Сравнение сексуального поведения взрослыхзападногерманских студентов с их воспоминаниями о допубертэтной(до 12 лиг) гомосексуальной активности Показало, что чем выше допубергат-ная гомосексуальная активность (количество контактов и партнеров), тем вероятнее гомосексуальное поведение взрослого ■ (Г. Шмидт, 1978).
Сексуальные игры со сверстниками, раздевание, ошупы-вание половых органон, взаимная или групповая мастурбация, если в них не повлечены взрослые, не считаются в мальчишеских компаниях чем-то страшным или постыдным. У девочек выражения нежности - объятия, поцелуи — вообще не табуи-руются. а их потенциальные эротические обертоны большей частью не замечаются. Неудивительно, что пробуждающаяся чувственность на первых порах нередко удовлетворяется именно этим путем. К концу пубертатного периода такие игры обычно прекращаются; их продолжение в 15-16 лет уже даст основание для беспокойства.
Так как в сексуальных играх младших подростков эроти-кая мотивация имеет подчиненное значение, психологи, чтобы избежать пугающих ярлыков, предпочитают не называть их гомосексуальными и не придавать им чрезмерного значения. Однако между допубертатной гомосексуальной активностью и будущей сексуальной ориентацией взрослого человека есть определенная связь.
3S2
Глава 12
Психосексуальное развитие и взаимоотношения полов
Простейшее объяснение этого — ссылка на условнорефлек-торные связи, которые могутвозникнуть у подростка во время сексуальной игры и зафиксироваться навсегда. В принципе это не исключено. Однако гомосексуальные контакты со сверстниками, если они имеют игровую форму и не сочетаются с психологической интимностью, большей частью остаются преходящими. Дело не столько в поведении, сколько в переживаниях субъекта. Взрослый гомосексуалист, пациент знаменитого американского психоаналитика Гарри Салливэна, рассказал ему, что в школьные годы только он и еще один мальчик не участвовали в гомоэротических играх одноклассников; случайно познакомившись позже с этим вторым мальчиком, Салливэн обнаружил, что тот тоже стал гомосексуалистом. Неучастие в играх товарищей было, вероятно, бессознательной защитной реакцией, но пассивная роль зрителя только усиливала психологическую значимость происходящего (Салливэн, 1963).
Этапы формирования гомосексуальной ориентации
Формирование гомосексуальной ориентации подростка проходит три этапа: 1) от первого осознанного эротического интереса к человеку своего пола до первого подозрения о ceoeii гомосексуальности; 2) от первого подозрения о своей гомосексуальности до первого гомосексуального контакта и 3) отпервого гомосексуального контакта до уверенности в своей гомосексуальности, за которой следует выработка соответствующего стиля жизни.
I [роцессэтот неодинаково протекает у мужчин и у женщин. Мальчики, у которых раньше пробуждаются эротические чувства и половая роль которых допускает и даже требует явных проявлений сексуальности, раньше начинают подозревать о своей психосексуальной необычности и раньше начинают половую жизнь, как правило, в гомосексуальном варианте. У девушек сексуад ьная ориентация формируется позже; первое увлечение, объектом которого обычно бывает женщина на много лет старше, переживается просто как потребность в дружбе, а гомосексуальному контакту часто предшествуют гетеросексуальные связи.
Длительность этого процесса зависит как от социальны" условий, так и от индивидуальных особенностей. Пик практического сексуального экспериментирования в разных, направлениях приходится на донубертатный возраст иначала
ный период полового созревания. Но психологически наиболее драматичен юношеский возраст. Анализируя спои переживания, юноша с гомоэротическими наклонностями обнаруживает свою непохожесть на других. Это порождает у негоострый внутренний конфликт, чувствостраха и одиночества, решая установлению психологической близости с другимилюдьми и усугубляя свойственные этому возрасту психологические трудности. Некоторые юноши пытаются «защититься» от гомосексуальности экстенсивными, лишенными змо-диональной вовлеченности гетеросексуальными связями, но чаше всего это лишь обостряет внутренний конфликт. Психическое состояние и самочувствие юношей с незавершенной психосексуальной идентификацией значительно хуже, чем у тех, кто так или иначе завершил этот процесс, они больше нуждаются в психотерапентической помощи, чаще совершают попытки самоубийства и т. д.
