Пубертат и половая конституция

Сроки начала и завершения пубертата (периода полового со­зревания), равно как и формы его протекания, чрезвычайно изменчивы и индивидуальны. Отчасти это обусловлено биоло­гически. В прошлом многие ученые полагали, что физиологи­ческие половые потенции у всех людей одинаковы, поэтому чем раньше человек начинает половую жизнь и чем интенсивнее ведет ее, тем раньше его возможности будут исчерпаны. Совре­менная сексология доказала, что единой, одинаковой для всех «нормы» интенсивности половой жизни не существует. Сила, частота и длительность полового возбуждения варьируются в зависимости от половой конституции человека, которая, по оп­ределению Г. С. Васильченко, представляет собой «совокуп­ность устойчивых биологических свойств, складывающихся под

Половая конституция
— совокупность устойчивых биологических свойств, скла­дывающихся под влиянием наследственных факторов и условий развития в прена­тальном периоде и раннем онтогенезе; половая консти­туция лимитирует диапазон индивидуальных потребное-тсЙ в определенном уровне половой активностии харак­теризует индивидуальнуюсо­противляемость в отношении патогенных факторов, обла­дающих избирательностью к половой сфере.

влиянием наследственных факторов и условий развития впренатальном периоде и ран­нем онтогенезе; половая кон­ституция лимитирует диапазон индивидуальных потребностей в определенном уровне половой активности и характеризует ин­дивидуальную сопротивляе­мость в отношении патогенных

факторов, обладающих избира­тельностью к половой сфере» (Васильченко, 1977. С. 217).

Тип половой конституции мужчины впервые отчетливо проявляется в период полово­го созревания, причем вчисле



ее признаковфигурируют, в частности, возраст пробуждения полового влечения и возраст первого семяизвержения. Чем раньше начинается половое созревание, тем более бурно оно обычно протеКМг и тем быстрее заканчивается; позднее нача­ло созревания обычно характеризуется и более вялым его тече­нием. Рано созревающие мальчики не только раньше начина­ют, но и впоследующие взрослые годы ведут более интенсивную Валовую жизнь.Рано созревающие женщины и в дальнейшем от­личаются высокой сексуальной реактивностью. ,:>1 и индивидуаль­ные различия очень велики, поэтому они диктуют необходи­мость дифференцированного, индивидуального подхода к под­росткам и юношам.

Однако половая конституция непосредственно влияет только на физиологические потенции индивида. Характер его сексуально-эротических переживаний и привязанностей (вы­бор объекта, соотношение чувственности и нежности, длитель­ность и сила привязанности) определяется не ею, а воспитан­ными свойствам и л ичности и социальными условиями ее раз­вития.

Возраст начала менструаций зависит также отряда конк­ретных условий, например изменения веса тела. У девочек-гим-пл( гаки юных балерин, сознательно ограничивающих свой вес, менструации начинаются на год и даже па несколько лет поз­же, чем у остальных. Пубертатный статус иногда может как бы регрессировать. Девочки-подросткии юные девушки, страда­ющие нервно-психической йнорекСией,если они теряют свы­ше 15% своего веса, перестают менструировать и их гормональ­ная секреция по ряду признаков возвращается к препубертат-ному типу. В том же направлении, даже при сохранении веса, . может воздействовать психический стресс. Например, у неко­торых школьниц в период экзаменов менструальные циклы ста­новятся нерегулярными, короче или длиннее, чем обычно.

Еще более изменчивы со­циальные аспекты пубертата: возрастные темпы полового со­зревания и их совпадение во времени с теми или иными со­циальными переходами и жиз­ненными событиями: перехо­дом к другую школу, заверше­нном образования и т. п.



Глава 12

Психосексуальное развитие и взаимоотношения полов




Пубертат и половая конституция - student2.ru Психологическая сторона пубертата

Чрезвычайно важнатакже субъективная, психологическая сто­рона дела: как сам подросток воспринимает, переживает и оце­нивает пубертатные события — менархе, ночные поллюции, изменение телесного облика, подготовлен ли он к ним, вызыва­ют ли они испуг или радость и т. д. Это зависит как от соци­альных условий развития, включая половоепросвещение, так и от индивидуальных особенностей подростка. К сожалению, этифакторы.особенни у мальчиков, оченытлохо изучены. Меж­ду тем без учета самосознания объективные данные о физиче­ском развитии и сексуальном поведении подростков лишены реального психологического смысла и часто интерпретируют-с я произвольно.

Сексуальное поведение подростка зависит не только от тем­па полового созревания, но и от социальных факторов.

Половые различия-----------------

Разделки обследованных ими 13-летних школьников надо- ипост-иубертатных (постмепархиальные девочки и мальчики, уже пере­жившие первую эякуляцию), западногерманские исследователи Ю. Шж'гсль и др. (1975) сопоставили уровни СоцйосекСу&йъной активности обеих групп (влюбленности, i ют юлу и, объятия, петтинг, вступление и полоные m ношения). Оказалось, чего пОстпубертат-ныемальчики но асем показателям опережают долубертатиых, т.е. половоесозревание стимулирует их сексуальную активность. Одпакоуденочектакой зависимости не обнаружилось, постменар-хиалыше девочки только чаще влюбляются. Видимо, дело не толь­ко в физиологии, но и в системе половых ролей.

У детей с преждевременным созреванием наступление по­ловой зрелости в большинстве случаев не сопровождается рав­ней сексуальной активностью, их сексуальные интересы боль­ше соответствуют их психическому, нежели гормональному,

возрасту.

Говоря о подростковойи юношеской сексуальности, нуж­но различать ее поведенческие (мастурбация, сексуальные игры, ухажипание и т. д.), эмоциональные (эротические фантазии и переживания) и когнитивно-оценочные (представления о при­роде сексуальности и отношение к ней или иным ее проявлени­ям) компоненты.


Наши рекомендации