Возрастная динамика профессиональной направленности
Формирование профессиональной направленности и собственно выбор профессии — длительный и сложный процесс, в котором можно выделить определенные стадии. Эти стадии, по мне-II ню отдельных исследователей, определяются особенностями возрас того развития человека.
Стадии выбора профессии
Согласно теории Гинзберга, процесс выбора профессии заключен а жесткие рамки возрастного развития;
1. Стадия фантазии охватывает раннее детство и заканчивается примерно на исходе среднего детства, в 11 лет. В этот период, независимо от своих реальных потребностей и возможное тей, дети воображают, кем они станут в будущем. Их желания не строятся на реалистических соображениях, и как правило, на этой стадии они хотят быть летчиками, учителями, врачами, медсестрами и т. д.
2. Гипотетическая стадия длится с 11- до 17-летнего возраста и включает в себя четыре периода:
—период интереса (11-12 лет) — дети делают свой выбор, руководствуясь главным образом своими склонностями и интересами;
—период способностей (13-14 лет) — подростки узнают больше о требованиях, предъявляемых данной профессией, приносимых ею материальных благах, а также о различных способах обучения и подготовки. Однако в первую очередь они Думанп ос1!онх способностях применительно к требованиям той или иной профессии;
Глава 10
Мотивация учебы и выбора профессии
— период оценки (15-16 лет) — молодые люди пытаются примерить те или иные профессии к шбстненным интересам и ценностям, сопоставляют предъянляемые данной специальностью требоиания со своей ценностной ориентацией и реальны1 ми возможностями;
— переходный период (17 лет) — в течение этого периода осуществляется переход от гипотетического подхода к реалистическому выбору профессии, который происходит под воздействием BHCiB них факторов, напримердавления школы, родителей, сверстников и других обстоятельств.
3. Реалистическая стадия — в возрасте от 17 лет и старше молодые люди стараются принять окончательное решение о выборе профессии. Эта стадия делится на три периода:
—период исследования (17-18 лет) — прилагаются активные усилия дляприобретения более глубоких знаний и понимания;
—период кристаллизации (19-21) — в это г период значительно сужается диапазон выбора и определяется основное напраиле-
ние будущей деятельности;
ТеорияГинзберга |
— процесс выбора профессиизаключен в жесткие рамки |
ИТ изстадии фантазии, которая охватывает раннеедетство и заканчиваетсяпримерно на исходе среднею детства, в 11 лет; гипотетической стадии, лдяшдйся с 11- до 17-летнего возраста, которая включаетв себя четыре периода: период интереса (11-12 лет); период способностей (13-14 лет); период оценки (15-16 лет); переходный период (17 лет); и реалистической стадии - в возрастеот 17 лет и старше, делящейся на три периода: период исследования (17-18 лег), период кристаллизации (19-21) и период специализации. |
— период специализации — общий выбор, например профессии экономиста или физика, уточняется выбором конкретной и более узкой спешили-зации (по Райе Ф„ 2000).
Теория Гинзберга, пожалуй, чрезмерно жестко определяет последовательность и длительностьстадий выбора профессии, а также их привязку к
возрастному развитию. Как эмпирические исследования, такм жизненные наблюдения показывают, что определенная часть молодых людей способна осуществить сознательный выбор профессии до окончания неполной средней школы, а некоторые делают это и еще более юном возрасте. Последнее осо-
бенно характерно для детей с ярко выраженным и, например, музы кальпыми или математическими способностями, когда их ин-тересы в этих областях принимают характер стойкогоувлечения бе;) всякого внешнего давления со стороны взрослых. А многие люди, напротив, определяются в своих профессиональных предпочтениях вгораздо более прелом воармi e
Мнение ученых
Согласно концепциипрофессионального развития Д. Сьюпера,на первой стадии — стадии «пробуждения» (охватывает возраст до 14 лет) — ребенок проигрывает различные роли,затем пробует себя в разных занятиях, выясняя, что ему правится и чтоу него получается, у него возникают интересы, которые могут впоследствии определить профессиональный выбор. По мере формирования профессиональных интересов и предпочтений появляются представ.1!ения о профессиональном образовании. В возрасте от 15 до 24 лет большинство людей проходят стадию исследования,в ходе которой и осуществляется профессиональный выбор. Молодые люди пытаются разобраться и определитьсяв своих потребностях, интересах, способностях, ценностях и возможностях. Основываясь на результатах такого самоанализа, они прикидЕлвают возможные вариантыпрофессиональной карьеры. К концу этого этапа молодые люди обычно уже подбирают подходящую профессию и начинают ее осваивать (Super D., 1964).
Следует отмстить, что возрастные границы в формировании профессиональной направленности довольно размыты, а индивидуальные отклонения велики, и причиной этому могут быть как внешние, так и внутренние факторы. Но какие-то об-пше тенденции, несомненно, существуют.
