Мотивы учения, доминирующие в старшем школьном возрасте

Особый интерес представляют мотивы, которые появляются у старшеклассников и становятся ведущими именно на этом воз-рас гном этапе. Так, все в том же исследовании И. В. Дуброви­ной второе по значимости место у старшеклассников принад­лежат мотиву саморазвития, связанному со стремлением уча­щихся к развитию у себя в процессе учебы таких качеств, как воля, целеустремленность, а также с расширением своего кру­гозора и различных отраслях знаний, что проявляется в стрем­лении к самообразованию, выходу за пределы школьной про­граммы Собственно появление этого мотива и его доминиро­вание обусловлено все более |>азвинающейся способностью молодых людей к проникновению в свой внутренний мир, по­ниманию своей особенности и неповторимости, а также потреб­ностью в формировании личной идентичности.

Исследования мотивов учения, доминирующих в старшем школьном возрасте, обнаруживают также выраженное преоб­ладание мотивов, связанных с профессиональным и жизненным самоопределением школьников. Старшеклассники осознают, что стоят на пороге новой жизни, и многое в ней будет опреде­ляться тем, с каким багажом знаний они выйдут из школы. По­этому очень часто они склонны рассматривать знания не как ценность саму по себе, а как инструмент, с помощью которого они смогут получить хорошую профессию, обеспечить себе большой доход, высокий уровень жизни. И в таких случаях учеб­ные интересы начинают опосредоваться профилем выбранно-

го вуза: нужными они считают лишь те учебные предметы, ко­торые соответствуют их личным интересам, а остальные расце­ниваются как пустая трата времени.

Познавательные мотивы учебной деятельности

Существующие на сегодняшний день исследования познава­тельных мотивов учения обнаруживают их низкую побудитель­ную силу на протяжении всего школьного возраста. Подобные мотивы не приобретаются вместе с ранцем, а постепенно фор­мируются в процессе самого учения, и ответственность за это ложится в первую очередь на педагога и родителей. При этом они требуют специальных действий по формированию, иначе с насыщением, например, потребности в позиции школьника ус­пешность учения резко снизится.

Проявление познавательных интересов у подростков име­ет большую вариативность. У одних они характеризуются нео­пределенностью, изменчивостью и ситуативнЪстью. У других проявляются применительно к узкому кругу учебных предме­тов, у третьих — к большинству из них (Мухина В. С, 1997). Однако в целом исследователи отмечают достаточно низкий уровень 1ю;ш;пяпivu.rп.]\ шпергсон.

Статистика

Переднем лишь 22% российских школьников срелних и старших классов имеют устойчивый интерес к учебным предметам, у боль­шинства сформированного активного интереса к учебе нет, а для значительной части учащихся (примерно 54%) характерно пре­обладание ориентации не на получение знаний, а на оценку (Кон И. С, 1989).

По данным А. В. Кирьяковой, познавательный интерес присущ лишь 14,5% от числа опрошенных старшеклассников и занимает тем самым последний ранг среди других пяти мотивов учения . (КирьяковаА. В., 1991).

В исследовании И. В. Дубровиноп нее коллег были иыде-Йены следующие группы познавательных мотивов: интерес к предмету («Мне интересен сам предмет»); качество препода­вания («Интересен тот предмет, который хорошо преподают»);


Глава 10

Таблица 10.2 Распределение учащихся по основным группам познавательных мотивов
Мотив Класс,% Значимостьразличий
6-й  
VUncpcc к предметv 25.6 ЗК  
Качество преподавания .  
Нужность предмета вбудущем Р < 0,001
Знание предмета 10,3  
Понимание предмета 30.8  
Технические средства обучения 2,6  
С и моего яте льн ость мышления Р < 0.05

нужность предмета в будущем («Неинтересно заниматься не­нужными в будушем предметами»); хорошее знание предмета учеником («Мне нравятся те предметы, которые я хорошо знаю»); понимание предмета («Для меня самое главное на уро­ке — понимание»); самостоятельность мышления («Интерес­ны те предметы, на которых можно пошевелить мозгами»). Полученные данные приведены в табл. 10.2 (Дубровина И. В., 1987).

Качество преподавания

Как показывают данные исследований, наибольшее значение для пробуждения познавательного интереса к предмету в обе­их возрастных группах имеет качество преподавания, причем для старшеклассников это самый значимый фактор. Этот факт, в общем, не вызывает удивления. Многочисленные исследова­ния обнаруживают зависимость удовлетворенностью учебой и положительного отношения к школе с личностью учителя и качеством преподавания им предмета. При этом такая тенден­ция прослеживается с самых первых лет обучения в школе: младшему школьнику интересно не любое новое знание, а преж­де всего то, которое он получает от учителя. Роль учителя, на­ставника велика в интеллектуальном пробуждении, в приобре­тении определенных навыков познавательной деятельности, и нередко именно учитель становится тем самым человеком, ко­торый закладывает, а потом взращивает семя интереса к зна­нию. Однако гораздо чаще мы наблюдаем обратную картину, и единственное, что запоминает ученик из предмета, — это како­го цвета была обложка учебника. Учителя не только не пробуж­дают интереса к предмету, но гораздо чаще гасят имеющийся и,





Мотивация учебы и выбора профессии

более того, отвращают учащегося от изучения определенной дисциплины. Высказывания из уст школьника: «Ненавижу рус­ский (химию, физику и т. д.)» нередки и на деле отражают от­ношение к учителю, распространенное на преподаваемый им предмет.

Наши рекомендации