Мнение ученых
Нейробиолог Саймон Леней и другие учен ме показали, что некоторые структуры мо;п"н у гетеросексуалови гомосексуалов отличаются.В других исс.юлоииииях делается вывод, чтона сексу-альную ориентацию оказывает влияние генили гены, обнаруженныеи Х-хромосомI1. Таким образом, генетически тенденции к гомосексуальностимогут передаваться от матери к детям (Кун Д., 2002).
Сексуальное насилие и проблемы педагогики
В мужских сообществах (детские дома, интернаты, общежития, закрытые учебные заведения, тюрьмы, армия и т. д.) старшие или более сильные нередко сексуалы ю насилуют младших, более слабых. Такие действия часто бывают групповыми и мотивируются не столько эротически, сколько служат средством Установления или демонстрации отношений господства и подчинения: жертвы сексуального насилия, даже если они вынуждены были уступить превосходящей силе, теряют личное достоинство, становятся объектами всеобщего презрения и должны впредь подчиняться споим обидчикам. Это катастрофически снижает их самоуважение, иногда приводит к самоубийствам. Сексологическое невежестео и жестокость взрослых еще
DIH)] [pilUMV.
! ич.ции m;i
Глава 12
Психосексуальное развитие и взаимоотношении полов
П с и х о л о г о - п е д а го г и ч е с ко е ко н с у л ьти р о в а н и е
Нужно уже в младшем дошкольном возрасте обращать особое внимание на детей, игровое поведение или телосложение которых не соответствует стереотипам маскулинности и фемштишш-сти и которые из-за этого подвергаются насмешкам сверстников. Это иниманисдолжно быть тактичным, незаметным и направленным не на отделение ребенка от окружающих, а на повышение его самоуважения и улучшение коммуникативных навыков.
Взрослыедолжны полностью отдавать себе отчет и том, что интимные эротические переживания подростков находятся практически вне сферы педагогического контроля, а повы шев-ный интерес к ним со стороны взрослых большей частью имеет отрицательные последствия. Отличить статистически нормальное возрастное сексуальное экспериментирование от призма-кон зарождающейся взрослой девнантпой сексуальности трудно даже специалисту, это проясняется лишь с течением времени.
Сексуальные игры подростков и юношей следует прекращать тактично, апеллируя к пранилам приличия, бытовым условностям и т. д., но ни в косм случав не запугивая и не наплетаястрашных ярлыков, патогенное влияние которыхможет оказаться значительно сильнее, чем пережитый сексуальный опыт. Особенно важно не допускать актов насилия и унижения человеческою достоинства.
Мнение ученых
Будет ошибкой считать, что воспитание делает детей гомосексуалистами. Практически /tern, которых воспитывают родители — геи и лесбиянки, и дети, которых растят родители-гетеросексу а -лы, ничем не отличаются между собой (Куп Д., 2002).
Сексуальная ориентация в большинстве случаев не является делом свободного выбора, изменить ее чрезвычайно трудно, а то и вовсе невозможно. Это обязывает учителя быть прежде всего гуманным, помня, что за сексуальными проблемами всегда стоят проблемы человеческие.
Ухаживание и любовь
Юношеская сексуальность и ее конкретные проявления тесно связаны с коммуникативными чертами личности и специфи-
ческими нормами социальной среды, субкультуры и т. д. Как . субъективные ожидания, так и регулирующие взаимоотношения юношей и девушек нормативные предписания неоднозначны и противоречивы.
