Мастурбация в подростковом возрасте
Статистика _____________________________
В подростковом и раннем юношеском возрасте мастурбация мас-сова. У мальчиков она быстро нарастает после 12 лет, достигая своего «пика» в 15-16 лет, когда сю занимаются 80-90%. Девочки начинают мастурбировать позжеи делают этореже; тем не менее, поданным В. В. Данилова (1982), к 13,5 годам опыт мастурбации имели 22%, к 15,5 годам — 37,4%, к 17,5 годам —50,2%, а к 18,5 — 65,8% опрошенных девушек.
Подростковая мастурбация служит средством разрядки полового напряжения, вызываемого физиологическими причинами (переполнение семенных пузырьков, механическое раздражение гениталий и т. д.). Вместе с тем она стимулируется психическими факторами: примером сверстников, желанием проверить свои половые потенции, получить удовольствие и т. д. У многих мальчиков именно мастурбация вызывает первое семяизвержение, причем чем раньше созревает подросток, тем вероятнее, что он мастурбирует. Интенсивность и частота мастурбации индивидуально варьирует, но у мужчин она значи-. тел I.но выше, чем у женщин.
Мнение ученых________ ___^_____________________
«Умеренная мастурбация в юношеском возрасте обычно носит характер саморегуляции половой функции. Она способствует снижению повышенной половой возбудимости и является безвредной» (Свядотц, 1974).
Подростковая и юношеская мастурбация — явление не столько физиологического, сколько психического порядка. Оргазм, достигаемый при мастурбации, неполноценен в том смысле, что ] шловое удовлетворение замыкается в нем на самого субъекта, он лишен коммуникативного начала, составляющего иажную сторону взрослой сексуальности. Мастурбация закрепляет л сознании подростка представление о сексе как о чем-то
В
Глава 12
Психосексуальное развитие и взаимоотношения полов
«грязном» и низменном, а возможность сексуального самоудовлетворения может тормозить вступлениеюноши в более сложные гетеросексуальные отношения. Мастурбация часто сопро-иождастся яркими эротическими образами и фантазиями, в которых подросток может выбирать себе любых партнеров и < i и уации. Условнорефлекторноемакрепление этих фантастических образов иногда создает у юноши весьма нереалистический эталон, по сравнению с которым реальный сексуальный опыт, на первых порах почти всегда сопряженный с известными трудностями, может разочаровать его, толкая к продолжению мастур-бационной практики. Наконец, самое важное и распространенное: древние табу и представления о порочности и опасности мастурбации глубоко сидят в сознании подростка, оставляя у многнястаршеклассников чувство вины и страха перед последствиями. Пытаясь бороться с этой «дурной привычкой* (самое мягкое выражение, употребляемое взрослыми), юноша обычно, как миллионы людей до него (он-то этого не знает), терпит поражение. Это вызывает у него сомнение в ценности собственной личности и особенно в своих волевых качествах, снижает самоуважение, побуждает воспринимать трудности и неудачи в учебе и общении как следствия своего «порока».
Применительно к подросткам и юношам тревожить дол
жен не сам факт мастурбации (так как она массовая) и лаже не
ее количественная интенсивность (так как индивидуальная
«норма» связанас пол оной конституцией), а только те случаи,
когда мастурбанил становится навязчивой, вредновлияя на
самочувствие иповедение старшеклассника. Однако и в этих
случаях онанизм - не столько причина плохой социальной
адаптации, сколько ее симптом иследствие.
Психо л о го -педагоги чес кое консультирование—------------ —
Раньше, когда мастурбация считалась причиной необщительности, замкнутости подростка, псе силы направляли на то, чтобы отучить его от этой прийычки,Результаты были, как правило, ничтожны и даже отрицательны. Сойчас пос гупают иначе. Вместо того чтобы втолковыватьподростку, как плохо быть онанистом(нее это только увеличивает его тревогу), пытаютсятактично улучшить ого коммуникативные качества,помочь занятьл рн* емлемое положениев обществе сверттников, увлечь интересным к о л локти иным делом, спортом. Как показывает опыт, :>та иоаи-тинпая педагогикагораздо эффективнее.
Половые роли
Многое в поведении подростков и юношей зависит от того, как они представляют свою половую роль. Наряду с подлинными увлечениями во взаимоотношениях юношей и девушек много надуманного. Влюбленность, ухаживание, обмен записочками, первое ашдаиис, первый поцелуй важны не только и не столько сами i ю себе как ответ на собственную внутреннюю i ютребность старшеклассника, сколько как определенные социальные символы, знаки повзресления. Как младший подросток нетерпеливо ждет появления вторичных половых признаков, так и юноша ждет, когда же он наконец
— Половая роль
— патгерны поведения, которые считаются «мужскими» и «женскими» вданной культуре. |
полюбит. Если это событие запаздывает (а никаких возрастных норм здесь не существует), он нервничает, иногда старается заменить подлинное увлечение придуманным и т. д.
Игровой характер подростковых ухаживаний очевиден. Но и для старшеклассников собственные переживания, воспринимаем i.ie в свете стереотипной половой роли, на первых порах иногда важнее, чем объект привязанности. Отсюда постоянная оглядка на мнение сверстников собственного пола, подражательность, хвастовство действительными, а чаще мнимыми «победами» и т. д. Влюбленности часто напоминают эпидемии: стоит появиться в классе одной паре, как влюбляются все, а в соседнем классе спокойно. Объекты увлечений также нередко вызы вают интерес многих, поскольку общение с популярной в классе девушкой (или юношей) существенно повышает соб-ственный статус у сверстников. Даже интимная близость нередко бывает у юношей средством самоутверждения в глазах сверстников.