Влияние семьи на выбор профессии
В числе разнообразных факторов, влияющих на выбор профессии, следует особо выделить влияние родителей и семьи в целом. Домашние разговоры о проблемах на работе, нередко посещения рабочего места родителей, внешние атрибуты их профессии, инструменты, сама окружающая атмосфера становятся теми средствами, с помощью которых родители, зачастую ненамеренно, вводят ребенка в пространство своей профессии, что ■Последствии может полностью определить его интересы и увлечения. Семейные династии артистов и музыкантов, врачей и земледельцев представляют собой вполне обычные реалии человеческих сообществ.
Глава 10
Мотивация учебы и выбора профессии
Статистика ---------------------------------------------------------------------------
По данным Конже, в США примерно 44% сыновей врачей выбирают медицинские специальности и 28% сыновей адвокатов выбирают юридическую карьеру (см.: Райе, 2000).
•
С началом учебы в школе, с постепенным расширением социального и физического пространства ребенок умножает свои познания о мире людей и соответственно о мире профессий. Появляются новые герои, новые идеалы и новые представления о том, кем ребенок себя мыслит в будущем. Профессии родителей, особенно если они не столь героические или романтические или престижные, на взгляд ребенка, отступают на второй план, и появляются новые устремления. Однако в некоторых семьях родители целенаправленно занимаются формированием профессиональной направленности ребенка и делают это с довольно раннего возраста. Родители выбирают специализированные школы, классы, кружки, поощряют или осуждают увлечения своих детей, высказывают оценочные суждения относительно различных видов деятельности, относительно знакомых и незнакомых носителей какой-либо профессии, и это осознанно или неосознанно усваивается детьми.
Особенно авторитарные родители, не считаясь с интересами ребенка и полагая, что они, имеющие больший жизненный опыт, конечно же, лучше знают, что нужно их детям, с какими умениями и навыками они не пропадут в жизни, начинают диктовать свое мнение. Иногда подобное влияние строится на механизме проекции: не реализовавший в силу разных причин свои, например, физические или музыкальные способности родитель навязывает ребенку тяжелые спортивные тренировки и музыцирования, планомерно готовя его к соответствующим видам деятельности. Это замечательно, но только в тех случаях, когда совпадает с реальными интересами и способностями ребенка. С другой стороны, можно обнаружить и такие факты, когда родитель или родители принижают способности ребенка и сразу ограничивают его в выборе. Нередко такое случается в семьях, где невысок образовательный уровень родителей: •sK чему читать эти книжки, все равно умнее не станешь!* Это может определяться не только низкой ценностью знаний, образованности, здесь можно усмотреть и бессознательное нежелание родителя видеть ребенка умнее, способнее, успешнее, чем
он сам: «Чем ты лучше меня, яблоко от яблони недалеко падает*, «Мать твоя всю жизнь мыла полы и ты будешь*.
Такой диктат в лучшем случае может привести к тому, что молодой человек, проучившись или проработан некоторое время по ;ia;iammii родителями специальности, меняет ее достаточно рано, чтобы заново строить жили., а и к\ иисм, так и не набравшись мужества, будет нести бремя чужих желаний и притязаний, испытывая огромную неудовлетворенность собой и жизнью. Дети могут активно протестовать против решений своих родителей, а могут молчаливо их принять. Такое принятие может, однако, свидетельствовать не об искреннем согласии и демонстрации совпадений во взглядах, а о нежелании делать больно родителям, попытке быть «благодарным* сыном или дочкой, нежелании вызывать семейные ссоры, а может быть и признаком того, что дети сами не знают, чего хотят. Последнее может быть признаком низкого уровня личностной рефлексии.
Мнение ученых --------------------------------------------------------------------
По данным некоторых исследований, стремление подростка к высшему образованию и карьерные устремления определяет образование его матери (Чупров В. И. и др., 2001). По мнению Хоф-фмана, дочери работающих матерей характеризуются более высокой мотивацией достижения и большим стремлением сделать карьеру, чем дочери не работающих вне дома матерей (цит. по: КраЙгГ.,2000).
Другой аспект влияние родительской семьи особенно ярко стал проявлять себя в последние годы. По мнению некоторых исследователей, материальное положение семьи становится все более значимым фактором, определяющим уровень притязаний и жизненные стратегии подрастающего поколения и, соответственно, влияющим на выбор профессии. Подростки, строя планы на будущее, учитывают ту помощь, которую им может оказать семья. Уже на уровне притязаний и желаний существует разница между детьми из семей с разным уровнем материального достатка. Дети из состоятельных семей в большей степени претендуют на то, чтобы в будущем стать «владельцем своего Дела» и иметь высокие доходы (Шуры гина И. И., 1999).
