Проявление подростковой эмансипации в семье
Подростковый возраст — период эмансипации ребенка от родителей, достижение определенного уровня автономии, независимости от них. Этот процесс является сложным и многомерным и включает, как минимум, три аспекта: эмоциональный, поведенческий и нормативный (Кон И. С, 1989).
Эмоциональная эмансипация
Выоциональная эмансипация — перестройка всей системы эмо-циональных отношений подростка, избавление от детской эмо-ционалынш иниисимости от родителей, появление значимых Эмоциональных отношений с другими ЛЮДЬМИ!
. В переходном позрасте эмоциональная зависимость от ро-■ггелей начинает im шп и, подростка. Созревает необходимость построен ия повой, собственной сложной системы эмоциональных отношений, основанных на взаимопонимании, привязанности и унижении и свободных от зависимости, такой системы, центром котором является сам подросток, а не его родители. Отношения с родителями продолжают занимать в этой системе значительное место, но в нее включаются теперь и эмоциональные отношения к другим людям — дружба, любовь.
Половые различия---------------------------------------- —■--------------- ——
Стремление освободиться от эмоциональной зависимости от родителей у девочек выражено меньше, чем у мальчиков, иногда до такой степени, что это «представляется им вообще неважным». Девочки более согласны с родительскими требованиями и больше озабочен ы поддержанием эмоциональных отношений с семь-eii. Мальчики более решительно противостоят своей семье и часто используют группу сверстников как средство поддержки своих попыток достичь независимости (Кле М., 1991. С. Ш).
Глава 8
Подросток и семья
Степень драматичности перехода к эмоциональной автономии во многом зависит от поведения родителей, Если родители не понимают закономерного характера эмоциональной эмансипации, они часто чувствуют обиду, обвиняют детей в черствости и неблагодарности, могут поощрять излишнюю зависимость детей или сами обращаются за эмоциональной поддержкой к детям. В таком случае переходный возраст может надолго затянуться. В результате инфантильные молодые люди могут никогда не обрести социальной зрелости и часто предпочитают жить с родителями, даже после вступления в собственный брак. При здоровом процессе индивидуализации у подростка формируется представление о себе в системе относительно стабильных эмоциональных связей.
Нормативная эмансипация
Нормат ивная эмансипация — формирование у молодых людей своей системы норм и ценностей, нередко отличающейся от тех. которых придерживаются его родители.
Ценностная система личности начинает складываться в подростковом возрасте, так как к этому времени ребенок уже накапливает определенную сумму знании, приобретает способность к логическим рассуждениям, абстрагированию, у него возникает потребность в осознании своей личности, своего места среди других людей. Семья является одним из мощнейших факторов формирования ценностной системы подростка, однако нельзя не учитывать влияния и других внесемейных факторов: нормы и ценности референтных групп, в которые включается подросток, стабильность (нестабильность) социально-экономической обстановки и др.
По данным исследований, влияние родителей на ценностные ориентации детей сильнеев тех семьях, где существует эмоциональная поддержка и взаимное понимание, частое и интенсивное общение, где последовательно поддерживается семейная дисциплина в форме душевного общения и убеждений с помощью слов, а не насаждаемого извне контроля (Райе Ф-. 2000. С. 404-). При неблагополучных отношениях в семье влияние внесемейных факторов на формирование ценностных пред-ставлений подростка усиливается. -
Проблему различий ценностей разных поколений часто называют проблемой «отцов и детей», подчеркивая тем самым ее неизбежный и непреходящий характер, существование во все
времена. Действительно, имеется, по крайней мере, несколько достаточно значимых различий между подростком и человеком среднего возраста (а в большинстве случаев родителям подростков около 40 лет). Так, если человек среднего возраста склонен к осторожности, опоре на жизненный опыт, то для подростков характерны авантюризм, дерзость, склонность к рискованным поступкам. Если для родителей характерны воспоминания о прошлом,склонность сравниватьсегодня и пера,го подростки живут настоящим, прошлое для них не имеет значения. Люди среднего возраста исповедуют реалистическое, несколько скептическое отношение к жизни, а для подростков характерен идеализм и оптимизм. Родители консервативнее, согласны с существующим положением вещей, тогда как подростки склонны к критике существующего положения, стремятся все изменить и т. д. (Райе Ф., 2000).