Мнение ученых
Желание близости является одной из основополагающих нотребт стейвсексуальньгх!т1ишенияхсдругим1!еловеком(КеллиГ.Ф.,2000).
Юношескаямечта о любви выражает прежде всего жажду эмоционального контакта, понимания, душевной близости. Потребность в самораскрытии и интимной человеческой близости и чувственно-эротические желания очень ча^то не совпадают и могут быть направлены на разные объекты.
Отмеченная 3. Фрейдом разобщенность чувственно-эротического и нежного влечений особенно типична для мальчиков. У многих из них бурный темп полового созревания опережает развитие тонких коммуникативных качеств, включая способность к сопереживанию. Кроме того, сказывается влияние традиционного стереотипа маскулинности, согласно которому мужчина подходит к женщине с «позиции силы». Старшекласс-, ник этой силы в себе не ощущает,а попытки симулировать ее, . чтобы быть «на уровне» стереотипа, только увеличивают его [затруднения. Жажда любви нередко сочетается со страхом «потерять себя», «подчиниться» и т. д.
Девочки, которым «сила» не предписана, свободны от этой заботы, зато они вынуждены скрывать увлечения, оберегая свое достоинство и репутацию.
Разрешение этих внутриличностных противоречий во многом зависит от того, как складываются взаимоотношения юношей и девушек в более широком кругу общения. Обособление мальчиков и девочек в той или иной форме — универсальное явление в истории культуры. В современном обществе сегрегация полов выражена менее резко и осуществляется стихийно, самими детьми. Тем не менее она существует, создавая определенную психологическую дистанцию между мальчиками и девочками, преодолеть которую не так просто. Психологическая . близость вначале легче достигается с человеком собственного 1Пола, v. которым подростка связывает широкий крут общих значимых переживаний, включая и эротические.
12-
Глава !2
Психосексуальное развитие и взаимоотношения полов
Исследование
Ответы старшеклассников на вопрос: «В общении с кем вы чувствуете себя наиболее уверенно и свободно?» — показали, что общение со сверстниками противоположного пола является :ша-чительно более напряженным, чем со всеми остальными лицами. ;ш исключением учителей. Причем напряженность у мальчиков возрастает от 7-го класса к 8-му, а у девочек - от 8-го к 9-му (Кон И. С. и Лосенков В. А., 1974).
В целом девушки чувствуют себя в общении с юношами более свободно и уверенно, чем юноши с дену шками. Характерно в этой связи отношение юношей и девушек к разнополой дружбе. На вопрос: «Возможна ли, по-вашему, настоящая дружба (без влюбленности) между юношей и девушкой?» — утвердительно отвечают свыше трех четвертей учащихся 7-10-х классов. С возрастом сомнения усиливаются, свыше половины ленинградских юношей-студентов ответили на этот вопрос отрицательно. При ответах на вопрос: «Кого вы предпочли бы иметь своим другом — юношу или девушку?* доля девушек, выбравших идеального друга противоположного пола, во всех возрастах выше, чем доля юношей, причем с возрастом эта раз-ница увеличивается (Кон И. С, и Лосенков В. А., 1974).
Любовь и дружба
Между юношами и девушками существует не только разница и темпах созревания, юноши строже, чем девушки, разграничивают любовь и дружбу. Потребность в дружбе с человеком противоположного пола выражает, в сущности, потребность в любви. Друзей противоположного иода у старшеклассников значительно меньше, чем друзей своего пола: 57% ленинградских девятиклассников говорили, что вообще не имеют друзей-девушек, а 46% девятиклассн (щ — друзей-юношей. Еще реже л иц противоположного пола называют в качестве ближайших друзей (Кон И. С. 1989).