Характер внутрисемейных отношений также может оказывать влияние. Роу, например, считает, что дети, находящиеся в
Глава 10
Мотивация учебы и выбора профессии
центре внимания семьи, могут вырасти более зависимыми от потребности в принадлежности к группе, в любви и уважении других. В результате их будут привлекать профессии, которые дадут им возможность контактировать с людьми и пользоваться их уважением. Такие люди предпочтут работу, выполняя которую они смогут помогать окружающим, или же будут тяготеть к работе в области культуры, возможно, в сфере искусства или развлечений (цит. по Крайг Г., 2000). Принадлежность семьи к определенной культуре также может оказывать существенное влияние на профессиональный выбор молодых людей, например, на Северном Кавказе семья и ближайшие родственники оказывают, первоочередное влияние на выбор (Денисова Г. С. и др., 1999).
Отражение педагогом учебной
и профессиональной мотивации учащихся
В любом случае даже более-менее адекватное понимание педагогом конкретной мотивации учащихся уже косвенно влияет на продуктивность педагогической деятельности. Однако значение этих адекватных знаний значительно возрастает, когда они начинают целенаправленно использоваться в процессе пе-дагогаческой деятельности и общения. Так, педагог, сознающий, что мотив высокого уровня профессионализма имеет большую субъективную значимость для многих учащихся, может стараться увязать преподавание своего предмета, каждой его темы с данным мотивом. При этом психологически действенным является раскрытие того, какие конкретные сведения, организующие тему занятия, имеют наибольшее профессиональное значение, где и каким образом они могут применяться, освоение каких профессиональных навыков без них невозможно. При творческом отношении к делу у педагога открывается множество конкретных путей по использованию собственной осведомленности о структуре учебной мотивации учащихся. Главное, чтобы это адекватное познание не оставалось на пассивно-содержательном уровне, а целенаправленно использовалось.
Оценке того, насколько адекватно тот или иной педагог познает структуру учебных мотивов учащихся, было посвящено специальное исследование (Реан А. А., 1990). В ходе его про' ведения выяснилась неадекватность некоторых представлении педагогов о мотивах учебной деятельности учащихся, Так, в
число значимых попадал мотив «добиться одобрения родителей и окружающих», который в действительности не имеет для учащихся особого веса. Такое неадекватное представление чревато многими тактическими ошибками в педагогическом общении. Неадекватным является и представление педагогов о высокой значимости для учащихся мотива «избежать осуждения и наказания за плохую учебу», В действительности же этот мотив не только не попал в пятерку значимых по выборке в целом, но вообще оказался на одном из последних мест. Такая ошибка может приводить уже не только к тактическим, но и к Стратегическим просчетам в построении педагогического обще-
ния.
Психолого-педагогии ее кое консультирование
Психология авторитаризма и неэффективность, если не разрушительность, его внедрения в педагогику достаточно хорошо изучена и описана (А. А. Бодал ев, И. А. Зимняя, Я. Л. Коломипский, К. Левин, А. В. Петровский, А. А. Реан, А. Л.Свенцицкий). Ориентация на отрицательные мотивы (мотивы избегания, боязни неудачи, страха) всегда менее эффективна, чем на положительные, а в гипертрофированно неадекватнойпредставлении педагогов о значении для учащихся мотива осуждения и наказания проявляются собственные авторитарные установки педагогов. Все это вместе взятое может привести к неоправданному использованию педагогом «силовых» приемов, в частности jrpOB(вызов родителей, жалобы администрации и т. п.) и запретов. При-. чем эти меры могут казаться педагогу эффективными именно в силу их кажущейся адекватности структуре значимых мотивов учащихся.
Резюме
Подростковый период, как правило, рассматривается в качестве отправной точки в профессиональном становлении личности. По мере взросления, с постепенным усложнением мотивационной сферы интересы подростков начинают приобретать большую глубину и устойчивость, а отдельные из них принимают характер стойкого увлечения.