Исследования
Эмпирические исследования терминальных ценностей (ценностей смысла жизни) позволяют утверждать, что в целом они у родителей и детей схожи, неантагонистичны. Сравнительный анализ ценностных предпочтений у родителей и детей (выполненный по методике М. Рокича) показал: для отцов важны «здоровье, семья, материальная обеспеченность, любовь, свобода, независимость», для матерей — «семья, здоровье, любовь, материальная обеспеченность, чувство долга, ответственность». Структуру ценностных предпочтений их детей-старше класс ни кон отличалась тем, что ценность — свобода, независимость — занимала одно ил первых мест наравне с теми же ценностями здоровья, любаи, семьи, дружбы (у девушек) и материальной обеспеченности (у юношей) (Ясюкова Л. А., 1996).
Больше различий между родителями и подростками обнаруживается в инструментальных ценностных ориентациях, т. е. в понимании тех средств, которыми можно достичь терминальных ценностей.
Несмотря на то что ценностные структуры старшеклассников имеют индивидуальные различия, например, могут быть ориентированы на ценности социальной успешности, ценности индивидуальной самореализации или ценности социального взаимодействия, большинство подростков называют в числе наиболее важных такие общечеловеческие ценности личного
NciixivKirim пидрт-тка
Глава 8
Подросток и семья
счастья, как «любовь, здоровье, счастливую семейную жизнь, материальную обеспеченность, жизненную мудрость» (Кириллова Н. А., 2000). Для студентов 18-19 лет наибольшее значение имеют такие жизненные ценности, как любовь, уверенность в себе, хорошие и верные друзья, здоровье, активная, эмоциональная жизнь, свобода, независимость в суждениях ипоступках (Москвичева Н. Л., 2000). Таким образом, на протя-жс11 ии подросткового и юношеского возраста иерархия ценностных предпочтений несколько меняется в соответствии со спецификой каждого возрастного этапа (Собкин В. С, 1997), новместе, с тем они близки и являютсяобщечеловеческими.
Драматичность нормативной эмансипации усиливается во времена коренных, революциоп ных изменений в обществе, когда ценностные ориентации родителей и детей могут приходить в острое противоречие, затрагивая мировоззренческие, духовные аспекты и создавая неопределенность и тревожность с обеих сторон. Социальные ценности, которыми жили «отцы*-, в новой ситуации в большинствеутрачивают практическое значение и в силу этого не наследуются «детьми», поскольку не пригодны им ни для настоящей, ни для будущей жизни (Лисовский В. Т., 1998). Кроме того, в тоталитарном обществе отношение родителей к ребенку во многом определяется тем, и какой мерс ребенок выполняет социальные нормы (Каган В. Е„ 1992).
Поведенческая эмансипация
Поведенческая эмансипация — стремление освободиться от контроля со стороны родителей, отстаивание права на принятие собственных решений без внешнего руководства.
Стремление к поведенческой автономии у подростков резко возрастает, иони упорно добиваются независимости в принятии самостоятельных решений. В старших классах подросток уже сам решает достаточно широкий круг вопросов: распределяет свое время, выбирает друзей, способы досуга, стиль одежды и т. п. Вместе с тем степень поведенческой эмансипации от родителей у подростков может значительно отличаться и разных сферах: в более серьезных вопросах, например выборе стратегии образования, они подчиняются родителям. Таким обрааом, стремление к поведенческой автономии имеет относительныйхарактер. В действительностиподростки не стремятся к полной свободе, потому что не знают, как ей воегюльзо-
ваться. Подростки нуждаются и том, чтобы свобода давалась им постепенно, по мере того как они научаются ею пользоваться (Райе Ф., 2000).
Психолого-педагогическое консультирование---------------------
Создается впечатление, что экстравагантные поступки подростков продиктованы необходимостью определим, гранивд приемлемого и неприемлемого поведения, они как бы Ш ныгывают реакцию родителей. Если родители неопределенно высказывают свое отношение, устраняются ОТ воспитания, дают ребенку полную свободу, то подросток начинает испытывать чувство тревоги и отторжения от семьи. Поэтому поведение подростка 'надо контролировать, необходимо установить в семье он ре деленные поведенческие нормы и придерживаться их и, конечно же, следует четко и недвусмысленно выражать свое отношение к тем или иным поступкам своего ребенка.