Соотношение дружбы и любви представляет в юности сложную проблему. С одной стороны, эти отпошсния кажутся более или менее альтернативными. По имеющимся данным (Кон И. С, 1974),юноши-девятиклассники, ориентированные на широкое групповое общение, как правило, не выбирают в качестве идеального друга девушку, и в первом круге их реаль-
ного общения преобладают юноши. Напротив, тот, кто в качестве идеального друга предпочитает девушку, обычно имеет мен мне друзей своего пола, склонен считать настоящую дружбу редкой и отличается повышенной рефлексииностью. Появление любимой девушки снижает эмоциональный накал однополой дружбы, друг становится, скорее, добрым товарищем.
Мнение ученых
Ощущение любви включает ряд составляющих, которые можно свести к трем факторам. Страсть состоит ил романтического влечения и сексуального желания. Близость включает близкую связь с другим человеком. Рент им ость/преланн ость состоит из решения о том, что один любит другого и стремления сохранить эту любовь (Чалдини, 2002).
С другой стороны, любовь Предполагает большую степень интимности, чем дружба, она как бы включает в себя дружбу.
: Если в начале юности главным конфидентом (лицом, с которым обсуждаются личные проблемы) обычно бывает друг своего пола, то позже это место занимает любимый (любимая).
_ Сочетание духовного общения с сексуальной близостью допускает максимальное самораскрытие, на которое способна личность. Юноша 16-18 лет может довольствоваться обществом друзей своего пола. В более старшем возрасте отсутствие интимного контакта с девушкой уже не компенсируется одпоно-ЙОЙ дружбой; больше того, чувствуя, что он отстает в ЭТОМ отношении от сверстников, юноша иногда становится менее откровенен и с друзьями, замыкается в себе. Психосексуальные трудности — одна из главных причин юношеского одиночества. Взаимоотношения юношей и девушек сталкивают их с мно-жес гном моральных проблем. Старшеклассники остро нуждаются в помощи старших, прежде всего родителей и учителей. Но одновременно они хотят — и имеют на это полное право! — оградить свой интимный круг от бесцеремонного вторжения и подглядынация. В. А. Сухомлинекий совершенно справедливо Требовал «гнать из школы нескромные и ненужные разговоры °любви воспитанников. Ни одного слова о том, кто в кого влюблен. Ни малейшего намека на то, что один пятнадцатилетний Родросток назвал "ощупыванием сердца железными рукавица-■И". Л юбовь должна навсегда, на всю жизнь остаться для чело-
Глава 12
Психосексуальное развитие и взаимоотношения полов
векасамым светлым, интимнейшим и неприкосновенным» (Су-хомлинский, 1971. С. 223).
Психосексуальные сценарии
Несмотря на демократизацию й" упрощение взаимоотношении между юношами и девушками,они вовсе не так элементарны, как кажется некоторым взрослым. Современный ритуал ухаживания проще традиционного, зато он нигде не кодифицирован. Это создает нормативную неопределенность. Характерно, что большая часть вопросов, задаваемых подростками и юношами, касается не столько психофизиологии половой жизни, всей сложности которой они еще не осознают, сколько ее нормативной стороны: как надо вести себя в ситуации ухаживания, например по время свидания, когда можно (и нужно) целоваться и т. п.
Мнение ученых
Согласно Дж. Ганьону, людям свойственно усваиваль определенные сексуальные сценарии или негласныепсихические планы, которые руководят нашим сексуальным поведением. Такие сценарии определяют, когда, где и кому мы, вероятнее всего, будем выражать сексуальные чувства. Они составляют «сюжет» порядка событий в занятиях любовью и вырисовывают одобряемые действия, мотивы и результаты (Кун Д., 2002).
Озабоченность ритуальной стороной дела иногда настолько сильна, что молодые люди зачастую глухи к переживаниям друг друга, даже собственные их чувства отступают перед вопросом, «правильно» ли они поступают с точки зрения норм своей половозрастной группы. Ухаживание — игра по правилам, которые, с одной стороны, весьма жестки, а сдругой — довольно неопределенны.
