Мотивы учения, доминирующие в старшем школьном возрасте
Особый интерес представляют мотивы, которые появляются у старшеклассников и становятся ведущими именно на этом воз-рас гном этапе. Так, все в том же исследовании И. В. Дубровиной второе по значимости место у старшеклассников принадлежат мотиву саморазвития, связанному со стремлением учащихся к развитию у себя в процессе учебы таких качеств, как воля, целеустремленность, а также с расширением своего кругозора и различных отраслях знаний, что проявляется в стремлении к самообразованию, выходу за пределы школьной программы Собственно появление этого мотива и его доминирование обусловлено все более |>азвинающейся способностью молодых людей к проникновению в свой внутренний мир, пониманию своей особенности и неповторимости, а также потребностью в формировании личной идентичности.
Исследования мотивов учения, доминирующих в старшем школьном возрасте, обнаруживают также выраженное преобладание мотивов, связанных с профессиональным и жизненным самоопределением школьников. Старшеклассники осознают, что стоят на пороге новой жизни, и многое в ней будет определяться тем, с каким багажом знаний они выйдут из школы. Поэтому очень часто они склонны рассматривать знания не как ценность саму по себе, а как инструмент, с помощью которого они смогут получить хорошую профессию, обеспечить себе большой доход, высокий уровень жизни. И в таких случаях учебные интересы начинают опосредоваться профилем выбранно-
го вуза: нужными они считают лишь те учебные предметы, которые соответствуют их личным интересам, а остальные расцениваются как пустая трата времени.
Познавательные мотивы учебной деятельности
Существующие на сегодняшний день исследования познавательных мотивов учения обнаруживают их низкую побудительную силу на протяжении всего школьного возраста. Подобные мотивы не приобретаются вместе с ранцем, а постепенно формируются в процессе самого учения, и ответственность за это ложится в первую очередь на педагога и родителей. При этом они требуют специальных действий по формированию, иначе с насыщением, например, потребности в позиции школьника успешность учения резко снизится.
Проявление познавательных интересов у подростков имеет большую вариативность. У одних они характеризуются неопределенностью, изменчивостью и ситуативнЪстью. У других проявляются применительно к узкому кругу учебных предметов, у третьих — к большинству из них (Мухина В. С, 1997). Однако в целом исследователи отмечают достаточно низкий уровень 1ю;ш;пяпivu.rп.]\ шпергсон.
Статистика
Переднем лишь 22% российских школьников срелних и старших классов имеют устойчивый интерес к учебным предметам, у большинства сформированного активного интереса к учебе нет, а для значительной части учащихся (примерно 54%) характерно преобладание ориентации не на получение знаний, а на оценку (Кон И. С, 1989).
По данным А. В. Кирьяковой, познавательный интерес присущ лишь 14,5% от числа опрошенных старшеклассников и занимает тем самым последний ранг среди других пяти мотивов учения . (КирьяковаА. В., 1991).
В исследовании И. В. Дубровиноп нее коллег были иыде-Йены следующие группы познавательных мотивов: интерес к предмету («Мне интересен сам предмет»); качество преподавания («Интересен тот предмет, который хорошо преподают»);
Глава 10
Таблица 10.2 Распределение учащихся по основным группам познавательных мотивов | |||
Мотив | Класс,% | Значимостьразличий | |
6-й | |||
VUncpcc к предметv | 25.6 | ЗК | |
Качество преподавания . | |||
Нужность предмета вбудущем | — | Р < 0,001 | |
Знание предмета | 10,3 | ||
Понимание предмета | 30.8 | ||
Технические средства обучения | 2,6 | ||
С и моего яте льн ость мышления | — | Р < 0.05 |
нужность предмета в будущем («Неинтересно заниматься ненужными в будушем предметами»); хорошее знание предмета учеником («Мне нравятся те предметы, которые я хорошо знаю»); понимание предмета («Для меня самое главное на уроке — понимание»); самостоятельность мышления («Интересны те предметы, на которых можно пошевелить мозгами»). Полученные данные приведены в табл. 10.2 (Дубровина И. В., 1987).
Качество преподавания
Как показывают данные исследований, наибольшее значение для пробуждения познавательного интереса к предмету в обеих возрастных группах имеет качество преподавания, причем для старшеклассников это самый значимый фактор. Этот факт, в общем, не вызывает удивления. Многочисленные исследования обнаруживают зависимость удовлетворенностью учебой и положительного отношения к школе с личностью учителя и качеством преподавания им предмета. При этом такая тенденция прослеживается с самых первых лет обучения в школе: младшему школьнику интересно не любое новое знание, а прежде всего то, которое он получает от учителя. Роль учителя, наставника велика в интеллектуальном пробуждении, в приобретении определенных навыков познавательной деятельности, и нередко именно учитель становится тем самым человеком, который закладывает, а потом взращивает семя интереса к знанию. Однако гораздо чаще мы наблюдаем обратную картину, и единственное, что запоминает ученик из предмета, — это какого цвета была обложка учебника. Учителя не только не пробуждают интереса к предмету, но гораздо чаще гасят имеющийся и,
Мотивация учебы и выбора профессии
более того, отвращают учащегося от изучения определенной дисциплины. Высказывания из уст школьника: «Ненавижу русский (химию, физику и т. д.)» нередки и на деле отражают отношение к учителю, распространенное на преподаваемый им предмет.