11оведенческая эмансипация подростка в наибольшей степени пугает и волнует родителей и часто становится причиной конфликтов в семье. Следующие сферы жизни подростков являются наиболее «конфликтогенными»:
—социальная сфера жизни; выбор друзей и партнеров, проведение свободного времени, планирование будущего, инфантильное поведение;
—внешний вид и манера поведения: вредные привычки — курение, наркотики, алкоголь, употребляемые выражения, лживость, сексуальная жизнь;
—школа: успеваемость, посещаемость, общее отношение к учебе и учителям, поведение в школе;
—поведение в семье: выполнение хозяйственных работ по дому, расходование денег, отношение к личным вещам, одежде, к семейной собственности — жилью, мебели, бытовым приборам, демонстративное поведение по отношению к родителям, ссоры с братьями и сестрами, взаимоотношения с престарелыми родственниками и т. п.
Вот подборка типичных жалоб «отчаявшихся* родителей на поведение подростков, приведенная американскими семейными терапевтами Робертом и Джин Байярд (1991):
—Поздно ложится спать.
—Лжет, например:
—Говорит, что идет в одно место, а сам идет куда-то еще.
«■
Глава S
Подросток и семья
— Говорит, что сделал уроки, а сам не сделал их.
— Пачкает на кухне.
— Берет без спроса мою одежду.
— Одевается, как бродяга (проститутка).
— Злоупотребляет косметикой.
— Гуляет допоздна или даже всю ночь.
— Оставляет свой велосипед (коньки ит. д.) на улице без
присмотра.
— Оставляет мои инструменты ржаветь на улице или же
теряет их.
— Часами занимает телефон.
— Постоянно угрюм и замкнут.
— Водится с нежелательными приятелями.
— Слишком много смотрит телевизор.
— Валяется целыми днями, слушая музыку или просматривая телепрограммы.
— Не делает уроков.
— Не ходит в школу.
— Приводит друзей домой, когда меня нет.
— Не делает работу по дому.
— Закатывает истерики или угрожает, когда ему перечат.
— Не убирает и своей комнате.
— Убегает из дома.
— Дерется с братьями и сестрами.
— Ругается.
— Ничего не хочет делать вместе с семьей.
—Все время хочет быть один.
—Требует денег.
—Курит.
Как отмечают Р. Т. Байярд, Дж. Байярд (1991), проблема
регуляции поведения подростков заключается в том, что роди
телям очень трудно делегировать ответственность за собствен
ное поведение детям. Действия родителей продиктованы бес
покойством за будущее своих детей, но парадокс заключается в
том, что если их контроль успешен, ребенок может упустить
возможность лучше освоить самостоятельный образ жизни.
Статистика------------------------------------------------------------------------ —
Статистические данные оконфликтах подростков с родителями в раиных странах приблизительно одинаковы: несмотря на то что
около 70% подростком отмечают наличие каких-либо проблем, являющихсяпредметом спорив и взаимных жалоб, серьезные конфликты подростков с родителямивстречаются приблюитель-по и 15-20% семей (Крайг Г., 2000), примерно 5-10% находятся в постоянных острых конфликтах, заявляют онепонимании со стороны родителей и глубоких расхождениях с ними по многим вопросам. В целом же более 60% подростков считают, что встречают понимание со стороны родителей и испытывают удовольствие от их общества (КлеМ., 1991). С этим согласуютсяи данные, полученные по России: большинство подростков имеют эмоционально позитивное отношение к своей семье, уверенно себя чув-с 1 куют в семье и любят общаться с членами своей семьи (ЯрцевД. В., 1999). Конфликту ют с родителями постоянно —3%, часто — 10%, иногда — 26%, редко — 38%, не имеют конфликтов22% опрошенных {Психология человека..., 2001).
Проблемы взаимоотношений с родителями начинают беспокоить подростков уже в 12 лет, но достигают наибольшей остроты в возрасте 13 и 14 лет (Наш проблемный..., 1999 ).