Представления о любимом человеке
Важную роль в любовных отношенияхиграют представления о том, каким должен быть любимый человек, которые служат как бы эталоном выбора и критерием его оценки. В социальной психологии по этому поводу имеются три гипотезы.
Согласно первой гипотезе, идеальный образ любимого предшествует выбору реального объекта, побуждая личность
искать того, кто бы максимально соответствовал зтому образу. Большинство людей действительно имеют какой-то воображаемый, идеальный образлюбимого, с которым они сравниваю г своих избранников.
Идеальный образ любимого, особенно у молодых, неопыт-
■ ных людей, большей частью весьма расплывчат и содержит
. много нереальных, завышенных или несущественных требований, тогда как некоторые очень важные качества сплошь и рядом не осознаются, их значение проясняется лишь в практическом опыте брака. Кроме того, не следует смешивать идеал с эталоном. Эталон — всего лишь образец постоянства, принципиально неизменная единица измерения. Идеал же — живой, развивающийся образец. Люди, жестко придерживающиеся эталона, часто оказываются неудачниками в любви, потому что они слепы к реальным качествам своих избранников.
Вторая гипотеза выводит «романтические ценности» из бессознательной идеализации предмета любви, которому приписываются желательные черты, независимо от того, какой он на самом деле. Согласно теории идеализации, страстная любовь по самой сути своей противоположна рациональному, объектив-
,ному видению. Недаром любовь издревленазывали слепой. Психологические исследования подтверждают, что влюбленные
[часто идеализируют друг друга, особенно is начале романа, причем женщины склонны к зтому больше, чем мужчины.
Мнение ученых
С точки jpt'HHH 3. Фрейда, напряженность любовных переживанийобъясняется главным образом переоценкой объекта влечения, обусловленной его недоступностью.
Однако сводить романтическую любовь к идеализации также неверно. Если бы дело обстояло так и только так, любовь всегда и довольно быстро завершалась бы разочарованием, что не соответствует истине. Если любовь — лишь временное ослепление, то самые сильные увлечения должны быть присущи неуравновешенным натурам. В отдельных крайних случаях. Вероятно, так оно и есть. Но далеко не во всех.
Третья гипотеза, в противоположность первой, утверждает, что не идеальные образы определяют выбор любимого, а T, свойства реального, уже выбранного объекта обуслов-
Глава 12
Психосексуальное развитие и взаимоотношения полов
ливают содержание идеала по пословице: «Та и красавица, которую сердце полюбит». Видимо, и здесь есть доля истины. Неслучайно высокое совпадение черт идеальных и реальных возлюбленных одни авторы интерпретируют в духе первой, а другие — в духе третьей гипотезы.
По всей вероятности, нее три гипотезы имеют под собой известные основания. В одних случаях «предмет» любви выбирается в соответствии с ранее сложившимся образом, в других — имеет место идеализация, в третьих — идеал формируется или трансформируется в зависимости от свойств реального объекта. I Io каково соотношение этих моментов и как они сочетаются у разных людей и в разных обстоятельствах' — наука сказать не может.
