Пубертат и половая конституция
Сроки начала и завершения пубертата (периода полового созревания), равно как и формы его протекания, чрезвычайно изменчивы и индивидуальны. Отчасти это обусловлено биологически. В прошлом многие ученые полагали, что физиологические половые потенции у всех людей одинаковы, поэтому чем раньше человек начинает половую жизнь и чем интенсивнее ведет ее, тем раньше его возможности будут исчерпаны. Современная сексология доказала, что единой, одинаковой для всех «нормы» интенсивности половой жизни не существует. Сила, частота и длительность полового возбуждения варьируются в зависимости от половой конституции человека, которая, по определению Г. С. Васильченко, представляет собой «совокупность устойчивых биологических свойств, складывающихся под
Половая конституция |
— совокупность устойчивых биологических свойств, складывающихся под влиянием наследственных факторов и условий развития в пренатальном периоде и раннем онтогенезе; половая конституция лимитирует диапазон индивидуальных потребное-тсЙ в определенном уровне половой активностии характеризует индивидуальнуюсопротивляемость в отношении патогенных факторов, обладающих избирательностью к половой сфере. |
влиянием наследственных факторов и условий развития впренатальном периоде и раннем онтогенезе; половая конституция лимитирует диапазон индивидуальных потребностей в определенном уровне половой активности и характеризует индивидуальную сопротивляемость в отношении патогенных
факторов, обладающих избирательностью к половой сфере» (Васильченко, 1977. С. 217).
Тип половой конституции мужчины впервые отчетливо проявляется в период полового созревания, причем вчисле
ее признаковфигурируют, в частности, возраст пробуждения полового влечения и возраст первого семяизвержения. Чем раньше начинается половое созревание, тем более бурно оно обычно протеКМг и тем быстрее заканчивается; позднее начало созревания обычно характеризуется и более вялым его течением. Рано созревающие мальчики не только раньше начинают, но и впоследующие взрослые годы ведут более интенсивную Валовую жизнь.Рано созревающие женщины и в дальнейшем отличаются высокой сексуальной реактивностью. ,:>1 и индивидуальные различия очень велики, поэтому они диктуют необходимость дифференцированного, индивидуального подхода к подросткам и юношам.
Однако половая конституция непосредственно влияет только на физиологические потенции индивида. Характер его сексуально-эротических переживаний и привязанностей (выбор объекта, соотношение чувственности и нежности, длительность и сила привязанности) определяется не ею, а воспитанными свойствам и л ичности и социальными условиями ее развития.
Возраст начала менструаций зависит также отряда конкретных условий, например изменения веса тела. У девочек-гим-пл( гаки юных балерин, сознательно ограничивающих свой вес, менструации начинаются на год и даже па несколько лет позже, чем у остальных. Пубертатный статус иногда может как бы регрессировать. Девочки-подросткии юные девушки, страдающие нервно-психической йнорекСией,если они теряют свыше 15% своего веса, перестают менструировать и их гормональная секреция по ряду признаков возвращается к препубертат-ному типу. В том же направлении, даже при сохранении веса, . может воздействовать психический стресс. Например, у некоторых школьниц в период экзаменов менструальные циклы становятся нерегулярными, короче или длиннее, чем обычно.
Еще более изменчивы социальные аспекты пубертата: возрастные темпы полового созревания и их совпадение во времени с теми или иными социальными переходами и жизненными событиями: переходом к другую школу, завершенном образования и т. п.
Глава 12
Психосексуальное развитие и взаимоотношения полов
Психологическая сторона пубертата
Чрезвычайно важнатакже субъективная, психологическая сторона дела: как сам подросток воспринимает, переживает и оценивает пубертатные события — менархе, ночные поллюции, изменение телесного облика, подготовлен ли он к ним, вызывают ли они испуг или радость и т. д. Это зависит как от социальных условий развития, включая половоепросвещение, так и от индивидуальных особенностей подростка. К сожалению, этифакторы.особенни у мальчиков, оченытлохо изучены. Между тем без учета самосознания объективные данные о физическом развитии и сексуальном поведении подростков лишены реального психологического смысла и часто интерпретируют-с я произвольно.
Сексуальное поведение подростка зависит не только от темпа полового созревания, но и от социальных факторов.
Половые различия-----------------
Разделки обследованных ими 13-летних школьников надо- ипост-иубертатных (постмепархиальные девочки и мальчики, уже пережившие первую эякуляцию), западногерманские исследователи Ю. Шж'гсль и др. (1975) сопоставили уровни СоцйосекСу&йъной активности обеих групп (влюбленности, i ют юлу и, объятия, петтинг, вступление и полоные m ношения). Оказалось, чего пОстпубертат-ныемальчики но асем показателям опережают долубертатиых, т.е. половоесозревание стимулирует их сексуальную активность. Одпакоуденочектакой зависимости не обнаружилось, постменар-хиалыше девочки только чаще влюбляются. Видимо, дело не только в физиологии, но и в системе половых ролей.
У детей с преждевременным созреванием наступление половой зрелости в большинстве случаев не сопровождается равней сексуальной активностью, их сексуальные интересы больше соответствуют их психическому, нежели гормональному,
возрасту.
Говоря о подростковойи юношеской сексуальности, нужно различать ее поведенческие (мастурбация, сексуальные игры, ухажипание и т. д.), эмоциональные (эротические фантазии и переживания) и когнитивно-оценочные (представления о природе сексуальности и отношение к ней или иным ее проявлениям) компоненты.