Выбор профессии — это сложнейший процесс, па течение и результат которого влияют самые различныефакторы как ннутреннего, так и внишюго порядка. Исследователи выделяют семь компонентов ситуации выбора профессии; общая и региональная структуры потребностей общества в кадрах; социальное макро-
Глава 10
и микроокружение; совокупность содержательных особенностей различных видов трудовой деятельности и выработанных в обществе оценочных отношений к ним; совокупность психологических, психофизиологическихИ иных особенностей самого человека; (лМШ1и направленность информированностисубъекта выбора о мире профессий и о структуре потребностей в кадрах. R каждом конкретном случае степень выраженности этих факторов мажет бытьразличной и зависимости от тех условий,п которых осуществляется профориентация.
Формирование профессиональной направлен ности и собственно выбор профессии — длительный и сложный процесс, в котором можно выделить определенные стадии. Эти стадии, по мнению отдельных исследователей, определяются особенностями возрастного развитаячеловека
Интерес является одним из важнейших факторов, влияющих на выбор профессии и в дальнейшем на профессиональную успешность. Основой для адекватного профессионального выбора является формирование познавательных интересов и профессиональной направленности. При этом прослеживается стадиальное i ь их развития.
Причиной неадекватного выбора профессии могут быть как внешние (социальные) факторы, связанныес невозможностью осуществить профессиональный выбор по интересам, так и внутренние (психологические) факторы, связанные с недостаточным осознанием своих профессиональны!склонностей или с неадекватным представлением о содержании будущей профессиональнойдеятельности.
Помимо собственно интереса к определенной профессии, потребности в еамоактуализации и самовыражении выбортой или иной профессии может определяться особенностями характера человека. Па выбор профессии влияют не только интересы и способности человека, но еще и широкий спектр общественно обусловленных факторов: уровень экономического развития государства, общественный строй и ее идеология, совокупность представлений о ценности и престижности тех или иных профессий и труда в целом. Материал ьное вознаграждение — самый значимый фактор, влияющий на выбор профессии современной российской молодежи.
Профессиональные интересы кристаллизуютсяи четко определяются в определеннойстепени но механизму позитивного подкрепления.Успешные начинания личности в определенных видах деятельности способствуют развитию и закреплению интереса к этим видам деятельности.
Мотивация учебы и выбора профессии Вопросы к главе
"е ИСС~"ед(™ * **Ш ривают воп р ,кие у мальчиков и девочек можно предположить от™ в мотивации к учебе и меняются „ \ они н LL с"-
2.Можноличем-ниЙудь.кромемеханизмапроеш.рования объяс
нить гот факт, что чем больше у учителя пела, Jn,™ft ™ж
тем хуже он понимает учебную мотивацию своих пптомц^
^Сейчас в сфере профессиональной ориентации и рейтинга
™ большое количество тестов (в основном, разрабо
тайных на основе шкалы ММРГ). Какой смысл имеет подобное тес^нрованне, если теория Голланда не нуждается на Г
Ключевые понятия и термины
Закон Йеркса-Додсона
Интринсивпая мотивация
Экстринсивная мотивация
Познавательные мотивы
Профессиональная ориентация
Концепция профессионального развития Д. Сыоиера
Теория выбора Профессии Дж. 1пллацл»
Дисгармоничность характера
Ахцентуация |
Глава 11
Дисгармоничность характера
Личность и характер
Черты характера проявляются в учебной и профессионально: \ деятельности человека, в его поступках в конкретных жизненных ситуациях, в особенностях общения с различными людьми и в различных ситуациях. В зависимости от особенностей характера люди могут по-разному реагировать, например; на неудачу в том или ином виде деятельности. Один, потерперпеп неудачу, впадет в уныние, другой — просто откажется от решения задачи и радостно примется за что-то другое, третьего неудача только подстегнет, ион с еще большей энергией и упорством возьмется за дело.
Когда мы говорим, что черты характера являются устойчивыми личностными особенностям и, мы, конечно, не должны понимать это как их неизменность В течение жизни те или иные черты характера могут претерпевать определенные, иногда существенныеизменения. Одна-
— иерархизированная, упорядочен пая совокупность устойчивых индивидуалы»-психологическихособенностей личности, которые формируются и процессе жизнедеятельности и проявляются в способах типичного реагирования личности в деятельности,повелении и общении. |
Характер. ■ ■-________ — ко черты характера не могут из
меняться быстро и легко, так,
например, как настроение че
ловека. Изменение характера
— это, чаще всего, сложный и
длительныйпроцесс. Характер
может меняться под воздей
ствием нового жизненного
опыта, а также в результате це
ленаправленного воспитания и
самовоспитания личности.