Резюме
Половое созревание — центральный психофизиологический процесс подросткового и юношескою возраста. Сроки начатаи завершения пубертата (периода полового созревания), равно как и формы его протекания, чрезвычайно изменчивы ииндивидуальны. Отчасти этообусловлено биологически. Сила, частота и длительностьполового возбуждения варьируются в зависимостиот половой конституции человека. Этииндивидуальные различии очень велики, поэтому они диктуют необходимость дифференцированного, индивидуального подхода к подросткам и юношам. Однако половая конституция непосредственно влияет ТОЛЬКОна физиологические потенции индивида. Характер его сексуально-эротических переживаний ипривязанностей (выбор объекта, соотношение чувственности и нежности, длительность и сила привязанности) определяется не ею, а воспитанными свойствами личности и социальнымиусловиями ее развития. Сексуальное поведение подростка зависит не только оттемна половогосозревания, но и от социальных факторов. С одной стороны, юношеская мечта любви и образ идеальной возлюбленнойчасто лишены сексуальной) содержания. С другой стороны, подростокнаходится во власти с ильного диффузного эротизма, а образ, некоторый проецируются его фантазии, нередкапредставляет собой только «сексуальный объект»,лишенный всех других характеристик. Возраст начала половой жизни и иерархия ее мотивов у школьников весьма различны. Но их сексуальное поведение автономно от матримониальных планоа и намеренийп воспринимается преимущественно в комплексе любовно-романтических или гедонистических цен попей. Чем младше подросток в момент сво-
ей первой половой связи, тем меньше эта связь мотивируетсялюбовью, тем больше в ней случайного, ситуативного. Сводить все связанные с этим проблемы и индивидуальныеразличия исключительно к вопросам морали наивно. Как показывают исследования, стильполовой жизни во многом зависитот типа личности.
Подростковая мастурбация служит Средствомразрядки полового напряжения, вызываемого физиологическими причинами (переполнение семенных пузырьков, механическое раздражение гс-ниталий и т. д.). Вместе с тем она стимулируется психическими факторами: примером сверстников, желанием проверить свои половые потенции, получить удовольствие и т. д. Интенсивность и частотамастурбации индивидуально варьирует, но у мужчин она значительно выше, чем у женщин.
Многое в поведении подростков и юношей зависит от того, как они представляют сбою половую роль. Самая сложная проблема психосексуального развития в подростковом и раннем юношеском возрасте — формирование сексуальной ориентации, т. с, системы эротических предпочтений, влечения к лицам противоположного (гетеросексуальность), своего собственного (гомосексуальность) или обоего пола (бисексуальность) . Взрослые должны полностью отдавать себе отчет в том, что интимные эротические переживалиподростков находятся практически вне сферы педагогическогоконтроля, а повышенный интерес к ним со стороны взрослых большей частью имеет отрицательные последствия.
Потребность в дружбе с человеком противоположного пола выражает, в сущности, потребностьв любви, а одной из основополагающих потребностей в сексуальных отношениях является желание близости.
Вопросы к главе
1. Отношение к сексуальности и сексуальнееповедение подростка во многом зависят от мнения его матери, и существуют статистические данные, согласно которым, если мать сама начала половую жизнь в подростковом возрасте, то се дети, скорее всего, начнут заниматься сексом до Ы лет(Келли, 2000). Выступает ли в таком случае мать в качестве мощного агента социализации или дело в генетическихфакторах?
2. С точки зрения некоторых психологов, сексуальное просвещение в индустриальных странах лишь заостряет внимание детей и подростков на вопросе иола, тем самым способствуяраспущенности нравов. Что можно возразить на этот аргумент?
Глава 12
Агрессия |
Ключевые понятия и термины
Пубертат
Менархе
Эякулярхс
По;юная конституция
Мастурбация
Лиловая роль
Сексуальная ориентация
Гомоссксуал(им
Психосексуальныесценарии
Глава 13
Подростковая агрессия
Агрессия и ее развитие
Под агрессией обычно понимают осознанные действия, которые причиняют или намерены мри чинитв ущерб другому человеку, группе людей или животному, Если говоритьо внутривидовой агрессии, то определение становится еще более кратким и должно созываться с причинением ушерба другому человеку или группе людей. Э. Фромм (Fromm E., 1973,1Я94) определяет агрессию более широко как причинение ущерба не толвко человеку или животному, ной вообще всякому иежиному объекту. Несмотря на различияв определении понятии агрессииу разных авторов, идея причинения ущерба (вреда) другому субъекту присутствует практически всегда (Buss В. А., 1961; Berkowitz L, 1962; Lorenz К., 1963, Baron A., Richardson D., 199-1 и др.).