Инамика личностной направленности
1зучение реального состояния личностной направленности подростков позволиловыявить ее половозрастную динамику на разн ых стадиях данного периода онтогенеза (табл. 6.1).
Установлено, что большинство обследованных подростков характеризуются индивидуалистической акцентуацией (55%). Однако их число колеблется в зависимости от пола, стадии развития, социального положения (школьник или учащийся ПТУ), но всегда остается достаточно высоким (от 45 до 70%), При этом пик индивидуалистическойнаправленности приходится на среднюю стадию, а к старшему подростковому возрасту доля (индивидуал исто и несколько уменьшается. И все же в подростковом возрасте ведущим становится процесс индивидуализации, при котором особую значимость для личности приобретает она сама, самоанализ ее внутренних процессов и состояний, соответствующих черт характера, чувств и желаний, способов ВЗаимодеЙс гния С окружающими и т. д. Общество, другие люди интересуют личность опосредованно, через саму себя. 11одрос-ток ищет ответы на особо волнующиеего вопросы, начиная с «Кто я?», «Какой я?», «Почему я такой?* — на младшей стадии до глубоких и серьезных («взрослых») вопросов старших подростков к самим себе: «В чем моя ценность как личности?», «Какова моя роль в обществе?» и т. д.
Половые различии----------------------------------- .----------- .--------------
Следует отметить существенные различия в состоянии личностной направленностимальчиков и девочек. Так, количество девочек, обладающих i-уманистической направленностью личности на всех стадиях подрост копою ноараста, значительно превосходит
Глава 6
Стадии развития личности подростка
количествомальчиков с данным типом направленности. Противоположная картина была выявлена в структуре эгоистической направленности.По сравнению с девочками мальчики более индивидуалистичны. Процент мальчиков с индинидуалистической акцентуацией направленности на разных стадиях развития веред-нем на 22% превышает количество лецочек-*ннлииилуалисток>. Данное положениесвязано, помимо нсего прочего, с освоением стереотипов поведения мужчин и женщин, их социальных ролей, которые выработаны в обществе. От женщиныобщество ждет в большей степени дисциплинированности, исполнительности, чем самостоятельностии независимости; в большейстепени способности сопереживать, принимать чужую точку зрения, чем отстаивать свою. Женщина должна быть более лояльна, терпима, должна уметь прощать и уступать, что в значительной мере соответствует гуманистическойнаправленности личности. Роль мужчины предписывает мальчику более мужественное, активное, самостоятельное поведение, большую, чем у девочек, независимость суждений и поступков, т, е. половаяроль мужчины в целом более индивидуалистична, чем половая роль женщины. Интересным является тот факт, что формирование направленности личности мальчиков проходит более стабильно, логично, без резких перепадов. Наибольший разрыв между стадияминаблюдается:
— в гуманистической направленности с альтруистической акцентуацией (1594);
— вдепрессивной направленности (12%);
— вэгоистической направленности с эгоцентрической акцентуацией (10%).
Причем этот разрыв был отмечен между младшей и средней стадией подростки кого возраста.
У девочек скачкообразные изменения направленности личности выражены значительно более ярко, причем зто касается всех типов направленности:
— гуманистическая направленность с альтруистической акцептуацией — 33% (между средней и старшей возрастными стадиями);
— гуманистическая направленность с индивидуалистическойакцентуацией — 26% (между младшей и средней);
— эгоистическая направленностьс индивидуалистической акцептуацией — 27% (между средней и старшей) ;
— атеистическая с агоцевтрическойакцентуацией — 14% (между средней и старшей);
— депрессивная — 10% (между младшей и средней);
— суицидальная — 15% (между средней и старшей возрастными стадиями).
Таким образом, можно утверждать, что для подрост ков-мальчиков субъективно более сложной является младшая стадия подросткового возраста — стадия первоначального вхождения в новую социальную ситуацию. Для девочек же в целом наиболее сложной являетсясредняя стадия подросткового возраста,на которую налает пик «общественной активности», с одной стороны, и невозможность се реализации - с другой.