Акцентуации характера
Б психологии характера, наряду с понятием «черты характера», «особенности характера», существует и понятие «акцептуации характера». Понятие «акцентуация» впервые ввел не-мецкий психиатр и психолог Карл Jlrnni;i|i,i(I^>onhard К.). Им же была разработана и описанаизвестная классификация тировакцентуации личности. В нашей стране получила также распространение иная классификация, предложенная известным детским психиатром А. Е. Личко. Однако и в том и в дру--гом подходе сохраняется общее понимание смысла акцентуации.
В наиболее лаконичном виде акцентуацию можно определить как дисгармоничность развития характера, гипертрофированнуювыраженность отдельных его черт, что обусловливает повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняет ее адаптацию в некоторых специфичных ситуациях.
При .ном важно отметить,
— дисгармоничность развитияхарактера, ]-ипертр(х|жро-ваннаявыраженность отдельныхего черт, что обусловливает повышенную уязвимостьличности и отношении определенного рода воздействий изатрудняет ее адаптацию в некоторых специфичных ситуациях. |
■ [збирательная уязвимость в отношении определенного роди жидгт-пшм, имеющая место мри той или иной акцептуации, может сочетаться с хорошей или даже повышенной устойчивостью к другим воздействия ■-' Аналогично, затруднения с плантацией лично-
сти и некоторых специфичных ситуациях (сопряженные с дан-
>й акцентуацией), могут сочетаться с хорошими и даже повы--нньши способностями к социальной адаптации в других ситуациях. При этом эти «другие» ситуации сами по себе могут ггьобъективно более сложными, но не сопряженными с данной акцентуацией.
Статистика---------------------------------------------------------------------------
Йо данным К. Лсонгарда и его сотрудников, доля акцвэтунро-!^нных личностей во взрослом населении Германии составляет Приблизительно 50%. При этом авторы специально подчеркива-
1сн*<мопи| подрос пса
Глава 11
Дисгармоничность характера
ют, что в других странах соотношение акцентуированных и неакценту про ванных людей может быть иным.
В работах К. Леонгарда используется как словосочетание «акцентуированная личность», так и «акцентуированные черты характера», причем главны м-остается все-таки понятие <ак-пентуация личности». Сама классификация К. Леонгардафактически я иляется классификацией акцентуированныхличностей. В свою очередь, некоторые психологи полагают, что правильнее было бы говорить об акцентуациях характера, потому что в действительностиименно об особенностях характера и типологии характера здесь идет речь. Скорее всего, еггра-ведлиио использовать оба сочетания — и «акцелггуированная личность*, и «акцептуация характера». В отечественной психологи и стожилась традиция четко, а иногда и резко подчеркивать различие понятий «личность» и «характер». При этом имеется в виду, что понятие личности — более широкое, включающее в себя направленность, мотивы, установки,интеллект, способности и т. д. Между тем западные психологии, говоря о «личности», часто имеют в виду ее характерологию. Для этого есть определенные основания, поскольку характер — это не только базис личности (так считают многие, хотя это и дискуссионно), но прежде всего интеграти иное образование. Вхарактере находятсвое выражен ие система отношений личности, ее установки, ориентации и т. д. Если же обратиться конкретно к описаниям различных акцентуаций (безразлично, в какой типологии — К. Леонгарда или А. Личко), то легко увидеть, что существенная их часть характеризует именно личность в различных ее аспектах. Очевидно, действительно вполне допустимо в равной степени и в равном значении использовать оба термина — акцентуированная личность и акцентуация характера.
По различныйданным, распространенность акцентуаций в обществе еильно варьируетсяи зависит от многих факторов, таких как социокультурные особенности среды, половые и воз-растпысотличия идр.
Хотя в целом вопрос о динамике акцентуаций разработан еще недостаточно, уже сейчас можно определенноговорить о заострении черт акцентуированного характера в подростковом возрасте. В дальнейшем, оченидно, происходит их сглаживание или компенсация, а также переход явных акцентуаций в скры-п,к\
Таблица 11.1
Частота, % акцентуаций характера в популяции подростков (по данным Н. Я. Иванова, 1976)
Контингент | Пол | |
мужской | женский | |
BotpacT 14-15 лет,8-й класс средней школы | ||
Возраст 16-17 лет, 9-10-Й класс средней школы | К | |
1-2 курс ПТУ | ||
9-10-й класс математической школы | ||
9-10-й класс английской школы | ||
Морское училище | — | |
Педагогическое училище | — | |
Физкультурный техникум |
Типы акцентуаций
Гипертимный тип
Заметной особенностью гипертимного типа является постоя п-ное (или частое) пребывание в приподнятом настроении, даже при отсутствии каких-либо внешних причин для этого. Приподнятое настроение сочетается с высокой активностью, жаждой деятельности. Для гипертимов характерны общительность, повышенная словоохотливость. Они смотрят на жизнь оптимистически,не теряя этого качества и при возникновении препятствий. Трудности часто преодолевают без особого труда, в силу органично присущей им активности и деятельности.