Предпочтения профессий в разном возрасте
В исследовании И. В. Дубровиной и се коллег было обнаружено, что учащиеся младших классов, с незначительными изменениями от 3-го к 6-му классу, говоря о своем будущем, обычно называют профессии военных или летчиков (особенно мальчики 3-х и 4-х классов), а также учителя (девочки) и врача. Если встречается что-либо другое, то, как правило, это профессия °тца или матери. Причем дети этого возраста только в самом общем виде представляют, чем занимаются люди той или иной профессии. Для большинства учеников 7-8-х классов, напро-
Мотивация учебы и выбора профессии
тив, их будущая профессиональная деятельность оказывается достаточно ясной, вплоть до путей, ведущих к ее достижению. Если такого представления нет, то подростки на вопрос о том, как они видят свою будущую жизнь, отвечают: «Не знаю, Я еще не решил, кем стать» — или называют 2-3 варианта будущей работы, никогда не указывая традиционные или семейные профессии, подобно младшим детям.
Исследователи предполагали, что в старших классах,и особенно в выпускном, будет много высказывании, касающихся будущей профессии, ее выбора. Наличие подобных размышлений традиционно считается едва ли не самой отличительной чертой старшеклассников. Однако максимальное число учащихся (75%), написавших о своей будущей профессии, о стремлении стать, например, шофером или физиком-теоретиком, оказалось в 6-м классе (самая многочисленная категория ответов). Доля школьников, написавших о своей будущей профессии, значительно уменьшается к 7-му классу, а затем еще раз к 8-му, составляя в нем лишь 28%, и и дальнейшем уже не у цел ичивается (Дубровина И. В. и др., 1987).
Предпочтения типов профессий
Определснныевшрастпыс тенденции обнаруживают себя и в предпочтениях типа профессии. Так, в исследовании, выполненном под руководством Е. Ф. Рыбалко, было показано, что в 6-м и 7-м классах наибольшее количество учащихся (51 и 50% от общего числа обследованных) ориентируется на профессии тина «человек—техника». Дети, как Правило,хотят стать шоферами, монтажниками, космонавтами, полярниками, летчиками и т. д. Наименьший процент учащихся выбирает профессии, относящиеся к типу «человек—человек*. В 8-м классе, напротив, наблюдается повышенный интерес к профессиям типа «человек—человек» и с небольшим отставанием профессии типа «человек—техника». В 9-м классе ситуация совершенно иная, и предпочтения отдаются профессиям типа «человек—художественный образ*. В выпускном классе вновь на первый план выходят профессии, относящиеся к типу «человек—техника» (Грищснко Н. А. и др., 1988).
Профессиональная ориентация и интересы
Этапы становления познавательных интересов
Интерес является одним из важнейших факторов, влияющих на выбор профессии и в дальнейшем на профессиональную ус-
пешность. В исследовании Л. Л. Голоней было выявлено, что основой для адекватного профессионального выбора является формирование познавательных интересов и профессиональной направленности. При этом прослеживается стадиальность их разлития, которая охватывает 4 этапа в процессе их становления.
На первом этапе в возрасте 12-13 лет интересы характеризуются высокой изменчивостью, они слабо интегрированы, не связаны со структурой индивидуально-психологических особе] 11 гостей и являются преимущественно познавательными.На втором этапе w 14-15 лет отмечается тенденция к большей сформированное™ интересов, их интеграции, включенности в общую структуру индивидных и личностных особенностей. На третьем этапе в возрасте 16-17 лет усиливается интеграция интересов и в то же время их дифферецированность в соответствии с полом, имеет место объединение познавательных и профессиональных интересов, усиливаются взаимосвязи интересов с индивидуально-психологическими свойствами. На четвертом л сапе - этапе начальной профессионализации — происходит сужение познавательных интересов, определяемое сформировавшейся профессиональной направленностью и выбором профессии. Интересы последнего этапа составляют основу для формирования профессиональной направленности личности и адскнат поп), зрелого профессионального выбора (Пэдоэей Л. К, 1996).
Удовлетворенность профессией
Правильное выянление профессиональных интересов и склонностей является важным прогностическим фактором удовлетворенности профессией в будущем. Причиной неадекватного выбора профессии могут быть как внешние (социальные) факторы, связанные с невозможностью осуществить профессиональный выбор по интересам, так и внутренние (психологические) факторы, связанные с недостаточным осознанием своих профес-иональпых склонностей или с неадекватным представлением о ^Держании буду шей профессиональной деятельности.
Исследования —-------- ——---------------- —--------- ,-----------------
Результаты одного из исследований, проведенных Л. Л. Реанон,хорошо ил л гастриру ют факт, что даже самый простой акал из цро-
Глава 10
фессиоиальных интересов, осуществленный своевременно, может повлиять на удовлетворенность избранной профессией. Низкую удовлетворенность учащихся набранной профессией можно было вполне надежно спригнознронать еще до их поступления в училище. Ведущими дляобследованной группы интересами оказались профессии типа «человек—художественный образ» и «человек—человек», т. е. лежащие пне избранной ими сферы, которая включает профессии типа «человек—знаковая система* и «человек—техника» (машинные и ручные наборщики, печатники и т. д.). Как раз оба лих тина оказались для данной группы наименее привлекательными, более того, профессии, связанные с техникой, у 55% опрошенных вызывает активное неприятие. Были выявлены лишь двое учащихся, доминирующие интересы которых были связаны с техникой; столько же учащихся имели преимущественную ориентацию на профессии типа «человек—знаковая система». Таким образом, у 90% учащихся доминирующие профессиональные интересы лежат вне сферы избранной и осваиваемой ими специальности.Совершенно очевидно, что это скажется не только на уровне профессионального обучения, но и впоследствии па эффективности профессиональной деятельности.