---------------- Гипертимный тип — акцентуация характеризуется постоянным (или частым) пребыванием в приподнятом настроении и сочетании свысокой активностью, жаждой деятельности. Один из наиболее «рискованных» с точки зрения лелипквен i но-сти типов личности. |
По имеющимся данным (А. Личко). гипертимный тип входит в пятерку наиболее «рискованных* с точки зрения делинк-вентности. Наряду с близким ему неустойчивым типом гипер-тимы прочно занимают лидирующее положение по этому критерию. Гипертимный тип в совокупности с неустойчивым является наиболее значимым фактором опасности делинк-ьентного поведения по сравнению с другими акцентуациями.
Асоциальное поведение гипертимои обусловлено не столько четко выраженными
Глава 11
Дисгармоничность характера
Педантичный тип |
Тревожный тип |
----- — Циклотимический тип — акцентуация характеризуетсясравнительно частой систематической сменой гинер-тимических и дистимиче-ских состояний. |
антисоциальными установками, сколько легкомыслием, гиперактивностью, реакцией группирования и склонностью к риску. Однако и этик «легких» причин достаточно для формирования противоправного (делинквентного)поведении.
Застревающий тип .
Застревающий тип отличается высокой устойчивостью аффек-та, длительностью эмоционального отклика, переживаний. Оскорбление личных интересой и достоинства, как правило,долго не забывается и никогда не прощается просто таь. В связи с этим окружающие часто характеризуют их как злопамятных и мстительных людей. К этому есть основания: переживание аффекта часто сочетается с фантазированием, вынашиванием плана мести обидчику. Болезненная обидчивость этих людей, как правило, хорошо заметна. Их также можно назвать чувствител ь-ными и легкоуязвимыми, хотя и в сочетании с вышесказанным.
Эмотивный тип
Глапным и особенностями эмотивной личности являются высокая чувствительность и глубокие реакции в области топких эмоций. Характерны мягкосердечие, доброта, задушевность,
3встревающий тип— — акцентуации характеризуется высокойустойчивостью аффекта, длительностьюэмоционального отклика, переживании. Окружающие часто характеризуют людей этого типа как злопамятных и мстительных. |
эмоциональная отзывчивость, высокоразвитая змпатия. Вес эти особенности, как правило, хорошо видны и постоянна проявляются во внешних реакциях личности в различных ситуациях. Характерной особенностью является повышенная слезливость (как принято говорить, «глаза на мокром месте»).
Эмотивный тип |
Педантичный тип
— акцентуация отличается ьысокой чувствительность, глубокими реакциями в области тонких эмоций. Хлракл ер-ны мягкосердечие, доброта, задушевность! эмоциональнаяотзывчивость, высокоразвитая ;)мпатим. |
Хорошо заметными внешними проявлениями педантичного чипа являются повышенная аккуратность, тяга к порядку, нерешительность и осторожность.Прежде чем что-либо сделать, долго и тщательно все обдумывают. Очевидно, за внешней iю-
— акцентуация характеризуется тягой к порядку, нере-liiu гелыюстыои осторожностью. |
данти чностью стоит нежеланиен неспособность к быстрым переменам, к принятию ответственности.Эти люди без нужды не меняют место работы, вишьв самых крайних случаях, и го с большим трудом. Любят свое- производство,привычную работу, добросовестны в быту
Тревожный тип
— акцентуацияхарактеризуется повышенной тревожностью, робостью,иногда с проявлением покорности, неуверенностью и собственных силах но поводу возможных неудач, беспокойство за свою судьбу и судьбу близких. |
Главной особенностью этого типа является повышенная тревожность по поводу возможных неудач, беспомше гво за свою судьбу и судьбу близких. При эт ом объективных поводов к такому беспокойству, как правило, нет юти они незначительны. Отличаются робостью, иногда с проявлением покорности. Постоянная настороженность перед внешними обстоятельствами сочетается с неуверенностью в собственных силах
Циклотимический тип